Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

В середине 60-х гг. громады уже  действовали в Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе и других городах  Приднепровской Украины.

Практическая деятельность громад сводилась преимущественно к  проведению культурно-образовательных  мероприятий. Немало участников громад активно участвовали в работе воскресных школ, издавали украинские учебники, собирали и публиковали  устное народное творчество.

Обеспокоенное заметным оживлением украинского  национально-освободительного движения, царское правительство прибегло к запретительным действиям. В 1863 г. министр внутренних дел Валуев издал ' циркуляр о запрете украинского  языка, вследствие чего деятельность громад была приостановлена, некоторые из украинских деятелей попали под арест. Но в 70-х гг. национально-освободительное  движение вновь возродилось. Активными  участниками Киевской громады 70-х  гг. были такие прогрессивные деятели  украинской культуры, как композитор Николай Лысенко, драматург Михаил Старицкий, писатель Иван Рудченко, учёный Михаил Драгоманов и многие другие. Киевская громада, бывшая главным средоточием  национального движения, добилась открытия в 1873 г. Юго-Западного отделения Российского  географического общества. Его члены  исследовали различные аспекты  жизни украинского народа. Издали два тома “Записок”, сборники песен  И. Рудченко, исторических песен В. Антоновича и М. Драгоманова и т. д. Важным событием научной и общественной жизни Украины стало проведение в Киеве в 1874 г. , при самом активном участии громадовцев, III Всероссийского археологического съезда. В его работе принял участие 121 учёный из разных городов  Украины. Во время работы съезда устраивались выставки археологических находок, старинных украинских географических карт. Тем не менее развёртыванию  деятельности громад препятствовали постоянные преследования царских властей. В 1875 г. вынуждены были выехать за границу Драгоманов, Зибер, Подолинский. Подписанный Александром II в 1876 г. Эмский указ запрещал издание каких бы то ни было книг на украинском языке, а  также ввоз украинской литературы из-за рубежа. Юго-Западное отделение Российского  географического общества было закрыто, прекратился выход газеты “Киевский  телеграф” — печатного органа Киевской громады. 80-е гг. 19 в. вошли  в историю национального возрождения  на восточноукраинских землях кок “мёртвые годы”. . Основные достижения ограничивались культурной и научной сферами.

27. Международные  связи Киевского государства  во времена Ярослава Мудрого

Традиционно тесные взаимоотношения  сложились между Киевской Русью  и Византией. Установлению партнёрских  отношений способствовало введение на Руси в 988 г. христианства византийского  образца. Тем не менее дружественные  союзнические отношения Византии и  Руси подверглись испытаниям после  утверждения на императорском престоле Константина IX Мономаха в 1042 г.

Резкое ухудшение отношений  Руси и Византии произошло в 1043 г. Непосредственным поводом к конфликту  стала ссора на константинопольском  рынке между русинами и греками.

Русичи собрали большое войско. Поход на Константинополь возглавили сын Ярослава Владимир и воевода  Вишата. Корабли русичей появились  перед Константинополем в июне 1043 г. Однако состояние войны не входило  в расчёты ни Руси, ни Византии, поэтому оба государства очень быстро начали искать мира. Византия пошла на уступки.

Новый мирный договор был скреплён браком Ярославова сына Всеволода с  дочерью Мономаха Марией. Но вскоре, в 1051 г. , отношения Киева и Константинополя  обострились вновь. Причиной недовольства константинопольских властей было назначение на Киевскую митрополичью кафедру не грека, а русича Илариона. Правда, тогда до разрыва межгосударственных отношений не дошло.

Постоянные контакты имела Киевская Русь времён Ярослава и с Германией. Тогдашние источники содержат сообщения  о посольстве русичей 1040 г. к Генриху III.

Особенно оживлённые отношения  поддерживала Киевская Русь с Польшей. Многое пришлось пережить государствам-соседям: и мирные соглашения, скреплённые  брачными узами, и военные походы одного против другого, вследствие чего стороны несли человеческие и  материальные потери. Тем не менее  во времена Ярослава между Киевской Русью и Польшей установились союзнические отношения. Проявлением  добрососедских отношений стали  брачные узы. Казимир вступил  в брак с сестрой Ярослава Марией Доброгневой, а его сестра Гертруда Олисава вышла замуж за Изяслава Ярославича.

Тесные отношения поддерживала Русь со Скандинавскими странами. В  особенности окрепли связи Руси и Швеции, чему способствовал брак Ярослава с Ингигердой. Добрососедские отношения связывали Русь с Норвегией.

Письменные источники удостоверяют активные внешнеполитические связи  Руси с Венгрией. Проявлением тех  отношений были династические браки  представителей королевского рода Арпадов  и киевского великокняжеского.

В конце 40-х гг. 11 в. установились дружественные  отношения Руси с Францией, с династией  Капетингов. Наладить их удалось благодаря  бракосочетанию короля Генриха 1 с Анной  Ярославной.

Источники сохранили интересные детали жизни Анны во Франции. Там русская  княжна была известна под именем Анны Руфы (Рыжей) и пользовалась большим  уважением. С собой она привезла в Париж Евангелие, которое потом  было передано в Реймский собор. Эта  книга ныне известна под названием  Реймского Евангелия. В дальнейшем, вступая на престол, французские  короли присягали именно на этой киевской книге. После смерти мужа в 1060 г. Анна фактически была опекуншей короля Филиппа I, чьё посвящение на королевство  состоялось ещё при жизни Генриха  в мае 1059 г. в Реймсе. Вместе с другими  важными персонами двора она  подписывала королевские грамоты. На дарственной грамоте 1069 г. , выданной для Суасонского аббатства, имеется  единственная во французской дипломатике  собственноручная подпись королевы Анны славянскими буквами: “Анна  королева”.

28. Богдан Хмельницкий  — видный политик и полководец, создатель Украинского казацкого  государства

Богдан Хмельницкий — одна из ярчайших фигур украинской истории. Деятельность выдающегося гетмана  — гибкого политика, искусного  дипломата, опытного полководца — не только определила дальнейшую судьбу

Украины, но и заметно повлияла на европейскую политическую жизнь, изменила её развитие. Основным достижением  деятельности Хмельницкого стало возрождение  Украинского государства. Именно в  восстановлении независимого государства, которое объединило бы все этнические украинские земли и было бы наследником  Киевской Руси, усматривал гетман результаты возглавленной им Национально-освободительной  войны. Поэтому построение государства, формирование всех его звеньев происходило  под его личным руководством. В  руках гетмана сосредоточивалась  исполнительная и судебная власть. Он, в частности, созывал Генеральную  и Старшинскую рады, издавал универсалы, принимал участие в судопроизводстве (именно при гетмане действовал Генеральный  войсковой суд), занимался финансовой системой, по решению рады начинал  войну, вёл мирные переговоры, руководил  дипломатическими связями с другими  государствами и разведывательной службой, был главнокомандующим  вооружённых сил.

Руководить всеми делами внутреннего  управления и внешней политики гетману  помогало правительство — генеральная  старшина, которая фактически выполняла  функции кабинета министров и  одновременно генерального войскового штаба. Несомненной заслугой Богдана  Хмельницкого было и то, что весь украинский народ, несмотря на сословные  интересы, выступил единой как никогда  силой в борьбе за национальное освобождение.

При гетманстве Хмельницкого на территории Украинского государства были ликвидированы  магнатское и шляхетское землевладения, фольварочно-панщинная система хозяйствования, крепостнические отношения. Абсолютное большинство крестьян получило личную свободу, право наследственного  владения землёй и сельскохозяйственными  угодьями, а также возможность  вступать в казацкое сословие. Гетман стал творцом украинской армии, которая  нив чём не уступала европейским  армиям (а в некоторых аспектах и превосходила их). Он •вёл ряд новаций  в организации войска, тактике  ведения боя, добился создания вспомогательных  служб и т. д. Умелое использование  традиционных методов ведения войны (в частности запорожского казачества) и новых методов боевых действий позволило гетману провести военные  операции, которые стали образцом полководческого искусства (в частности, это касается битвы под Батогом  в мае 1652 г. ). Богдан Хмельницкий  отличался и яркими дипломатическими способностями. На протяжении войны  он именно дипломатическими мерами добился  изоляции Польши и наладил хорошие  отношения с рядом соседних государств, обеспечил Украине помощь Крыма, достиг благожелательного нейтралитета Турции и Трансильвании, вынудил  Молдавию разорвать союз с Польшей, готовил союз со Швецией, завязал  дружеские отношения с Венецией. Учтя неблагоприятную внешне- и внутриполитическую ситуацию конца 1653 г. , угрожавшую существованию  Украинского государства, Богдан Хмельницкий, чтобы сохранить главное достижение Национально-освободительной войны, в 1654 г. способствовал заключению украинско-московского  соглашения. Но после Вилвнского московско-польского  перемирия 1656 г. , показавшего подлинные  намерения московского царизма  относительно Украины, Хмельницкий  прибегнул к поиском новых  союзников, в частности Трансильвании  и Швеции.

29. Политика российского  самодержавия относительно Украины  во второй половине 19 в. 

Несмотря на преследования со стороны  царского правительства, украинское национальное движение в конце 60-х гг. продолжало развиваться. В Петербурге возникла Украинская громада с участием Н. Костомарова, В. Белозерского, Т. Шевченко, П. Кулиша, выходил первый украинский журнал “Основа”. Студенты, молодая  интеллигенция Киева также организовали громаду. Национальное движение распространилось и на Полтавщине, Черниговщине, Харьковщине, Одесщине. Официальная власть делала всё для того, чтобы подавить любые  проявления украинского национального  духа. В 1863 г. министр внутренних дел  Валуев издал тайный циркуляр о запрете  украинских научных, религиозных и  педагогических публикаций. Общины были распущены. Прекратил существование  журнал “Основа”. Выражение в том  циркуляре, дескать, и самого украинского  языка <не было, нет и быть не может”, откровенно выражало антиукраинское направление  всей внутренней политики царского правительства  в Украине. Валуевский циркуляр нанёс  огромный вред развитию украинского  национального движения. Лишь в начале 70-х гг. благодаря некоторому послаблению  цензуры В. Антонович со своими единомышленниками  восстановил работу Киевской громады. Приобретя русскоязычную газету “Киевский телеграф”, члены громады  превратили её в свой печатный орган. Важным событием стало основание  в 1873 г. в Киеве Юго-Западного отделения  Российского географического общества. Вскоре, однако, преследование со стороны  правительства усилилось. Александр II по заключениям специальной комиссии запретил публикацию украинских книг, использование украинского языка, преподавание его в начальной  школе, деятельность громад. Все эти  полицейские мероприятия были сведены  в специальный указ, который царь подписал в мае 1876 г. в г. Эмс (Германия).

Эмский указ положил конец надеждам украинофилов на возможность легальной  культурнической деятельности в  условиях самодержавия. Перейдя на нелегальное положение, громадовцы старались использовать любые возможности  для развития национального движения, в том числе путём открытия своих представительств за границей. Именно с этой целью в Швейцарию  отбыл М. Драгоманов. В Женеве он создал кружок в составе С. Подо-линского, Н. Зибера, Д. Вовка. На средства киевской организации он начал издавать журнал “Громада”. Но, поскольку это издание  всё больше склонялось к социальному  радикализму. Киевская громада, неуклонно  придерживавшаяся культурно-образовательной  ориентации, с 1886 г. отказалась его финансировать.

В первый же год своего вступления на престол (1881 г. ) новый российский царь Александр III решил внести некоторые  изменения относительно национального  вопроса в Украине. Министерство внутренних дел разослало в губернии Украины “разъяснение” Эмского  указа. К ранее разрешённым для  печатания на украинском языке произведениям  художественной литературы и исторических документов прибавили ещё и словари, но требовалось всё это печатать обязательно российской азбукой. А  впрочем, сам указ силы не утратил. Время  от времени поступали новые тайные распоряжения против украинского языка. В 1892 г. специальным приказом “в целях  сугубо государственных” цензорам напомнили  о недопустимости разрешения печатать украинский перевод любого российского  произведения. В 1894 г. было напомнено  о запрете импорта украинских книг. С 1895 г. , независимо от содержания, запрещалось печатать украинские детские  книги для чтения.

Следовательно, национальная политика царского правительства во второй половине 19 в. в целом оставалась реакционной, в частности антиукраинской по своей  направленности. Однако, вопреки политической реакции, преследованиям, запретам и  ссылкам в украинском обществе вызревали  новые идеи, прежде всего в среде  передовой интеллигенции, мечтавшей  об освобождении украинской нации.

30. Восстановление  могущества Киевского государства  и княжеской власти при Владимире  Мономахе

Владимир Мономах занял киевский стол в 1113 г. при необычных обстоятельствах: его пригласили княжить восставшие киевляне. Он был сыном Всеволода  Ярославича и дочери византийского  императора Константина IX Мономаха Анастасии. Именно от родового имени матери Владимира  прозвали Мономахом. Стал он великим  князем киевским в зрелом возрасте, в 60 лет. После продолжительных междоусобных битв период правления Владимира  Всеволодовича оказался порой расцвета Киевской Руси. Фактически восстановилась единоличная княжеская власть. Все  князья повиновались ему, зная не только тяжёлую руку Владимира, но и справедливый характер. За время своего правления  Мономах осуществил 83 больших похода, 19 раз заключал соглашения с половцами, пленил 300 половецких князей. Кочевники  больше не нападали на Русь, что позволило  сосредоточиться на внутренних проблемах. В Киеве осуществлялось большое  строительство:

были сооружены мост через Днепр, новые храмы; вновь наполнилась  государственная казна. Киев переживал  новый подъём. Совершенствуя управление государством, Владимир Мономах решил  внести изменения в существующие законы. В с. Берестовом собрался совет  знати, который утвердил новый “Устав”  — сборник правовых норм, вошедший в состав “РуськоТ правда”. Они  подтверждали все права феодалов относительно зависимых от них подданных, однако предусматривали также определённые уступки городской бедноте.

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине