Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа
Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.
Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77
К примеру, доходную часть бюджета Саратовского коммерческого собрания за 1915 г. составляли: членские билеты – 19155 руб., карты – 17500 руб., штрафы – 110187 руб.[12].
Превращение "верхушки"
предпринимателей в экономическую
элиту общества поставило на повестку
дня вопрос о необходимости создания
более крупных объединений
Инициатива в проведении
всероссийских торгово-
Однако второй торгово-промышленный
съезд собрался в Москве лишь через
12 лет – в 1882 г. Точнее, тогда в
Москве собрались даже два съезда.
Однако если на первом из них проявилась
умеренно протекционистская тенденция,
то вызвавший наибольший резонанс второй
съезд (созванный Обществом
Последний (четвертый) торгово-промышленный съезд состоялся в 1896 г. в Нижнем Новгороде и проходил одновременно с Всероссийской выставкой и Макарьевской ярмаркой. Оценки его работы не были однозначными. Согласно одним из них, съезд продемонстрировал еще более возросшие экономическую силу и политический вес буржуазии, согласно другим – промышленники на этом съезде были действительно "сильно представлены", но "еще многочисленнее было представительство элементов, стоявших вне промышленной среды, а то и прямо ей враждебной". Это обстоятельство не могло не сказаться на содержании работы съезда и принятых им постановлений: голоса отдельных представителей фабрикантов и торговцев терялись в общей массе голосов "приглашенных лиц".
В специфических условиях
русского капитализма торгово-
С начала 1870-х гг. получила
распространение и такая
Первыми созвали и провели свой съезд горнопромышленники юга России; он состоялся в 1874 г. в Таганроге. Начиная с 1880 г. проводились съезды горнопромышленников Урала (до 1896 г. их состоялось четыре). С 1884 г. устраивались съезды нефтепромышленников Баку (всего с 1884 по 1916 гг. состоялось 35 съездов), с 1888 г. – всероссийские съезды мукомолов (всего с 1888 по 1913 гг. состоялось 11 съездов), с 1902 г. созывались съезды Каспийско-Волжских рыбопромышленников (всего 8 съездов), с 1908 г. – съезды судовладельцев Волжского бассейна (до 1913 г. состоялось 5 съездов) и т.д. Одновременно с проведением съездов создавались их руководящие органы (например, Совет съездов нефтяной промышленности – один из самых влиятельных – имел представительство в Санкт-Петербурге и годовой бюджет в 2,5 млн. руб.)[14].
Все эти многочисленные "съезды" с их постоянными советами и уполномоченными, уже в 80-е гг. XIX в. оттеснившие на второй план прежние совещательные организации промышленных и торговых деятелей, изначально имели характер ходатайствующих организаций, систематически апеллирующих к органам государственной власти. Присутствие в Санкт-Петербурге уполномоченных от большинства представительных организаций буржуазии красноречиво свидетельствует об их теснейших связях с правительством и о том, что центр тяжести в их деятельности лежал именно в непосредственном давлении на механизм государственной власти.
Помимо отраслевых возникали
также территориальные
В свою очередь правительство
в условиях бурного экономического
подъема 1890-х гг., сознавая неотвратимость
индустриализации страны и предпринимая
определенные усилия в этом направлении,
рассчитывало на помощь отраслевых и
региональных организаций крупной
буржуазии. При этом правительству
импонировали традиционная аполитичность
и ходатайствующая позиция этих
организаций. Оно поощряло, а иногда
и непосредственно
Рассматривая эти отношения, следует критически относиться к утвердившемуся в литературе тезису об экономическом господстве и одновременном политическом бесправии, ущемлении интересов буржуазного класса в условиях пореформенного развития России. Действительно, уже в 80-90-е гг. XIX в. буржуазии удалось оттеснить на второй план российской экономики поземельное дворянство. Однако ее экономическое господство во многом зависело от малоэффективного и одновременно расточительного казенного уклада, государственных заказов, субсидий, льгот и т.п., а также от чиновничьего произвола. Царская администрация постоянно вмешивалась в деятельность предпринимательских организаций, вносила изменения в программы очередных торгово-промышленных съездов и т.д. Самодержавная власть не хотела выпускать и не выпускала их из-под контроля, вводя разрешительный порядок учреждения, обязательную публичную отчетность, предопределяя тем самым ходатайствующий характер этих организаций.
В начале XX в. в России насчитывалось
около 150 предпринимательских объединений,
при этом вплоть до революции
1905 г. буржуазия не имела ни общероссийской
представительской организации, ни собственных
политических партий. Однако события начала
1905 г. ускорили ход классово-политического
самоопределения российской буржуазии.
Участники (из среды предпринимателей)
созданной после 9 января 1905 г. комиссии
министра финансов В.Н. Коковцова по рабочему
вопросу высказывали мнение о том, что
решение этого острейшего вопроса лежит
не в частных уступках рабочим, а "в изменении общих
политических условий"[15].
После февраля 1905 г. в центр
внимания деловых кругов выдвигается
задача обеспечить свое "самостоятельное
представительство" в будущей
Государственной Думе. С этой целью
была создана инициативная группа из
петербургских и московских предпринимателей,
которая подготовила созыв
Общероссийского политического
объединения буржуазии не произошло
прежде всего в силу внутренних разногласий
между ее различными группами. Однако
Манифест 17 октября 1905 г., разрешивший
свободную организацию
Первой по времени образования
была Прогрессивная экономическая
партия. Ее ядром являлась группа петербургских
фабрикантов, а лидерами стали железозаводчик
М.Н. Триполитов и директор Петербургского
международного банка С.С. Хрулев. Умеренно-прогрессивную
партию возглавила "левая" часть
московской буржуазии во главе с
П.П. Рябушинским и С.И. Четвериковым.
Группа деятелей во главе с Г.А. Крестовниковым
сформировала Торгово-промышленную партию.
Все три названные партии, несмотря
на некоторые различия в программах,
объединили прежде всего "верхи"
делового мира России. Интересы заводчиков
и фабрикантов средней руки отразил
созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге
Всероссийский торгово-
Отсутствие единой политической
организации, раздробленность сил
ослабляли позиции
Все это ставило в повестку дня неизбежность "блокировки" родственных партий. Частично такое объединение произошло на базе "Союза 17 октября" (лидер партии А.И. Гучков – крупный предприниматель, директор Московского учетного банка, член Совета страхового общества "Россия"). Однако итоги избирательной кампании весны 1906 г. оказались крайне неутешительными: партии крупной буржуазии провели в Думу всего 16 своих представителей, из которых 13 были октябристами, двое представляли умеренных прогрессистов и один – торгово-промышленную партию[16]. В результате большинство предпринимательских политических союзов прекратило свое существование, частью они самоликвидировались, частью вошли в состав партии октябристов, которая и стала самой влиятельной политической партией российской буржуазии.
Однако не следует преуменьшать влияние российской буржуазии на государственную политику. Во-первых, крупная буржуазия уже с конца XIX в. прекрасно сознавала свою силу и успешно осуществляла организованное давление на правительственный аппарат с целью удовлетворения своих материальных интересов. Так, ею были нейтрализованы все серьезные попытки правительственного вмешательства в отношения предпринимателей и рабочих. Во-вторых, уничижительные оценки общественной роли буржуазии неприемлемы и потому, что затемняют вопрос о ее развитии и качественном росте.
Еще в конце XIX в. (в условиях начавшегося промышленного кризиса) в буржуазной среде стал пробуждаться интерес к таким общественным проблемам, как, например, емкость внутреннего рынка, состояние правовых отношений и народного образования и т.п., т.е. к политике правительства в целом. Однако на фоне саморазвития других классов и слоев общества это "пробуждение" было менее решительным и значительным, так что до начала 1905 г. предпринимательские слои не смогли оформиться в устойчивое и влиятельное собственно буржуазное оппозиционное направление. Сложившиеся в предреволюционную эпоху организации торговцев и промышленников в своей деятельности обычно не выходили за пределы корпоративных интересов и непосредственных "нужд" той или иной отрасли торговли и промышленности. Только с точки зрения этих непосредственных нужд определялось отношение экономических и сословных организаций к государству, как к огромной экономической силе. Вопросы общей политики входили в круг их интересов лишь эпизодически и почти исключительно постольку, поскольку непосредственно соприкасались с поглощающими их внимание "нуждами"[17].
Представляется, что главной
причиной запаздывавшего политического
становления русской буржуазии
явилась рутинная привычка этого
класса приспосабливаться и даже
самоотождествляться с
Под влиянием забастовочного
движения и других форм классовой
борьбы в 1905 г. стали возникать и
множиться неизвестные ранее
союзы работодателей, в отличие
от прежних организаций