Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
Хотинская война — венец полководческой
деятельности Петра Конаше-вича-
18. Начало национального
возрождения на западноук-
Как и в Приднепровской Украине,
в начале 19 в. национальное движение
зародилось и в западно-украинских
землях. Его инициатором здесь
выступило греко-католическое духовенство.
В 1816 г. Иван Могильницкий, каноник перемышльский,
создал кружок, ставивший целью распространять
среди крестьян религиозную литературу
на украинском языке. За короткое время
своего существования кружок издал
несколько букварей и молитвенников,
после чего под давлением со стороны
польского духовенства вынужден
был распуститься. В 20-е гг. в Перемышле
возник новый кружок, который объединил
вокруг себя епископ Иван Снегурский.
Члены этого объединения
Выдающуюся рель в развёртывании
украинского национально-
Освободительные мотивы нашли отображение
в подготовленных “Русь-кою трійцею”
альманахах. Наиболее показательным
в этом отношении была рукопись альманаха
“Зоря” (1834 г. ), которая из-за цензурного
запрета не увидела свет. Такими
же мотивами проникнута и знаменитая
“Русалка Дністровая” (1836 г. ). Весь материал,
помещённый в этом издании, должен был
пробудить в галицких украинцах
ощущение их единства со всем украинским
народом, сориентировать интеллигенцию
на защиту народных интересов. Эта первая
народная книга как формой (живым
народным языком, фонетическим правописанием),
так и содержанием
Итогом патриотической деятельности
“Руської трійці” стало формальное
определение основных программных
основ украинского
Определяя вклад “Руської трійці” в развитие украинского национального движения, Иван Франко подчёркивал, что у тройчан, в особенности у Шашкевича, замыслы были намного шире просветительских; они стремились воскресить целый народ украинский к новой жизни, духовной и гражданской. Кружок положил начало развитию новой, по-настоящему народной культуры на западноукраинских землях, будил политическое сознание угнетённых масс, а всё это объективно направлялось против политического авторитета феодально-помещичьей Австрии. Этот демократический процесс уже не могли уничтожить силы реакции.
19. Принятие христианства при Владимире Святославиче. Историческое значение крещения Руси
Во второй половине 10 в. князь Владимир
Святославич политически
Новым этапом религиозной реформы было избрание новой веры князем и дружиной. Пригласив в свой дворец представителей всех наиболее значительных религий, князь, выслушав их пояснения, решил направить в разные земли своих посланцев, дабы они своими глазами убедились в правильности той или иной веры и в её приемлемости. Чтобы поднять авторитет своего, рода и значение своего государства, Владимир пожелал вступить в брак с византийской цесаревной Анной, сестрой византийского императора. Он собрал войско, отправился походом на Крым и захватил г. Корсунь. После этого византийский император согласился на брак своей сестры с Владимиром, но при условии принятия Владимиром христианства. Окрестившись, Владимир приказал жителям Киева явиться к р. Почайне, погрузиться в её воды и окреститься. Немного нашлось тех, кто ослушался приказа князя. В 988 г. киевляне приняли крещение.
Обращение в христианство киевлян
положило начало крещению всей страны.
Однако не все земли Киевской Руси
удалось целиком
После введения христианства в Киевском государстве началось церковное строительство: самая большая церковь была сооружена в Киеве в честь Богородицы и названа Десятинной, ибо на её содержание князь выделил десятую часть своего имущества.
Принятие христианства на Руси оказало
огромное влияние на дальнейшее развитие
государства. Оно укрепило центральную
власть князя. Со временем стало единым
мировоззрением и единой идеологией
для разноплемённого населения
государства; предоставило возможность
Киевскому государству как
20. Национально-освободительное движение на украинских землях во время революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи
Европейскую революцию 1848 г. , которая
охватила Францию, Германию, Австрию, Италию,
то есть страны с монархическими режимами
власти, называли “весной народов”,
ведь она была надеждой народов на
национальное •и социальное возрождение,
на широкую демократизацию общества,
утверждения гражданских
В её состав входили деятели львовской
украинской интеллигенции, возглавляемые
авторитетными общественно-
В ходе революции ГРР добивалась
раздела Галиции на Западную (польскую)
и Восточную (украинскую), в которую
административно уже вошла
Самых больших успехов украинская
национальная революция в Галиции
достигла в культурно-образовательной
деятельности. Газетой “Зоря Галицька”
было положено начало украинской печати,
с 1848 г. во Львове развернула деятельность
“Галицько-руської матиці”. В октябре
того же года здесь состоялся съезд
“писателей и приверженцев народного
просвещения”. С большим подъёмом
участники съезда поддержали призыв
авторитетного общественного и
церковного деятеля, писателя Николая
Устияновича широко внедрять в культуру
и образование Украины родной
язык. С постановлением съезда относительно
внедрения украинского языка
в учебно-образовательную
Летом 1849 г. , после разгрома объединёнными
силами Австрии и России венгерской
революции, в империи Габсбургов
был восстановлен абсолютистский режим
с его централизованно-
21. Административно-политические
реформы в Киевском
Наивысшего подъёма Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича. Оно стало одним из наиболее могущественных европейских государств, существенно влиявшим на международные отношения. И одной из важнейших мер, к которой прибегнул Владимир, чтобы достичь этого, было провозглашение в 988 г. христианства государственной религией. Правда, христианство утверждалось на землях восточных славян на протяжении продолжительного и сложного периода, начавшегося задолго до княжения Владимира и длившегося после него.
Одной из главных задач, вставших перед князем в начале его пребывания на киевском княжеском столе, было удержание свыше 20 различных племен и народностей, как славянских, так и неславянских, под властью Киева.
На протяжении 981-984 гг. Владимир укротил
восставших вятичей, радимичей, установил
для них дань “от рала”, также
присоединил города Червенской Руси
— Червень, Белз, Перемышль, принадлежавшие
ляхам (так уже в те времена
называли поляков), и земли ятвягов,
живших между Неманом и Западным
Бугом. Этим завершилось объединение
земель в составе Киевского
Владимира беспокоила печенежская
угроза, и он постоянно размышлял
о способах её предотвращения. Всё
больше склонялся к тому, чтобы
создать на юге Руси эффективную
оборону, выстроить на Стугне, Суде,
Трубеже ряд крепостей и
Для приведения в порядок внутренней
жизни князь Владимир провёл реформы:
административную — ликвидировал племенные
княжения, поделил всю страну на
восемь округов, округа — на волости,
во главе которых поставил доверенных
лиц или своих сыновей; военную
— заменил племенную
Во времена правления
Фигура Владимира выделяется среди
прочих властителей Руси не только
выдающимися способностями