Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
польский). В двух средних учились сочинять стихи и
овладевали ораторским искусством. В высших классах три
года изучали философию, четыре - богословие, а также
88
получали знания по математике, географии, астрономии и
архитектуре. Вокруг академии сплотились известные научные
работники того времени. Академия поддерживала тесные
связи со многими учебными заведениями Европы. Ее
воспитанники были организаторами многих духовных
училищ в России.
Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. - это
расцвет жанра историко-мемуарной прозы, среди которой
выделяются три казацких летописи:
1) "Летопись Самовидца" охватывает события с
1648 до 1702 г. (главное событие - освободительная война
1648 - 1654 гг. против шляхетской Польши);
2) Летопись гадяцкого полковника и судьи
Г.Грабянки охватывает исторические события от Б.
Хмельницкого до И. Самойловича;
3) Летопись С.Величка «Сказание о войне казацкой с
поляками...» состоит из двух томов и охватывает события с
1648 по 1700 гг. (за этой работой он потерял зрение).
В XVIII в. распространяются медицинские знания.
Появляется ряд врачей-
степень доктора медицины. В 1707 г. в Лубнах открыта
первая полевая аптека, а в 1787 г. в Елизатвеграде – первая
медицинская школа. Велись поиски методов борьбы с
эпидемиями: Мухин – оспопрививание и предупредительные
средства борьбы с холерой, Д.Самойлович описал эпидемию
чумы и изложил способы ее предотвращения.
В литературе распространились полемические жанры
(трактаты, диалоги, диспуты, памфлеты), развивалась
ораторско-проповедническая проза, возник жанр эзоповской
басни, распространились сатирические стихи.
Важный взнос в духовную культуру сделал
Г.С.Сковорода (1722 - 1794). Родился в с. Чорнухи на
Лубенщине, высшее образование
получил в Киево-Могилянской
89
преподавателем коллегиумов. Преследуемый светской и
церковной властью, в 1769 г. оставил педагогическую работу.
Он воспринимал мир как борьбу добра (высокие духовные
интересы человека) и зла (обогащение, паразитизм,
развращение). Сковорода написал 30 басен (сборник "Басни
Харьковския") и сборник стихов "Сад божественных песен".
Зачинателем новой украинской литературы стал И.П.
Котляревский (1769 - 1838). В 1798 г. в Петербурге были
напечатаны 3 части его "Энеиды". Поэма написана народным
языком, реалистически обрисована жизнь и быт, социальные
отношения. В образах Энея и троянцев, богов и царей
выведены крестьяне, казаки, мещане, господа, старшины,
чиновники и т.п.
Значительной популярности достигли интермедии -одноактные спектакли, где изображались сцены из жизни
крестьян, казаков, мещан. Вертепная драма имела 2 части: 1)
рождественская драма - легенда о рождении Христа; 2)
бытовые сцены, наполненные украинским юмором. Первым
постоянным театром был Харьковский (основаный в 1798 г.)
В 1758 г. в Глухове была создана музыкальная школа,
которая подготовила большое количество музыкантов и среди
них композитора Д.С. Бортнянского, автора 70 концертов, 6
опер, других произведений.
В архитектуре господствует стиль барокко: Троицкий
храм в Чернигове, церковь Рождества Богородицы в Лавре,
храм Воздвиженского монастыря в Полтаве. Шедевром
архитектуры считается Андреевская церковь в Киеве,
построенная Растрелли, итальянцем по происхождению.
Замечательным памятником архитектуры является собор св.
Юра во Львове.
Основные культурные достижения украинской культуры
ХІУ – ХУІІІ вв.:
- Запорожское казачество
как автентичный украинский
- Расширение Магдебурского права на украинских землях;
- Первая в Европе
Конституция (Конституция
90
- Дуализм (двойственность) – именно здесь зарождается
противостояние «пропольского» Запада и «пророссийского»
Востока Украины;
- Развитие в контексте
западноевропейских
временем – и новомодных) тенденций (антропоцентризма,
гуманизма, образовательности);
- Развитие книгопечатания;
- Развитие устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства;
- Появление необычного украинского кукольного театра –
вертепа (ХУІІ в.);
- Развитие архитектуры (замки, крепости, церкви, монастыри),
главный стиль – украинское или казацкое барокко. (ХУІІ –
ХУІІІ вв.)
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое значение украинского
казацкого государства для
национальной культуры?
2. Каким был вклад Ивана Мазепы в развитие культуры украинцев?
3. Какая роль монастырей
в развитии образования, науки,
книгописания и
4. Что такое барокко?
Его место в украинской
5. Расскройте характерные
особенности архитектуры,
живописи.
6. Что характерно для творчества иконописцев Ивана Рудковича и
Йова Кондзелевича?
7. Каное ваше личное мнение о роли украинского казачества в
формировании украинской национальной идентичности.
Темы докладов, рефератов и фиксированных выступлений:
1. Вклад в развитие украинской культуры гетмана Ивана Мазепы.
2. Православие и казачество.
3. Творчества иконописцев
Ивана Рудковича и Йова
91
Тема 9. Украинское национально-культурное
возрождение
(конец ХУШ – начало ХХ вв.)
(2 часа)
План.
1. Историко-культурные
землях в конце ХУ111 – начале ХХ вв.
2. Кирилло-Мефодиевское братство,
его культурно-образовательное
3. Т.Г.Шевченко и его
роль в украинском
4. Развитие украинского театра.
Вопрос №1. 1. Историко-культурные особенности
развития на украинских землях в конце ХУ111 – начале
ХХ вв.
Понятие «украинское национально-
возрождение» - это процесс становления и развития
общественно-политической и культурной жизни Украины
конца ХУШ- начала ХХ в.в. Конечной целью национального
возрождения всегда стоит создание самостоятельного
национального государства.
Началом национального возрождения было появление
«Энеиды» И.Котляревского, которая написана украинским
народным языком, творчество Г.Квитки-Основьяненка и
Харьковского кружка литераторов. Социальной и духовной
основой были предыдущие достижения украинского народа,
гуманистические традиции материальной и духовной
культуры. Носителем возрождения было украинское село,
которое сохранило родной язык – самый главный носитель
украинской ментальности.
Многие исследователи считают, что процесс
национального возрождения в Украине длился 130 лет – с
конца казаческого государства и до Первой мировой войны.
Этот процесс делится на три этапа:
92
- первый - период сбора наследия, академический, или
шляхетский, этап (конец ХУШ в.- 40-е гг. ХІХ в.);
- второй – украинофильский или культурнический
(народнический) этап (1840-1880г.г.);
- третий - политический
или модернистский (1880-1914г.
Все три этапа характеризуются культурно-просветительской деятельностью дворянства и польско-украинского шляхетства, появлением на общественно-политической арене в 40-х гг. Т.Г.Шевченка и национально-культурным движением народных масс.
Основные направления в развитии украинской
культуры ХІХ получили:
1. Литература. Внедряется реализм, продолжая
традиции романтизма. Расширяются, обогащаются
тематические и жанровые горизонты. Появляются
исторические романы (П.Кулиш), расширяется очерк с
элементами публицистики, этнографии (А.Свиницкий).
Создаѐтся социально-бытовая реалистическая проза,
социально-психологический роман (П.Мирный). Наряду с
традиционными темами (крепостное право, рекрутчина,
духовенство) появляется новая жизнь интеллигенции.
Уровнем мастерства, широтой охвата жизни, новаторством
украинские писатели заняли довольно значительное место в
мировой литературе.
2. Изобразительное искусство. В 1870г. в России
создаѐтся Товарищество передвижных художественных
выставок. Мастерство художники получили в Санкт-Петербургской академии художеств. В Одессе, Харькове,
Киеве открывались рисовальные школы (позже училища).
Популярным становится бытовой жанр. Традиции
Т.Шевченка продолжают Л.Жемчужников, И.Соколов,
К.Трутовский. В жанре пейзажа работают С.Васильковский,
К.Крижицкий. Исторический жанр был представлен
93
И.Репиным. В скульптуре наибольшим успехом пользовались
работы в жанре портрета, в котором прославились Л.Позен
(«Кобзарь»), П.Забила (бюст Н.Гоголя) и др.
3. Музыка. Достижение музыкальной культуры –
формирование самобытной композиторской школы.
«Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского – первая
украинская опера. Жемчужина нашей классики –
«Вечерницы» П.Нищинского. Известные, композиторы –
П.Сокальский (опера «Мазепа»), М.Аркас, («Катерина»),
М.Вербицкий («Завещание», гимн Украины). Н.Лысенко –
основатель классической музыки, отработал более 600
образцов украинского фольклора, создал цикл «Музыка к
«Кобзарю», дуэты и хоры на произведения И.Франка,
Е.Гребинки, Г.Гейне, оперы «Наталка Полтавка», «Тарас
Бульба» и др.
4. Архитектура. Преобладал эклектизм – смесь
элементов разных стилей. Архитекторы отказывались от
архитектурных ансамблей. Внимание сосредотачивалось на
создании отдельных пышных, перенасыщенных резьбой,
лепкой, позолотой домов, которые утрачивали стройность
форм, красоту и законченность, то есть художественную
ценность. Самые красивые здания – оперные театры в Одессе
(Ф.Фельмер и Г.Гельнер), в Киеве (В.Шребер), во Львове
(З.Горголевский).
Вопрос № 2. Деятельность Кирилло-Мефодиевского
общества.
В 40-х гг. в Украине, и прежде всего в университетах
Киева и Харькова, вокруг передовой профессуры
группировались прогрессивно настроенные представители
интеллигенции - преподаватели, студенты, учителя. В январе
1846 г. среди этой
интеллигенции в Киеве и
украинская тайная политическая организация - Кирилло-Мефодиевское общество (по именам известных славянских
94
просветителей Кирилла и Мефодия). Организаторами стали
учитель гимназии, а с августа 1846 г. – профессор русской
истории Киевского университета М.И. Костомаров (позднее
стал выдающимся украинским и русским историком),
чиновник М.И. Гулак, учитель Полтавского кадетского
корпуса В.М. Белозерский. В апреле 1846 г. после знакомства
М.Костомарова с Т.Шевченко в общество вступил и сам
Великий Кобзарь. Всего непосредственных участников
общества было 12 человек.
Программные положения Кирилло-
общества были изложены в основном документе - "Книга
бытия украинского народа" ("Закон Божий"). Это -ликвидация крепостничества; уничтожение самодержавия;
создание республиканского строя и объединение славянских
народов в демократически построенную федерацию-союз,
центром которого кирилло-мефодиевцы видели Украину,
которую считали своеобразным мессией славян; внедрение
общего народного образования. Для осуществления
поставленных целей кирилло-
возможным действовать средствами мирной пропаганды и
мирных преобразований. На радикальных позициях стоял Т.
Шевченко. Он призывал народ к свержению царизма,
уничтожению крепостничества.
Широкой деятельности Кирилло-Мефодиевское
общество не развернуло, поскольку в марте 1847 г. по доносу
провокатора А. Петрова оно было разоблачено, его члены
арестованы и после следствия (с 18 марта по З0 мая 1847
г.) наказаны. Самое тяжелое наказание получил Т.
Шевченко – был отправлен рядовым в Оренбургский корпус
под самый суровый надзор с запретом писать и рисовать.
Другие члены общества после определенных сроков
заключения были отправлены в ссылку. Царское
правительство запретило произведения Т. Шевченко, М.
Костомарова, П. Кулиша.
95
Вопрос № 3. Т.Г.Шевченко и его роль в украинском
национальном движении
Неизмеримо глубокое, безусловно решающее и
определяющее влияние на национально-культурное
возрождение, формирование и развитие национального
самосознания украинского народа, на весь дальнейший путь
Украины имело художественное творчество и вся
деятельность великого национального поэта Тараса
Григорьевича Шевченко. Родился Т. Шевченко 25 февраля (9
марта) 1814г. в селе Моринцы Звенигородского уезда на
Киевщине (теперь Звенигородский район, Черкасской
области), в семье крестьянина-
страданиями, мучениями и нищетой были детство и юность
Тараса. Мать Тараса "еще молодую - в могилу нужда и работа
положили", а "отец, плача с детьми, не вытерпел лихой
судьбы, умер на барщине...". Дети же крепостного, а среди