Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

22. Реформационное  и контрреформационное движения  на украинских землях

Реформация — церковно-религиозное  и социально-политическое движение в странах Европы в 16—17 вв. , связанное  с окончательным формированием  европейских наций, их культур, национальных церквей. Главная сила реформации была направлена на изменения в католицизме, из недр которого вышли протестантские церкви. В Украину реформация проникла в первой половине 16 в. В собственно украинских землях позиции протестантизма были слабее, чем в Польше и Литве, даже среди местной украинской и  белорусской шляхты. Денационализируясь, она переходила в католицизм, в  основном избегая протестантизма. Поддержка  мещанства была здесь чересчур слабой. Крестьянские массы воспринимали протестантизм  как веру панов и иностранцев. Следовательно, в отличие от Западной Европы протестантизм в Украине  не имел сильной поддержки ни снизу, ни сверху. Он не стал здесь выразителем  национальных интересов и не взял на себя функцию национальной церкви. Протестантизм оказался в ситуации противоборства между католицизмом и православием. Влияние реформации было непродолжительным, после 1648 г. , в  связи с началом Национально-освободительной  войны, в Украине оно практически  прекратилось-Реформация в Украине  в 16—17 вв. более всего стимулировала  культурные процессы, будучи проводником  европейских влияний. Оживлялась просветительская деятельность братств, образование, пропагандировались принципы веротерпимости. В Украине  в 16—17 вв. роль национальной церкви (вопреки  претензиям римского католицизма) исполнили  православие и униатство, а не протестантизм. Составляющей Контрреформации  в украинских землях была миссия ордена иезуитов. В 50—60-х гг. иезуиты начали работать в Польше, после Люблинской унии 1569 г. — в Литве. Центром миссии здесь стала иезуитская Виленская  коллегия (со временем академия), пользовавшаяся большим авторитетом во всей Речи Посполитой. В украинских землях иезуиты  официально появились на Перемышленщине: в 1574 г. в Ярославе возникла первая иезуитская коллегия. Со временем открылись коллегии в Луцке, Остроге, Каменец-Подольске, Киеве. Открытая в 1593 г. Замойская академия специально создавалась для распространения  иезуитского влияния на украинские воеводства коронных земель Речи Посполитой. Иезуиты существенно ограничили протестантские влияния в Речи Посполитой. Способствовали они также переходу в католичество представителей православных слоев, в особенности шляхты. Главным  средством достижения этой цели была мощная образовательная программа, которую внедрили иезуиты. До конца 16 в. в двух иезуитских академиях (Виленской  и Замойской) и в 12 коллегиях насчитывалось 5 тыс. учеников. Среди них было много  детей из православных шляхетских семей. Европейский уровень образования, изучение языков, литературы, естественных наук, философии, богословия сделали  иезуитские образовательные ячейки подлинными интеллектуальными центрами. Учение в этих школах открывало возможности  дальнейшего образования в университетах  Польши, Германии, Италии, Франции. Иезуиты  умело организовывали публичную  пропаганду католической веры: их диспуты  с иноверцами и проповеди имели  большую популярность, и не только среди католиков. Среди иезуитских руководителей — выходцев из Украины  выделялись такие фигуры, как Пётр Скарга, Бенедикт Гербест. Богословская и полемическая литература, изданная иезуитами, стимулировала в конце 16 — начале 17 в. развитие богословской и общественной мысли в среде  как протестантов, так и православных. Миссионерская активность иезуитов способствовала распространению тогдашней  европейской образованности и культуры на украинских землях Речи Посполитой. Однако целиком положительной такую деятельность назвать нельзя, поскольку иезуиты старались обратить в католическую веру кок можно больше православных.

23. Социально-экономическое  развитие и политическое положение  в подроссийской Украине после  административно-политических реформ 60—70-х гг. 19 в. 

19 февраля 1861 г. манифестом Александра II была провозглашена отмена крепостного  права. Согласно реформе ликвидировалась  личная зависимость крестьян  от помещиков. Крестьяне получили  право заключать торговые сделки, свободно заниматься промыслом  или торговлей, переходить в  другие слои общества (мещане, купцы), поступать на службу, в учебные  заведения, иметь собственное  движимое и недвижимое имущество,  свободно им распоряжаться и  наследовать по закону. Получили  они и гражданские права. 

Но путь от провозглашения прав и  свобод до их реализации был далеко не простым. За полученные земельные  наделы, размеры которых, как правило, уступали предыдущим (кроме Правобережной  Украины) и которые были наихудшими, крестьян обязали заплатить помещикам  выкуп. Из-за отсутствия надлежащей суммы  денег они вынуждены были брать  их взаймы у государства, а потом  выплачивать с процентами полученный заём на протяжении 49 лет. Так крестьянин попадал в зависимость и от помещика, и от государства. А вот  помещикам выкупные операции приносили  большие капиталы, которые они  могли использовать для перевода своих хозяйств на рыночные, капиталистические  рельсы. Существенно менялась система  взаимоотношений между помещиком  и крестьянином: помещик лишался  права устанавливать дополнительные повинности, поскольку он имел дело уже не с отдельным крестьянином, а со всем “миром”, то есть с селом. Вводилась общероссийская система  крестьянского управления: сельские общины, объединённые в волости, и  круговая порука за уплату налогов. Серьёзные  изменения в экономической жизни  вызвали необходимость реформирования административного управления. В 1В64 г. были созданы выборные органы власти в масштабах губерний и уездов — земские учреждения. Они занимались вопросами хозяйственного и культурного  характера, в том числе строительства  дорог местного значения, здравоохранения, образования и т. п. Земства были не только выборными, но и общесословными: в их состав входили представители  дворянства, буржуазии и крестьянства. Контроль за деятельностью земств осуществляли губернатор и министр внутренних дел, имевшие право вето на любое  решение земств. Одновременно было проведено реформирование избирательной  системы: выборы проходили по трём куриям на основании имущественного ценза. Судебной реформой 1864 г. провозглашалась  независимость суда от администрации: судей назначало правительство, а снять их с должности мог  только суд. Вводился всесословный суд, то есть единый для всего населения. На судебные заседания допускались  представители прессы и публика. Утверждалась состязательная система: обвинение поддерживал прокурор, защиту — адвокат (присяжный поверенный). Устанавливалось несколько судебных инстанций: мировой суд, окружной суд, судебная палата. Изменения произошли  и в сфере образования. Образование, в том числе университетское, становилось более доступным. Университеты получили большую автономию. Заметное внимание уделялось распространению  знаний среди населения, изданию  учебников, народных книг, организации  школ. Для взрослых открылись образовательные  курсы по воскресеньям, из-за чего такие школы и назывались воскресными. Важное значение имела реформа 1874 г. , по которой вводилась всеобщая воинская повинность, начиная с 21-летнего возраста. Для лиц с образованием устанавливались меньшие сроки службы. В 1862 г. была реформирована финансовая система. Управление денежным хозяйством стало централизованным, выросла роль Министерства финансов. Значение реформ административно-политического управления 60—70-х гг. 19 в. состояло в том, что, несмотря на их ограниченность и непоследовательность, они ускорили перестройки жизни Российской империи на новых капиталистических основах. Вследствие этих реформ существенные изменения происходили и а экономическом, политическом и культурном развитии Украины.

24. Культурно-образовательная  деятельность Ярослава Мудрого.  “Руська правда”

После смерти Владимира в 1015 г. между  его сыновьями вспыхнула борьба за великокняжеский стол. Победу в  ней одержал Ярослав Мудрый. Его  княжение (1019—1054 гг. ) стало эпохой расцвета Киевской Руси и её столицы.

При Ярославе Киевское государство  достигло зенита славы: расширились  его границы, простиравшиеся от Финского залива, Ладожского и Онежского озёр на северо-западе до Чёрного моря и  понизовья Дуная на юге, от Закарпатья на западе до верховьев Дона и Волги  на востоке. Появились новые города, за стенами которых велась оживлённая торговля, развивались ремёсла.

Ярослав прикладывал много усилий для укрепления единства и централизации  управления государством, для возведения городов, крепостей, храмов, монастырей и т. д. Особенно поражали масштабы строительства  в Киеве. Значительно расширилась  территория центральной части города, получившая название “города Ярослава”. Её окружили мощными укреплениями. Длина земляных валов достигала  более 3,5 км, высота — 14 м, а толщина  в основании — около 30 м. На валах  соорудили высокие дубовые стены. Перед ними, в наиболее важных для  обороны местах, были выкопаны глубокие и широкие рвы, заполненные водой.

При Ярославе была возведена жемчужина  мирового зодчества — собор св. Софии, ставший символом “царственности”  Киева, засвидетельствовавший его  притязания на схожесть с Константинополем и уподобление Иерусалиму.

При Ярославе были открыты школы, библиотеки (сам князь имел одну из крупнейших библиотек в мире, тайна местонахождения  которой и поныне остаётся нераскрытой), велось летописание и переписывание  монахами книг. При монастырях были основаны первые больницы. Потрясённый  просветительской и строительной деятельностью  Ярослава, летописец с большим  уважением к князю поведал  об этом в летописи под 1037 г.

При Ярославе усилилось значение Киевской церковной митрополии: на высшую церковную  должность— митрополита — уже  назначался не грек, как прежде, а  русич. Первым митрополитом-русичем  стал Иларион.

Ярослав также содействовал развитию монастырей в государстве. Во асех больших  городах развернулось строительство  православных храмов, закладывались монастыри. Крупнейший из них — Киево-Печерский — стал важным очагом православия, культуры и образования.

Развитие общества нуждалось в  узаконивании изменений, происходивших  в отношениях между людьми, отдельными социальными группами населения. Ярослав  Мудрый впервые попытался объединить существующие правовые нормы в единый сборник — “Древнейшую правду”, или “Правду Ярослава”. Она вошла  составной частью в “Руську правду”  — сборник норм русского права.

“Древнейшая правда” содержала  всего 18 статей, и в ней шла  речь о наказании за убийство, побои  до крови или синяков, вырывании  бороды и усов, укрывательство чужого холопа и т. д. Сохранялось право  родственников на кровную месть  за убийство, что, однако, могло быть заменено денежным штрафом в 40 гривен.

Так был сделан первый важный шаг  к разработке законодательства, и  большая заслуга в этом принадлежала Ярославу.

Во времена Ярослава значительно  возрос международный авторитет  Руси, о чём красноречиво свидетельствуют  династические браки детей киевского  князя с крупнейшими властителями Европы. Ярослав был выдающимся государственным  деятелем, мудрым политиком. Его деятельность была направлена на укрепление могущества Украины-Руси, строительство городов, распространение христианства, образования, установление и укрепление международных  связей. Недаром в истории нашей  Родины он остался с именем Мудрый.

25. Греко-католическая  церковь в первой половине 17 в. 

Греко-католическая (униатская) церковь  восходит к 1596 г. , когда униатская  часть церковного собора в Бресте утвердила греко-католическую церковь, подчинённую папе римскому. Ею признавались основные догматы католической церкви, но язык богослужения оставался церковнославянским, а обряды — православными. Униатское  духовенство уравнивалось с католическим: не платило налогов; получало места  в сейме. Но православный собор, происходивший  одновременно, не признал правомерности  решения униатов. Вместо объединения  украинского общества углубился  его раскол.

Деятельность греко-католической церкви в первой половине 17 в. проходила  в сложных условиях межцерковного  и общественного противостояния. Имея поддержку со стороны польского  правительства и папского Рима, униатская  церковь не нашла сочувствия у  православной церкви, которая в борьбе за свои права опиралась, в частности, на казачество. Римо-католический епископат  часто тоже не проявлял приверженности к унии, рассматривая её как неудачную  миссийную попытку и фактор нестабильности в обществе. Униаты в украинских землях оказались в меньшинстве.

Укреплению униатской церкви способствовала деятельность митрополита Ипатия Потия, которого современники называли отцом  унии. Митрополитом Ипатий Потий слал после смерти Михаила Рагозы. Потий  был талантливым проповедником, полемистом, администратором, однако в  борьбе за унию действовал преимущественно  силой. Острую реакцию православных вызвали попытки Потия доказать, что украинская церковь всегда была католической, а также его намерение  передать униатам древние православные святыни. Собственно, этим объясняется тот факт, что Ипатий Потий, имея титул киевского митрополита, вынужден был находиться в Вильно. В Киев его не пустили казаки.

При митрополите Иосифе-Вельямине  Рутском была упорядочена монашеская жизнь, в частности в 1617 г. создан орден василиан. С 1635 г. униатские  епископы утверждались только из василиан. Была реорганизова-на система управления, укреплена дисциплина. С помощью  Рима духовенство получило возможность  учиться в европейских семинариях и коллегиях. Тем не менее по своему влиянию униатская церковь уступала право славной Киевской митрополии, реформированной в 30—40-х гг. ми т  рополитом Петром Могилой.

Бесперспективность продолжительного межцерковного противостояния, сопровождаемого  на местах насилием, понимали руководители как униатов, так и православных. Правительственные круги также  были заинтересованы в “успокоении  Руси”. Вот почему на протяжении 20— 40-х гг. получила широкое распространение  идея “универсальной унии” — объединения  “Руси с Русью” в едином независимом  Киевском патриархате. В разной степени  в этом проявляли заинтересованность и митрополиты Рутский и Могила, и король Владислав IV. Тем не менее  несколько практических попыток  в этом направлении потерпели  неудачу — из-за различных взглядов сторон на условия и пути объединения, двусмысленной позиции Рима и  начала Национально-освободительной  войны против Речи Посполитой под  предводительством Б. Хмельницкого.

Национально-освободительная война  имело в общих чертах антипольское и антикатолическое направление; упразднение  унии было одним из требований повстанцев. Греко-католическая церковь понесла  тогда значительные потери. На территории Гетманщины уния была ликвидирована, восстановилось православие. Однако Андрусовское соглашение 1667 г. ужесточило позиции унии на Правобережье — польской части Украины.

26. Возникновение  громад и их культурно-образовательная  деятельность во второй половине 19 в. Владимир Антонович

Громады — организации украинской интеллигенции во второй половине 19 — начале 20 в. в Приднепровской Украине, проводившие национально-культурную и общественно-политическую деятельность. Первая громада была создана на рубеже 1860—1861 гг. по инициативе участников кружка хлопо-манов. Главным идейным вдохновителем  новой организации был Владимир Антонович — выпускник медицинского, а затем историко-филологического  факультетов Киевского университета. С его именем тесно связаны  создание и деятельность не только громады, где сплачивались украинские патриотические силы, но и журнала  “Киевская старина”. Исторического  общества Нестора-летописца и газеты украинской интеллигенции “Труд”. Он приложил усилия и к становлению  украинской археологии как науки; плодотворно  работал в качестве исследователя  украинско-польских отношений, казачества, социальных отношений в Украине; был этнографом, географом. Весомы его  достижения в сфере источниковедения и археологии. В течение почти  двух десятилетий (1863—1882 гг. ) работал  во Временной комиссии для рассмотрения давних актов — в основном главным  редактором. Лично подготовил 9 томов  “Архива Юго-Западной России”, где  опубликовано свыше 2 тыс. первоисточников.

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине