История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Содержание работы

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77

Файлы: 1 файл

735482_5298A_istoriya_predprinimatelstva_v_rossii.docx

— 398.59 Кб (Скачать файл)

В годы первой русской революции  арсенал деятельности предпринимательских  союзов включал самые радикальные  методы борьбы с растущим движением  наемных работников – от составления "черных" списков, проведения локаутов, создания противостачечных фондов до вербовки штрейкбрехеров и т.п. Однако в последующий период велась более  конструктивная работа по установлению взаимоотношений между рабочими и работодателями.

В докладе Совета Общества заводчиков и фабрикантов Московского  промышленного района (одного из крупнейших и влиятельных в России) о его  деятельности за 1909 г. отмечалось, что  общество концентрировало свою деятельность более всего в сфере общепромышленных вопросов, касающихся: фабричного законодательства, фабричной инспекции, врачебной  помощи, организации юридического консультирования промышленников, широкого развития регистрации  увечных инвалидов, таможенных реформ, земского обложения, изыскания совместных мер по защите от чрезвычайного увеличения платежей и других направлений в области реальной промышленной политики. 

 

Венцом организационного единения представителей делового мира России во второй половине XIX – начале XX вв. стала единая предпринимательская организация – Совет съездов представителей промышленности и торговли, созданный в октябре 1905 г. с целью "выяснения и обсуждения вопросов, касающихся общих нужд промышленности и торговли". Действительными членами "съездов" являлись как официальные организации и биржи, комитеты торговли и мануфактур, съезды промышленников, так и крупные частные предприниматели (с капиталом не менее 300 тыс. руб.) или их представители, имеющие целью объединение своих членов на почве экономических интересов. К концу первой русской революции в рядах "съездов" насчитывались 48 действительных членов и 101 совещательный член. Делами съездов управляли Совет и назначаемый им комитет[18].

Съезды не занимались политикой  в прямом значении этого слова. Они "продолжали линию дореволюционных организаций промышленников, энергично добивались фактического расширения пределов их влияния и власти, пренебрегая политическими гарантиями этой власти", практиковали систематическое давление на органы государственной власти применительно к новым условиям[19].

Однако существующие политические партии буржуазии были не в силах  восполнить пробелы, заключавшиеся  в слабо развитом "чувстве солидарности" и недостаточной организованности русских капиталистов, о чем с  беспокойством предупреждали в  марте 1908 г. члены Петербургского общества заводчиков и фабрикантов. Под влиянием понесенных на выборах в I и II Государственные Думы поражений российские деловые круги отошли от широкой политической деятельности. После изменения 3 июля 1907 г. избирательного закона и результативных для буржуазии (представленной "Союзом 17 октября") выборов в III Государственную Думу лидеры отечественного делового мира сосредоточили главное внимание на защите интересов промышленности и торговли в законодательных учреждениях.

После окончания первой русской  революции значение буржуазии в  общественно-политической жизни страны продолжало возрастать. Этому способствовало принятие правительством Временных  правил об обществах и союзах, упростивших  порядок учреждения общественных организаций. В это время получили широкое распространение новые отраслевые общества и союзы: Союз писчебумажных фабрикантов России, Общество фабрикантов хлопчатобумажной промышленности, Всероссийское общество льнопромышленников, Всероссийское общество суконных фабрикантов. В 1910-е гг. были также образованы Русско-английская, Русско-бельгийская, Русско-итальянская, Русско-американская, Русско-французская и Славянская торговые палаты, которые осуществляли представительство интересов российской буржуазии на внешних рынках, содействуя развитию внешней торговли страны. Правда, попытка создания Всероссийской торгово-промышленной палаты, с которой выступил Московский биржевой комитет, так и не увенчалась успехом ввиду противодействия большинства биржевых комитетов, которые боялись потерять свое влияние на торгово-промышленную политику в регионах. Окончательному решению этого вопроса помешала Первая мировая война.

Гигантским ускорителем  процесса организационного оформления представительства буржуазии стал февраль 1917 г. – с февраля по октябрь  этого года было учреждено больше ее представительских организаций, чем за последние 10 лет существования  монархии в России. При Временном  правительстве был создан Главный  комитет защиты промышленности, который  учредил 13 крупнейших представительных организаций буржуазии. 19-22 марта 1917 г. работал Всероссийский торгово-промышленный съезд, создавший Всероссийский  и Петроградский торгово-промышленный союзы. Цель съезда, созванного по инициативе П.П. Рябушинского, заключалась в том, чтобы объединить все торгово-промышленные представительные учреждения страны. Однако история не отпустила для этого необходимого времени.

В целом российская экономическая  политика конца XIX – начала XX вв. в значительной мере сводилась к ускоренному развитию промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза товаров из страны. Это позволило более чем в два раза увеличить промышленное производство и приблизить Россию к индустриально развитым странам. Столыпинская аграрная реформа серьезно преобразовала аграрный сектор экономики.

Существенно изменились за этот период состав основных социальных групп российского общества и  их соотношение. Следствием ускоренного  промышленного подъема 1890-х гг. стали  упрочение капиталистического производства, его монополизация и соответственно превращение буржуазии в самый  могущественный социальный слой. Сращивание промышленного капитала с банковским и образование финансового капитала привели к выделению "верхушки" капиталистического предпринимательства  – финансовой олигархии.

Одновременно происходило  социально-политическое самоопределение  российской буржуазии, выразившееся в  увеличении количества, повышении роли ее представительных организаций. К  началу XX в. в стране сформировалась разветвленная структура организованного представительства интересов капитала. Совещательные предпринимательские (отраслевые и территориальные) союзы работодателей и всероссийские съезды представителей промышленности и торговли оказывали существенное влияние на ход экономического развития страны. Каждая из этих организаций обладала определенными правами и обязанностями, занимала свое место в представительском движении, но все вместе они решали основную задачу, ради которой создавались, – содействовать интересам предпринимателей. После октября 1917 г. организации предпринимателей прекратили свое существование. 

 

Вопросы для самоподготовки:

1.  В чем причины ускорения экономического развития России на рубеже XIX-ХХ вв.?

2.  Укажите основные итоги проведения денежной реформы  
1897 г.?

3.  Какие цели преследовало правительство вводя винную монополию?

4.  Какие общественные организации были созданы буржуазией для представительства и защиты ее интересов?

5.  Почему политические партии буржуазии не смогли пройти в I Государственную Думу?

6.  Почему экономическая модернизация России на рубеже XIX-ХХ вв. носила догоняющий характер? 

 

Литература:

1.  Барышников М.Н. Политика и предпринимательство в России (из истории взаимодействия в начале XX века). СПб., 1997.

2.  Бессолицын А.А. Становление предпринимательских организаций в Поволжье (конец XIX – начало ХХ века). Волгоград, 2004.

3.  Бессолицын А.А. Союзы работодателей в России в начале XX века // ЭКО. 2000. №11.

4.  Бовыкин В.И. Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России: Очерки. М., 1997.

5.  Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.

6.  Епифанова Л.Н. Московская биржа как представительная организация крупной буржуазии (1870-1913 гг.) // Экономическая история. Ежегодник. 1999. М., 1999.

7.  Петров Ю.А. "Третье сословие": вхождение в политику // Полис. 1993. №3.

8.  Петров Ю. А. Коммерческие банки Москвы. Конец XIX в. – 1914 г. М., 1998.

9.  Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России: XIX – начало ХХ века. СПб., Издательский дом СПбГУ, 2006.

10.   Ерманский А. Крупная буржуазия до 1905 г. // Общественное движение в России в начале XX в. СПб., 1909. Т. 1.

11.   Ерманский А. Крупная буржуазия в 1905-1907 гг. // Общественное движение в России в начале XX века. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2.

12.   Шелохаев В.В. Партия октябристов в период первой русской революции. М., 1987.

13.   Сорокин А.К. К вопросу о монополизации промышленности в России в начале XX в. // Россия на рубеже XIX-XX вв.: Материалы научных чтений. М. 1999.

14.   Боханов А.Н. Крупная буржуазия России. М., 1992. 

 

 

[1] Витте С.Ю. Указ.соч. С. 359-360.

[2] Витте С.Ю. Указ.соч. С. 256.

[3] См.: Бессолицын А.А. Становление предпринимательских организаций в Поволжье (конец XIX – начало ХХ вв.). Волгоград, 2004. С. 75-77.

[4] Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды. М., 1989. С. 435-436.

[5] Билимович А.Д. Кооперация России до, во время и после большевиков. М.: Наука, 2005. С. 8.

[6] См.: Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России 1860-1900 гг. М.: Наука, 1974.  
С. 70-71; Боханов А.Н. Крупная буржуазия России. М., 1992. С. 255-256.

[7] Сорокин А.К. К вопросу о монополизации промышленности в России в начале ХХ в. / Россия на рубеже XIX-ХХ вв. М., 1999. С. 181-182.

[8] Ерманский А. Крупная буржуазия до 1905 г. / Общественное движение в России в начале ХХ в. СПб., 1909. Т. 1. С. 314-315.

[9] Мартов Л. Развитие крупной промышленности и рабочее движение в России. Пг.-М., 1929. С. 165.

[10] Ананьич Б.В. Указ.соч. С. 111-112, 119-120, 124-125.

[11] Бурышкин П.А. Указ.соч. С. 222-223.

[12] Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. Саратов, 1995. С. 284.

[13] Берлин П.А. Русская буржуазия в старое и новое время. М., 1922. С. 220.

[14] Бессолицын А.А. Указ.соч. С. 198.

[15] Петров Ю.А. «Третье сословие»: вхождение в политику // Полис. 1999. № 3. С. 176.

[16] Там же. С. 180.

[17] Дан Ф.И. Очерк политической эволюции буржуазных элементов городского населения / Общественное движение в России в начале ХХ века. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2. С. 101-102.

[18] Ерманский А.О. Крупная буржуазия в 1905-1907 гг. С. 87.

[19] Там же. С. 88.

Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 

 

9.1. Участие церкви  в предпринимательской деятельности  в домонгольский период 

 

В Древней Руси влияние  церкви на развитие предпринимательства  было скорее положительное, более того, центрами, вокруг которых объединялось древнерусское купечество, часто становились православные храмы, где под надзором епископа хранились казна, документы, меры длины и веса. Церковь практиковала сдачу в аренду своих подвалов под склады товаров. На первых порах даже торговля проходила прямо в храмах. Позднее она была вынесена на площади близ церквей. В день открытия торговли перед храмом поднимался крест или флаг. Это свидетельствовало о том, что торг охраняется церковью или княжеской властью.

По этой причине в наиболее выигрышном положении находилась монастырская торговля. Она была освобождена от целого ряда поборов и повинностей. При этом за монахами-торговцами стоял  высокий авторитет церкви, на содержание которой, еще со времен Киевской Руси, была установлена десятая доля от годовых сборов (десятина). Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали относительно дешевые массовые изделия церковно-монастырского ремесла – нательные крестики, складни, небольшие каменные и металлические иконки, широко встречающиеся не только в восточнославянских землях, но и за пределами Руси, в странах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы.

Что касается предпринимательской  деятельности монастырей, то первоначально  она ограничивалась сферой внутреннего  обмена, их люди не отправлялись с товарами в дальние заморские страны, как  это делали профессиональные купцы  – гости, вывозившие наряду с прочими  товарами некоторые изделия монастырских ремесленников. Однако по мере трансформации  мелких обителей в крупные монастырские общины их место в экономической  жизни Древней Руси, в том числе  и в сфере обмена, не могло не расшириться. Во второй половине XI-XII вв. у крупнейших монастырей Киева (Киево-Печерская лавра) и Новгорода (Юрьев монастырь) уже появились земельные владения, что позволяло им часть выращенного крестьянами монастырских сел зерна реализовывать на рынке.

Тем не менее, в целом древнерусские  монастыри домонгольской эпохи, еще не имея крупных вотчин и промыслов, не могли быть прочно связаны с  товарно-денежными отношениями. Их деятельность в XI-XIII вв. в области торговли носила еще ограниченный, спорадический характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось в основном на самообеспечение братии, а не на рынок. 

 

9.2. Развитие монастырского  предпринимательства в условиях  формирования централизованного  государства 

 

Укрепление Московского  княжества в XIV в. способствовало оживлению деловой активности населения. Ряды средневекового русского купечества пополнялись и за счет так называемых церковных людей. В XIV и особенно в XV вв. церковь все активнее втягивалась в сферу обмена. Хотя еще во времена Ивана Калиты митрополит Руси Петр запрещал и белому, и черному духовенству заниматься торговлей и ростовщичеством, но жизнь заставляла церковных иерархов отказываться от этих запретов и даже самим посылать своих людей в торговые поездки. При московских великих князьях Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче представители митрополита, торговавшие излишками натуральных доходов, уже были освобождены от уплаты тамги.

Еще большей предпринимательской  хваткой отличались игумены крупнейших монастырей северо-восточной Руси, владевших вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами и нуждавшихся в дополнительных продуктах для прокорма церковной братии. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами, которые они получали, с одной стороны, от Золотой Орды (освобождение от десятины), а с другой – от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями активно пользовались ярославский Спасский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий и другие монастыри. Они имели свои дворы на посадах в ряде крупных городов, включая Новгород и Москву. Чаще всего монастырские купчины везли на продажу рожь, рыбу, соль, мед. Не брезговали монастыри и производством водки на продажу. По мнению В.В. Похлебкина, первая русская водка на зерновом, хлебном сырье (т.е. водка в ее современном понимании) была создана в одном из монастырей Московского государства предположительно в 40-х гг. XV века.

Информация о работе История предпринимательства в России