Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

польский). В двух средних  учились сочинять стихи и 

овладевали ораторским искусством. В высших классах три 

года изучали философию, четыре  -  богословие, а также 

88

получали знания по математике, географии, астрономии  и 

архитектуре. Вокруг академии сплотились известные научные 

работники того времени. Академия поддерживала тесные

связи со многими учебными заведениями Европы. Ее

воспитанники были организаторами многих духовных

училищ в России.

Вторая половина XVII -  первая половина XVIII в.  -  это 

расцвет жанра историко-мемуарной  прозы, среди которой 

выделяются три казацких летописи:

1)  "Летопись Самовидца"  охватывает события с 

1648 до 1702 г. (главное событие  -  освободительная война 

1648 - 1654 гг. против шляхетской  Польши);

2)  Летопись гадяцкого  полковника и судьи 

Г.Грабянки охватывает исторические события от Б.

Хмельницкого до И. Самойловича;

3) Летопись С.Величка «Сказание  о войне казацкой с 

поляками...» состоит из двух томов и охватывает события  с 

1648 по 1700 гг. (за этой работой  он потерял зрение).

В XVIII в. распространяются медицинские  знания.

Появляется ряд врачей-украинцев, которые получили ученую

степень доктора медицины. В 1707 г. в Лубнах открыта 

первая полевая аптека, а в 1787 г. в Елизатвеграде  –  первая

медицинская школа. Велись поиски методов борьбы с 

эпидемиями: Мухин  –  оспопрививание и предупредительные 

средства борьбы с холерой, Д.Самойлович описал эпидемию

чумы и изложил способы  ее предотвращения.

В литературе распространились полемические жанры 

(трактаты, диалоги, диспуты,  памфлеты), развивалась 

ораторско-проповедническая проза, возник жанр эзоповской

басни, распространились сатирические стихи.

Важный взнос в духовную культуру сделал

Г.С.Сковорода (1722  -  1794). Родился в с. Чорнухи на

Лубенщине, высшее образование  получил в Киево-Могилянской академии. Работал домашним учителем,

89

преподавателем коллегиумов. Преследуемый светской и 

церковной властью, в 1769 г. оставил  педагогическую работу.

Он воспринимал мир  как борьбу добра (высокие духовные

интересы человека) и зла (обогащение, паразитизм,

развращение). Сковорода написал 30 басен (сборник "Басни 

Харьковския") и сборник  стихов "Сад божественных песен".

Зачинателем новой украинской литературы стал И.П.

Котляревский (1769  -  1838). В 1798 г. в Петербурге были

напечатаны 3 части его "Энеиды". Поэма написана народным

языком, реалистически обрисована жизнь и быт, социальные

отношения. В образах Энея и троянцев, богов и царей 

выведены крестьяне, казаки, мещане, господа, старшины,

чиновники и т.п.

Значительной популярности достигли интермедии  -одноактные спектакли, где изображались сцены из жизни 

крестьян, казаков, мещан. Вертепная  драма имела 2 части: 1)

рождественская драма  -  легенда о рождении Христа; 2)

бытовые сцены, наполненные  украинским юмором. Первым

постоянным театром был  Харьковский (основаный в 1798 г.)

В 1758 г. в Глухове была создана  музыкальная школа,

которая подготовила большое  количество музыкантов и среди 

них композитора Д.С. Бортнянского, автора 70 концертов, 6

опер, других произведений.

В архитектуре господствует стиль барокко: Троицкий

храм в Чернигове, церковь  Рождества Богородицы в Лавре,

храм Воздвиженского монастыря  в Полтаве. Шедевром

архитектуры считается Андреевская  церковь в Киеве,

построенная Растрелли, итальянцем по происхождению.

Замечательным памятником архитектуры  является собор св.

Юра во Львове.

Основные культурные достижения украинской культуры

ХІУ – ХУІІІ вв.:

-  Запорожское казачество  как автентичный украинский феномен;

-  Расширение Магдебурского  права на украинских землях;

-  Первая в Европе  Конституция (Конституция Филиппа  Орлика);

90

-  Дуализм (двойственность)  –  именно здесь зарождается 

противостояние «пропольского» Запада и «пророссийского»

Востока Украины;

-  Развитие в контексте  западноевропейских ренессансных (а  со 

временем  –  и новомодных)  тенденций (антропоцентризма,

гуманизма, образовательности);

-  Развитие книгопечатания;

-  Развитие устного  народного творчества, декоративно-прикладного  искусства;

-  Появление необычного  украинского кукольного театра  –

вертепа (ХУІІ в.);

-  Развитие архитектуры  (замки, крепости, церкви, монастыри),

главный стиль  –  украинское или казацкое барокко. (ХУІІ  –

ХУІІІ вв.)

Вопросы для самоконтроля:

1.  Какое значение украинского  казацкого государства для развития 

национальной культуры?

2. Каким был вклад Ивана  Мазепы в развитие культуры  украинцев?

3. Какая роль монастырей  в развитии образования, науки, 

книгописания и образовательного искусства?

4. Что такое барокко?  Его место в украинской культуре.

5. Расскройте характерные  особенности архитектуры, скульптуры,

живописи.

6.  Что характерно для  творчества иконописцев Ивана  Рудковича и 

Йова Кондзелевича?

7. Каное ваше личное  мнение о роли украинского  казачества в 

формировании украинской национальной идентичности.

Темы докладов, рефератов  и фиксированных выступлений:

1. Вклад в развитие украинской  культуры гетмана Ивана Мазепы.

2. Православие и казачество.

3. Творчества иконописцев  Ивана Рудковича и Йова Кондзелевича.

91

Тема 9. Украинское национально-культурное

возрождение

(конец ХУШ – начало  ХХ вв.)

(2 часа)

План.

1. Историко-культурные особенности  развития на украинских 

землях в конце ХУ111 – начале ХХ вв.

2. Кирилло-Мефодиевское братство, его культурно-образовательное значение.

3. Т.Г.Шевченко и его  роль в украинском национальном  движении.

4. Развитие украинского  театра.

Вопрос №1. 1. Историко-культурные особенности 

развития на украинских землях в конце ХУ111 – начале

ХХ вв.

Понятие «украинское национально-культурное

возрождение»  -  это  процесс становления и развития

общественно-политической и  культурной жизни Украины 

конца  ХУШ-  начала ХХ в.в. Конечной целью национального 

возрождения всегда стоит  создание самостоятельного

национального государства.

Началом национального возрождения  было появление 

«Энеиды»  И.Котляревского, которая написана украинским

народным языком, творчество Г.Квитки-Основьяненка и 

Харьковского кружка литераторов. Социальной и духовной

основой были предыдущие достижения украинского народа,

гуманистические традиции материальной и духовной

культуры. Носителем возрождения  было украинское село,

которое сохранило родной язык  –  самый главный носитель

украинской ментальности.

Многие исследователи  считают, что процесс 

национального возрождения  в Украине длился 130 лет  –  с 

конца казаческого государства  и до Первой мировой войны.

Этот процесс делится  на три этапа:  

92

- первый  - период сбора  наследия, академический, или 

шляхетский, этап (конец ХУШ  в.- 40-е гг. ХІХ в.);

-  второй  –  украинофильский  или культурнический 

(народнический) этап (1840-1880г.г.);

-  третий  -  политический  или модернистский (1880-1914г.г).

Все три  этапа характеризуются  культурно-просветительской деятельностью  дворянства и польско-украинского  шляхетства, появлением на общественно-политической арене в 40-х гг. Т.Г.Шевченка и национально-культурным движением народных масс.

Основные направления  в развитии украинской

культуры ХІХ получили:

1. Литература. Внедряется  реализм, продолжая 

традиции романтизма. Расширяются, обогащаются 

тематические и жанровые горизонты. Появляются

исторические романы (П.Кулиш), расширяется очерк с 

элементами публицистики, этнографии (А.Свиницкий).

Создаѐтся социально-бытовая  реалистическая проза,

социально-психологический  роман (П.Мирный). Наряду с 

традиционными темами (крепостное право, рекрутчина,

духовенство) появляется новая  жизнь интеллигенции.

Уровнем мастерства, широтой  охвата жизни, новаторством

украинские писатели заняли довольно значительное место в 

мировой литературе.

2. Изобразительное искусство.  В 1870г. в России 

создаѐтся Товарищество передвижных  художественных

выставок. Мастерство художники  получили в Санкт-Петербургской  академии художеств. В Одессе, Харькове,

Киеве открывались рисовальные  школы (позже училища).

Популярным становится бытовой  жанр. Традиции

Т.Шевченка продолжают Л.Жемчужников, И.Соколов,

К.Трутовский. В жанре пейзажа  работают С.Васильковский,

К.Крижицкий. Исторический жанр был представлен 

93

И.Репиным. В скульптуре наибольшим успехом пользовались

работы в жанре портрета, в котором прославились Л.Позен 

(«Кобзарь»), П.Забила (бюст  Н.Гоголя) и др.

3. Музыка. Достижение музыкальной  культуры  –

формирование самобытной композиторской школы.

«Запорожец за Дунаем»  С. Гулака-Артемовского  –  первая

украинская опера. Жемчужина  нашей классики  –

«Вечерницы» П.Нищинского. Известные, композиторы  –

П.Сокальский (опера «Мазепа»), М.Аркас, («Катерина»),

М.Вербицкий («Завещание», гимн Украины). Н.Лысенко  –

основатель классической музыки, отработал более 600

образцов украинского  фольклора, создал цикл «Музыка к 

«Кобзарю», дуэты и хоры на произведения И.Франка,

Е.Гребинки, Г.Гейне, оперы  «Наталка Полтавка», «Тарас

Бульба» и др.

4. Архитектура. Преобладал  эклектизм  –  смесь 

элементов разных стилей. Архитекторы  отказывались от

архитектурных ансамблей. Внимание сосредотачивалось на

создании отдельных пышных, перенасыщенных резьбой,

лепкой, позолотой домов, которые утрачивали стройность

форм, красоту и законченность, то есть художественную

ценность. Самые красивые здания  –  оперные театры в  Одессе

(Ф.Фельмер и Г.Гельнер), в Киеве (В.Шребер), во Львове 

(З.Горголевский).

Вопрос № 2. Деятельность Кирилло-Мефодиевского 

общества.

В 40-х гг.  в Украине, и прежде всего в университетах 

Киева и Харькова, вокруг передовой профессуры

группировались прогрессивно настроенные представители 

интеллигенции  -  преподаватели, студенты, учителя. В январе

1846  г. среди этой  интеллигенции в Киеве и возникла 

украинская тайная политическая организация  -  Кирилло-Мефодиевское общество (по именам известных славянских

94

просветителей Кирилла и  Мефодия). Организаторами стали 

учитель гимназии, а с августа 1846 г.  –  профессор русской 

истории Киевского университета М.И. Костомаров (позднее 

стал выдающимся украинским и русским историком),

чиновник М.И. Гулак, учитель  Полтавского кадетского

корпуса В.М. Белозерский. В  апреле 1846 г. после знакомства

М.Костомарова с Т.Шевченко в общество вступил и сам 

Великий Кобзарь. Всего непосредственных участников

общества было 12 человек.

Программные положения Кирилло-Мефодиевского 

общества были изложены в  основном документе  -  "Книга 

бытия украинского народа" ("Закон Божий"). Это  -ликвидация крепостничества; уничтожение самодержавия;

создание республиканского строя и объединение славянских

народов в демократически построенную федерацию-союз,

центром которого кирилло-мефодиевцы видели Украину,

которую считали своеобразным мессией славян; внедрение 

общего народного образования. Для осуществления 

поставленных целей кирилло-мефодиевцы считали 

возможным действовать средствами мирной пропаганды и 

мирных преобразований. На радикальных позициях стоял Т.

Шевченко. Он призывал народ  к свержению царизма,

уничтожению крепостничества.

Широкой деятельности Кирилло-Мефодиевское

общество не развернуло, поскольку  в марте 1847 г. по доносу

провокатора А. Петрова оно  было разоблачено, его члены 

арестованы и после  следствия (с 18 марта по З0 мая 1847

г.) наказаны. Самое тяжелое  наказание получил Т.

Шевченко  –  был отправлен  рядовым в Оренбургский корпус

под самый суровый надзор с запретом писать и рисовать.

Другие члены общества после определенных сроков

заключения были отправлены в ссылку. Царское 

правительство запретило  произведения Т. Шевченко, М.

Костомарова, П. Кулиша. 

95

Вопрос № 3. Т.Г.Шевченко и  его роль в украинском

национальном движении

Неизмеримо глубокое, безусловно решающее и 

определяющее влияние  на национально-культурное

возрождение, формирование и  развитие национального 

самосознания украинского  народа, на весь дальнейший путь

Украины имело художественное творчество и вся 

деятельность великого национального  поэта Тараса

Григорьевича Шевченко. Родился  Т. Шевченко 25 февраля (9

марта) 1814г. в селе Моринцы  Звенигородского уезда на

Киевщине (теперь Звенигородский район, Черкасской

области), в семье крестьянина-крепостного. Переполненными

страданиями, мучениями и  нищетой были детство и юность

Тараса. Мать Тараса "еще  молодую - в могилу нужда и работа

положили", а "отец, плача  с детьми, не вытерпел лихой 

судьбы, умер на барщине...". Дети же крепостного, а среди 

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине