Лекции по "История государства и права Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:57, курс лекций

Описание работы

1. Предмет курсу історії держави і права України. Методи вивчення історії держави і права України.
2. Періодизація курсу історії держави і права України.
3. Виникнення і розвиток Скіфської держави.
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.

Файлы: 1 файл

Ответы по истории государства и права Украины.docx

— 159.98 Кб (Скачать файл)

Галицко-волынские князья принимали  участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов, касавшиеся только Галицко-Волынского княжества. Так, в первой половине ХII в. состоялся съезд феодалов в  городе Шарце для решения вопроса  о междоусобицах из-за волостей между  сыновьями перемышльского князя  Володаря Ростиславом и Владимирком.

В Галицко-Волынском княжестве  раньше, чем в других русских землях, возникло дворцово-вотчинное управление. В системе этого управления значительную роль играл дворский, или дворецкий. Он ведал в основном всеми вопросами, касающимися двора князя, ему  поручалось командование отдельными полками, во время военных действий он охранял  жизнь князя.

Среди дворцовых чинов упоминаются  печатник, стольник, чашничий, сокольничий, ловчий, конюший и др. Печатник ведал  княжеской канцелярией, был хранителем княжеской казны, которая вместе с тем являлась и княжеским  архивом. В его руках находилась княжеская печать. Стольник ведал  столом князя, прислуживал ему во время еды, отвечал за качество стола. Чашничий заведовал бортными лесами, погребами и всем, что относилось к снабжению княжеского стола  напитками. В ведении сокольничего находилась птичья охота. Ловчий ведал  охотой на зверя. Главная функция  конюшего сводилась к обслуживанию княжеской конницы. Под управлением  этих должностных лиц действовали  многочисленные княжеские ключники. Должности дворецкого, печатника, стольника, конюшего и других постепенно превращались в дворцовые чины.

Территория Галицко-Волынского княжества  первоначально делилась на тысячи и  сотни. По мере того как тысяцкие и  сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в  состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникли должности  воевод и волостелей. Соответственно территория княжества была разделена  на воеводства и волости. В общинах  избирались старосты, которые ведали административными и мелкими  судебными делами.

В города назначались и посылались непосредственно князем посадники. Они обладали не только административной и военной властью, но выполняли  судебные функции и собирали дани и пошлины с населения.

Право. Система права Галицко-Волынского княжества мало чем отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Нормы Русской Правды, только несколько измененные, продолжали действовать и здесь.

Галицко-волынские князья издавали, конечно, и свои собственные акты. Среди них ценным источником, характеризующим  экономические связи Галицкого  княжества с чешскими, венгерскими  и другими купцами, является грамота  князя Ивана Ростиславича Берладника 1134 г. Она устанавливала ряд льгот  для иноземных купцов. Около 1287 г. было издано Рукописание князя Владимира  Васильковича, касающееся норм наследственного  права во Владимиро-Волынском княжестве. В нем говорится о передаче князем Владимиром права эксплуатации феодально зависимого населения  наследникам. Одновременно оно дает материалы для изучения управления селами и городами. Около 1289 г. была издана Уставная грамота волынского князя Мстислава Данииловича, характеризующая  повинности, ложившиеся на плечи феодально  зависимого населения Юго-Западной Руси.

В период раздробленности на Руси продолжается развитие раннефеодального государства. Относительно централизованная Древняя Русь распадается на массу  крупных, средних, мелких и мельчайших государств. По своим политическим формам даже мелкие феодальные владения пытаются копировать Киевское государство.

В этот период появляется принципиально  новая форма правления — республика. Широко известны Новгородская и Псковская  феодальные республики. Менее известна Вятка, бывшая первоначально колонией Новгорода, а затем подобно Пскову ставшая самостоятельным государством.

Все рассмотренные феодальные державы  объединяются в принципе единой правовой системой, в основе которой лежит  эпохальный правовой акт — Русская  Правда. Ни в одном княжестве не создается нового закона, способного хоть в какой-то мере заменить собой  Русскую Правду. Формируются лишь ее новые редакции. Только в феодальных республиках (и это неслучайно) создаются  новые крупные законодательные  акты.

Феодальная раздробленность на Руси, как и в других районах  страны, была неизбежным этапом развития государства. Но эта неизбежность дорого обошлась нашему народу. В XIII в. на Русь навалились монголо-татарские орды.

 

22. Правове становище феодалів і  духовенства, селянства і міського населення на українських землях в складі Речі Посполитої.

1340 году литовский князь Ольгерд  провозгласил, что вся Русь должна  принадлежать литовцам. В 1362 г.  литовцы заняли Киев и двинулись  на Подолье, нанесли сокрушительное  поражение Золотой Орде. В то  время в Литву отошла примерно половина земель Киевской Руси. Великое княжество Литовское стало крупнейшим в Европе.

Государственный строй Великого княжества  во многом был похож на строй Киевской Руси. Власть концентрировалась в  руках Великого князя династии Гедиминовичей. Местная администрация состояла из удельных князей, а с XV в. - из государственных  наместников. При Великом князе  действовала так называемая «Госпожа-Совет». Сначала это был лишь консультативный  орган, а с 1492 г. ее роль усиливается. В нее входили удельные князья, наместники, иерархи католической и  православной церквей.

Зависимость украинских земель от центра заключалась главным образом  в том, что они должны были платить  великому князю литовскому дань - так  называемую «подан-толщину» и участвовать  в военных походах.

Так, Великим князем вводится институт наместничества. Местные русские  князья постепенно теряли свою самостоятельность, а их земли передавались в управление великок-няжих наместников. Вместе с этими процессами великие князья литовские начинают вмешиваться  и во внутренние дела украинских земель. Это связано с завершением  процесса объединения украинских княжеств вокруг единого центра. В это время  почти вся полнота власти в  государстве оказалась в руках  шляхты Великого княжества Литовского.

 

23. Державний лад на українських  землях в складі Речі Посполитої.

24. Джерела права в українських  землях в складі Речі Посполитої.

25. Магдебурзьке  право в Україні.

Магдебургское право - феодальное городское  право, сложившееся в немецком городе Магдебурге, а впоследствии распространилось на многие другие города Европы, стало  символом феодального городского самоуправления.

В относительно завершенном виде Магдебургское  право сложилось в XIII в. и распространилось сначала на другие города Восточной  Германии, а впоследствии - вместе с  немецкой колонизацией - на Восточную  Пруссию, Силезию, Чехию, Венгрию, а  далее на Польшу, Литву, откуда перешло  к Беларуси и Украине.

В Украине Магдебургское право  распространилось в XIV-XV вв. Согласно этому  праву все города Украины делились на 3 категории. К первой относились города, получившие Магдебургское право  от литовских князей, польских и  венгерских королей. Преимущественно  это были города Правобережной Украины. Раньше других Магдебургское право  было предоставлено городам Закарпатской Украины, которая в то время входила  в состав Венгрии. Уже с 1329 году Магдебургским  правом пользовались Хуст, Вышково, Тячев, а впоследствии - Сянок, Львов, Каменец-Подольский, Луцк, Кременец, Житомир, Мукачево, Киев. Во вторую категорию входили города, которые получили Магдебургское  право от их владельцев. Так, князья Вишневецкие в XVI в. подарили это  право Лохвице, Лубнам, Пирятину, Прилукам. К третьей категории относились города, которым Магдебургское право  было предоставлено грамотами гетманов после присоединения Украины  к Московскому государству. В 1752 году Магдебургское право было даровано гетманом Разумовским Полтаве, 1758 - Новгород-Северску. К концу XVIII в. Магдебургское  право получили почти все города Левобережной Украины. Грамоты гетманов в основном подтверждали права городов  Украины на самоуправления, которые  они получили еще под литовским  и польским господством.

По уровню господства города Украины  делились на магистратские и ратушные. Магистратское самоуправления было более самостоятельным. Ратушу, как  орган городского самоуправления, в  конце XVIII в. имели почти все города Левобережной Украины.

Мещанство переводилось на отдельное  общественное состояние, имевшее свои органы самоуправления. Таким органом  в крупных городах был городской  совет (магистрат), что, как правило, состоял из войта, его помощников (бурмистров) и двух коллегий - совета (райцы, ратманы, советники) и лавы (лавники, заседатели), которых избирало мещанское  население.

Жители городов, которые имели  Магдебургское право, были юридически свободными. Они выполняли как  общегосударственные повинности, так  и те, что определяла городская  власть. Магдебургское право освобождало  город не только от судебной, но и  от административной власти собственника, на земле которого этот город находился. Мещане освобождались от всех повинностей  в пользу собственника. Из общегосударственных  повинностей главной была военная.

Источниками действующего Магдебургского права в Украине были сборники городского права польских юристов, сборники хмельницкого права П.Кущевича (1623), а также подручные юридические  книги, составленные юристами Гетманщины.

 

26. Люблінська унія 1569 р.

Люблинская уния 1569 г.  - соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в единое федеративное государство -  Речь Посполитую.

 

  1. Основные предпосылки подписания соглашения.  Основные предпосылки подписания польско-литовской унии были такими:

- стремление к унии значительной  части украинцев, белоруссов, литовской   шляхты,  которая: а) хотела  ограничить произвол магнатов - крупных  землевладельцев (в Польше главной  политической силой были не  магнаты, а шляхта), б) стремилась  к облегчению своей воинской  повинности (в Польше, в отличие  от Литвы, шляхта не была  обязана нести военную службу  из-за наличия наемного войска);

- обессиленное длительными войнами  с Россией, Великое княжество  Литовское постепенно потеряло  почти треть своей территории (Чернигово-Северщину в начале XVI века, в 1513 г. - Смоленск). Ситуация  осложнились, когда вспыхнула  очередная война - Ливонская (1558-1583 гг.) Военные неудачи, прежде всего  потеря Полоцка в 1563 г., поставили  Великое Княжество Литовское  на грань  катастрофы,  появилась  угроза его поглощения Москвой.

Против унии выступали украинские, литовские и белорусские  магнаты,  которые не хотели ограничения своих  прав, привилегий и земельных владений. Однако их позиция оказалась недостаточно сильной для того, чтобы не допустить  унии.

2  Подписание соглашения.  В  начале XVI в. стали интенсивно  формироваться условия для заключения  унии (союза, объединения) между  Польшей и Великим княжеством  Литовским. На протяжении XV-XVI вв. Польское королевство превратилось  в своеобразную благородную республику. Власть короля была ограничена  сеймом (польским парламентом), который  выбирал короля; Король не мог  принимать важные решения без  согласия сейма.

Рассмотрение вопроса о заключении унии началось в январе 1569 г. на совместном польско-литовском сейме в  Люблине  (отсюда и название соглашения). В  июне 1569 г. Люблинская уния была подписана. 1 июля 1569 г. ее утвердили раздельно  депутаты польского и литовского сеймов.

 

3. Основные положения соглашения.  Люблинская уния завершила процесс  объединения двух государств, начавшийся  с заключения Кревской унии. По  Люблинской унии Польское королевство  и Великое княжество Литовское  объединялись в  единое федеративное  государство -  Речь Посполитую (буквально-республика) с выборным  королем, общим сеймом и сенатом,  единой внешней политикой. Литовцы,  украинцы и польская шляхта  уравнивались в правах и приобретали  права владения имениями на  всей территории Речи Посполитой. Ликвидировались таможенные границы,  была введена единая денежная  единица.

Великое княжество Литовское, как  и Польское королевство, оставалось  самостоятельным  политическим организмом со своей высшей администрацией, собственной  казной, войском, судебно-правовой системой. Платой за государственную суверенность, которую удалось сохранить обессиленному  Великому княжеству Литовскому, стали  украинские земли, которые переходили под юрисдикцию Польской короны.

Еще до подписания унии польский сейм, используя поддержку литовской  и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных  землевладельцев в Великом княжестве  Литовском и пыталась получить такие  же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля Сигизмунда II Августа о  отторжении  от Литвы  и  присоединения  к Польше ряда украинских земель. Украинские земли  в состав Польши вошли как шесть  новых воеводств: Русское (с центром  во Львове), Белзкое, Волынское (с центром  в Луцке), Киевское, Подольское (с  центром в Каменце), Брацлавское (с центром в Брацлаве).

   4. Противоречивые последствия подписания Люблинской унии.  Люблинская уния была важным историческим событием, которое имело противоречивые последствия для судьбы Украины.

   Негативные последствия.  Это соглашение способствовало:

а) усилению польской экспансии на украинские земли, наступлению католицизма;

б) полонизации (ополячиванию) украинской знати;

в) закрепощению крестьян, было окончательно утверждено Литовским уставом 1588 г., который ввел 20-летний срок поимки крестьян-беженцев и предоставил право шляхтичам  самим устанавливать все повинности, распоряжаться крестьянской жизнью и имуществом.

Информация о работе Лекции по "История государства и права Украины"