Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:57, курс лекций
1. Предмет курсу історії держави і права України. Методи вивчення історії держави і права України.
2. Періодизація курсу історії держави і права України.
3. Виникнення і розвиток Скіфської держави.
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.
Обязательственное право. Даже в период НЭПа советское право не восприняло полностью «буржуазный» принцип свободы договора, хотя в основном административно-правовые способы регулирования хозяйственной деятельности и уступили на время место договорным отношениям.
Гос. предприятия должны были в натуре (реально) исполнять свои обязательства друг перед другом исполнение этого правила строго контролировалось органами (комиссиями) гос. арбитража.
Вещное право. ГК РСФСР 1922 г. различал три вида собственности: гос., кооперативную и частную. Земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты находились в исключительной гос. собственности.
В отдельных случаях частным предпринимателям (включая иностранных) предоставлялись определенные права в изъятие из действующих российских гражданских законов, в концессионном порядке.
Частная собственность допускалась лишь на мелкие промышленные предприятия и строения.
Частные предприниматели и
Наследственное право. Наследственная масса (имущество, кот. можно передать по наследству) ограничивалась 10 тыс. руб. (этот лимит был отменен в 1926 г. в разгар НЭПа). Также был установлен прогрессивный налог на наследство, превышающее 1 тыс. руб. Это были явные ограничения свободы наследования.
Допускалось наследование по закону и по завещанию. Наследниками могли быть супруг (супруга) наследодателя, его нисходящие родственники (дети внуки, правнуки…), а также лица (не только родственники), находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении. Все указанные наследники одновременно призывались к наследованию после умершего наследодателя.
Право завещательного распоряжения имуществом ограничивалось кругом наследников по закону. Наследодатель мог лишь увеличивать (уменьшать) причитающиеся им доли наследственной массы или вообще лишить одного или несколько таких наследников доли наследства. В 1928 г. наследодателю было запрещено лишать наследства несовершеннолетних.
Выморочное имущество
В 1928 г. были разрешены завещания в пользу советского государства, отдельных его органов.
83. Кримінальний кодекс УСРР 1922 р. Уголовный кодекс 1922 г.
Впервые появляется четкое деление
на Общую и Особенную части. В
общем понятии преступления указывались
его главные черты –
Кодекс ввел понятие «меры социальной защиты», причем наказание рассматривалась как разновидность таких мер. В качестве таковых предусматривались, в частности, смертная казнь, изгнание из пределов РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, конфискация имущества, поражение прав, общественное порицание.
Схема родов преступлений выглядела следующим образом: государственные преступления, должностные, нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные, против личности, имущественные, воинские.
84. Статус УСРР в складі СРСР за Конституцією СРСР 1924 р.
85.
Формування адміністративно-
86.
Суцільна колективізація та
87. Конституція УРСР 1937 р.
88. Включення Західної України до складу УРСР (1939 р.)
89.
Перебудова державного
90. Указ Президії Верховної Ради СРСР «Про воєнний стан» (22 червня 1941 р.)
91. Основні джерела і риси трудового права в УРСР в період Великої Вітчизняної війни (1941-1945 рр.).
92. Джерела права в УРСР в період десталінізації (середина 1950-х – початок 1960-х рр.)
93.
Початок нової кодифікації
94. Адміністративно-командна система управління та її негативний вплив на суспільно-політичне життя в УРСР в період уповільнення темпів соціально- економічного розвитку і застою (середина 1960-х – середина 1980 р.).
95. Конституція УРСР в 1978 р.
96. Перебудова державного апарату згідно з Конституцією УРСР 1978 р.
97. Зміни в державному ладі УРСР в період перебудови (1985 – 1991 рр.).
98. Зміни в статусі УРСР як союзної республіки у період перебудови (1985 – 1991 рр.).
99. Декларація
про державний суверенітет
Декларация о государственном суверенитете Украины - документ о провозглашении государственного суверенитета Украины. Принятая Верховным Советом Украинской PCP 16 июля 1990 года. Ключевые слова декларации «суверенитет», «государственный», «Украина» рассматривались в 5-10 вариантах. Даже название государства родилось после горячих дебатов и поименных голосований нескольких версий от «Украинская ССР» до «Украинской народной республики».
Декларация принималась в годы развала СССР. Межнациональное напряжение в азиатских и кавказских республиках выплеснулось в кровавые межэтнические столкновения. 11 марта 1990 года Литва уже провозгласила свою независимость от СССР, Латвия и Эстония активно готовили восстановление независимости.
Декларацией признавалось право украинской
нации на самоопределение, государство
должно было защищать и охранять национальную
государственность украинцев. Единственным
источником государственной власти
признавался народ, а Верховный
Совет УССР могла выступать только
от его имени. В документе говорилось
о принципе разделения властей на
законодательную, исполнительную и
судебную. Генеральный прокурор должен
осуществлять контроль за исполнением
законов. Территория Украины провозглашалась
неприкосновенной. Впервые после
многолетнего замалчивания Декларация
признавала неотъемлемые права и
свободы человека. Она состоит
из 10 разделов. В разделе об экономической
самостоятельности
Однако принятый документ не получил
статуса конституционного акта. Украинская
ССР оставалась в составе СССР,
поэтому международные
Декларация о государственном
суверенитете Украины стала основой
для "Акта провозглашения независимости
Украины". 24 августа 1991 года Верховный
Совет Украинской ССР фактически
во второй раз провозгласил Украину
независимым демократическим
Почти сразу после принятия Декларации Верховная Рада рассмотрела заявление В.Ивашко и удовлетворил его прошение об отставке. 18 июля 1990 года Председателем ВС УССР был избран Л.Кравчук.
День принятия Декларации был объявлен праздничным и выходным на территории Украины. При отсутствии других ритуалов в первую годовщину принятия Декларации коммунистические руководители торжественно несли цветы к памятникам Ленину, которые обязательно были в центре каждого города. 20 февраля 1992 года, вместе с принятием Постановления о провозглашении 24 августа Днем независимости Украины, 16 июля перестало быть праздничным выходным днем.
100. Акт проголошення незалежності України (1991 р.) і його історичне значення.
Историческое значение провозглашения независимости Украины. Впервые День независимости Украины было отмечен 16 июля 1991 года - в память о том, еще год назад - 16 июля 1990 года - Верховный Совет Украинской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. Одновременно того же 16 июля 1990 года Верховная Рада Украинской ССР приняла постановление «О Дне провозглашения независимости Украины».
Впоследствии, 18 июня 1991 года, были внесены соответствующие изменения в статью 73 Кодекса законов о труде Украинской ССР, в результате чего в перечне праздничных дней появилась запись: «16 июля - День независимости Украины». Год спустя, 5 июня, Верховная Рада Украины постановила: в части первой статьи 73 Кодекса законов о труде Украины слова «16 июля - День независимости Украины» заменить словами «24 августа - День независимости Украины». Поэтому с 1992 года День независимости Украины ежегодно отмечается 24 августа.
Возникновение на политической карте мира нового независимого государства - Украины - была обусловлена совокупностью факторов. Как отмечают российские историки современности, на появление Акта о независимости Украины и отказа от принципов Союза значительной мере привели проимперские действия лидеров РСФСР.
Открыто провозглашены претензии России на все главные должности в новом Союзе, переход Всесоюзной телерадиокомпании и ТАСС в собственность, а предприятий союзного подчинения - под юрисдикцию РСФСР абсолютно однозначно свидетельствовало о желании руководства Роси, ликвидировав старый центр, обеспечить себе роль лидера в новом Союзе. Такая позиция России еще больше усиливала центробежные позиции.
Провозглашение независимости
Украины стало своеобразной точкой
отсчета нового этапа истории
Украины, положило начало переходного
периода, суть которого - в переходе
на более высокий уровень
Решительный отказ от существующего до августа 1991 года образца общественного развития в условиях отсутствия научного обоснования модели построения независимого государства обусловили на первых порах потерю ориентиров, растерянность, разочарование, а вследствие этого - длительный «торжественный марш на месте» на распутье реформ. Общественные преобразования в Украине начались при крайне низком уровне политической и экономической культуры мышления. В общественном сознании доминирующими были настроения недовольства, вызванные последствиями брежневского периода и неудачами перестройки.
На время провозглашения республикой независимости в общественном сознании еще не успело сформироваться и закрепиться осознание масштаба новых задач, большинство населения четко не определила своего места в процессе государства. Но несмотря на трудности процесса государства, провозглашения независимости Украины - событие чрезвычайной исторической важности, что американским еженедельником «Тайм» была прокомментирован так: «Россия может существовать без Украины.
Украина может существовать без России. Но Советский Союз не может существовать без Украины.
Он закончился ». № 69 Сентября 2009
101. Органи державної влади України в перші роки її незалежності (1991 – 1996 рр.)
102. Розробка і прийняття нової Конституції України 1996 р., її загальна характеристика.
Информация о работе Лекции по "История государства и права Украины"