История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Содержание работы

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77

Файлы: 1 файл

735482_5298A_istoriya_predprinimatelstva_v_rossii.docx

— 398.59 Кб (Скачать файл)

В то же время политика правительства  в отношении еврейского купечества как раз была направлена на то, чтобы  освободить его от влияния кагала. Евреи-купцы, записавшиеся в гильдию  или в мещанство освобождались  от податного отношения к кагалу и уже не должны были обращаться туда за разрешением на всякую отлучку, а делали это на общих основаниях, т.е. через магистрат.

С отходом евреев-купцов переставала существовать и государственная  рубрика «евреи». Все евреи должны были быть отнесены к какому-либо сословию, в основном к мещанству. Этот процесс  сдерживался только из экономических  соображений, поскольку годичный поголовный сбор с мещан в конце XVIII в. составлял 60 коп., а с евреев – 50 коп. Тем  не менее, начиная с 1783 г. все евреи: и мещане, и купцы, должны были вносить  сборы не в кагал, а в магистрат, на общих основаниях, и паспорт  на выезд получать от него же. Это  движение закрепилось всеобщим новым  Городовым положением 1785 г., которое  рассматривало лишь сословия, а никак  не нации[19].

Поэтому те евреи-купцы, которые  покидали черту оседлости, как правило, не придерживались общинных правил. Примером может служить деятельность еврейских  банкирских домов, открывшихся в  Петербурге со второй половины XIX века.

В 1859 г. в связи с важными  экономическими преобразованиями и  подготовкой финансовой реформы  царское правительство разрешило  купцам-евреям, принадлежавшим к первой гильдии, жить в столицах. В результате этого законодательства появилось  несколько крупных еврейских  банкирских домов в Петербурге и  Москве, сыгравших значительную роль в развитии некоторых отраслей промышленности, железнодорожной сети и в учредительной  кампании, результатом которой стало  возникновение в России крупных  акционерных банков. В частности, в Петербурге и в Москве большую  роль в экономической жизни, как  этих столичных городов, так и  всей империи, в конце XIX – начале ХХ вв. играли банкирские дома еврейских  семей Гинцбургов и Поляковых. Закон  от 15 марта 1859 г. создал условия для  переселения в Петербург большой  группы предпринимателей из южных и  западных губерний России.

Первым банкирским домом, появившимся в столице  после издания закона 1859 г. был  Банкирский дом Гинцбургов. Он занял  место чрезвычайно влиятельного банкирского дома барона Александра Штиглица, последнего придворного банкира, возглавившего в 1860-м г. Государственный  банк.

С появлением в  Петербурге банкирского дома Гинцбургов к нему перешли в значительной степени функции, которые прежде выполняли Штиглицы. Гинцбурги разбогатели  на винных откупах в западных губерниях  России. Заработанные миллионы и закон 1859 г. позволили им открыть не только банкирский дом в Петербурге, но и отделение в Париже. Банкирский дом Гинцбургов имел обширные финансовые связи в России и за ее пределами. Они были самым тесным образом  связаны с правительством не только благодаря участию в международных  финансовых операциях, связанных с  заключением займов русского правительства, но и своей роли в золотодобывающей промышленности и были крупными акционерами  печально известного Ленского золотопромышленного  предприятия[20].

Предпринимательская деятельность Гинцбургов и Поляковых не была уникальным явлением для России. Во второй половине XIX в. в банкирской сфере и железнодорожном  деле работала большая группа влиятельных  предпринимателей-евреев, выходцев из Польши: И. Блиох, Л. Кроненберг, В. Ляский, А. Зак. Все они выступали как  носители европейских предпринимательских  традиций и способствовали развитию банковских структур и железнодорожного хозяйства империи. 

 

Вопросы для самоподготовки:

1.  Какими торговыми привилегиями пользовались в средние века торговые монастыри?

2.  Назовите основные направления предпринимательской активности православных монастырей.

3.  В каких видах деятельности монастырское предпринимательство было наиболее успешным?

4.  В чем заключались особенности старообрядческого предпринимательства?

5.  Назовите основные формы хозяйствования старообрядцев.

6.  В чем заключались особенности еврейского предпринимательства? 

 

Литература:

1.  Ананьич Б.В. Предпринимательство в России. (Религиозно-национальный аспект) / Экономическая история России XIX-ХХ вв. Современный взгляд. М., РОССПЭН, 2001.

2.  История предпринимательства в России. Книга 1-2. М., (РОССПЭН), 2000.

3.  Керов В.В. «Се человек и дело его…» Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М., ЭКОН-ИНФОРМ, 2004.

4.  Пашков А.М. Выговская поморская пустынь и ее культура // Старообрядчество: история, культура и современность. М., 1997.

5.  Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995) Часть I. М.: Русский путь, 2001. 

 

 

 

[1] Велувенкамп Ян Виллем. Указ.соч. С. 118.

[2] Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. Тверь XVI-XVIII вв. Очерки истории и экономики. Тверь, 2002. С. 72.

[3] Перхавко В.Б. Указ.соч. С. 328.

[4] Перхавко В.Б. Указ.соч. С. 329.

[5] Там же. С. 345-346, 368.

[6] Там же. С. 346.

[7] Там же. С. 351.

[8] Пашков А.М. Выговская поморская пустынь и ее культура // Старообрядчество: история, культура и современность. М., 1997. С. 50.

[9] Ананьич Б.В. Предпринимательство в России (Религиозно-национальный аспект) / Экономическая история России XIX-XX вв.: Современный взгляд. М.: РОССПЭН, 2001. С. 245.

[10] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая. С. 106.

[11] Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Часть I. М.: Русский путь, 2001. С. 15.

[12] Там же. С. 17.

[13] Солженицын А.И. Указ.соч. С. 26.

[14] Там же. С. 37.

[15] Там же. С. 41.

[16] Там же. С. 41-42.

[17] См.: Ананьич Б.В. Предпринимательство в России (религиозно-национальный аспект). С. 247.

[18] Ананьич Б.В. Указ.соч. С. 247-248.

[19] Солженицын А.И. Указ.соч. С. 37.

[20] Ананьич Б.В. Указ.соч. С. 248-250.

Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 

 

10.1. Основные этапы  становления благотворительности  и меценатства в России

В словаре Брокгауза и  Ефрона (1891 г.) благотворительность  рассматривается как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить  на помощь неимущему. Основой благотворительности  является милосердие, которое В.И. Даль определяет как стремление помочь «бедным, дряхлым, увечным, хворым, неимущим»[1]. Таким образом, благотворительность можно определить, как особую форму социальной поддержки, состоящей в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.

Благотворительная деятельность на Руси является одной из древнейших традиций и ее развитие связывают  с принятием христианства, поскольку  Церковь руководствуется второй из основных христианских заповедей  – о любви к ближнему (Возлюби  ближнего, как самого себя). В то же время благотворительность и  меценатство на Руси появились не сразу. Этот процесс длился в течение  нескольких столетий в результате чего становление и развитие благотворительности  прошло несколько этапов.

Первый этап охватывает период с IX – по конец XVII вв. и характеризуется как княжеско-церковный. Свое выражение благотворительность в рамках этого этапа получила в раздаче милостыни, тем более, что нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, а одним из средств его нравственного воспитания. Человеколюбие на деле выражалось в Древней Руси нищелюбием. Нищий был для благотворителя лучшим богомольцем, молитвенным ходатаем. В результате сформировался институт профессиональных нищих.

Профессиональные нищие  это лица, которые в силу своих  физических возможностей трудиться  могли, но не желали. Для них нищенство  стало постоянной профессией. Овладение  «профессией» означало приобретение знаний о том, как одеваться, что говорить, чтобы представлять жалкий вид и  психологически воздействовать на публику. Крайним проявлением профессионального  нищенства являлись на Руси «юродивые».

Центром благотворительности  в Древней Руси была Церковь, через  которую шли пожертвования, в  том числе и от князя (десятина). Деловые люди не только раздавали  милостыни и устраивали трапезы  для нищих, но чаще всего вкладывали землю или деньги в монастыри, а также в строительство новых  храмов (именно в таком виде в  сознании русских людей отражалась идея искупления за богатство, обладание  которым всегда связывалось с  грехом).  

 

Цитата: «Постройка храмов богатыми тружениками осуществляет предписание, данное еще в Ветхом Завете,- приносить десятину богу».

Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. М., 2007. С. 845.


 

 

При монастырях возникали  богадельни, бесплатные лечебницы, где  находили приют нищие, составлявшие в это время особую социальную группу «церковных и богадельных  людей». Подобная практика сохранялась  вплоть до конца XVII века, хотя уже при Иване Грозном обнаружились недостатки частного благотворения и необходимость создания государственной светской организации помощи, особенно в период крупных катаклизмов (неурожаи, эпидемии, войны и т.п.). Такая идея высказывалась еще в 1551 г. на Стоглавом соборе, но так и не была реализована.

Только Указ 1682 г. царя Федора Алексеевича положил начало строительству  официальных государственных заведений  призрения. В нем предполагались определенные меры социальной деятельности, прежде всего по борьбе с нищенством.

Особенно активно эту  деятельность стал развивать Петр I. По указу 1705 г. в Москве стали ловить бродяг и нищих и наказывать их, а подающих милостыню подвергали штрафу. Таким образом, рубеж XVII-XVIII вв. стал новым государственным этапом в развитии благотворительности, который условно продолжался до второй половины XIX в.

К главным направлениям деятельности государства в рамках этого периода  относилась борьба с нищенством, сочетавшаяся с репрессивной политикой «вразумляющего принуждения». Деятельность Петра I на поприще благотворительности имела в целом репрессивный характер. За нищенство наказывали кнутом и ссылали в дальние сибирские города (как предписывалось указом 1691 г.). Наряду с беглыми крестьянами, уголовным элементом и проститутками, нищие и бродяги привлекались к принудительному труду на промышленных предприятиях.

В Петровских указах 1712 и 1724 гг. также предписывалось устраивать в губерниях страны госпитали  для увечных и престарелых, не имеющих возможности трудом обеспечивать себе пропитание, провести перепись призреваемых с целью упорядочивания работы с  различными их слоями, в частности  с военными и умалишенными. 1 февраля 1720 г. был издан указ о строительстве  в Москве госпиталя для «зазорных» (незаконнорожденных) детей.

Для Петра I было характерно стремление ограничить роль церкви в социальной политике России, в то же время в эпоху петровских реформ, как и при его преемниках, еще не существовало сколько-нибудь действенной государственной системы социального призрения и обеспечения.

Следующая реорганизация  общественного призрения в стране пришлась на время реформаторской деятельности Екатерины II. По мере ограничения властных церковных функций, секуляризации церковных земель государство сосредоточивало в своих структурах обязанности и работу по контролю за сферой благотворения. 

Во второй половине XVIII в., по указу Екатерины II, в стране создаются государственные структуры по организации и управлению учреждениями призрения. Ими становятся Приказы общественного призрения, созданные после 1775 г. в 33-х губерниях страны под руководством гражданских губернаторов и дворянской опеки. Приказы занимались организацией школ, сиротских домов, аптек, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, сумасшедших, работных домов и т.д. На каждую губернию выделялось по 15 тыс. руб. из государственной казны. Увеличить этот капитал призваны были пожертвования, поощряемые императрицей. Это опять стимулировало частную благотворительность, которая в XVIII в. получила филантропическую направленность.

Первым благотворительным  обществом подобного типа стало, учрежденное Екатериной II в 1764 г. "Общество воспитания благородных девиц", деятельность которого определялась специальным уставом. Кроме того, были учреждены воспитательные дома в Москве (1763 г.) и Петербурге (1772 г.). В этот период в филантропической деятельности активно участвовали представители высших слоев общества. Так граф Бецкий построил Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный). В филантропические функции созданного в 1765 г. Вольного экономического общества входили организация сельскохозяйственных школ и училищ, помощь крестьянам в освоении передовых приемов агротехники, обследование крестьянских семей, оказание им материальной помощи, особенно в голодные и засушливые годы.

Следующим по влиянию на поприще благотворительности являлось "Ведомство учреждений императрицы Марии", начало которому было положено в 1797 г., когда Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла в свое заведование воспитательные дома в Петербурге и Москве и "Общество благородных девиц" в Смольном монастыре.

Одни благотворительные  общества работали самостоятельно, по собственной программе, другие – "Императорское человеколюбивое общество" (до 1816 г. – "Филантропическое общество"), основанное в 1802 г., получали от государства дополнительные преимущества: частичное финансирование, индивидуальное поощрение, различные льготы. Так Человеколюбивое общество к концу XIX в. содержало 225 различных благотворительных учреждений (больниц, школ, богаделен и др.) с числом обслуживающего персонала свыше 6 тыс. человек.

Информация о работе История предпринимательства в России