Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
Документ состоял из вступления
и 16 статей. Содержание этих статей было
следующим: провозглашалась независимость
Украины от Московии и Речи Посполитой;
обусловливались протекция
Итак, провозгласив Украину независимой республикой. Конституция Филиппа Орлика стала высшей ступенью тогдашней политической мысли не только в Украине, но и вообще в Европе, поскольку ни одна из стран к тому времени не имела подобных документов.
Конституция значительно ограничивала
права гетмана, предусматривала
создание представительного органа
— Генеральной рады. В ней были
заложены устои принципа разделения
власти на исполнительную и судебную
ветви, вводилась выборность должностей.
Такие особенности документа
дальновидно предусмотрели
48. Вклад Братства
тарасовцев в развитие
В 1892 г. студенты высших учебных заведений
Харькова Иван Липа, Николай Байздренко,
Михаил Базкевич и студент Киевского
университета Виталий Боровик совершили
путешествие в Канев и на могиле
Тараса Шевченко провозгласили себя
Братством таросовцев — организацией
борьбы за утверждение шевченковских
общественно-политических идеалов. В
Харькове тарасовцы сблизились с
супругами Александром и Софьей
Ру-совыми — активными участниками
украинского национального
Кружки тарасовцев создавались также в Киеве, Полтаве, Чернигове, Одессе, Херсоне, Александрии. Тарасовцы называли себя космофилами, но одновременно провозглашали себя и националами, принимая во внимание то, что реальный взнос в общечеловеческий прогресс может делать лишь тот народ, который развивается свободно на своей национальной почве.
Касаясь в еврей программе сугубо украинских дел, тарасовцы провозглашали прежде всего единство, соборность всей Украины: “Украина Австрийская и Украина Российская одинаково нам родные, и никакие географические пределы не могут разъединить одного народа”, обязывались “. . . отдать все свои силы на то, чтобы освободить свою нацию от того гнёта, в котором она сейчас находится”, “. . . разбить российские кандалы и высвободить все российские народы из-под гнетущего их деспотизма и централизма”, “. . . прежде всего добиваться для своего народа национальной свободы”, “. . . поднимать национальный вопрос и право украинской нации везде, где только возможно”, “. . . строить межнациональные и межрелигиозные отношения на основах абсолютной толеранции”. В специальном разделе программы, которым определялись приоритеты практической деятельности тарасовцев, указывалось на необходимость внедрения украинского языка в общественно-политическую жизнь, культуру, образование, родственные отношения. Вместе с тем составители программы проявили подлинную государственническую дальновидность, когда предостерегали против пренебрежения “делами экономическими”, “. . . зная и постоянно помня, что только материально обеспеченный народ может хорошо заботиться о национально-просветительных делах”. Следовательно, программа тарасовцев — это, в сущности, смесь взглядов романтического национализма, политического радикализма и либерального культурничества.
Впрочем, воплотить в жизнь национально-
В истории украинского
49. Монгольское нашествие и его последствия для украинских земель
В период, когда Киевское государство
распалось на отдельные самостоятельные
земли-княжества, в Центральной Азии
сложилось Монгольское
От разорённого Киева монголо-
Весной 1241 г. Батый повёл свои полчища
на запад — в Польшу, Чехию, Венгрию,
Трансильванию. Там монголо-татары
встретили мужественное, но недостаточно
организованное сопротивление; они
разгромили польско-венгерские войска.
Однако весной 1242 г. , достигнув границ
Италии, мои голо-татарские войска,
обескровленные в боях, были вынуждены
повернуть обратно. В результате
похода хана Батыя Русь-Украина оказалась
под властью монгольской
50. Роль Киево-Могилянской
академии в культурно-
Киево-Могиляискую академию основали Киевская братская школа и Лаврская школа, объединившиеся в 1632 г. Её руководителем и опекуном стал киевский митрополит Пётр Могила. Признательная память об основателе закрепилась в названии коллегии, которую ещё при жизни митрополита стали называть Киево-Могилянской. Что же касается статуса академии, то именно так воспринимали новообразованное учреждение современники. Хотя формально академией его признали в 1658 г. в Гадячском трактате. Академию материально поддерживал гетман Б. Хмельницкий (универсалами 1651 г. и 1656 г. ). Опекуном и меценатом академии был и гетман Мазепа, который выстроил для неё новое здание, новый Братский собор, часто посещал академию, бывал на диспутах и спектаклях.
Академия была всесословным учебным заведением, здесь училась молодёжь со всех земель Украины и других славянских стран. В КМА насчитывалось восемь классов, курс которых изучался на протяжении 12 лет. Студенты Киевской академии (до 2000 чел. ) изучали славяно-русский (тогдашний литературный украинский язык), церковно-славянский, польский, латинский, греческий, древнееврейский, немецкий и французский языки, историю, географию, математику, астрономию, пиитику, риторику и диалектику, философию.
В КМА формировалась собственная, а вместе с тем — киевская поэтическая школа. Известными поэтами, вышедшими из стен Киево-Могилянской академии, были: ректор Касьян Сакович, черниговский архиепископ Лазарь Баранович, профессора Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Георгий Конисский, хорошо известный Григорий Сковорода и др.
КМА была центром философской мысли в Украине. Особое место среди философов в Киево-Могилянской академии принадлежало профессору И. Гизелю, И. Кононовичу-Горбацкому, С. Яворскому, Ф. Прокоповичу. В КМА началось преподавание естественных наук — астрономии, биологии, минералогии, зоологии и др.
В академии формировалась историческая
наука. Достаточно вспомнить, что здесь
учились летописцы Роман
В КМА студентов учили рисованию, графике и живописи. Именно здесь сложилась одна из наиболее значительных художественных и гравёрных школ в Украине. Видными гравёрами Украины, учившимися в академии, были Иван Мигура, Иван Щирский, Леонтии Тарасович, Григорий Левицкий.
Незаурядное развитие в КМА получило музыкальное искусство. Академия выпустила многих профессиональных композиторов. Наиболее талантливыми среди них были Максим Березовский и Артемий Ведель.
Воспитанниками КМА были будущие гетманы Юрий Хмельницкий, Иван Виговский, Пётр Дорошенко, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович, Иван Мазепа, Филипп Орлик, Даниил Апостол, Иван Скоропадский, наказной гетман Павел Полуботок.
Из стен КМА вышло немало иерархов — епископов, митрополитов, архимандритов, духовных писателей, в частности Дмитрий Туптало, митрополит ростовский (1651—1709 гг. ).
Следовательно, с Киево-Могилянской академией, заложившей основы высшего образования в нашей стране, связан чрезвычайно важный этап в развитии образования, науки, философии, изобразительного искусства, в формировании мировоззрения украинского народа. Распространение КМА образования, идеи гуманизма и просвещения способствовало общественному прогрессу, воспитанию в народе чувства человечности, национального достоинства, духовности и уважения к другим народам, их культуре, истории.
51. Создание и
деятельность украинских
Конец 19 в. ознаменовался значительным подъёмом национального самосознания украинцев, ростом их общественной активности, усилением социальной напряжённости. Это привело и к появлению стойких групп активных поборников интересов своего народа, которые стали объединяться в политические партии с более чётко выраженными стремлениями к политической борьбе за восстановление украинской государственности. Первой политической партией в Украине стала Революционная украинская партия (РУП). Она была создана в 1900 г. в Харькове группой студенческой молодежи. У её истоков стояли Д. Антонович, В. Винниченко, Н. Порш, А. Жук, М. Русов. Политическим манифестом партии стала написанная Н. Михновским и изданная во Львове брошюра “Самостоятельная Украина”. Форма государственности для Украины признавалась как “. . . одна, единая, неделимая, свободная, самостоятельная Украина от гор Карпатских вплоть до Кавказских”. Но уже первый опыт работы в массах показал, что такие требования нереальны, Украина к самостоятельности не готова. РУП отказалась от“Самостоятельной Украины” как программного документа. И в 1903 г. Киевская свободная громада РУП создала “Очерк программы”. В ней указывалось, что государственным устройством, которое обеспечит интересы всего народа, должен быть демократический республиканский строй. Социальные требования сводились к охране труда рабочих, 8-часовому рабочему дню, социальному обеспечению. Провозглашалось также о предоставлении Украине автономии, с отдельным представительским собранием (сеймом); последнему принадлежит право законодательства в тех внутренних делах, которые касаются только населения, проживающего на территории Украины. В РУП постоянно существовали различные течения. Борьба между ними длилась до 1905 г. , когда многие члены на очередном съезде официально признали программу социал-демократии. Появилось новое название — Украинская социал-демократическая рабочая партия (УСДРП). В её программе было записано: добиваться национально-территориальной автономии Украины в составе Российской Республики. Лидером её стал Николай Порш. Ещё в 1902 г. от РУП отошли наиболее радикальные члены во главе с Н. Михновским, которые образовали Украинскую народную партию (УНП). Главную задачу партия усматривала в достижении самостоятельности Украины. Решение социальных вопросов считалось второстепенным делом. Левое крыло РУП приняло название Украинская социал-демократия (УСД). Впоследствии она объединилась с Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП) как её национально-автономная краевая организация, сменив название на Украинский социал-демократический союз. По инициативе ряда членов украинских громад (Б. Гринченко, И. Стешенко, С. Ефремова и др. ) в 1905 г. возникла Украинская демократическая партия (УДП). Программа партии признавала, что государственное устройство в России должно базироваться на принципах самой широкой местной национальной автономии. Выйдя из УДП, часть её членов во главе с Б. Гринченко, М. Левицким, Ф. Матушевским, которые придерживались более радикальных взглядов, создали Украинскую радикальную партию (УРП). Будущая государственность Украины, согласно платформе УРП, тоже связывалась с принципами автономии. Программные документы политических партий, действовавших в Украине с начала века, свидетельствуют: идея украинской государственности в большинстве своём воплощалась в форму национально-территориальной автономии Украины в составе федеративной России. Несмотря на то, что РУП раскололась на различные политические партии, именно она стала школой массовой украинской работы. Многие ведущие деятели украинской революции прошли политическую школу в РУП, и это подготовило их к активному участию в борьбе за украинскую государственность.