Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

Согласно Мартовским статьям гетмана  и старшину казаки должны были избирать на раде. Украинские администрация  и суд оставались самостоятельными и не подчинялись Москве. Собирание  налогов возлагалось на украинскую скарбницу (казну). Численность казацкого  войска устанавливалась в 60 тыс.

Свой проект соглашения подготовило  и мещанство. Украинские мещане вознамеривались  сохранить все свои права и  вольности, данные им ещё литовскими князьями и польскими королями, прежде всего городское самоуправление.

Продолжительные переговоры православного  духовенства окончились безрезультатно. Украинская православная церковь не соглашалась на зависимость от патриарха  московского, к которой стремились московское правительство и Российская православная церковь.

Следовательно, лишь мещане в общем  достигли взаимопонимания с московским правительством, казачество вместе с  украинской православной шляхтой —лишь  частично, а православное духовенство  отвергло незаконные требования Москвы.

В соответствии с соглашениями, заключёнными во время украинско-московских переговоров 1654 г. , устанавливались межгосударственные отношения, не ограничивавшие независимости  Украины. Условия украинско-московского  договора 1654 г. свидетельствуют об объединении  Украины и Московии в своеобразную конфедерацию. Договор между двумя  государствами в основном был  равноправным и (при условии соблюдения/взаимовыгодным. Вместе с тем он был незаконченным, несовершенным, действовал недолго (несколько  лет) и поэтому очень быстро утратил  силу.

Несмотря на несовершенство и недолговечность, украинско-московский договор 1654 г. на протяжении 17—18 вв. рассматривался украинцами как убедительнейшее доказательство суверенности Украины. Он позволял сохранить  самостоятельность недавно созданного Украинского гетманского государства, украинское правительство получало возможность довести до победного  конца воину против Речи Посполитой, а следовательно, — завершить  воссоединение всех украинских земель под своей властью. В международных  отношениях договор удостоверял  право на отделение Украины от Польши.

35. Народовцы, радикалы, москвофилы в общественно-политической  жизни западноукраинских земель  во второй половине 19 в. 

Давнее стремление украинцев к  воссоединению, к созданию единого, соборного, независимого Украинского  государства, старались по-своему использовать москвофилы. В общественно-политическом движении Восточной Галиции они  были одной из наиболее реакционных  группировок, поскольку призывали  народные массы к единению с Российской империей. От её правящих кругов москвофилы получали не только идеологическую поддержку, но и тайные денежные субсидии, которые  использовали для пропаганды среди  западноукраинского населения мысли, якобы украинского народа вообще не существует, а есть лишь единый “панрусскии” народ от Карпат до Камчатки. Свои писания  москвофилы печатали на “язычии” —  смеси русского, украинского, старославянского и польского языков. Имея в своих  руках издательское общество “Галицько-руська матиця” и создав просветительское общество, мосявофилы взялись за печатание  популярных книг для украинского  населения Галиции и Буковины. При чтении этих книг крестьянам приходилось  мысленно переводить их с “язычия” на . украинский язык. Идеи культуры и  образования народных масс на родном языке пытались воплотить в жизнь  народовцы. При этом массовое освободительное  движение они направляли лишь в русло  культурно-образовательной деятельности. Заручившись поддержкой деятелей украинского  национального движения Приднепровской Украины, народовцы сделали немало. Национальную образованность народных масс они повышали с помощью Шевченкового “Кобзаря”, в городах и сёлах  создавали народные библиотеки, организовывали кружки художественной самодеятельности, устраивали концерты и театральные  спектакли. Ряды народовцев пополняли  студенты и учителя. В местах своего постоянного или временного жительства они добровольно брали на себя организацию культурно-образовательной  работы среди населения. По инициативе народьвцев во Львове в 1868 г. было создано  общество “Проев/та”, призванное учить  и просвещать народ, а а 1873 г. —  Литературно-научное общество имени  Шевченко с целью способствовать развитию украинского языка и  литературы. Во Львове народовцы открыли  типографию на средства национально  сознательной украинки, полтавской помещицы Елизаветы Милорадович-Скоропадской. Значительная материальная помощь поступала  и от других состоятельных приднепровцев, участников украинского национального  движения: Евгения Чикаленко, Василия  Симиренко, Александра Конисского. Галиция  стала центром украинского печатного  слова. В народовс-ких газетах  и журналах (самыми долговечными и  популярными были “Правда” и “Діло”), а также отдельными книжными изданиями (в частности и такими, которые  предназначались для чтения малограмотными или вовсе неграмотными) печатали свои произведения украинские писатели-приднепровцы. Такое сотрудничество приносило  немалую пользу: восточные украинцы одолевали таким образом царские  запреты относительно украинской печати, а западные — получали первоклассный  литературный материал для пропаганды на западноукраинских землях идеи самостоятельности  и целостности украинского народа по обе стороны российско-австрийской  границы. а середине 70-х гг. в Галиции  появилась молодая интеллигенция, которая критически оценивала деятельность обоих течений и стремилась придать  украинскому движению европейский  характер. Под влиянием М. Драгоманова  молодые политические деятели И. Франко, М. Павлик, О. Терлецкий склонялись к социализму. Так в украинском лагере возникло ещё одно, радикальное  течение. Через свои журналы “Громадський діяч”, “Дзвін”, “Молот”, “Свіг” радикалы стремились привлечь к политической деятельности широкие народные массы Галиции и Буковины. Вскоре они создали первую политическую партию на украинских землях — Русько-украинскую радикальную партию.

36. Основные направления  государственной политики гетмана  Ивана Виговского

Ещё при жизни Б. Хмельницкого 5—11 апреля 1657 г. Старшинская рада постановила  передать власть после смерти гетмана  его 16-летнему сыну Юрию. Однако после  смерти Б. Хмельницкого в старшинской  среде началась борьба за гетманскую булаву. 23—26 августа в Чигорине состоялась Старшинская рада, на которой гетманом до совершеннолетия Юрася Хмельницкого был избран генеральный писарь.

Во внешней деятельности гетман И. Виговский (1657—1659 гг. ) пытался продолжать политику Богдана Хмельницкого, направленную на достижение полной независимости  казацкого государства, укрепление его международного авторитета.

Уже на Корсунскую раду 1657 г. прибыли  послы Швеции, Польши, Австрии, Турции, Крыма, Трансильвании, Молдавии, Валахии. Там был окончательно оформлен договор  со Швецией, которым предусматривалось  создание украинско-шведского военно-политического  союза, направленного на обеспечение  независимости и территориальной  целостности Украины. Было решено восстановить союзы с Турцией и Крымским ханством, заключить перемирие с  Польшей.

С Москвой гетман на разрыв идти не хотел. К царю было отправлено посольство. Оно должно было уведомить его  об избрании нового гетмана. Московское правительство долго медлило  с признанием гетманом Виговского, требуя от него немало уступок, и прежде всего — введения в самые большие  украинские города московских гарнизонов во главе с воеводами. После февральской  рады 1658 г. в Переяславе, подтвердившей  избрание гетмана, Виговский согласился на прибытие воевод в Переделав, Нежин  и Чернигов.

Определяющей чертой внутренней политики И. Виговского была опора гетмана  на старшинскую верхушку и украинскую оказачившуюся шляхту. Щедрые дарения  земли и привилегий верхушке вызывали недовольство неимущего казачества и крестьянства. Этим воспользовались  в собственных интересах полтавский полковник М. Пушкарь, который сам  мечтал о гетманской булаве, и запорожский  атаман Я. Барабаш. При поддержке  Москвы они организовали мятеж. Но уже 1 июня 1658 г. отряды мятежников были разбиты  под Полтавой гетманским войском  и отрядами татар.

Двойная игра Москвы, которая поддерживала, использовала и разжигала мятеж  Пушкаря, постоянная угроза агрессии со стороны Москвы, сложная политическая ситуация в Украине вынудили Виговского в который раз задуматься над  поиском иного союзника. В конце  концов он остановился на Речи Посполитой.

6 сентября 1658 г. между Украиной  и Польшей в г. Гадяче был  заключён договор, получивший  название Гадячского. Согласно ему  Украина, Польша и Литва образовывали федерацию трёх самостоятельных государств, объединённых лишь сообща избранным королём.

Гадячский договор усложнил политическую ситуацию в Украине. Весной 1659 г. более  чем 100-тысячное российское войско во главе  с князем Трубецким двинулось  на Киев. Решающий бой между московским и украинским войсками произошёл 28—29 июня под Конотопом и завершился полным поражением московитов.

К сожалению, громкая победа под  Конотопом не положила конец раздорам в Украине. Различные украинские силы видели независимую Украину  по-разному. Сразу после Конотопской  битвы вспыхнуло новое антиправительственное  восстание, во главе которого был  поставлен Юрась Хмельницкий. 11 сентября 1659 г. под Германовкой на Киевщине состоялась Чёрная рада. Казаки отказались признать Гадячский трактат, выступили  против подданства польскому королю и высказали недоверие гетману  Виговскому. Виговский отрёкся от булавы, а гетманом был избран Юрий Хмельницкий.

37. Историческое  значение Киевской Руси

Киевская Русь была мощным средневековым  государством. Она имела наибольшую территорию в тогдашней Европе, её границы простирались от Ладоги и  Белого моря до Чёрного моря и от Карпат до Оки и верховьев Волги. Количество населения достигало 5 млн  чел. Каждый седьмой житель Руси проживал в городском поселении. Всего  же в стране было 240 городов и посёлков. Крупнейший город — Киев насчитывал 50 тыс. жителей и превосходил Лондон и Париж вместе взятые.

Киевская Русь сыграла большую  роль в истории восточнославянских народов. Образование этого государства  способствовало их экономическому, политическому  и культурному развитию.

Русичи создали богатую духовную и материальную культуру. Былины, песни, легенды, летописи, величественные соборы, мозаики и фрески храмов, книжные  миниатюры, иконы и многое другое — неувядающие культурные достижения этого народа. Они стали основанием национальной украинской культуры, лучшие из них вошли в сокровищницу мировой  культуры.

Одной из острейших в исторической науке остаётся проблема исторического  наследия Киевской Руси. По мнению современных  украинских историков, есть все основания  относить Киевскую Русь прежде всего  к истории Украины. Центром Киевского  государства была территория, включавшая современные украинские земли. Название “Русь” прежде всего распространялось на Среднее Поднепровье. Самые выдающиеся памятники культуры создавались  в Киеве и других поднепровских  землях. Следовательно, Украина —  бесспорная наследница Древней Руси. Вместе с тем белорусы и россияне также имеют отношение к наследию Киевской Руси, поскольку их земли  входили в её состав.

Киевская Русь оставила яркий след в мировой истории. Выйдя на историческую арену военными походами, она постепенно перешла от вооружённых схваток  с соседними странами к равноправному  участию в политической жизни  Европы и Близкого Востока. Князья Руси заключали соглашения с Византией, Германской империей, Польшей, Венгрией. Киевская Русь играла весомую роль в международных отношениях Европы: часто её вмешательства в тот или иной конфликт было достаточно, чтобы погасить его. Военное могущество Руси стало щитом, о который разбивались многочисленные орды степных кочевых племён — печенегов, торков, половцев, которые вторгались с востока в Приазовье и Причерноморье и намеревались двигаться дальше на запад.

Высокий международный авторитет  и военная мощь Киевской Руси сочетались с высоким уровнем экономического развития. Развитыми к тому времени  были земледелие, скотоводчество, ремёсла, промыслы. Купцы-русичи были известны чуть ли не во всём тогдашнем мире.

Киевская Русь установила торговые, политические, культурные связи со многими европейскими странами: Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией, Византией, Норвегией, Швецией, Францией, Англией. Поддерживала отношения со странами- Кавказа и Закавказья, а также  с арабским Востоком. Князья Руси имели  широкие династические связи  с византийским и европейскими дворами. Часто инициаторами этих связей выступали  правители европейских государств, искавшие союза с мощной Русью. В  “Слове о законе и благодати” его  автор митрополит Иларион так  охарактеризовал положение своего государства: “. . . его знают и  слышат во всех концах земли. . л.

Киевская Русь прекратила существование  под ударами полчищ монголо-татар. Непосредственным наследником её политических и культурных традиций стало Галиико-Волынское  княжество.

38. Административно-политическое  устройство Украинского казацкого  государства середины 17 в. Изменения  в социально-экономических отношениях

На протяжении лета — осени 1648 г. на освобождённых украинских землях были созданы украинские центральные  и местные органы власти, судебные учреждения, введён новый принцип  административно-территориального деления; постепенно складывалась новая социально-экономическая  структура. Следовательно, уже до конца 1648 г. существовало Украинское казацкое государство — Гетманщина.

Власть в казацком государстве  принадлежала старшине. Высшим зоко-•нодательным органом была Генеральная рада —  общая рада всего войска. Впоследствии её функции стала выполнять Старшинская  рада, состоявшая из полковников и  генеральной старшины.

Исполнительная и судебная власть сосредоточивалась в руках гетмана. Он, в частности, созывал Генеральную  и Старшинскую рады, издавал универсалы, принимал участие в судопроизводстве (именно при гетмане функционировал Генеральный войсковой суд), организовывал  финансовую систему, по решению рады начинал войну, вёл мирные переговоры, руководил дипломатическими связями  с другими государствами и  разведывательной службой, был главнокомандующим  вооружённых сил.

Руководить всеми делами внутреннего  управления и заграничными сношениями гетману помогала генеральная старшина, которая фактически была кабинетом  министров и одновременно генеральным военным штабом. В её состав входили: генеральный писарь, генеральный обозный, два генеральных есаула, два генеральных судьи.

Территория казацкого государства  согласно условиям Зборовского договора состояла из земель бывшего Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств. Столицей и гетманской резиденцией  стал г. Чигирин.

Вся территория Украинского государства  в 1649 г. разделилась на 16 полков: на Правобережье — 9, на Левобережье — 7. Центром полка  был один из значительных городов  полковой территории. Во главе каждого  полка стоял полковник, который  либо избирался на полковой раде, либо назначался гетманом.

Территория полка, в свою очередь, разделялась на 10—20, а то и более  сотен. Сотни, так же как и полки, были неодинаковыми по размерам. Военно-административную власть на территории сотен осуществляли сотники. Административными центрами сотен были города, местечки и большие  сёла.

В казацком государстве действовала  своя система судопроизводства. Она  состояла из Генерального, полковых и  сотенных судов. Высшим судебным учреждением  был Генеральный войсковой суд  при гетмане. Он рассматривал апелляционные  дела полковых и сотенных судов, а  также некоторые дела, с которыми просители обращались непосредственно  к гетману.

Становление Украинского казацкого  государства — Гетманщины происходило  на фоне глубоких сдвигов в хозяйственной  ч общественной жизни. Были ликвидированы  крупное и среднее светское землевладение, фольварочно-панщинная система хозяйства, крепостная зависимость. Взамен формировалась  казацкая, крестьянская, а также  государственная собственность  на землю. Это повлекло существенные изменения в социальной структуре  общества. Они проявились, прежде всего, в отсутствии шляхетско-магнатского  сословия, уменьшении численности мелкой шляхты; ведущую роль в жизни общества стало играть казацкое сословие.

Бесспорным завоеванием казацкого  государства была личная свобода  абсолютного большинства крестьян и мещан, которые имели возможность  свободно вступать в казацкое сословие. Положение мещан улучшалось ещё  и благодаря тому, что в городах  были ликвидированы засилье иностранцев  и национально-религиозные препятствия  для занятий ремёслами, промыслом, торговлей и для участия в  организации самоуправления.

39. Роль Михаила  Грушевского в общественно-политической  жизни Украины (конец 19 — начало 20 в. )

Выдающийся украинский историк, видный политический и государственный  деятель, публицист Михаил Грушевский родился 17 сентября 1866 г. в г. Холме (ныне г. Хелм, Польша) в семье педагога-слависта. Происходил из давней (известной с 18 в. ) семьи священников Грушей (впоследствии Грушевских с Чигиринщины). Вскоре семья  Грушевских переехала по месту работы отца сперва в Ставрополь, затем  — на Кавказ. С 1880 г. Михаил учился в  Тифлисской гимназии, а в 1886—90 гг. —  на историко-филологическом факультете Киевского университета. В мае 1894 г. защитил диссертацию на тему “Барское староство” и получил степень магистра. В тот период своей жизни активно участвовал в деятельности Киевской громады. В 1894 г. по рекомендации В. Антоновича переехал во Львов, где занял кафедру украинской истории в Львовском университете. В 1898— 1913 гг. , возглавляя Научное общество имени Шевченко во Львове, проводил огромную работу по реорганизации общества по образцу европейских академий наук, собиранию фондов, созданию библиотеки и музея. В 1895— 1913 гг. редактировал “Записки Научного общества имени Шевченко”. Грушевский создал во Львове школу историков Украины, к которой принадлежали Крипякевич, Джиджора, Терлецкий, Томашевский, Герасимчук, Кордуба. В 1898 г. во Львове вышел первый том монументального труда Грушевского “История Украины-Руси” (в 10 т. ), которая продолжала издаваться в 1899—1937 гг. во Львове и Киеве.

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине