Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
"Говорила Украина" П.Панча и "Вир" Г.Тютюнника, "Человек
и оружие" О.Гончара и "Правда и обман" М.Стельмаха. На
развитие украинской культуры заметно повлияло новое
поколение талантливых художников - "шестидесятников".
Среди них можно выделить Л.Костенко (сборник поэзий
"Лучи земли", "Паруса", "Странствия сердца"), В.Симоненко
("Тишина и гром"), И.Драча ("Подсолнух") и
М.Винграновского ("Атомные прелюдии"). В плеяде
писателей-"шестидесятников" - поэты Б.Олейник, В.Коротич,
И.Калинец, В.Стус, прозаики Г.Тютюнник, В.Шевчук,
Е.Гуцало, Р.Иваничук, критики И.Дзюба, И.Светличньїй,
Е.Сверстюк, публицист В.Чорновил. Широкое наступление на
"шестидесятников" началось в конце 1962г. после того, как Н.
Хрущев посетил выставку модернистского искусства и резко
раскритиковал его. Борьба с модернизмом,
абстракционизмом, любыми новациями, которые выходили за
рамки традиционного соцреализма, была поддержана и в
Украине. Творческая работа ставилась снова под жесткий
административный контроль.
Десталинизация касалась и церкви. В 1956г. началось
возвращение репрессированных священников. Однако в
конце 50-х годов положение резко изменилось. Осенью 1958г.
Совет Министров СССР принял несколько постановлений,
направленных на ликвидацию монастырей. На Украине
площадь земли, которая находилась в пользовании
монастырей, уменьшилась с 357га до 60га. В особенно
тяжѐлом положений оказались монастыри, в которых
преобладали старые монахи. Им запретили использовать
нанимаемую рабочую силу и не разрешали принимать лиц,
которым не исполнилось 30 лет. В 1958г. в Украине было
закрыто 64 церкви. На протяжении следующих лет кампания
против церкви набрала еще большего размаха: в 1960г. было
закрыто 747, в 1961г. - 997, в 1962г. - 1 144 церкви и
104
молитвенные дома. В середине 60-х годов в Украине осталось
9 монастырей, в которых находилось 900 лиц.
В начале 60-х годов положение в Украине
усложнилось. Просчеты в аграрной политике и неурожай
1963г. заострили
недостатка кормов существенным образом уменьшилось
поголовье скота, сократилось производство многих продуктов
животноводства. Не случайно осенью 1963г. во многих
городах появились длинные очереди за хлебом и молоком.
Ухудшение показателей экономического развития СССР
расценивалось оппонентами Н.Хрущева как следствие
неудачного хозяйственно-
Почти все ведущие партийные и государственные деятели, в
том числе в Украине, были обязаны своим выдвижениям
Н.Хрущеву, однако это не стало гарантией его власти.
Н.Хрущев возвратил практику единоличного руководства,
перестав считаться даже с членами Президиума ЦК КПСС.
Кроме того, он отмечался исключительной
беспрекословностью и самоуверенностью. Это одна из
причин того, что так легко удался заговор, организованный
Л.Брежневым в октябре 1964г., в результате которого
Н.Хрущев был отстранен от политической деятельности.
Падение Н.Хрущева оборвало полосу реформ. В 1965г. были
ликвидированы совнархозы и восстановлена отраслевая
система планирования и управления. Фактически
прекратилась реабилитация, началось наступление на
"шестидесятников", прошла волна арестов и судебных
процессов; идеологический надзор и контроль усиливались.
Вопрос № 3. Диссидентское движение на Украине.
В 60-70-ых годах в Советском Союзе возникло
необходимое явление, когда политику правительства стали
открыто критиковать небольшая, но с каждым годом все
увеличивающаяся группа людей, которых называли
105
диссидентами и которые требовали более широких
общественных, религиозных и национальных прав.
Диссиденство возникло в наибольшей степени из
десталинизации, с ослабления «паралича страха», которую
начал ещѐ Н.Хрущев. Его ограниченные изобличения
страшнейших злодеяний сталинского времени вызвали
разочарование и скептицизм относительно и других сторон
режима. Поэтому попытка Л.Брежнева ограничить
либерализацию вызвала протесты и оппозицию, особенно
среди интеллигенции.
Диссидентское движение в СССР происходило тремя
течениями, которые время от времени сходились в одно.
Благодаря более лѐгкому доступу к западным журналистам
наиболее известным было правозащитное, или
демократическое, движение, которое преимущественно
состояло из представителей российской интеллигенции, среди
которой наиболее выделились писатель А.Солженицын и
физик-ядерщик А.Сахаров. Другой формой
«антиобщественного поведения» был религиозный актинизм.
На Украине, как и в других нероссистских республиках,
диссиденство использовалось в соревнованиях за
национальные и гражданские права, а также за религиозную
свободу.
В начале 80-ых годов диссидентское движение на
Украине было практически уничтожено. Несмотря на всю
отвагу, воодушевление и идеализм диссидентов и на
одиозную политику их гонителей, это движение не приобрело
широкой поддержки на Украине. Одной из причин этого
стало то, что кроме осуждения режима и требований
придерживаться законов, диссиденты не сформулировали
чѐткой политической программы. Вопросы, поднимаемые
ими, не были проблемами ежедневной жизни, которые
волновали большинство населения. Поэтому диссиденты
106
имели узкую социальную базу, представленную в основном
из интеллигенции.
Но решающей причиной неудачи диссидентского
движения была природа системы, противостоящей ему. На
диссидентов ополчились все силы советской системы и особо
мощный КГБ. Владея монополией на средства коммуникации,
режим всячески препятствовал распространению информации
диссидентах среди общественности. Когда же какая-то
информация всѐ-таки появлялась то, как правило, она была
извращена и показывала диссидентов в негативном виде. Тем
же, кто критиковал режим, отказывали в рабочих местах, в
возможности получения образования их детям и даже в
крыше над головой. Самых упрямых осуждали к длительным
срокам заключения или закрывали в психиатрических
больницах, где давали им препараты, разрушающие
человеческую психику.Однако благодаря самоотверженной
борьбе диссидентов в общественном сознании постепенно
утверждалась мысль, что украинский народ не является
просто частью «великого брата», что возможно создание
независимого государства». Из окружения диссидентов
вышло много известных политиков.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные аспекты развития украинской культуры
20-30гг. ХХ ст.
2. Охарактеризуйте позитивные и негативные аспекты опыта
украинизации 1920-1930г.г.
3. Какое значение театрального искусства в культурной жизни
Украины?
4. Назовите основные
5. Как развивалась украинская культура в условиях
тоталитарного режима?
6. Какая роль «расстрелянного возрождения» в истории
украинской культуры?
7. Объясните явление «
107
8. Как развивались искусство и образование в условиях
русифицирования украинской культуры?
9. Как проявляет себя
соцреализм в украинском
10. Охарактеризуйте развитие образования, литературы, театра,
кинематографа, документальных СМИ в условиях
русифицирования в украинской культуры.
11. Какое значение украинцев в культурной жизни?
12. Какие актуальные проблемы
национальной культуры ХХ-
13. В чѐм состояли роль
и место украинской «
культуры ХХ века в истории украинской культуры? Перечислите
наиболее значимые и влиятельные личности этой культуры.
Темы докладов, рефератов и фиксированных выступлений:
1. Соцреализм в украинском искусстве.
2. Образование, литература, театр, кинематограф,
документальные СМИ в условиях русифицирования в украинской
культуры.
3. Театр и украинское киноискусство.
4. Культурно-образовательные общества.
Тема № 11. Взнос выдающихся украинских мыслителей в
развитие национальной культуры
(2 часа)
План
1. Украинская литература
как культурологическое
история, теория литературы.
2. Педагогика: историческая ретроспекция.
3. Право, его место в жизнедеятельности нации.
Вопрос № 1. Украинская литература как
культурологическое явление: история, теория
литературы.
Литература (от лат. litterа - буква, литера) – 1)
совокупность написанных и напечатанных произведений
определенного народа, эпохи, человечества; 2) составляющая
108
искусства, именно искусство слова, которое отражает
действительность в
художественную реальность по законам красоты; 3) результат
творческого процесса автора, который отражен в
соответствующем тексте с помощью букв. Различают три
основных литературных рода: эпос, лирика и драма.
Эпос (в переводе с греческого - слово, рассказ, история)
характеризуется рассказывающей и описательной формой,
широтой изображения событий и характеров. В
литературоведении выделяют три разновидности эпоса: 1)
Устный (сказки, легенды, мифы и мн.др.); 2) Письменный
(романы, повести, рассказы и др.); 3) Героический (рассказы о
жизни и подвигах героев-богатырей).
Лирика (в переводе с греческого – лиричность)
отображает человеческие чувства, переживания, эмоции.
Лирические произведения обычно пишут в стихах.
Драма (в переводе с греческого - действие) делится, в
свою очередь, на трагедию и комедию, и предназначена
преимущественно для сценического исполнения. В основе
трагедии (в переводе с греческого – песня козла) лежит
острый, напряженный конфликт, который отражает глубокие
жизненные противоречия, которые, как правило, приводят к
гибели главного героя. Известна еще с периода Античности
(Эсхил, Еврипид). Самые известные образцы трагедий
созданы в эпоху Возрождения в Англии и Испании, а в 17 в. –
во Франции. Среди украинских авторов трагедий –
Н.Костомаров, И.Карпенко-Карый, М.Старицкий, Н.Кулиш,
Ю.Яновский. В комедии ( в переводе с греческого – веселая
процессия и музыка) – это конфликт, в котором характеры,
ситуации и события представлены в смешных, комических
формах. Комедия как жанр зародилась в Древней Греции.
Одним из самых известных автором того времени был
Аристофан
109
(«Мир», «Лисистрата», Всадники», «Птицы»). В
последующие культурно-исторические эпохи к нему
обращались испанцы М. де Сервантес, Л. Де Вега, англичанин
В.Шекспир, французы Ж.-Б.Мольер, П.Бомарше, украинцы
М.Старицкий, И.Карпенко-Карый, И.Франко, Н.Кулиш. и др.
Основными литературными направлениями являются
классицизм, сентиментализм, символизм, романтизм, реализм
и др.
Черты классицизма в литературе в первую очередь
связаны с французским писательством (наивысшего расцвета
он достиг в драматургии П.Корнеля, Ж.Рассина и
Ж.Б.Мольера). Теоретические принципы классицизма
заложил Н.Буало в дидактической поэме «Искусство
поэтичное», которая стала художественным манифестом
классицизму. Что касается развития классицизма в
украинской литературе, то нет единой точки зрения на этот
вопрос. Определенные классические черты и тенденции есть в
наличии у ряда украинских писателей 18 – начала 19ст. (от
Ф.Прокоповича и Г.Конисского до И.Котляревского и
П.Гулака-Артемовского). С классическим типом
художественного мышления, в частности с характерной для
него пластической чувственностью и пониманием формы
связан украинский неоклассицизм 20-ых годов 20ст. (Н.Зеров,
М.Рыльский, М.Драй-Хмара и др.), который имел свое
продолжение и в последующие десятилетия.
Символизм – это направление в европейском искусстве
конца 19 – начала 20ст., которое окружено мистицизмом,
таинственностью, желанием понять новые наивысшие
ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений,
особенной ассоциативности. Принципы эстетики символизма
сложились в конце 19ст. в творчестве французских поэтов
П.Верлена, А.Рембо и мн.др. У украинских поэтов и
писателей принципы символизма наиболее ярко проявились в
произведениях А.Олеся, П.Карманский, В.Пачовский,
110
Н.Вороной и др. Символисты считали, что искусство имеет
особенную, магическую силу, которая способна обновить
жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей.
Сентиментализм (от французского – чувства)
провозгласил основой «человеческой природы» не разум, а
чувства. Путь же к идеально-нормативной индивидуальности
лежит через освобождение и усовершенствование
«природных» чувств. Основными представителями в
европейской литературе были: С.Ричардсон, Ж.-Ж.Руссо,
М.Карамзин. В украинской литературе наиболее яркие
признаки сентиментализма были отмечены в творчестве
Г.Квитки-Основьяненко.
Романтизм как стиль в культуре сложился в конце 18 –