Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

"Говорила Украина"  П.Панча и "Вир" Г.Тютюнника, "Человек 

и оружие" О.Гончара и "Правда и обман" М.Стельмаха. На

развитие украинской культуры заметно повлияло новое 

поколение талантливых художников  -  "шестидесятников".

Среди них можно выделить Л.Костенко (сборник поэзий

"Лучи земли", "Паруса", "Странствия сердца"), В.Симоненко 

("Тишина и гром"), И.Драча ("Подсолнух") и 

М.Винграновского ("Атомные  прелюдии"). В плеяде

писателей-"шестидесятников"  -  поэты Б.Олейник, В.Коротич,

И.Калинец, В.Стус, прозаики Г.Тютюнник, В.Шевчук,

Е.Гуцало, Р.Иваничук, критики  И.Дзюба, И.Светличньїй,

Е.Сверстюк, публицист В.Чорновил. Широкое наступление на

"шестидесятников" началось  в конце 1962г. после того, как  Н. 

Хрущев посетил выставку модернистского искусства и резко 

раскритиковал его. Борьба с  модернизмом,

абстракционизмом, любыми новациями, которые выходили за

рамки традиционного соцреализма, была поддержана и в 

Украине. Творческая работа ставилась снова под жесткий 

административный контроль.

Десталинизация касалась и церкви. В 1956г. началось

возвращение репрессированных священников. Однако в 

конце 50-х годов положение  резко изменилось. Осенью 1958г.

Совет Министров СССР принял несколько постановлений,

направленных на ликвидацию монастырей. На Украине 

площадь земли, которая находилась в пользовании 

монастырей, уменьшилась  с 357га до 60га.  В особенно

тяжѐлом положений оказались  монастыри, в которых 

преобладали старые монахи. Им запретили использовать

нанимаемую рабочую силу и не разрешали принимать лиц,

которым не исполнилось 30 лет. В 1958г. в Украине было

закрыто 64 церкви. На протяжении следующих лет кампания

против церкви набрала  еще большего размаха: в 1960г. было

закрыто 747, в 1961г.  -  997, в 1962г.  -  1 144 церкви и 

104

молитвенные дома. В середине 60-х годов в Украине осталось

9 монастырей, в которых  находилось 900 лиц.

В начале 60-х годов положение  в Украине 

усложнилось. Просчеты в аграрной политике и неурожай

1963г. заострили продовольственную  проблему. Вследствие 

недостатка кормов существенным образом уменьшилось 

поголовье скота, сократилось  производство многих продуктов 

животноводства.  Не случайно осенью 1963г. во многих

городах появились длинные  очереди за хлебом и молоком.

Ухудшение показателей экономического развития СССР

расценивалось оппонентами  Н.Хрущева как следствие 

неудачного хозяйственно-политического  реформирования.

Почти все  ведущие партийные  и государственные деятели, в 

том числе в Украине, были обязаны своим выдвижениям 

Н.Хрущеву, однако это не стало  гарантией его власти.

Н.Хрущев возвратил практику единоличного руководства,

перестав считаться даже с членами Президиума ЦК КПСС.

Кроме того, он отмечался  исключительной

беспрекословностью и  самоуверенностью. Это одна из

причин того, что так  легко удался заговор, организованный

Л.Брежневым в октябре 1964г., в результате которого

Н.Хрущев был отстранен  от политической деятельности.

Падение Н.Хрущева оборвало полосу реформ. В 1965г. были

ликвидированы совнархозы и  восстановлена отраслевая

система планирования и управления. Фактически

прекратилась реабилитация, началось наступление на

"шестидесятников", прошла  волна арестов и судебных 

процессов; идеологический надзор и контроль усиливались.

Вопрос № 3. Диссидентское  движение на Украине.

В 60-70-ых годах в Советском  Союзе возникло

необходимое явление, когда  политику правительства стали 

открыто критиковать небольшая, но с каждым годом  все 

увеличивающаяся группа людей, которых называли

105

диссидентами и которые  требовали более широких 

общественных, религиозных  и национальных прав.

Диссиденство возникло в  наибольшей степени из

десталинизации, с ослабления «паралича страха», которую 

начал ещѐ Н.Хрущев. Его  ограниченные изобличения 

страшнейших злодеяний сталинского  времени вызвали 

разочарование и скептицизм относительно и других сторон

режима. Поэтому попытка  Л.Брежнева ограничить

либерализацию вызвала протесты и оппозицию, особенно

среди интеллигенции.

Диссидентское движение в  СССР происходило тремя 

течениями, которые время  от времени сходились в одно.

Благодаря более лѐгкому  доступу к западным журналистам 

наиболее известным было правозащитное, или 

демократическое, движение, которое преимущественно 

состояло из представителей российской интеллигенции, среди 

которой наиболее выделились писатель А.Солженицын и 

физик-ядерщик А.Сахаров. Другой формой

«антиобщественного поведения» был религиозный актинизм.

На Украине, как и в  других нероссистских республиках,

диссиденство использовалось в соревнованиях за

национальные и гражданские  права, а также за религиозную 

свободу.

В начале 80-ых годов диссидентское  движение на

Украине было практически  уничтожено. Несмотря на всю 

отвагу, воодушевление и  идеализм  диссидентов и на

одиозную политику их гонителей, это движение не приобрело 

широкой поддержки на Украине. Одной из причин этого 

стало то, что кроме осуждения  режима и требований

придерживаться законов, диссиденты не сформулировали

чѐткой политической программы. Вопросы, поднимаемые 

ими, не были проблемами ежедневной жизни, которые 

волновали большинство населения. Поэтому диссиденты

106

имели узкую социальную базу, представленную в основном

из интеллигенции.

Но решающей причиной неудачи  диссидентского

движения  была природа  системы, противостоящей ему. На

диссидентов ополчились все  силы советской системы и особо 

мощный КГБ. Владея монополией на средства коммуникации,

режим всячески препятствовал  распространению информации

диссидентах среди общественности. Когда же какая-то

информация всѐ-таки появлялась то, как правило, она была

извращена и показывала диссидентов  в негативном виде. Тем 

же, кто критиковал режим, отказывали в рабочих местах, в 

возможности получения образования  их детям и даже в 

крыше над головой. Самых  упрямых осуждали к длительным

срокам заключения или  закрывали в психиатрических 

больницах, где давали им препараты, разрушающие 

человеческую психику.Однако благодаря самоотверженной 

борьбе диссидентов в  общественном сознании постепенно

утверждалась мысль, что  украинский народ не является

просто частью «великого  брата», что возможно создание

независимого государства». Из окружения диссидентов 

вышло много известных  политиков.

Вопросы для самоконтроля:

1.  Назовите основные  аспекты развития украинской  культуры 

20-30гг. ХХ ст.

2. Охарактеризуйте позитивные  и негативные аспекты опыта 

украинизации 1920-1930г.г.

3. Какое значение театрального  искусства в культурной жизни 

Украины?

4. Назовите основные литературные  направления и группы.

5. Как развивалась украинская  культура в условиях 

тоталитарного режима?

6.  Какая роль «расстрелянного  возрождения» в истории 

украинской культуры?

7. Объясните явление «шестидесятництва».

107

8.  Как развивались искусство  и образование в условиях 

русифицирования украинской культуры?

9. Как проявляет себя  соцреализм в украинском искусстве.

10. Охарактеризуйте развитие  образования, литературы, театра,

кинематографа, документальных СМИ в условиях

русифицирования в украинской культуры.

11. Какое значение украинцев  в культурной жизни?

12. Какие актуальные проблемы  национальной культуры ХХ-ХХІвв?

13. В чѐм состояли роль  и место украинской «диаспорной» 

культуры ХХ века в истории  украинской культуры? Перечислите 

наиболее значимые и влиятельные  личности этой культуры.

Темы докладов, рефератов  и фиксированных выступлений:

1. Соцреализм в украинском  искусстве.

2. Образование, литература, театр, кинематограф,

документальные СМИ в  условиях русифицирования в украинской

культуры.

3. Театр и украинское  киноискусство.

4. Культурно-образовательные  общества.

Тема № 11. Взнос выдающихся украинских мыслителей в 

развитие национальной культуры

(2 часа)

План

1.  Украинская литература  как культурологическое явление: 

история, теория литературы.

2. Педагогика: историческая  ретроспекция.

3. Право, его место в  жизнедеятельности нации.

Вопрос № 1. Украинская литература как 

культурологическое явление: история, теория

литературы.

Литература  (от лат. litterа  -  буква, литера)  –  1)

совокупность написанных и напечатанных произведений

определенного народа, эпохи,  человечества; 2) составляющая

108

искусства, именно искусство  слова, которое отражает

действительность в художественных образах, создает новую 

художественную реальность по законам красоты; 3) результат 

творческого процесса автора, который отражен в 

соответствующем тексте с  помощью букв. Различают три 

основных литературных рода: эпос, лирика и драма.

Эпос  (в переводе с греческого  -  слово, рассказ, история)

характеризуется рассказывающей и описательной формой,

широтой изображения событий  и характеров. В 

литературоведении выделяют три разновидности эпоса: 1)

Устный (сказки, легенды, мифы и мн.др.); 2) Письменный

(романы, повести, рассказы  и др.); 3) Героический (рассказы  о 

жизни и подвигах героев-богатырей).

Лирика  (в переводе с  греческого  –  лиричность)

отображает человеческие чувства, переживания, эмоции.

Лирические произведения обычно пишут в стихах.

Драма    (в переводе с греческого  -  действие) делится, в 

свою очередь, на трагедию и комедию, и предназначена 

преимущественно для сценического исполнения. В основе

трагедии  (в переводе с  греческого  –  песня козла) лежит 

острый, напряженный конфликт, который отражает глубокие

жизненные противоречия, которые, как правило, приводят к 

гибели главного героя. Известна еще с периода Античности

(Эсхил, Еврипид). Самые  известные образцы трагедий 

созданы в эпоху Возрождения  в Англии и Испании, а в 17 в.  –

во Франции. Среди украинских авторов трагедий  –

Н.Костомаров, И.Карпенко-Карый, М.Старицкий, Н.Кулиш,

Ю.Яновский. В  комедии  ( в переводе с греческого  –  веселая 

процессия и музыка)  –  это конфликт, в котором характеры,

ситуации и события  представлены в смешных, комических

формах. Комедия как жанр зародилась в Древней Греции.

Одним из самых известных  автором того времени был 

Аристофан 

109

(«Мир», «Лисистрата», Всадники»,  «Птицы»). В 

последующие культурно-исторические эпохи к нему

обращались испанцы М. де Сервантес, Л. Де Вега, англичанин

В.Шекспир, французы Ж.-Б.Мольер, П.Бомарше, украинцы

М.Старицкий, И.Карпенко-Карый, И.Франко, Н.Кулиш. и др.

Основными литературными  направлениями являются

классицизм, сентиментализм, символизм, романтизм, реализм 

и др.

Черты  классицизма  в  литературе в первую очередь 

связаны с французским  писательством (наивысшего расцвета

он достиг в драматургии  П.Корнеля, Ж.Рассина и 

Ж.Б.Мольера). Теоретические  принципы классицизма 

заложил Н.Буало в дидактической  поэме «Искусство

поэтичное», которая стала  художественным манифестом

классицизму. Что касается развития классицизма в 

украинской литературе, то нет единой точки зрения на этот

вопрос. Определенные классические черты и тенденции есть в 

наличии у ряда украинских писателей 18  –  начала 19ст. (от

Ф.Прокоповича и Г.Конисского до И.Котляревского и 

П.Гулака-Артемовского). С  классическим типом 

художественного мышления, в  частности с характерной для 

него пластической чувственностью и пониманием формы 

связан украинский неоклассицизм 20-ых годов 20ст. (Н.Зеров,

М.Рыльский, М.Драй-Хмара и  др.), который имел свое

продолжение и в последующие  десятилетия.

Символизм  –  это направление  в европейском искусстве 

конца 19  –  начала 20ст., которое окружено мистицизмом,

таинственностью, желанием понять новые наивысшие 

ценности с помощью  символов, иносказаний, обобщений,

особенной ассоциативности. Принципы эстетики символизма

сложились в конце 19ст. в  творчестве французских поэтов

П.Верлена, А.Рембо и мн.др. У украинских поэтов и 

писателей принципы символизма наиболее ярко проявились в 

произведениях А.Олеся, П.Карманский, В.Пачовский,

110

Н.Вороной и др. Символисты считали, что искусство имеет 

особенную, магическую силу, которая способна обновить

жизнь, мировоззрение и  жизнедеятельность людей.

Сентиментализм  (от французского  –  чувства)

провозгласил основой  «человеческой природы» не разум, а 

чувства. Путь же к идеально-нормативной  индивидуальности

лежит через освобождение и усовершенствование

«природных» чувств. Основными  представителями в 

европейской литературе были: С.Ричардсон, Ж.-Ж.Руссо,

М.Карамзин. В украинской литературе наиболее яркие 

признаки сентиментализма  были отмечены в творчестве

Г.Квитки-Основьяненко.

Романтизм  как стиль  в культуре сложился в конце 18  –

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине