Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
начале 19ст. в результате Великой французской буржуазной
революции. Основой романтичного искусства является
болезненное противоречие идеала и социальной
действительности. В творчестве представителей романтизма
нашло отражение разочарование капиталистической
действительностью. Романтические герои литературных
произведений или подвержены меланхолии, душевной
скорби, «мировой жалости», или же характеризуются
возвышенными стремлениями, отрицанием серой
действительности, мечтательностью, желанием создать
усовершенствованный мир.
Реализм – это правдивое изображение
действительности с помощью искусства. В процессе развития
искусства реализм был
представлен несколькими
(просветительский, критический, социалистический).
Вопрос № 2. Педагогика: историческая ретроспекция.
Педагогика – в переводе с греческого – наука о
воспитании и обучении человека. Слово «педагогика»
происходит из греческого, что буквально обозначает
«детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» -
111
раб, наблюдающий за ребенком, отвечающий за посещение
им школы (часто – неспособный к физическому труду).
Развитие педагогики неотделимо от истории человечества.
Педагогическая мысль зародилась и на протяжении
тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной
и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика
вычленена из системы философских знаний в начале 17в.
английским философом
и естествоиспытателем
Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога
Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика
является многоотраслевой наукой, функционирующей и
развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и
предмете педагогики, общественных, познавательных,
идеологических и практических задачах и методах их
решения; о соотношении педагогики как теории с
педагогикой как практикой.
Педагогика – одна из общественных наук, которая
исследует процесс воспитания человека. То есть предметом ее
изучения является воспитание: как из ребенка в ходе его
общения и взаимодействия с общественными
коллективами(семья, учебные, воспитательные, уличные,
производственные сообщества и т.д.) складывается
(воспитывается) личность – существо социальное,
сознательно и ответственно относящееся к окружающему
миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя
и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным
ему законам, то есть в нем проявляются устойчивые,
неизбежные связи между отдельными частями, определенные
изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти
закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из
практических направлений современной педагогики –
неформальное образование.
112
Педагогика в качестве своего объекта имеет систему
педагогических явлений,
связанных с развитием
Предмет педагогики – целостный педагогический
процесс направленного развития и формирования личности в
условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект
педагогики – воспитание
как сознательно и
осуществляемый процесс.
Научная педагогика ставит перед собой следующие
задачи:
1. Воспитание человека,
т.е. выработку в нем
привычек поведения, таких как честность, порядочность,
трудолюбие и т.д. Не знание о том, что такое честность, а
именно привычку быть честным. Эта задача является
первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение.
2. Выявление состава и величины природных (т.е.
неподдающихся изменению педагогическими средствами)
дарований (способностей) и тесно связанных с ними
потребностей данного человека, в значительной степени
определяющих возможности к его обучению в том или ином
направлении.
3. Выявление состава и величины общественных
потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в
данное время. При этом понятие места и времени также
имеет достаточно сложный (иерархический) характер.
4. Создание условий и осуществление гармоничного
удовлетворения личных и общественных потребностей в
воспитании и обучении с учетом потребностей и
возможностей (способностей) как иерархии общественных
коллективов (от семьи до государства в целом и даже на
международном уровне), так и обучаемого.
Вопрос № 3. Право, его место в жизнедеятельности нации.
Право – один из видов регуляторов общественных
отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не
113
раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать
универсальных определений. Общепризнанного определения
права не существует и в современной науке.
Первые формы институтов власти и первые
общеобязательные нормы поведения сформировались уже на
первобытной стадии развития общества. Для этого периода
характерно отсутствие политической власти и
государственных институтов. Социальные нормы в этот
период носят характер обычаев, обрядов, традиций и табу. В
науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные
нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
Различные ученые выделяют различные признаки
права, а именно:
· Нормативность (устанавливает правила поведения);
· Общеобязательность ;
· Обеспеченность государством;
· Носит объективный характер;
· Формальная определенность (нормы права выражены в
официальной форме);
· Неперсонифицированность и неоднократность действия
норм права. Юридические нормы рассчитаны на
неограниченное количество случаев применения. Не имеют
конкретного адресата, обращены ко всем;
· Справедливость содержания юридических норм;
· Системность. Право – это внутренне согласованный,
упорядоченный организм;
· Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно
предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого
возлагает соответствующую обязанность.
Как правило, под термином «источник права»
понимается та внешняя форма, в которой выражается
объективное право (совокупность всех норм права, система
права). В этом смысле источниками права являются: правовой
акт, правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина,
нормативный договор.
114
Правовой обычай – обычай, включенный государством в
систему правовых норм и признаваемый источником права. На
Украине обычаи в качестве источников права официально
признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где
действуют так называемые обычаи делового оборота.
Нормативный договор представляет собой соглашение (как
правило, хотя бы одной из сторон выступает государство или его
часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения
(нормы права).
Судебный прецедент – решение определенного суда по
конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или
отменяющее правовые нормы. В качестве источника права
прецедент доминирует в системах общего права.
Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую
тематику, может становиться источником права, если
санкционируется государством. Некоторое время правовая
доктрина имела большое значение в качестве источника права в
системе римского права.
Нормативно-правовой акт – документ, принимаемый
уполномоченным
изменяющий или отменяющий нормы права.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какой вклад украинских
литераторов в развитии
культуры?
2. Что характерно для отечественной педагогики?
3. Какую роль играет
право в жизнедеятельности
Темы докладов, рефератов и фиксированных выступлений:
1. Яркие представители
педагогической школы (Г.
М.Галущенский, С.Русова, В.Сухомлинский).
2. Основные представители
украинской правоведческой
3. Выдающиеся медики –
украиноведы (М.Думка, С.
4. Выдающиеся представители исторических школ (В.Антонович,
М.Драгоманов, М.Костомаров, М.Грушевский, М.Аркас,
О.Субтельный, С.Томашевский), их вклад в новейшую
историческую науку.
115
ДЛЯ НОТАТОК
116
ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Методические рекомендации по курсу
«История украинской культуры»
для самостоятельной работы
иностранным студентам стоматологического
и медицинского факультетов
Составители: Зинченко Наталия Александровна, кандидат
философских наук, преподаватель кафедры
общественных наук, украиноведения и
украинского языка;
Веремей Светлана Аркадиевна, преподаватель
кафедры общественных наук, украиноведения и
украинского языка
|
www.erudition.ru / |
|
|
|
История Украины (1)
История Украины (1)
1. Древнейшие земледельцы
и скотоводы на землях
Утверждение на украинских землях земледелия
и скотоводства, происходило постепенно.
Самый яркий след среди ранних
хлебо-робских культур оставила
Трипольская культура. Это самая
известная и хорошо изученная
археологическая культура эпохи
энеолита (медно-каменного века). Своё
название она получила от поселения
с. Триполье на Киевщине, обнаруженного
археологом В. Хвойкой в конце 19 в.
Трипольское население
Трипольская культура просуществовала
на нашей территории около 1,5 тыс. лет,
а затем пришла в упадок. Поселения
были брошены. Население частично ушло
на другие территории, а то, что осталось,
начало активно развивать
Скотоводы не оставили больших поселений.
Главные их памятники — курганы.
Они и по сей день высятся в
разных районах Украины. Курган —
это земляная насыпь, возведённая
над погребением. Он не только помечал
могилу, но и был святилищем. Во 2-м
тыс. до н. э. с активным внедрением бронзовых
орудий труда население территории
Украины уделяло большое
2. Люблинская уния, её последствия для украинских земель
Причины Люблинской унии: стремление
украинской, белорусской, литовской
шляхты иметь равные привилегии с
польской и ограничить произвол магнатов,
а также желание облегчить
свою воинскую повинность, которую
она отбывала в форме “посполитого
рушення”, тогда как в Польше
преобладало наёмное войско. Унии
воспротивились литовско-украинские магнаты,
не желавшие ограничения своих прав,
привилегий и земельных владений.
Однако их оппозиция оказалась