Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

Потомок полугендарного Кия, прямой и  законный наследник киевского престола, Аскольд был последним представителем первой династии древнерусских князей. Сменив у власти своего брата Дира, он осуществил программу смелых и  дальновидных мер, направленных на укрепление Киевского княжества и упрочение  его авторитета в глазах средневековой  Европы. Территория Киевского княжества  во времена Аскольда была небольшой, однако тогдашний государственный, экономический и военный потенциал  — значительным.

При княжении Аскольда Русь прочно утвердилась  на побережье Чёрного моря, которое  в тогдашних документах не случайно получило название Руського моря. Главными направлениями политических интересов  киевского властителя были юг и юго-восток. Его привлекали богатые и культурные страны — прежде всего Византия, а также Хазария, Болгария, Закавказье, далёкий Арабский халифат.

Наиболее крупными и дальновидными  действиями Аскольда были знаменитые походы против Византийской империи  и заключённые им мирные соглашения с греками. В 860 г. киевское войско и  флот неожиданной атакой обложили имперскую  столицу с суши и моря и вынудили константинопольскую администрацию  заключить мирный договор, носивший характер капитуляции. Греки уплатили киевскому кагану огромную контрибуцию  и в дальнейшем обязались платить  Руси дань для содержания купцов-русичей  в Византии. Этот поход сыграл решающую роль в утверждении международных  позиций Киевского государства; он, по мнению Нестора-летописца, положил  начало империи.

Успешные в целом походы Аскольда против Византии, которая в то время  считалась сильнейшим государством в Восточной Европе, имели значительные последствия. Киевское княжество признали великим государством, достойным  противником Византийской империи; авторитет его стоял достаточно высоко, с ним приходилось считаться  всем тогдашним государствам Средиземноморья.

Огромное внимание Аскольд уделял идеологическому и культурному  развитию своей страны. И едва ли не самым важным мероприятием он считал введение православия в качестве государственной религии на Руси.

Среди последствий победоносного  похода Аскольда на Константинополь  в 860 г. наиболее значительным, вне сомнения, была попытка христианизации Руси.

Аскольд трагически погиб в 882 г. в  результате переворота, осуществлённого  антихристианской верхушкой с помощью  ладожского воеводы Олега. Все достижения выдающегося государственника были превращены в прах. Началась продолжительная и драматичная полоса языческой реакции.

Относительно происхождения названия “Русь” существует несколько теорий. Наиболее известны — две: скандинавское  происхождение термина “русь”; южное, автохтонное происхождение  этого названия. В летописи термин “русь” употребляется применительно  великокняжескому окружению — дружинникам, среди которых были и варяги, а  также относительно территории (вначале  — территории полян — Руси, затем  — объединения самых близких  племён, а впоследствии — территории Киевской Руси), на которой великие  князья киевские собирали полюдье —  дань.

Что же касается происхождения названия “Украина”, то это — не “окраина”, как представляется многим малограмотным  “великороссам”. В тюркских языках слово “кра” означало степь, а  слово “ина” — страна. Следовательно, Украина — это “степная страна”.

11. Роль Кирилло-Мефодиевского  общества в национально-освободительном  движении

В середине 19 в. Киев, вместо официально определённой ему роли центра русификаторской  политики царизма, стал центром общеполитического  украинского национального движения. В начале 1846 г. была создана нелегальная  политическая организация — Кирилло-Мефодиевское общество (братство), названное в  честь известных славянских просветителей  Кирилла и Мефодия. Его учредителями были учитель из Полтавы Василий  Белозерский, служащий канцелярии киевского  генерал-губернатора Николай Гулак  и профессор Киевского университета Николай Костомаров. В его заседаниях постоянное участие принимали поэт и художник Тарас Шевченко, писатель Пантелеймон Кулиш и др. В постоянный состав Кирилло-Мефодиевского общества вошли 12 человек. Главной целью общество считало достижение Украиной государственной  независимости с демократическим  строем наподобие США или Французской  Республики. Возникла идея утверждения  государственной независимости  Украины в федеративном союзе  таких же независимых славянских государств, каждое из которых должно было бы представлять собой отдельный  штат или состояло бы из нескольких штатов. Киев должен был стать центральным  городом всего федеративного  союза, в котором раз в четыре года собирался бы высший совместный консультативно-регулятивный относительно межгосударственных отношений орган  — собор (или сейм). Для защиты федерации от внешних врагов предусматривалось  иметь небольшое регулярное войско, а каждый штат, кроме того, имел бы и свои вооружённые силы, укомплектованные постоянными милицейскими формированиями. Все братчики выступали за свержение  царского самодержавия и ликвидацию крепостного права в Российской империи. Идеи освобождения славянских народов из-под иностранного гнёта  и их единения предусматривалось  распространять главным образом  литературно-просветительской деятельностью. Наиболее подробно программу общества братчики изложили в исто-рико-публицистичеоком произведении, названном “Книгой  бытия украинского народа, или  Законом Божьим”. Содержание произведения касается событий всемирной (преимущественно  европейской) и отечественной (по тогдашнему пониманию — вместе российской, украинской и польской) истории. В  произведении рассказывалось об освободительной  борьбе украинского казачества и  развитии деспотического самодержавия в России, о разделе Польши соседними государствами и пр. Кирилло-мефодиевцы были убеждены, что именно украинскому народу выпала историческая миссия:

быть инициатором борьбы за национальное и социальное освобождение славянских народов. Разработали кирилло-мефодиевцы и устав своей организации. В  нём конкретизировались идеи равноправия  народов, государств и граждан будущей  славянской республиканской федерации, излагались уставные права и обязанности  членов Кирилло-Мефодиевского общества. Общественная работа кирилло-мефодиевцев  сосредоточилась вокруг образования  народа и подъёма экономики Украины. В частности, братчики собирали средства на издание популярных книг. В. Белозерский  составил проект внедрения в Украине  широкой сети начальных учебных  заведений. Однако царские власти не дали разрешения на открытие ни одного училища, хотя финансовое содержание его  кирилло-мефодиевцы брали на себя. Кирилло-Мефодиевское общество просуществовало немногим более года. Весной 1847 г. царские  власти арестовали в Киеве всех 12 постоянных участников заседании общества и отправили в Петербург. Значение Кирилло-Мефодиевского братства состояло в том, что это была 'первая попытка  украинской интеллигенции перейти  к политической борьбе. Братство впервые  разработало широкую политическую программу национально-освободительного движения, ставшую примером для его  преемников.

12. Место Украинской  православной церкви в политической  жизни Украины в первой половине 17 в. Митрополит Пётр Могила

Положение Украинской православной церкви в начале 17 в. было сложным: ведь официальной  церковью, которую поддерживало польское правительство, была униатская (греко-католическая) церковь. Православные общины на определённое время остались без канонически  высвящен-ных епископов. Украинская шляхта постепенно переходила в католичество, асе меньше занимаясь защитой  политических и гражданских прав православных. Братства, основой которых  было мещанство, также обессиливались вследствие Экономических и социальных притеснений в феодальном сословном  обществе. Однако с 1610 г. к обороне  православной церкви и интересов  верующих активно приобщился новый  общественный слой — не зачество. Историческим событием стало вступление в 1615 г. в  Киевское Богоявленское братство гетмана  Петра Сагайдачного вместе с казацким

Войском Запорожским. Под влиянием такого союзничества активизировалась церковная жизнь.

В 1620 г. при содействии Сагайдачного и Киевского братства был канонически  восстановлен православный епископат. Иерусалимский патриарх Феофан высвятил митрополита киевского Нова Борецкого  и пять епископов.

Тем не менее за признание новой  украинской православной иерархии пришлось вести продолжительную борьбу против королевских властей, католического  духовенства и шляхты, которая  в те времена держала под контролем  органы представительной и судебной власти. Православный епископат и  вся церковь были легализованы лишь на протяжении 1632— 1633 гг. , уже после  смерти короля СиТизмунда III, заклятого  врага право-слазия Легализацию  удалось осуществить благодаря решительным притязаниям казачества и православной шляхты и лишь тогда, когда новым митрополитом киевским стал Пётр Могила.

Во время своего пребывания на митрополичьем  престоле (1632—1647 гг. } Пётр Могила осуществил коренное реформирование церковной  жизни. Могила стремился улучшить материальное и общественное положение православной церкви, уравнять её в правах с католической. Было сохранено и приумножено  имущество, принадлежавшее митрополии и монастырям, прежде всего Киево-Печерской  лавре. Упорядочивая внутреннюю жизнь  церкви, Могила ввёл постоянный надзор за дисциплиной духовенства, за порядком богослужений и т. д. К обязанностям священника прибавлялось провозглашение каждое воскресенье и в праздники  воспитательных проповедей для прихожан. Чтобы приблизить православную церковь  к народу. Могила ввёл в богослужение украинский язык вместо церковнославянского, уже тогда не совсем понятного  украинцам.

Митрополит достаточно успешно  поладил с братствами и казачеством. Обновляя духовные святыни православия, он реставрировал храм св. Софии, Трёхсвятительскую  церковь и церковь Спаса на Берестове, Михайловский, Выдубицкий монастыри  в Киеве; была восстановлена церковь  на месте знаменитой Десятинной —  первого каменного храма Киевской Руси,

Особое внимание уделялось культурно-образовательному делу и упорядочению богословско-культовой  деятельности церкви. Пётр Могила создал в Киеве коллегию (' Киево-Могилянская  академия) на манер западноевро-' пейских  с преподаванием на греческом, латинском  и славянском языках. В типографии Киево-Печерской лавры издавались богослужебные книги, богословские произведения и школьные учебники. Большую ценность имели очень  распространённые “Служебник* и “Требник”, исправленные и систематизированные  Могилой. Важное дело Петра Могилы —  написание в сотрудничестве с  православными учёными киевского  кружка “Православного исповедания  веры”, утверждённого Киевским собором  в 1640 г.

12 декабря 1996 г. в ознаменование  400-летия со дня рождения митрополит  киевский, галицкий и всея Руси  Пётр Могила был канонизирован,  то есть возведён в ранг  святых Украинской православной  церкви.

13. Роль князей  Олега и Игоря в становлении  Киевского государства

В 882 г. произошла смена династий на киевском столе. Коварно убив князя  Аскольда, власть в Киеве захватил опекун малолетнего князя Игоря  из династии Рюриковичей (возможно, его  родственник) Олег. Свою власть он осуществлял  от имени Рюриковичей, используя  титул великого князя.

После установления власти в Киеве  Олег пошел в земли древлян (883 г. ) и уличей (885 г. ). Он восстановил  языческий культ в Киеве. Олег также жестоко расправился с  населением Новгорода, восставшим против присоединения к Киеву; город  был обложен данью, установлены  сроки её уплаты.

В 907 г. он осуществил удачный поход  против Византии и вынудил её подписать  выгодный для Руси договор, который, в частности, открывал широкие возможности  для торговли русских купцов. Поскольку  византийцы нарушили условия договорённости, в 911 г. великий князь вновь выступил на Константинополь, после чего в новом договоре были чётче определены правовые нормы украинско-византийских отношений, в частности, правила разрешения конфликтов. Эти договоры имели важное значение, поскольку утверждали Русь в качестве равноправного партнёра империи.

В 912 г. Олег при загадочных обстоятельствах  умер. По свидетельству летописной легенды, смерть произошла от укуса  змеи, которая выползла из черепа его  умершего коня. Власть перешла к  Игорю.

Фигура князя Игоря менее  заметна в истории, поскольку  он не проявил способностей сильного правителя. Первые годы его княжения были нелёгкими. Снова взялись за оружие древляне, отказались признать его власть уличи. В 914 г. великий  князь сломил сопротивление древлян. Три года защищались уличи, после  чего отошли в междуречье Южного Буга и Днестра. Игорь действовал более  жёстко, чем Олег, и вместе с тем  откровеннее в укреплении центральной  власти. Так, одолев древлян, он наложил  на них дань, превосходившую ту, которую  они выплачивали при княжении Олега.

Как и у Олега, основным направлением внешнеполитической деятельности Игоря  было южное. В 915 г. возникла угроза столкновения с новым кочевым народом —  печенегами, появившимся на границах Руси, однако ему удалось заключить  с ними соглашение. В 920 г. происходили  бои княжеского войска против печенегов, которых византийское правительство  решило использовать как противовес росту могущества Руси. Поэтому ухудшились отношения с Византией — вплоть до разрыва. В 941 г. Игорь выступил в  поход на Константинополь, но под  его стенами византийцы встретили  флот русичей “греческим огнём”.

В 944 г. Игорь снова пошёл на Византию. Византийцы предложили выкуп. В том  же году был заключён новый договор  между Русью и Византией, но не столь выгодный, как предыдущие соглашения: Русь теряла владения на Черноморском побережье и в устье Днепра, обязывалась предоставлять Византии помощь в случае войны, купцы должны были платить таможенные пошлины  с торговли с Византией. Утверждая  это соглашение в Киеве, его подписали  русичи-язычники и русичи-христиане. Причём первые присягнули перед Перуном, а вторые — в церкви св. Ильи на Подоле.

При княжении Олега и Игоря территория Киевского государства расширилась  за счёт земель не только племенных  княжений славян, но и племён неславянского  происхождения. Так очертились контуры  развития государства в средневековую  империю. Приход к власти новой династии не внёс существенных изменений в  политическую жизнь. Продолжалось начатое  Аскольдом укрепление монархической  формы правления,-то есть власти великого князя киевского.

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине