Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

Хозяйство восточных славян основывалось на земледелии. Славяне выращивали просо, ячмень, пшеницу, рожь. Знали  они также бобы, горох, лён и  прочие культуры, в частности гречиху. Наряду с земледелием важное место  в хозяйстве занимало животноводство. Вспомогательную роль играли охота  и рыболовство. Высокого уровня и  восточных славян достигли различные  ремёсла. В отдельные отрасли  довольно рано выделились добыча железной руды и обработка железа. Выплавляли его в специальных горнах, сооружённых  из глины. Переработка железа в готовые  изделия осуществлялась в кузницах. С помощью кузнечных инструментов здесь изготавливались разнообразные  сельскохозяйственные орудия труда, деревообрабатывающие инструменты, бытовые изделия, оружие. В быту славяне широко использовали глиняную посуду. В 6—7 вв. основные виды посуды — горшки, миски, сковородки — изготавливались вручную в  домашних условиях и обжигались на открытом огне. Развитие земледелия, специализация  ремесленного производства способствовали формированию в славянском обществе обмена и торговли.

Но протяжении 6—8 вв. у восточных  славян образовались первые территориально-политические объединения — союзы племён, бывшие своеобразными зародышами государств. Верховным органом плененного самоуправления у славян было вече. Дальнейшее развитие родоплеменной организации предопределяло появление сперва выборной, а затем  наследственной княжеской власти. Так  возникли племенные княжения.

На рубеже 8—9 вв. у восточных  славян формировались основы государственности. На страницах византийских и европейских  хроник начали появляться упоминания о русах, стране русов, которую возглавляет  каган, или царь.

Первым князем — властителем  Киева, согласно письменным источникам, был князь Кии. О нём известно, что, завершив сооружение города на Днепре, он предпринял поход на Византию, вёл  переговоры с византийским императором, заключил торговое соглашение с Византией, а возвращаясь обратно, заложил  город на Дунае — Киевец. Князя  Кия учёные считают основателем  правящей династии Киевского государства. На рубеже в—9 вв. город превратился  в значительный политический межплеменной центр;

постепенно вокруг него были объединены обширные территории между Балтийским и Чёрным морями.

7. Административно-территориальное  устройство и региональное деление  украинских земель в составе  Российской и Австрийской империй  в конце 18—19 в. 

Административные меры обеих империй  относительно украинских земель в конце 18 — начале 19 в. были ярким свидетельством колониальной политики. Покорению украинцев  способствовало и административно-территориальное  деление. Так, на месте Слобожанщины и Гетманщины появились Харьковская, Черниговская и Полтавская губернии. К тому же вследствие произвольного  определения границ в состав российских губерний были включены местности, где  большинство населения составляли украинцы с традициями украинского  казацкого самоуправления.

Под то же административно-политическое деление попала и Правобережная  Украина после присоединения  её к Российской империи в результате второго и третьего разделов Польши. На вновь присоединённых украинских землях возникли Киевская, Подольская и Волынская губернии. После. русско-турецкой войны 1806—1812 гг. к Российской империи  отошла заселенная в основном молдаванами  территория между Днестром и Прутом. Так возникла Бессарабская область, в состав которой вошли и новообразованные уезды — Измаильский, Аккерманский, Хотимский — с преимущественно  украинским населением.

В губерниях, разделявшихся на уезды, неограниченную власть над всем населением имели губернаторы. В 1837 г. императорский  “Приказ губернаторам” провозгласил их полномочными “хозяевами” губерний. Губернские правления превратились в исполнительные канцелярии распоряжений губернаторов, а сами губернаторы  получили право контроля над деятельностью  любого учреждения и предприятия. Со временем в национальных окраинах Российской империи были введены особые, ещё более жёсткие формы государственного управления — наместничества и генерал-губернаторства. Распространялись они и на Украину.

К середине 19 в. из 10 генерал-губернаторств  всей Российской империи 3 приходилось  на Украину. Следовательно, все 9 губерний, а именно:

Харьковская, Черниговская и Полтавская; Киевская, Подольская и Волынская; Екатвриносяавскоя, Херсонская и Таврическая — входили  в Малороссийское, Киевское и Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторства.

Разделы Польши, осуществлённые в 70—90-х  гг. 18 в. тремя монархиями — российской, австрийской и прусской, внесли существенные изменения в жизнь Восточной  Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Правда, новые австрийские власти, так же как и старые — польские, когда проводили административно-территориальное  размежевание, не обращали внимания на этнический состав населения. В результате этого и восточногалицкие земли (где большинство составляли украинцы), и за-падногалицкие земли (где  большинство составляли поляки) попали в одну административно-территориальную  структуру, названную “коронным  краем”, или “королевством Галиции  и Лодомерии”.

“Королевство” разделялось на 12 округов (дистриктов). Отдельным округом  в то “королевство” до 1861 г. входила  Буковина (также без этнического  деления, хоть уже тогда Северная Буковина отличалась превосходящим  украинским населением, а в Южной  Буковине большинство населения  составляли румыны). Административно-политическим центром её был определён г. Черновцы. Пожонскому (Братиславскому) наместническому  управлению Венгерского королевства  подчинялась Закарпатская Украина. Она разделялась на четыре административно-политических региона (жупы).

Высшие австро-венгерские власти рассматривали  украинские земли как колониальный сырьевой придаток к промышленно  развитым центральным и западным провинциям империи. Феодально зависимые  украинские крестьяне, представлявшие абсолютное большинство населения  Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья, были наиболее обездоленными  в Австрийской империи.

8. Образование  казацкой республики — Запорожской  Сечи

Образование и становление Запорожской  Сечи было следствием возникновения  и развития всего украинского  казачества. Созданная в первой половине 16 в. запорожскими казаками, которые  были авангардом украинского казачества. Запорожская Сечь из военного центра развилась в своеобразное государственное  образование — казацкую христианскую православную демократическую республику. Она имела демократическое социально-политическое устройство, особую военную организацию, своеобразный жизненный уклад, быт  и обычаи.

Начало Запорожской Сечи положила казацкая крепость, возведенная в 50-х  гг. 16 В. на острове Малая Хортица  украинским православным князем Дмитрием Вишневецким. Собрав казаков на Хортице, он защищал Украину от турецко-татарских  нападений. Во время похода 1563 г. в  Молдову попал в плен и был  казнён по приказу турецкого султана.

В 1593 г. запорожцы основали Сечь на днепровском острове Базавлук, немного  южнее Томаковки (близ современного с. Капуловка Днепропетровской обл. ), который, как и Томаковка, ныне затоплен Каховским водохранилищем.

Казацкая Сечь была настоящей крепостью: вокруг неё казаки выкапывали глубокие рвы, насыпали высокие земляные валы, на которых сооружали оборонительные башни с бойницами. Там стояли пушки, постоянно дежурили вооружённые  казаки. Посредине Сечи находилась просторная площадь. На площади происходили  казацкие войсковые рады, на которых  решались все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища — курени, построенные из деревянных колод либо плетённые из лозы и  покрытые камышом; канцелярия, пушкарня, церковь, дома старшины. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны.

Запорожская Сечь имела своеобразную государственную, общественную и военно-административную организацию, впитавшую в себя традиции минувших времён. На общих войсковых  радах казаки ежегодно избирали старшину: кошевого атамана, которому принадлежала высшая власть в Сечи, писаря (вёл  канцелярию), есаулов (управляли войском), обозного (командовал артиллерией), судью (занимался судопроизводством). Старшине вручались знаки власти — клейноды (хоругвь, бунчук, булава, перначи, чернильница, печать, духовые трубы, литавры и  т. п. ).

Кош — административный орган Запорожской  Сечи — распространял свою власть на значительную территорию юга Украины  и использовал свои вооружённые  силы для её обороны. В составе  Литвы и Польши (после их объединения  — Речи Посполитой) Запорожская  Сечь пользовалась фактической государственно-политической автономией и оказывала значительное влияние на все украинские земли.

Запорожская Сечь, выполняя историческую миссию защиты родной земли и спасения украинского народа, взяла на себя оборону Украины от турецко-татарской  агрессии. Казаки укрепили фортификациями города и местечки, создали военную  охранно-защитную, разведывательно-сторожевую систему обороны границ Украины, просуществовавшую на протяжении трёх веков. Постоянно действовали посты, форпосты, бекеты со сторожевыми отрядами, которые наблюдали за степными дорогами и переправами через реки, с  помощью оригинальной сигнализации предупреждали население о продвижении  татарских орд, старались организовать отпор наступлению врага.

Запорожская Сечь выступала как  суверенная, самостоятельная национальная войсково-политическая сила Украины  и играла огромную роль в жизни  и национально-освободительной борьбе украинского народа. В Запорожской  Сечи сложилось Запорожское Войско, ставшее организационной формой вооружённых сил Украины. Запорожское  Войско, постоянным и надёжным резервом которого всегда выступало всё украинское казачество, имело свои флот, артиллерию, конницу и пехоту. Оно выработало блестящее казацкое военное искусство, превосходившее стратегию и тактику  феодальных европейских армий.

9. Начало национального  возрождения в Приднепровской  Украине

На конец 18 — 40-е гг. 19 в. пришёлся первый этап национального возрождения  в Приднепровской Украине — период “собирания наследства”. Он начался  с поисков украинского исторического  прошлого, интереса масти интеллигенции  и дворянства к Гетманщине, к этнографии. Одновременно происходил процесс становления  новой украинской литературы.

Переломным моментом в развитии украинского языка и литературы была публикация в 1798 г. поэмы “Энеида” И. Котляревского, написанной обычным  на то время народным языком. Это  событие положило начало рождению новой (современной) классической украинской литературы.

Формированию национального самосознания способствовал созданный в конце 18 — начале 19 в. видный политический трактат “История русов”. В нём  изложена история Украины от периода  жизни древних славян до ликвидации российским царизмом Гетманщины. Древнейшая история в “Истории русов” освещена в виде общего сжатого обзора, главная  цель которого — доказать, что население  Украины-Руси является автохтонным, то есть коренным, а не пришлым, что  восточные славяне жили здесь  ещё до образования Киевской Руси.

Начало научному исследованию украинской старины положили Василий Полетика, Андриан Чепа, Максим Берлинский и  ряд других деятелей. Полный курс украинской истории Дмитрия Бантыш-Каменского был издан в 1822 г. под названием  “История Малой России”. Замечательный  сборник украинского фольклора  опубликовал в 1819 г. князь Николай  Церте-яев. Наиболее полное и научное  исследование украинской этнографии “Малороссийские  народные песни” (автор Михаил Максимович) вышло в 1827 г.

В начале 19 в. средоточием украинского  национально-культурного развития стая Харьков. В 1805 г. здесь был открыт университет. Новообразованный университет  — к тому времени единственное высшее учебное заведение в Украине  в составе Российской империи  — стал не только научно-образовательным  центром, но и хранителем и проводником  украинской культуры. При нём действовали  типография и книжный магазин, что  стимулировало развитие на Слобожанщине местных газет, журналов, альманахов, украинских сперва по тематике, а затем  и по языку. Помещённые в этих изданиях публикации освещали не только социально-экономическую  жизнь региона, но и касались исторического  прошлого украинского народа, пропагандировали родную культуру.

С 1816 г. до 1819 г. в Харькове издавался  первый в Украине массовый популярный журнал “Украинский вестник”. Он, в  частности, призывал публиковать научные  работы на украинском языке, а вскоре и сам положил начало печатанию  материалов на украинском языке. Одним  из первых, кто стал печатать свои произведения на украинском языке, был профессор (впоследствии ректор) Харьковского университета Пётр Гулак-Артемовский. Огромным успехом  среди просвещённых людей пользовались изданные в Харькове в 1834 г. “Малороайські  оповідання” Г. Квитки-Основьяненко, которого назвали отцом украинской прозы. Вокруг Квитки объединялась передовая  народолюбивая харьковская молодёжь. Как единомышленники-патриоты, они  ещё в студенческие годы сплотились в литературное объединение, которое  современники назвали кружком харьковских  романтиков.

Итак, благодаря усилиям украинской интеллигенции в конце 18 — начале 19 в. зародилось национальное движение в виде собирания старины, исторических и этнографических исследований, утверждения украинского языка  в качестве литературного.

10. Киевское княжество  при Аскольде. Происхождение названий  “Русь” и “Украина”

9 в. в истории Руси был переломным  этапом. Подъём, сказавшийся на всех  сторонах общественной жизни,  связан с именем Аскольда —  одного из наиболее выдающихся  и масштабных государственных  деятелей раннего европейского  средневековья. 

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине