Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:53, реферат
Киевскую Русь и украинские, и русские историки рассматривают как неотъемлемую часть истории своих народов. Разумеется, тут не обошлось без дебатов на тему о том, кто имеет больше прав на это наследие.
Киевский князь понимал, что язычество - вера в предков-покровителей каждого племени, "духов", от доброго или дурного расположения которых зависит судьба людей и народа,- уже изжило себя. Складывалось новое, более единое и в то же время более сложное общество. На этом пути старые духовные, социальные, политические ориентиры уже не годились.
Во времена Володимира идеологиями, с которыми связывались представления о более развитом обществе, были христианство и ислам. К тому же это религии тех самых стран, с которыми Русь поддерживала и стремилась укреплять торговые и политические отношения.
Судя по крещению Ольги, христианство уже имело в Киеве определенные традиции. Их развитию способствовали и близость Руси с Болгарией, бывшей уже давно и полностью христианской, и контакты с новообращенными поляками и венграми. Окончательно же на выбор христианства в византийском варианте повлияло то, что в 987 г. Володимир посватался к Анне, сестре тогдашних византийских императоров. Киевский князь полагал, что, оказав императорам помощь в подавлении бунта в их стране, он заслужил тем самым руку их сестры.
В
Константинополе предложение
Но Володимир твердо решил окрестить и всех своих подданных. В 988 г. он приказал согнать большинство жителей Киева к устью Почайны - притока Днепра. Там и состоялось массовое крещение. Языческие идолы были уничтожены, хотя народ и сопротивлялся этому, как мог. На месте идолов строились христианские церкви. Из Константинополя прибывали священники, оттуда же были заимствованы и все принципы церковного управления. Церковь получала автономию и широкие привилегии. Было установлено, что на нужды церкви отныне должна тратиться "десятина" - десятая часть княжеской казны. Ближайшим результатом всех этих нововведений стало укрепление политического престижа Володимира и его династии, к тому же теперь связанной родственными узами с могущественным византийским двором.
Так Володимир стал членом христианской правящей фамилии, и это сблизило его со всеми европейскими монархами.
Но и внутри страны принятие христианства вскоре принесло свои плоды. Учение церкви освящало власть монарха: такой мощной идеологической поддержки у киевских князей раньше не было. Более того, церковь сама по себе была организацией с настолько сложной и продуманной системой управления, что могла в этом смысле много дать для формирования общества и научить власть имущих эффективно им управлять. В обществе появилась сила, которая не только придавала ему небывалое духовное и культурное единство, но и оказывала мощное влияние на всю социально-экономическую жизнь.
В более широком смысле значение выбора, сделанного Володимиром, состояло в том, что теперь уже Русь навсегда была связана с христианским Западом больше, чем с мусульманским Востоком. Эта связь повлекла за собой колоссальные исторические, политические и культурные сдвиги. Не менее важным окажется потом и то обстоятельство, что христианство пришло на Русь из Константинополя, а не Рима. Когда христианский мир окончательно будет расколот надвое, трещина пройдет в том числе и между украинцами и их ближайшими соседями - католиками-поляками.
"Русская Правда". Период княжения Владимира называют "кульминационным пунктом" в истории Киевской Руси, которая в то время достигла значительного политического, экономического и культурного развития и стала одним из крупнейших государств Европы. Ее сравнивают с великой Франкской империей Каролингов. После смерти Владимира несколько лет длилась борьба между его сыновьями за великокняжеский стол (престол) в Киеве. В результате великим князем стал Ярослав Владимирович (годы княжения - 1019-1054), известный в истории под именем Мудрый. Он был человеком образованным и заботился о единстве и международном авторитете Киевской Руси. В Киеве сооружались земляные валы для обороны города, каменные княжеские дворцы, монастыри с многочисленными постройками, оборудовались торговые площади, пристани на Днепре, застраивалась городская территория и увеличивалось население. В 1036 г. русские военные дружины наголову разгромили орды печенегов, прорывавшихся к Киеву.
В
Киевской Руси наблюдалось ускорение
развития земледелия, скотоводства, промыслов,
ремесленного производства, а также
торговли. Князь и бояре захватывали
лучшие земли и заставляли на них
работать крестьян- смердов, что приводило
к обострению классовых противоречий.
Князьям и боярам необходимо было
укреплять власть над народными
массами. Для этого вводились
новые законы, регулирующие разные
стороны общественной жизни, обеспечивающие
неприкосновенность личности и собственности
феода лов, их господствующее положение
и право эксплуатировать
Ярослав Мудрый (1036-1054). После смерти Володимира в семействе Рюриковичей началась новая кровопролитная распря. Старший сын Володимира Святополк (летописцы часто называют его Окаянным), заручившись поддержкой поляков, напал на братьев Святослава - Бориса и Глеба - и убил их. Борис и Глеб были еще совсем молоды и любимы народом. За праведную жизнь и мученическую смерть они стали святыми, впоследствии канонизированными православной церковью. Что до их убийцы и старшего брата, Святополка, то его ожидала та же участь, что некогда была уготована старшему брату его отца - Ярополку. И так же, как некогда сам Володимир, другой его сын - Ярослав, правивший в Новгороде, призвал себе на помощь варяжские дружины и повел их на старшего брата. В 1019 г. Святополк был наголову разбит войсками Ярослава.
Однако
победа над старшим братом не сделала
Ярослава полновластным правителем.
Еще один его брат, Мстислав Храбрый,
пошел войной на Ярослава. Устав
от кровопролития, братья решили поделить
между собой отцовские
Конечно, важнее всего было то, кому-достанется сам Киев. Поэтому он не достался никому. И только после смерти Мстислава в 1036 г. на киевский престол сел Ярослав: вновь киевский князь стал единодержавным властителем Руси.
Правление Ярослава принято считать вершиной истории Киевской Руси. Володимир заложил фундамент - Ярослав возвел величественное здание.
Вслед
за отцом Ярослав продолжал
В средневековой Европе престиж и могущество династии измерялись тем, насколько охотно другие авторитетные династии вступали с ней в брачные связи. И в этом смысле престиж Ярослава был воистину огромен. Сам он был женат на шведской принцессе, одна сестра замужем за польским королем, другая - за византийским царевичем. Европейские принцессы достались в жены и троим сыновьям Ярослава. Короли Франции, Венгрии и Норвегии почли за честь взять в жены его дочерей. Недаром историки часто называют Ярослава "свекром и тестем Европы".
Но
истинную, прочную славу Ярославу
принесли его деяния на благо родины.
Не без его помощи росла и укреплялась
церковь. Появились первые монастыри,
ставшие центрами просвещения. Быстро
увеличивалась численность
В 1051 г. киевским митрополитом впервые стал коренной уроженец Руси - Иларион. Никто не отрицает, что в эпоху Ярослава церковь на Руси достигла значительной зрелости и впечатляющих успехов.
И
все же свое прозвище Ярослав, кажется,
заслужил не столько на духовном, сколько
на светском поприще. По-видимому, Мудрым
его прозвали именно за то, что все
общепризнанные нормы своего времени
он свел в единый кодекс - так называемую
"Русскую Правду": у страны появились
законы, которым отныне она должна
была следовать сознательно и
единодушно. Государство не только
приводило в порядок уже
Словом, завершая свой жизненный путь, старый мудрый Ярослав имел основания гордиться своей державой, как гордился ею на склоне своих лет отец его Володимир. Лишь одна забота отравляла покой Ярослава - та же, что не давала спокойно умереть его отцу: как предотвратить распрю и смуту, с которых начиналось собственное восхождение на престол каждого из них и которые неизбежно затевали сыновья верховного правителя после его смерти. Ярослав попытался решить и эту проблему. Он установил закон старшинства в княжеской семье, согласно которому должны были распределяться земли и власть в державе. Старшему сыну, Изяславу, Ярослав отписал Киев и Новгород с прилегающими землями. Следующему по старшинству, Святославу, достался Чернигов. И так далее: Переяслав - Всеволоду, Вячеславу - Смоленск, Игорю - Володимир-Волынский. По смерти одного из братьев его место должен был занять стоящий на ступеньку ниже, т. е., по плану Ярослава, ни для одного из его сыновей не исключалась возможность достичь верховной власти, символом которой оставался киевский престол. Так, обеспечив своих сыновей обширными землями и предоставив каждому из них шанс когда-нибудь мирным путем взойти на вершину власти, Ярослав мог по крайней мере надеяться, что их минует чаша кровавых семейных дрязг, из которой он сам когда-то испил немало.
Какое-то
время такая система ротации
вроде бы действительно работала,
обеспечивая мир и
Вдобавок ко все возрастающей юридической неразберихе в 1068 г. киевлянам разонравился их князь Изяслав. Они прогнали его, а племянника его Всеслава посадили на киевский престол. Таковы первые дошедшие до нас сведения о "революциях" на украинских землях. Впрочем, эта "первая революция" торжествовала недолго: вскоре Изяслав привел в Киев поляков и с их помощью навел порядок.
Но тут над украинской границей вновь нависла зловещая тень Великой степи. Новые соседи - половцы (куманы) - были еще грознее прежних печенегов. Их набеги уже проходили в опасной близости от Киева и угрожали торговому судоходству на Днепре. Но кто же чаще всего был повинен в этих вылазках грозных соседей, кто указывал им путь в украинские земли? Да сами же князья, особенно молодые (так называемые изгои), чьи шансы занять тот или иной престол по системе ротации были близки к нулю, равно как и иметь собственные дружины. Вот они-то и призывали половцев на Русь, видя в них союзников в борьбе за власть.
2. Зв'язок народного та
Литература и устное народное творчество. В развитии украинской литературы XVIII в. появились новые черты: она постепенно освобождалась от влияния церкви и принимала светский характер. В это же время появились новые прозаические произведения, авторы которых не просто регистрировали факты, а стремились обобщить, изложить свои взгляды на события и т. д. В конце XVIII в. широкой популярностью пользовалась "История Руссов или Малой России" неизвестного автора, где главное внимание было сосредоточено на освещении событий освободительной войны 1648-1654 гг. Среди паломнической литературы (записки путешественников к "святым местам") известное произведение "Путешествие" В. Григоровича-Барского. Живой образной речью автор описал свои впечатления от посещения Венгрии и Австрии, Италии и Греции, Египта и Сирии. Это произведение не потеряло своего познавательного значения и сегодня. В художественные произведения все больше проникала живая народная речь. Например, басни и стихотворения Г. С. Сковороды усыпаны большим количеством пословиц и поговорок." Автор часто использовал народные сказки, песни, притчи. Творчество Г. С. Сковороды оказало заметное влияние на Ивана Петровича Котляревского (1769-1838) - родоначальника новой украинской литературы. Его знаменитая поэма "Энеида", три части которой были напечатаны в 1798 г. в Петероурге, отражала реальные картины жизни общества того времени. Исторические песни и думы, баллады и предания изображали нищенскую жизнь крестьянства и рядового казачества, издевательства над ними старшин-феодалов. Появилось немало дум и песен, разоблачавших основные пороки феодально-крепостнического строя, призывавших народ уничтожить ненавистных помещиков. В устном народном творчестве прославлялись вожаки повстанцев - Максим Железняк, Иван Гонта, Олекса Довбуш, воспевались Полтавская битва, освобождение земель Причерноморья, воссоединение Правобережной Украины с Россией. Среди народа широкой популярностью пользовались пословицы, имевшие остро социальное направление ("Добра пан! за рабами", "Панська ласка літо гріє, а на зиму кожуха треба старатися", "Вовк ловить, а потім і вовка зловлять", "I перед нашими воротами сонце зійде").