Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа
Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.
Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение  торговли и предпринимательства  на Руси 1
1.2. Купечество  и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль  денежного обращения в развитии  предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые  очаги предпринимательства. Негативное  влияние на экономику Руси  ордынского ига 9
2.2. Великий  Новгород как центр ремесел  и торговли на Северо-Западе  Руси 11
2.3. Новгородские  предприниматели и их первые  объединения 13
2.4. Падение  Великого Новгорода и судьба  местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси  (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение  торговли и ремесел на Руси  после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие  торгового предпринимательства  в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание  Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие  торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало  государственного и частного  предпринимательства в производственной  сфере 29
3.6. Формирование  денежной системы 31
3.7. Иерархия  торгового сословия и торговая  политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие  мануфактурного производства в  XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая  обстановка в России в начале  XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение  положения купечества и создание  нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская  политика поощрения государственного  и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные  русские предприниматели эпохи  Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика  «поощрения промышленности и  торговли» при преемниках Петра  I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение  экономического и правового статуса  купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство.  «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая  политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки  проведения либеральных реформ  и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало  промышленного переворота и становления  капиталистического предпринимательства  в России 62
6.3. Развитие  предпринимательства в сфере  транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое  положение России и развитие  банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы  1860-1870-х гг. и формирование класса  промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство  в России железных дорог и  «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение  новых экономических районов  иностранными и отечественными  предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство  в легкой промышленности, мелких  кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная  и финансовая политика российского  государства 77
8.2. Социально-классовое  оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское  и биржевое дело. Возникновение  финансового капитала и финансовой  олигархии 77
8.4. Представительные  организации и политические партии  российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие  церкви в предпринимательской  деятельности в домонгольский  период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие  монастырского предпринимательства  в условиях формирования централизованного  государства 77
9.3. Старообрядческое  предпринимательство 77
9.4. Еврейское  предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные  этапы становления благотворительности  и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические  и социальные мотивы благотворительности  российского купечества 77
В то же время политика правительства в отношении еврейского купечества как раз была направлена на то, чтобы освободить его от влияния кагала. Евреи-купцы, записавшиеся в гильдию или в мещанство освобождались от податного отношения к кагалу и уже не должны были обращаться туда за разрешением на всякую отлучку, а делали это на общих основаниях, т.е. через магистрат.
С отходом евреев-купцов переставала существовать и государственная рубрика «евреи». Все евреи должны были быть отнесены к какому-либо сословию, в основном к мещанству. Этот процесс сдерживался только из экономических соображений, поскольку годичный поголовный сбор с мещан в конце XVIII в. составлял 60 коп., а с евреев – 50 коп. Тем не менее, начиная с 1783 г. все евреи: и мещане, и купцы, должны были вносить сборы не в кагал, а в магистрат, на общих основаниях, и паспорт на выезд получать от него же. Это движение закрепилось всеобщим новым Городовым положением 1785 г., которое рассматривало лишь сословия, а никак не нации[19].
Поэтому те евреи-купцы, которые покидали черту оседлости, как правило, не придерживались общинных правил. Примером может служить деятельность еврейских банкирских домов, открывшихся в Петербурге со второй половины XIX века.
В 1859 г. в связи с важными 
экономическими преобразованиями и 
подготовкой финансовой реформы 
царское правительство 
Первым банкирским домом, появившимся в столице после издания закона 1859 г. был Банкирский дом Гинцбургов. Он занял место чрезвычайно влиятельного банкирского дома барона Александра Штиглица, последнего придворного банкира, возглавившего в 1860-м г. Государственный банк.
С появлением в 
Петербурге банкирского дома Гинцбургов 
к нему перешли в значительной 
степени функции, которые прежде 
выполняли Штиглицы. Гинцбурги разбогатели 
на винных откупах в западных губерниях 
России. Заработанные миллионы и закон 
1859 г. позволили им открыть не только 
банкирский дом в Петербурге, но 
и отделение в Париже. Банкирский 
дом Гинцбургов имел обширные финансовые 
связи в России и за ее пределами. 
Они были самым тесным образом 
связаны с правительством не только 
благодаря участию в 
Предпринимательская деятельность 
Гинцбургов и Поляковых не была уникальным 
явлением для России. Во второй половине 
XIX в. в банкирской сфере и железнодорожном 
деле работала большая группа влиятельных 
предпринимателей-евреев, выходцев из 
Польши: И. Блиох, Л. Кроненберг, В. Ляский, 
А. Зак. Все они выступали как 
носители европейских 
Вопросы для самоподготовки:
1. Какими торговыми привилегиями пользовались в средние века торговые монастыри?
2. Назовите основные направления предпринимательской активности православных монастырей.
3. В каких видах деятельности монастырское предпринимательство было наиболее успешным?
4. В чем заключались особенности старообрядческого предпринимательства?
5. Назовите основные формы хозяйствования старообрядцев.
6. В чем заключались особенности еврейского предпринимательства?
Литература:
1. Ананьич Б.В. Предпринимательство в России. (Религиозно-национальный аспект) / Экономическая история России XIX-ХХ вв. Современный взгляд. М., РОССПЭН, 2001.
2. История предпринимательства в России. Книга 1-2. М., (РОССПЭН), 2000.
3. Керов В.В. «Се человек и дело его…» Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М., ЭКОН-ИНФОРМ, 2004.
4. Пашков А.М. Выговская поморская пустынь и ее культура // Старообрядчество: история, культура и современность. М., 1997.
5. Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995) Часть I. М.: Русский путь, 2001.
 
[1] Велувенкамп Ян Виллем. Указ.соч. С. 118.
[2] Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. Тверь XVI-XVIII вв. Очерки истории и экономики. Тверь, 2002. С. 72.
[3] Перхавко В.Б. Указ.соч. С. 328.
[4] Перхавко В.Б. Указ.соч. С. 329.
[5] Там же. С. 345-346, 368.
[6] Там же. С. 346.
[7] Там же. С. 351.
[8] Пашков А.М. Выговская поморская пустынь и ее культура // Старообрядчество: история, культура и современность. М., 1997. С. 50.
[9] Ананьич Б.В. Предпринимательство в России (Религиозно-национальный аспект) / Экономическая история России XIX-XX вв.: Современный взгляд. М.: РОССПЭН, 2001. С. 245.
[10] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая. С. 106.
[11] Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Часть I. М.: Русский путь, 2001. С. 15.
[12] Там же. С. 17.
[13] Солженицын А.И. Указ.соч. С. 26.
[14] Там же. С. 37.
[15] Там же. С. 41.
[16] Там же. С. 41-42.
[17] См.: Ананьич Б.В. Предпринимательство в России (религиозно-национальный аспект). С. 247.
[18] Ананьич Б.В. Указ.соч. С. 247-248.
[19] Солженицын А.И. Указ.соч. С. 37.
[20] Ананьич Б.В. Указ.соч. С. 248-250.
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей
10.1. Основные этапы 
становления 
В словаре Брокгауза и Ефрона (1891 г.) благотворительность рассматривается как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. Основой благотворительности является милосердие, которое В.И. Даль определяет как стремление помочь «бедным, дряхлым, увечным, хворым, неимущим»[1]. Таким образом, благотворительность можно определить, как особую форму социальной поддержки, состоящей в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.
Благотворительная деятельность на Руси является одной из древнейших традиций и ее развитие связывают с принятием христианства, поскольку Церковь руководствуется второй из основных христианских заповедей – о любви к ближнему (Возлюби ближнего, как самого себя). В то же время благотворительность и меценатство на Руси появились не сразу. Этот процесс длился в течение нескольких столетий в результате чего становление и развитие благотворительности прошло несколько этапов.
Первый этап охватывает период с IX – по конец XVII вв. и характеризуется как княжеско-церковный. Свое выражение благотворительность в рамках этого этапа получила в раздаче милостыни, тем более, что нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, а одним из средств его нравственного воспитания. Человеколюбие на деле выражалось в Древней Руси нищелюбием. Нищий был для благотворителя лучшим богомольцем, молитвенным ходатаем. В результате сформировался институт профессиональных нищих.
Профессиональные нищие 
это лица, которые в силу своих 
физических возможностей трудиться 
могли, но не желали. Для них нищенство 
стало постоянной профессией. Овладение 
«профессией» означало приобретение знаний 
о том, как одеваться, что говорить, 
чтобы представлять жалкий вид и 
психологически воздействовать на публику. 
Крайним проявлением 
Центром благотворительности в Древней Руси была Церковь, через которую шли пожертвования, в том числе и от князя (десятина). Деловые люди не только раздавали милостыни и устраивали трапезы для нищих, но чаще всего вкладывали землю или деньги в монастыри, а также в строительство новых храмов (именно в таком виде в сознании русских людей отражалась идея искупления за богатство, обладание которым всегда связывалось с грехом).
Цитата: «Постройка храмов богатыми тружениками осуществляет предписание, данное еще в Ветхом Завете,- приносить десятину богу». Булгаков С.Н. 
  История экономических и   | 
При монастырях возникали богадельни, бесплатные лечебницы, где находили приют нищие, составлявшие в это время особую социальную группу «церковных и богадельных людей». Подобная практика сохранялась вплоть до конца XVII века, хотя уже при Иване Грозном обнаружились недостатки частного благотворения и необходимость создания государственной светской организации помощи, особенно в период крупных катаклизмов (неурожаи, эпидемии, войны и т.п.). Такая идея высказывалась еще в 1551 г. на Стоглавом соборе, но так и не была реализована.
Только Указ 1682 г. царя Федора 
Алексеевича положил начало строительству 
официальных государственных 
Особенно активно эту деятельность стал развивать Петр I. По указу 1705 г. в Москве стали ловить бродяг и нищих и наказывать их, а подающих милостыню подвергали штрафу. Таким образом, рубеж XVII-XVIII вв. стал новым государственным этапом в развитии благотворительности, который условно продолжался до второй половины XIX в.
К главным направлениям деятельности государства в рамках этого периода относилась борьба с нищенством, сочетавшаяся с репрессивной политикой «вразумляющего принуждения». Деятельность Петра I на поприще благотворительности имела в целом репрессивный характер. За нищенство наказывали кнутом и ссылали в дальние сибирские города (как предписывалось указом 1691 г.). Наряду с беглыми крестьянами, уголовным элементом и проститутками, нищие и бродяги привлекались к принудительному труду на промышленных предприятиях.
В Петровских указах 1712 и 1724 гг. также предписывалось устраивать в губерниях страны госпитали для увечных и престарелых, не имеющих возможности трудом обеспечивать себе пропитание, провести перепись призреваемых с целью упорядочивания работы с различными их слоями, в частности с военными и умалишенными. 1 февраля 1720 г. был издан указ о строительстве в Москве госпиталя для «зазорных» (незаконнорожденных) детей.
Для Петра I было характерно стремление ограничить роль церкви в социальной политике России, в то же время в эпоху петровских реформ, как и при его преемниках, еще не существовало сколько-нибудь действенной государственной системы социального призрения и обеспечения.
Следующая реорганизация 
общественного призрения в 
Во второй половине XVIII в., по указу Екатерины II, в стране создаются государственные структуры по организации и управлению учреждениями призрения. Ими становятся Приказы общественного призрения, созданные после 1775 г. в 33-х губерниях страны под руководством гражданских губернаторов и дворянской опеки. Приказы занимались организацией школ, сиротских домов, аптек, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, сумасшедших, работных домов и т.д. На каждую губернию выделялось по 15 тыс. руб. из государственной казны. Увеличить этот капитал призваны были пожертвования, поощряемые императрицей. Это опять стимулировало частную благотворительность, которая в XVIII в. получила филантропическую направленность.
Первым благотворительным обществом подобного типа стало, учрежденное Екатериной II в 1764 г. "Общество воспитания благородных девиц", деятельность которого определялась специальным уставом. Кроме того, были учреждены воспитательные дома в Москве (1763 г.) и Петербурге (1772 г.). В этот период в филантропической деятельности активно участвовали представители высших слоев общества. Так граф Бецкий построил Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный). В филантропические функции созданного в 1765 г. Вольного экономического общества входили организация сельскохозяйственных школ и училищ, помощь крестьянам в освоении передовых приемов агротехники, обследование крестьянских семей, оказание им материальной помощи, особенно в голодные и засушливые годы.
Следующим по влиянию на 
поприще благотворительности 
Одни благотворительные общества работали самостоятельно, по собственной программе, другие – "Императорское человеколюбивое общество" (до 1816 г. – "Филантропическое общество"), основанное в 1802 г., получали от государства дополнительные преимущества: частичное финансирование, индивидуальное поощрение, различные льготы. Так Человеколюбивое общество к концу XIX в. содержало 225 различных благотворительных учреждений (больниц, школ, богаделен и др.) с числом обслуживающего персонала свыше 6 тыс. человек.