Лекции по "История государства и права Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:57, курс лекций

Описание работы

1. Предмет курсу історії держави і права України. Методи вивчення історії держави і права України.
2. Періодизація курсу історії держави і права України.
3. Виникнення і розвиток Скіфської держави.
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.

Файлы: 1 файл

Ответы по истории государства и права Украины.docx

— 159.98 Кб (Скачать файл)

В сфере угол. права приводилась  классификация преступлений (согласно существующих традиций: против религии, монархии, жизни, личной неприкосновенности, имущества и др.) и наказаний (простая  и квалифицированная смертная казнь, тюремное заключение, церк. искупления, изгнание, имущественные наказания  и др.). При решении вопроса  о возмещении причиненного вреда  сохранялись элементы талиона. Во многих случаях при определении наказаний  учитывалось социальное положение  преступника и потерпевшего. Суд. процесс делился на розправочний и уголовный. К первой категории  принадлежали гражданские и незначительные угол. дела, которые возбуждались по заявлению заінтерес. стороны и  могли закончиться примирением  сторон. Крым, дела начинались по заявлению  потерпевшего (в таких случаях  перевод осуществлялось по принципам  соревновательно-обвинительного процесса) или по инициативе суда (применялись  принципы следователя, инквизиционного  процесса). Предусматривался апеляц. порядок  пересмотра дела.

«Права» отражали довольно высокий  уровень зак-ва и права, культуры в Украине в 1-й пол. 18 в., имели  все черты, присущие прав, актам феод, суток. Даже утвержденный кодекс имел значительное распространение в  Украине, его применяли в судах, положили в основу «Собрание малороссийских прав» (1807; тоже не был утвержден). См. также Малороссийское право.

 

38. Суспільно-політичний лад і  право в західноукраїнських землях (кінець XVІІІ – перша половина XІХ ст.).

 

На рубеже XVIII-XIX вв. в украинской политической мысли господствуют просветительские идеи, основанные на теории общественного  договора, естественного равенства  и свободы всех людей. В условиях потери украинской автономии эти  идеи приобретали национальную ориентацию. На формирование украинской общественно-политической мысли в этот период оказало значительное влияние западноевропейское и американское просветельство, политические идеи декабристов, но основной почвой была социально-политическая ситуация в Украине конца XVIII - первой трети XIX вв. Отмена гетманства (1764 г.), уничтожение  Запорожской Сечи (1775 г.) юридическое  оформление крепостного права на Левобережье и Слобожанщине (1783г.), прекращение действия Магдебургского права (1831 г.) - все это превратило Украину в бесправную колонию  российской империи, потерявшую и свое название: Левобережье стали называть Малороссией, Правобережье - Юго-Западным Краем, а южную Украину - Новороссией. В условиях потери остатков автономии  и усиления феодально-монархического пресса просветительские идеи приобретали  антикрепостническую и антисамодержавную  направленность и национальную ориентацию. Активными творцами просветительства в Украине были: Я. Козельский (1728 - 1794 гг.), В. Капнист (1758 - 1823гг.), В. Каразин (1773 - 1842гг.), П. Лодий (1764 - 1829 гг.), В. Лукашевич (1783 - 1866 гг.)1 и др., которые, критикуя тиранию и крепостничество с  просветительских позиций, одновременно выступали защитниками государственных  традиций Украины.

Анализ взглядов просветителей  свидетельствует, что они развивались  в русле общеевропейского общественно-политического  процесса и в то же время в них  отражались особенности социально - политической жизни Украины данного  периода. Очень важным достижением  была разработка светского, "юридического мировоззрения", в центре которого находился человек как самоцель, а личная свобода и юридическое  равенство считались необходимой  основой свободного развития личности, что было вызовом господствующим феодально-крепостническим отношениям.

На рубеже XVIII-XIX вв. появилось сочинение  — "История русов", глубоко  патриотическое произведение, рассказывающее об истории Украины с древнейших времен до 1769г. (точная дата и авторство  до сих пор не установлены). Впервые  издана только в 1846г., но на протяжении предшествующих четырех десятилетий  работа имела широкое распространение  в рукописи, за пользование которой  платили очень дорого. На этот труд опирались К. Рылеев и А. Пушкин, Н. Гоголь и Т. Шевченко и многие другие писатели, ученые XIX в. Чем же была вызвана  такая популярность "подпольного" рукописного произведения? Прежде всего  автор ярко рисует картину исторического  развития Украины, особое внимание уделяя Козаччине, Хмельниччине, Гетьманщине, подчеркивая, мужество казачества в  борьбе за свободу своей отчизны. Книгу пронизывает идея автономизма, протеста против национального угнетения. Пророчески прозвучали слова полковника Полуботка, высказанные Петру I: "Повергать  народы в рабство и владеть  рабами и невольниками есть дело Азиатского тирана, а не Христианского монарха... Я знаю, что нас ждут оковы и  мрачные темницы, где уморят нас  голодом и притеснением, по обычаю Московскому; но пока еще жив, говорю тебе истину, о Государь, что воздаси  ты непременно отчет перед царем  всех царей, Всемогущим Богом, за погибель нашу и всего народа".

Обосновывая право украинского  народа на свободу и государственность, автор "Истории Русов" опирается  на концепцию "естественных прав" и "общественного договора". Общая  концепция автора состоит в том, что Украина заключила договор  с Россией добровольно, а так  как последняя постоянно нарушает Переяславские соглашения, то украинский народ имеет право не считать  их вечными и должен добиваться своей  свободы.

Конечно, это произведение носит  печать своего времени и не все  в нем может быть принято с  точки зрения современной науки,* но оценивая его место в истории  украинской культуры, необходимо подчеркнуть, что "История Русов" - первая политическая история Украины, положившая начало новому общественному течению в  украинском национальном Возрождении. Оно начинается в конце XVIIIв. с  проявления интереса к культуре украинского  народа - его языку, песне, истории, обычаям  и пр. Писатели, поэты, публицисты, этнографы (так называемые украинофилы) видели в Возрождении только культурный аспект. Второе течение связано с  деятельностью декабристов, поставивших  социально-политические проблемы, но даже декабристы-украинцы видели их разрешение как системных, общероссийских и  полагали, что украинские вопросы  как частные разрешаться в  общероссийском русле. (Известно, что  Южное общество, в котором значительная часть членов были украинцами, вело переговоры с Польшей об автономии, в случае присоединения к их движению, но украинская проблема даже не ставилась). "История Русов" положила начало третьему течению, поставившему вопрос о государственной независимости  Украины. Эта идея получила дальнейшее развитие в программе Кирило-Мефодиевцев, а во второй половине XIX - начале XX вв. эволюционизировала к национальному  радикализму.

 

39. Державний  лад в Україні у складі Росії (перша половина ХІХ ст.).

40. Джерела  права в Україні у складі Росії (перша половина ХІХ ст.).

41. Правове  положення населення України  у складі Росії (перша половина ХІХ ст.).

42. Зібрання малоросійських прав 1807 р.

43. Джерела  права в західноукраїнських землях  ( кінець XVІІІ – перша половина XІХ ст.).

44. Державний лад в Україні у  складі Російської імперії у другій половині  ХІХ ст.

45. Суспільний лад України (друга  половина ХІХ ст.).

Украинские земли в составе  Российской империи во второй половине ХIХ века

Социально-экономическая модернизация Украины в составе Российской империи во второй половине XIX века

В Х1Хв. в Российской империи сложился кризис феодально-крепостнической  системы. Осознание этого кризиса  вынудило российское правительство  ликвидировать крепостное право  и реформировать государственный  строй. В России реформы были осуществлены в 60-70-рр. Х1Хв. Невзирая на их ограниченность, они имели эпохальное значение, так  как создали прекрасные условия  для ускоренного капиталистического развития Украины. Особенности индустриализации экономики Надднепрянской Украины:

•          На протяжении 60-80-х гг. XIX ст. завершился промышленный переворот, то есть

 переход от мануфактур к  заводам и фабрикам 

•          Особенно быстрыми темпами развивались угольная, железорудная и металлургическая

 промышленность, сосредоточенная  в Донецко-Криворожском бассейне. В конце Х1Хв.

 Украина превратилась в угольно-металлургическую  базу Российской империи: она

 давала почти 65% всего угля  империи, свыше 50% чугуна и немного  меньше 50% железа и

 стали. 

•          Наращивали производство традиционные для Украины  отрасли промышленности по

 переработке    сельскохозяйственной    продукции    -    сахароваренная,    винокуренная,

 мукомольная. В конце Х1Хв. Украина давала 85% общероссийского  производства сахара,

50% всего табака.

•          Машиностроение    развивалось    медленно.    Исключением    было     производство

 сельскохозяйственных машин  — их в Украине производилось  больше половины от тех,

 что производились в России.

•          Промышленному  развитию содействовало интенсивное  строительство железных дорог.

Общая протяженность железных дорог  в Украине составляла на кон. Х1Хв.   1/5

 железнодорожной сети России.

•          Большую  роль в промышленности, особенно тяжелой, играл иностранный капитал -

 прежде всего немецкий, английский, французский, бельгийский. В 1900 г. его частица в

 Украине достигала 80-90%.

•          Шел  процесс роста городов. Если до реформы  в 1861 г. лишь Одесса имела свыше 100

 тыс. жителей, то на кон.  Х1Хв. были уже четыре больших  города: Одесса (больше 400

 тыс.), Киев (250 тыс.), Харьков (175 тыс.), Екатеринослав (115 тыс.). В этих  городах было

 сконцентрировано 35% всего городского  населения. 

Несмотря на быстрый процесс  индустриализации, в Украине преобладало  сельское хозяйство. Капитализация  сельского хозяйства шла двумя  путями:

-     прусским, при котором  происходил медленный переход  помещицких землевладений к

 капиталистическим  способам  хозяйствования  (применение  вольнонаемного  труда,  машин,

 удобрений). Этот путь преобладал  на Правобережной Украине; 

-     американским, при котором  шел процесс образования фермерских  индивидуальных

 хозяйств, которые использовали  наемный труд и поставляли  продукцию на рынок. Фермерские

 хозяйства преобладали на  юге. 

 

Всего же на кон. Х1Хв. сельская буржуазия  составляла около 25% сельского населения  и сосредотачивала в своих  руках 40% крестьянских земель. Переход  на капиталистическую систему хозяйствования способствовал подъему сельскохозяйственного  производства. На кон. Х1Хв. Украина  давала 43% мирового урожая ячменя, 20% - пшеницы, 10% - кукурузы. Но в самой Украине, которая имела статус "европейской  житницы", украинец в среднем потреблял  хлеба меньше, чем жители развитых европейских стран. Таким образом, Украина Надднепрянщины была одним  из наиболее развитых аграрных и индустриальных районов Российской империи. Но при  этом ее развитие имело ряд особенностей:

•          во-первых, лишь 15% предприятий Украины производили  готовую продукцию, а все

 другие поставляли сырье  для изготовления такой продукции  в России. Стоимость

 российских готовых товаров  была высокой, а цены на украинское  сырье - низкими; 

•          во-вторых, развитие украинской экономики базировалось не на местном национальном

 капитале, а капитале, который  поступал извне, из-за границы  и из России. Большая часть

 прибылей иностранцев вывозилась. Украина лишалась потенциальных  прибылей и

 подчинялась интересам иностранного  капитала.

 

Национально-освободительное  движение в Украине во второй половине XIX века

 

Важно отметить, что с середины 50-х гг. XIX ст. опять начинает возрождаться украинское национальное движение, эффективность  которого снизилась после разгрома Кирилло-Мефодиевского братства. В 1861 г. было получено разрешение на издание  первого в империи украинского  журнала "Основа". В среде интеллигенции  Украины появились "народники", которые основным своими задачами считали  освобождение крестьян из крепостничества, изучения народных обычаев, языка, фольклора. К ним примкнула группа так  называемых "хлопоманов", которые  были выходцами из правобережной  шляхты, разорвали связи с польским национальным движением и перешли  из римско-католической веры в православную, сознательно придерживаясь народных обычаев. Считая своей обязанностью служение украинскому народу, они  учредили в 1859г. в Киеве общество (громаду), которое занималось культурно  просветительской деятельностью (открытие воскресных школ, пропаганда художественной и научной литературы, изучение украинского  языка, истории, этнографии). Общество возглавлял В.Антонович, сюда входили  Т.Рыльский, П.Чубинский, М. Лысенко, М.Драгоманов и другие. По образцу киевского  общества возникают аналогичные  организации интеллигенции в  других городах Украины. Печатным органом, который пропагандировал украинскую мысль, была газета "Киевский Телеграф".

 

В 1873 г. по инициативе громадовцев  в Киеве было создано украинское научное общество "Юго-западный отдел  Российского Географического Общества", где проводилась большая работа из изучения украинской этнографии, истории, филологии. Активизацией украинского  движения была обеспокоена царская  администрация. В 1863 г. министр внутренних дел России Валуев издал циркуляр, в котором запрещалось издание  украинской литературы; воскресные школы  были закрыты, а общества - распущенные. В мае 1876 г. царем был подписан (в Эмске, Германия) указ, в котором  предписывалось: не допустить ввоза  украинских изданий из-за границы; запретить  издание украинских произведений в  империи; запретить сценические  представления, даже тексты к нотам  украинским языком; прекратить издание "Киевского Телеграфа" и тому подобное.

 

Следует указать, что в конце XIX ст. в Надднепрянщине появилось новое  поколение людей, которые гордо  называли себя "национально сознательными  украинцами". Это были преимущественно  студенты. Первое организованное появление  этих молодых украинцев, которые  окунулись в политическую деятельность, состоялось в 1891 г., когда группа харьковских  студентов (во главе с Иваном Липой) собралась на могиле Т.Шевченко и  создала тайное общество "Братство тарасовцев", присягнув распространять среди украинского народа идеи Большого Кобзаря. Организационные принципы братства были сформулированы в его  уставе:

Информация о работе Лекции по "История государства и права Украины"