Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

начале 19ст. в результате Великой французской буржуазной

революции. Основой романтичного искусства является

болезненное противоречие идеала и социальной

действительности. В творчестве представителей романтизма

нашло отражение разочарование  капиталистической 

действительностью. Романтические  герои литературных

произведений или подвержены меланхолии, душевной

скорби, «мировой жалости», или  же характеризуются 

возвышенными стремлениями, отрицанием серой 

действительности, мечтательностью, желанием создать 

усовершенствованный мир.

Реализм  –  это правдивое  изображение 

действительности с помощью  искусства. В процессе развития

искусства реализм был  представлен несколькими формами 

(просветительский, критический,  социалистический).

Вопрос № 2. Педагогика: историческая ретроспекция.

Педагогика  –  в переводе с греческого  –  наука о 

воспитании и обучении человека. Слово «педагогика»

происходит из греческого, что буквально обозначает

«детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог»  -

111

раб, наблюдающий за ребенком, отвечающий за посещение 

им школы (часто  –  неспособный  к физическому труду).

Развитие педагогики неотделимо от истории человечества.

Педагогическая мысль  зародилась и на протяжении

тысячелетий развивалась  в древнегреческой, древневосточной 

и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика

вычленена из системы философских  знаний в начале 17в.

английским философом  и естествоиспытателем Френсисом 

Бэконом и закреплена как  наука трудами чешского педагога

Яна Амоса Коменского. К  настоящему времени педагогика

является многоотраслевой  наукой, функционирующей и 

развивающейся в тесной взаимосвязи  с другими науками.

Педагогические науки  исследуют вопросы об объекте  и 

предмете педагогики, общественных, познавательных,

идеологических и практических задачах и методах их

решения; о соотношении  педагогики как теории с 

педагогикой как практикой.

Педагогика  –  одна из общественных наук, которая 

исследует процесс воспитания человека. То есть предметом ее

изучения является воспитание: как из ребенка в ходе его 

общения и взаимодействия с общественными 

коллективами(семья, учебные, воспитательные, уличные,

производственные сообщества и т.д.) складывается

(воспитывается) личность  –  существо социальное,

сознательно и ответственно относящееся к окружающему 

миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя

и своим примером). Этот процесс  протекает по свойственным

ему законам, то есть в нем  проявляются устойчивые,

неизбежные связи между  отдельными частями, определенные

изменения влекут за собой  соответствующие результаты. Эти 

закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из

практических направлений  современной педагогики  –

неформальное образование.

112

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему 

педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Предмет педагогики  –  целостный педагогический

процесс направленного развития и формирования личности в 

условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект

педагогики  –  воспитание как сознательно и целенаправленно 

осуществляемый процесс.

Научная педагогика ставит перед  собой следующие 

задачи:

1.  Воспитание человека, т.е. выработку в нем устойчивых 

привычек поведения, таких  как честность, порядочность,

трудолюбие и т.д. Не знание о том, что такое честность, а 

именно привычку быть честным. Эта задача является

первоочередной и ей целесообразно  отдавать предпочтение.

2.  Выявление состава  и величины природных (т.е. 

неподдающихся изменению  педагогическими средствами)

дарований (способностей) и  тесно связанных с ними

потребностей данного  человека, в значительной степени 

определяющих возможности  к его обучению в том или  ином

направлении.

3.  Выявление состава  и величины общественных 

потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и  в 

данное время. При этом понятие места и времени также 

имеет достаточно сложный (иерархический) характер.

4.  Создание условий  и осуществление гармоничного 

удовлетворения личных и  общественных потребностей в 

воспитании и обучении с учетом потребностей и 

возможностей (способностей) как иерархии общественных

коллективов (от семьи до государства в целом и даже на

международном уровне), так  и обучаемого.

Вопрос № 3. Право, его место  в жизнедеятельности нации.

Право    –  один из видов регуляторов общественных

отношений; в многотысячелетней  истории юриспруденции не

113

раз указывалось, что в  вопросах о праве следует избегать

универсальных определений. Общепризнанного определения 

права не существует и в  современной науке.

Первые формы институтов власти и первые

общеобязательные нормы  поведения сформировались уже на

первобытной стадии развития общества. Для этого периода 

характерно отсутствие политической власти и 

государственных институтов. Социальные нормы в этот

период носят характер обычаев, обрядов, традиций и табу. В 

науке вопрос о том, можно  ли считать данные социальные

нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Различные ученые выделяют различные  признаки

права, а именно:

·  Нормативность (устанавливает правила поведения);

·  Общеобязательность ;

·  Обеспеченность государством;

·  Носит объективный характер;

·  Формальная определенность (нормы права выражены в

официальной форме);

·  Неперсонифицированность и неоднократность действия

норм права. Юридические  нормы рассчитаны на

неограниченное количество случаев применения. Не имеют 

конкретного адресата, обращены ко всем;

·  Справедливость содержания юридических норм;

·  Системность. Право – это внутренне согласованный,

упорядоченный организм;

·  Предоставительно-обязывающий характер.  Одновременно

предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого 

возлагает соответствующую  обязанность.

Как правило, под термином «источник права»

понимается та внешняя  форма, в которой выражается

объективное право (совокупность всех норм права, система 

права). В этом смысле источниками  права являются: правовой

акт, правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина,

нормативный договор.

114

Правовой обычай  –  обычай, включенный государством в 

систему правовых норм и признаваемый источником права. На

Украине обычаи в качестве источников права официально

признаются в первую очередь  в сфере гражданского права, где 

действуют так называемые обычаи делового оборота.

Нормативный договор представляет собой соглашение (как 

правило, хотя бы одной из сторон выступает государство или  его 

часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения 

(нормы права).

Судебный прецедент  –  решение определенного суда по

конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или 

отменяющее правовые нормы. В качестве источника права 

прецедент доминирует в системах общего права.

Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую

тематику, может становиться  источником права, если

санкционируется государством. Некоторое время правовая

доктрина имела большое  значение в качестве источника права  в 

системе римского права.

Нормативно-правовой акт  –  документ, принимаемый 

уполномоченным государственным  органом, устанавливающий,

изменяющий или отменяющий нормы права.

Вопросы для самоконтроля.

1.  Какой вклад  украинских  литераторов в развитии национальной 

культуры?

2. Что характерно для  отечественной педагогики?

3. Какую роль играет  право в жизнедеятельности нации?

Темы докладов, рефератов  и фиксированных выступлений:

1.  Яркие представители  педагогической школы (Г.Ващенко,

М.Галущенский, С.Русова, В.Сухомлинский).

2. Основные представители  украинской правоведческой школы.

3. Выдающиеся медики –  украиноведы (М.Думка, С.Окуневский).

4.  Выдающиеся представители  исторических школ (В.Антонович, 

М.Драгоманов, М.Костомаров, М.Грушевский, М.Аркас,

О.Субтельный, С.Томашевский), их вклад в новейшую

историческую науку.

115

ДЛЯ НОТАТОК

116

ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методические рекомендации по курсу 

«История украинской культуры»

для самостоятельной работы

иностранным студентам стоматологического

и медицинского факультетов

Составители:  Зинченко Наталия  Александровна,  кандидат

философских наук, преподаватель  кафедры 

общественных наук, украиноведения и 

украинского языка;

Веремей Светлана Аркадиевна,  преподаватель 

кафедры общественных наук, украиноведения и 

украинского языка

www.erudition.ru / 
История /  
Поиск


 

 

www.Referatik.Ru - Дипломы, Курсовые и Рефераты на Заказ!

Без предоплаты и Плагиата + Срочные работы!

Тел: (495) 223-11-00

БЕСПЛАТНО (495) 223-11-00 с 10 до 20 ч. Подробнее




 

 




История Украины (1)

История Украины (1)

1. Древнейшие земледельцы  и скотоводы на землях современной  Украины

Утверждение на украинских землях земледелия и скотоводства, происходило постепенно. Самый яркий след среди ранних хлебо-робских культур оставила Трипольская культура. Это самая  известная и хорошо изученная  археологическая культура эпохи  энеолита (медно-каменного века). Своё название она получила от поселения  с. Триполье на Киевщине, обнаруженного  археологом В. Хвойкой в конце 19 в. Трипольское население переселилось на землю современной Украины  из Южной Европы, в частности с  территории Румынии. Постепенно оно  заселяло лесостепную полосу Украины  от Днестра к Днепру. За современными данными, на территории Украины трипольцы  жили в 4-м — первой половине 3-го тыс. до н. э. Ведущим занятием трипольцев было земледелие. Они сеяли ячмень, просо, пшеницу, выращивали почти все  ныне известные в Украине садово-огородные  культуры. Землю возделывали деревянной мотыгой с каменным или костяным наконечником, а позднее — ралом. Собирали урожаи костяными или каменными  серпами. Зерно мололи на муку с помощью  каменных зернотёрок. Занимались трипольцы  и скотоводчеством. Известно, что  их племена разводили крупный  и мелкий рогатый скот, свиней. Трипольцы  в совершенстве владели техникой изготовления глиняной посуды. Её обжигали в специальных гончарных печах, а затем разрисовывали белой, чёрной и красной красками с характерными узорами. Высокого мастерства достигли трипольцы в строительстве жилья. Их жилища представляли собой четырёхугольные  одно- или двухэтажные здания с  несколькими помещениями. В каждой хате строилась большая печь, а  возле неё лежанки из выжженной  глины. Стены и печь иногда разрисовывались. В трипольском поселении насчитывались  десятки таких строений. Они располагались  кругом или кругами, образуя некое  подобие улиц. Такое чёткое представление  о жилье трипольцев дают многочисленные археологические находки. Например, поселение возле с. Майданецкого на Черкасщине занимало 300—400 гектаров, в нём было свыше 1,5 тыс. строений.

Трипольская культура просуществовала  на нашей территории около 1,5 тыс. лет, а затем пришла в упадок. Поселения  были брошены. Население частично ушло на другие территории, а то, что осталось, начало активно развивать скотоводчество. Скотоводчество преобладало и в  жизни обитателей Причерно-морских  степей. Активное развитие скотоводчества повлёк подвижный образ жизни  давнего населения Украины. Недаром  именно в среде скотоводов в 3-м  тыс. до н. э. были изобретены колесо и  телега, а со 2-го тыс. до н. э. стали  использовать для езды верхом лошадей. Это произошло благодаря изобретению  совершенной уздечки. С тех пор  конные всадники защищали людей и  скот от захватчиков. Жизнь в дороге не давала возможности накапливать  много вещей. С собой брали  лишь самое необходимое. А вещами пользовались очень простыми. В частности, не придавалось большого значения украшению  посуды. Основной посудиной был горшок, в котором готовили пищу и в  который доили молоко. Наиболее ценным имуществом являлся скот.

Скотоводы не оставили больших поселений. Главные их памятники — курганы. Они и по сей день высятся в  разных районах Украины. Курган —  это земляная насыпь, возведённая  над погребением. Он не только помечал  могилу, но и был святилищем. Во 2-м  тыс. до н. э. с активным внедрением бронзовых  орудий труда население территории Украины уделяло большое внимание земледелию. Возникали крупные поселения. В лесостепной полосе это привело  к восстановлению ведущей роли земледелия. Что же касается степей, то здесь  вспышка земледельческой деятельности в конце 2-го тыс. до н. э. угасла. В  степной полосе стал ведущим кочевой  образ жизни.

2. Люблинская уния, её последствия для украинских  земель

Причины Люблинской унии: стремление украинской, белорусской, литовской  шляхты иметь равные привилегии с  польской и ограничить произвол магнатов, а также желание облегчить  свою воинскую повинность, которую  она отбывала в форме “посполитого рушення”, тогда как в Польше преобладало наёмное войско. Унии воспротивились литовско-украинские магнаты, не желавшие ограничения своих прав, привилегий и земельных владений. Однако их оппозиция оказалась недостаточно сильной, чтобы не допустить осуществления  унии. Кроме внутриполитических, были ещё и внешнеполитические факторы, которые побуждали польско-литовские  правящие круги к государственному объединению. Из-за продолжительного противостояния с Московским царством, опустошительных  набегов татар, борьбы за великокняжеский  стол Великое княжество Литовское  оказалось на грани катастрофы. Ситуация обострилась в середине 16 ст. , когда  началась война между Московиею  и Ливонским орденом. В ту войну  была втянута и Литва, которая  воевала на стороне ливонцев.

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине