Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
В середине 60-х гг. громады уже действовали в Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе и других городах Приднепровской Украины.
Практическая деятельность громад сводилась преимущественно к проведению культурно-образовательных мероприятий. Немало участников громад активно участвовали в работе воскресных школ, издавали украинские учебники, собирали и публиковали устное народное творчество.
Обеспокоенное заметным оживлением украинского
национально-освободительного движения,
царское правительство прибегло
к запретительным действиям. В 1863 г.
министр внутренних дел Валуев издал
' циркуляр о запрете украинского
языка, вследствие чего деятельность громад
была приостановлена, некоторые из
украинских деятелей попали под арест.
Но в 70-х гг. национально-освободительное
движение вновь возродилось. Активными
участниками Киевской громады 70-х
гг. были такие прогрессивные деятели
украинской культуры, как композитор
Николай Лысенко, драматург Михаил
Старицкий, писатель Иван Рудченко, учёный
Михаил Драгоманов и многие другие.
Киевская громада, бывшая главным средоточием
национального движения, добилась открытия
в 1873 г. Юго-Западного отделения
27. Международные связи Киевского государства во времена Ярослава Мудрого
Традиционно тесные взаимоотношения сложились между Киевской Русью и Византией. Установлению партнёрских отношений способствовало введение на Руси в 988 г. христианства византийского образца. Тем не менее дружественные союзнические отношения Византии и Руси подверглись испытаниям после утверждения на императорском престоле Константина IX Мономаха в 1042 г.
Резкое ухудшение отношений Руси и Византии произошло в 1043 г. Непосредственным поводом к конфликту стала ссора на константинопольском рынке между русинами и греками.
Русичи собрали большое войско. Поход на Константинополь возглавили сын Ярослава Владимир и воевода Вишата. Корабли русичей появились перед Константинополем в июне 1043 г. Однако состояние войны не входило в расчёты ни Руси, ни Византии, поэтому оба государства очень быстро начали искать мира. Византия пошла на уступки.
Новый мирный договор был скреплён
браком Ярославова сына Всеволода с
дочерью Мономаха Марией. Но вскоре,
в 1051 г. , отношения Киева и
Постоянные контакты имела Киевская Русь времён Ярослава и с Германией. Тогдашние источники содержат сообщения о посольстве русичей 1040 г. к Генриху III.
Особенно оживлённые отношения поддерживала Киевская Русь с Польшей. Многое пришлось пережить государствам-соседям: и мирные соглашения, скреплённые брачными узами, и военные походы одного против другого, вследствие чего стороны несли человеческие и материальные потери. Тем не менее во времена Ярослава между Киевской Русью и Польшей установились союзнические отношения. Проявлением добрососедских отношений стали брачные узы. Казимир вступил в брак с сестрой Ярослава Марией Доброгневой, а его сестра Гертруда Олисава вышла замуж за Изяслава Ярославича.
Тесные отношения поддерживала Русь со Скандинавскими странами. В особенности окрепли связи Руси и Швеции, чему способствовал брак Ярослава с Ингигердой. Добрососедские отношения связывали Русь с Норвегией.
Письменные источники
В конце 40-х гг. 11 в. установились дружественные отношения Руси с Францией, с династией Капетингов. Наладить их удалось благодаря бракосочетанию короля Генриха 1 с Анной Ярославной.
Источники сохранили интересные детали
жизни Анны во Франции. Там русская
княжна была известна под именем Анны
Руфы (Рыжей) и пользовалась большим
уважением. С собой она привезла
в Париж Евангелие, которое потом
было передано в Реймский собор. Эта
книга ныне известна под названием
Реймского Евангелия. В дальнейшем,
вступая на престол, французские
короли присягали именно на этой киевской
книге. После смерти мужа в 1060 г. Анна
фактически была опекуншей короля Филиппа
I, чьё посвящение на королевство
состоялось ещё при жизни Генриха
в мае 1059 г. в Реймсе. Вместе с другими
важными персонами двора она
подписывала королевские
28. Богдан Хмельницкий
— видный политик и полководец,
создатель Украинского
Богдан Хмельницкий — одна из ярчайших фигур украинской истории. Деятельность выдающегося гетмана — гибкого политика, искусного дипломата, опытного полководца — не только определила дальнейшую судьбу
Украины, но и заметно повлияла
на европейскую политическую жизнь,
изменила её развитие. Основным достижением
деятельности Хмельницкого стало возрождение
Украинского государства. Именно в
восстановлении независимого государства,
которое объединило бы все этнические
украинские земли и было бы наследником
Киевской Руси, усматривал гетман результаты
возглавленной им Национально-освободительной
войны. Поэтому построение государства,
формирование всех его звеньев происходило
под его личным руководством. В
руках гетмана
Руководить всеми делами внутреннего управления и внешней политики гетману помогало правительство — генеральная старшина, которая фактически выполняла функции кабинета министров и одновременно генерального войскового штаба. Несомненной заслугой Богдана Хмельницкого было и то, что весь украинский народ, несмотря на сословные интересы, выступил единой как никогда силой в борьбе за национальное освобождение.
При гетманстве Хмельницкого на территории
Украинского государства были ликвидированы
магнатское и шляхетское землевладения,
фольварочно-панщинная система
29. Политика российского
самодержавия относительно
Несмотря на преследования со стороны
царского правительства, украинское национальное
движение в конце 60-х гг. продолжало
развиваться. В Петербурге возникла
Украинская громада с участием Н.
Костомарова, В. Белозерского, Т. Шевченко,
П. Кулиша, выходил первый украинский
журнал “Основа”. Студенты, молодая
интеллигенция Киева также
Эмский указ положил конец надеждам украинофилов на возможность легальной культурнической деятельности в условиях самодержавия. Перейдя на нелегальное положение, громадовцы старались использовать любые возможности для развития национального движения, в том числе путём открытия своих представительств за границей. Именно с этой целью в Швейцарию отбыл М. Драгоманов. В Женеве он создал кружок в составе С. Подо-линского, Н. Зибера, Д. Вовка. На средства киевской организации он начал издавать журнал “Громада”. Но, поскольку это издание всё больше склонялось к социальному радикализму. Киевская громада, неуклонно придерживавшаяся культурно-образовательной ориентации, с 1886 г. отказалась его финансировать.
В первый же год своего вступления на престол (1881 г. ) новый российский царь Александр III решил внести некоторые изменения относительно национального вопроса в Украине. Министерство внутренних дел разослало в губернии Украины “разъяснение” Эмского указа. К ранее разрешённым для печатания на украинском языке произведениям художественной литературы и исторических документов прибавили ещё и словари, но требовалось всё это печатать обязательно российской азбукой. А впрочем, сам указ силы не утратил. Время от времени поступали новые тайные распоряжения против украинского языка. В 1892 г. специальным приказом “в целях сугубо государственных” цензорам напомнили о недопустимости разрешения печатать украинский перевод любого российского произведения. В 1894 г. было напомнено о запрете импорта украинских книг. С 1895 г. , независимо от содержания, запрещалось печатать украинские детские книги для чтения.
Следовательно, национальная политика царского правительства во второй половине 19 в. в целом оставалась реакционной, в частности антиукраинской по своей направленности. Однако, вопреки политической реакции, преследованиям, запретам и ссылкам в украинском обществе вызревали новые идеи, прежде всего в среде передовой интеллигенции, мечтавшей об освобождении украинской нации.
30. Восстановление
могущества Киевского
Владимир Мономах занял
были сооружены мост через Днепр,
новые храмы; вновь наполнилась
государственная казна. Киев переживал
новый подъём. Совершенствуя управление
государством, Владимир Мономах решил
внести изменения в существующие
законы. В с. Берестовом собрался совет
знати, который утвердил новый “Устав”
— сборник правовых норм, вошедший
в состав “РуськоТ правда”. Они
подтверждали все права феодалов
относительно зависимых от них подданных,
однако предусматривали также