Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

них и маленький Тарас,  -  "разлезлись между людьми, будто 

мышата..." В 1829 году Шевченко стал "казачком" в покоях

господина Энгельгардта, а  в 1832г. помещик отдал его в 

науку к комнатному маляру Ширяеву в Петербург. И только

здесь, познакомившись с передовыми людьми  -  И.Сошенко,

К.Брюлловым, В.Григоровичем, В.Жуковским, Е.Гребенкой и 

др., и благодаря им, Т.Шевченко стал свободным человеком.

В 1838г. друзья выкупили Т.Шевченко из крепостничества, и 

он начал учиться в  Академии искусств под руководством

К.Брюллова. Здесь же, в  Петербурге, в 1840г. вышел первый

сборник поэзии Шевченко под  названием "Кобзарь". В 1841г.

была опубликована поэма "Гайдамаки", посвященная 

большому народному восстанию 1768г. под названием 

Колиивщина. В 1843г. Т.Шевченко приезжал на Украину,

потом, возвратившись в 1844г. в Петербург, закончил в 1845г.

Академию искусств, получив  звание "неклассного 

художника". А после  этого в 1845-1847гг. Т.Шевченко

96

работал в Киевской комиссии для рассмотрения древних 

актов, много ездил по Украине, изучал памятники старины,

изображал их, собирал народные песни. В 1847г. вошел в 

Кирилло-Мефодиевское общество, за что и был жестоко 

наказан царем. Мировоззрение  Шевченко формировалось 

прежде всего на основе тогдашней крепостнической 

действительности, на почве  народной жизни, народного горя,

народной борьбы, народного  творчества: песен, дум, сказаний

и легенд.

Поднявшись к вершинам мировой культуры, Тарас 

Шевченко стал основоположником новой украинской

литературы, украинского  литературного языка,

национальным поэтом и  пророком украинского народа. В 

своих бессмертных произведениях  -  стихах, повестях, поэмах

и др. - в высокохудожественной форме он отразил все лучшие

черты нашего народа: его  богатый духовный мир,

свободолюбие, его лиричность и мужество, его 

непреодолимую волю к борьбе за лучше будущее.

Т.Шевченко, как никто другой, с непревзойденной 

художественной силой  изображал минувшую и современную 

жизнь украинского народа, воссоздавал настоящее  историко-культурное лицо Украины, пробуждая и развивая

национальное сознание, воспитывал национального 

достоинства и стремление к  и  освобождению от всяческого

гнета.

Таким образом, Т.Г.Шевченко, выйдя из крепостного 

крестьянства и поднявшись к вершинам человеческой

цивилизации, вобрав в себя все самые потаѐнные думы, боли

и чаяния народные, стал великим  национальным поэтом,

пророком и добрым гением украинского народа. "Для 

Украины,  -  писал исследователь  украинской литературы

Сергей Ефремов, - значение Шевченковского гения переходит 

те границы, которые поставлены даже великим писателям на

их родине: он сам был  для нее тем солнцем, которое "за

97

собою день ведет", день нового рождения великого

культурного народа; его поэзия стала наилучшим 

выражением национального  самосознания на Украине, и его 

личную судьбу можно считать  символом судьбы всего 

украинского народа".

Вопрос № 4. Развитие украинского  театра.

С 40-ых годов ХІХв. театральное  дело в Украине 

становится постепенно на профессиональный уровень.

Активизируется создание национальных групп и 

оригинального драматического репертуара. Если в начале

ХІХв. Украина выдвигала  только лишь самых талантливых 

отдельных актѐров, которые  в составе российских групп лишь

изредка выступали на украинском языке (М.Щепкин,

К.Соленик, С.Гулак-Артемовский), то с конца 50-х годов 

начали создаваться сначала  любительские, а потом и 

профессиональные театральные  кружки и группы под 

руководством П.Нищенского, М.М.Крапивницкого,

М.Старицкого, М.Садовского и  т.д., а на Галичине  -О.Бочинского, А Моленицкого и др. Ограниченный только

несколькими классическими  пьесами И.Котряревского и 

Г.Квитки-Основьяненка, украинский репертуар пополнялся

разножанровыми произведениями Т.Шевченка, Л.Глибова,

С.Гулака-Артемовского, М.Стеценка, Я.Кухаренка и др.

Украинская драматургия  второй половины ХІХв.

прославилась огромным количеством  как драматургов, так и 

актѐров, поднявших своим  талантом украинскую культуру на

очень высокий уровень. Среди  них Иван Нечуй-Левицкий

(«Маруся Богуславка»), Марк  Кропивницкий  («Дай сердцу 

волю, заведѐт в неволю»), Михаил Старицкий («За двумя 

зайцами», «Сорочинский ярмарок», «Рождественская ночь») и 

мн.мн. другие.

Начиная с первой любительской группы в 60-ых годах 

в Елисаветграде, украинские актѐры создали 

98

высокопрофессиональные  театральные коллективы, в 

которых в начале ХХв. на Украине  было около 20-ти, а вместе

с непрофессиональными почти 300. Задачами украинского 

театра были: борьба против русификации; формирование

уважительного отношения  к украинскому народу и его 

культуре;  постановка социально-значимых вопросов в жизни 

украинского населения и  т.д.

Вопросы для самоконтроля :

1.  Какие особенности  развития культуры на украинских  землях 

конца ХУШ-нач.ХХ вв?

2. Что характерно для  украинского романтизма?

3. Кого вы знаете из  украинских поэтов-романтиков 20-40г.г. 

ХІХст?

4. Какое культурно-образовательное  значение Кирилло-Мефодиевского  товарищества?

5. Расскройте особенности  украиноцентризма творчества 

М.Костомарова, П.Кулеша.

6. Проанализируйте культурно-образовательное  значение 

Киевского общества.

7. Охарактеризируйте культуру  времени Украинского Сечевого 

Стрелецтва.

8. Какие перспективы развития  образование, науки и искусства  в 

условиях провозглашения ЗУНР и УНР?

Темы докладов, рефератов  и фиксированных выступлений:

1. Культура времени Украинского  Сечевого Стрелецтва

2.  Перспективы развития  образование, науки и искусства  в 

условиях провозглашения ЗУНР и УНР.

3. «Энеида» И.Котляревского  – начало украинского возрождения.

4. Роль Киевского общества  в культурно-образовательных 

процессах.

5. Влияние европейской  культуры на литературу, архитектуру  и 

образовательное искусство  края.

99

Тема 10. Культура Украины  ХХ –ХХІв.в.

(4 часа)

План.

1. Тенденции развития украинской  культуры ХХв.

2. Либерализация культурной  жизни. Антицерковная компания.

Крушение политики реформ

3. Диссидентское движение  на Украине.

Вопрос № 1. Тенденции развития украинской культуры

ХХв.

Украинская культура ХХв. была сильно неоднородной.

Прошлый век был насыщен  культурно-историческими 

событиями:

1. Национальное возрождение  1917-1933 (УНР, 

Гетманское государство  П.Скоропадского, УНР-Директория,

советская укранизация);

2. «Расстрелянное возрождение» 30-ых годов ХХв.;

3. Вторая мировая война  и послевоенные годы 

(«ждановщина»);

4. «Хрущевская оттепель»  (движение «шестидесятников»);

5. «Брежневский застой»;

6. Перестройка;

7. Независимость (с 1991г.).

Национальная революция  в Украине привела к 

колоссальному взлѐту национального  самосознания народа.

Украинские правительства, возникающие в это время (УНР,

Гетманское государство, УНР-Директория), последовательно 

проводят политику украинизации: поддержка украинского 

языка, развитие украинского  среднего и высшего 

образования, книгопечатание, внедрение научных 

учреждений, музеев, библиотек  и т.д. Однако из-за

непродолжительного  времени  действия и отсутствия средств 

не удалось восстановить утраченных традиций и заложить

основу национального  развития. 

100

В 1923 году советское правительство  приняло решение 

о коренизации в национальных республиках. В Украине оно 

получило название  «украинизация». На это время приходится

деятельность Леся Курбаса (театр), Александра Довженко

(кино), Михаила Грушевского  (наука), Николая Хвылевого 

(проза). В 1926-1928гг. была  создана Свободная академия 

пролетарской культуры  –  ВАПЛИТЕ. В Киеве развивается 

неоклассическое движение в  литературе, самыми известными

представителями которого стали  Н.Зеров, М.Драй-Хмара,

М.Рыльский, Н.Хвылевой, Ю.Яновский, М.Йогансен. В это 

время начинают активную творческую деятельность

П.Тычина, В.Сосюра, А.Головко, В.Чумак, В.Еллан-Блакытный и др. Выделяются два центра культурного 

развития в Украине: Киев и Харьков.

Однако уже в 1933г. И.Сталин начал тотальное 

наступление на украинскую культуру, которое 

сопровождалось физическим истреблением украинской

интеллигенции. Этот период вошѐл в историю под названием 

«расстрелянное возрождение». В 30-ых годах жертвами

репрессий были Л.Курбас, Н.Зеров, О.Вишня, М.Бойчук,

Ю.Михайлов, И.Падалка и  мн.мн.др.

С началом Второй мировой  войны(1939г) все 

украинские культурные учреждения, известные 

представители научной, технической, творческой

интеллигенции были эвакуированы на восток. В эвакуации 

творчество художников ограничивалось главным образом 

военно-патриотической тематикой. Во время немецкой

оккупации украинская культура оказалась во всех еѐ формах

перед угрозой уничтожения. После победы над фашистской

Германией начался новой  поток репрессий и борьбы с 

национализмом  –  «ждановщина» (по имени секретаря ЦК

ВКП(б) по идеологии А.Жданова, который возглавил эту 

компанию). В этот раз от репрессий пострадали М.Рыльский,

В.Сосюра, Н.Бажан, Ю.Смолич, К.Данькевич.

101

«Хрущевская оттепель» значительно  улучшила

условия для развития культуры, формирования

культурологических процессов. Открывались литературные,

общественно-политические издания, среди них «Украинское 

литературоведение», «Украинский  исторический журнал»,

«Весь мир». Украинская литература обогатилась 

произведениями О.Гончара, А.Довженко, Г.Тютюнника,

М.Стельмаха, М.Рыльского, Н.Бажана, П.Тычины,

А.Малышка, П.Воронька. Со временем ярко заявило о себе

поколение шестидесятников, к которому относятся такие 

поэты и писатели как Л.Костенко, В.Симоненко, И.Дзюба,

И.Светличный, Н.Винрановский, И.Драч, В.Черновол,

Д.Павлычко, Б.Олейник и  др. В лагерях умерли В.Марченко,

В.Стус, Ю.Литвин.

Свѐртывание указанных  процессов  во времена 

«застоя» привело к  ревизионизму, нового всплеска борьбы с 

национализмом. Навязывается вымышленная концепция 

полного слияния наций  и становления нового

деэтизированного (лишѐнного  этнического признака)

общества советского народа. Новая  волна русификации 

начинается с празднования 50-летия создания СССР (1972г.)

В 70-ых годах в условиях застоя, ширится неуважительное

отношение к родному языку, истории, литературе, искусству,

необоснованно критикуются  и преследуются художники,

запрещаются их произведения. Так, на длительное время с 

литературного процесса был  изъят роман О.Гончара «Собор»,

который посвящѐн теме сохранения нашего духовного 

наследия. Уничтожены витражи  работ А.Горской,

Л.Семикиной, О.Заливахи в  Киевском университете. В среде 

передовой интеллигенции  ширится национально-демократическое  движение, которое пытается отстаивать

права человека, в том числе  и родной язык. В 70-ых годах 

украинские правозащитники создали Украинский

Хельсинский союз (В.Черновол, А.Пашко, И.Дзюба,

102

В.Мороз),  который активно  выступал против русификации,

репрессий, уничтожения наследия украинской культуры.

Во времена перестройки  к читателю вернулись сотни 

имѐн репрессированных раньше художников, чьѐ творчество

было запрещено и забыто. На Украине становится известной 

творчество представителей диаспоры Е.Маланюка («Стилей 

и стилос», «Земная мадонна»), И.Багряного («Сад

Гетсиманский»), В.Барки («Апостолы», «Белый свет»),

У.Семчука («Волынь», «Мария»). В конце 80-ых  -  начале 90-ых годов  на Украине происходят процессы демократизации и 

духовного обновления, когда  художники получили

возможность выйти за переделы социалистического реализма,

расширяют тематические и  стилевые горизонты нашей 

литературы, ориентируясь на западноевропейский модерн

(Ю.Андрухович, В.Неборака, О.Забужко,  Б.Жолдак и др.).

Вопрос № 2. Либерализация  культурной жизни.

Антицерковная компания. Крушение политики реформ.

Критика культа личности И.Сталина  привела к 

либерализации общества. Возрос интерес населения к 

украинскому языку, культуре, истории. Появились новые 

периодические издания  -  журналы "Прапор", "Советское 

литературоведение", началось издания "Украинского 

исторического журнала". Были созданы Союз журналистов 

Украины и Союз работников кинематографии Украины.

Художники Украины начали поиски новых форм в 

изобразительном искусстве, выходя за рамки 

социалистического реализма. Развитие национальной

культуры было приостановлено новым школьным законом 

(1958г.), который предоставлял  право родителям выбирать 

своим детям язык обучения и фактически был использован 

для русификации украинской школы.

В целом же либерализация  и десталинизация имели 

положительное значение. В  это время были написаны

103

"Очарованная Десна"  и "Поэма про море" О.Довженко,

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине