Лекции по "История государства и права Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:57, курс лекций

Описание работы

1. Предмет курсу історії держави і права України. Методи вивчення історії держави і права України.
2. Періодизація курсу історії держави і права України.
3. Виникнення і розвиток Скіфської держави.
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.

Файлы: 1 файл

Ответы по истории государства и права Украины.docx

— 159.98 Кб (Скачать файл)

Великому же Вольтеру в 1710 г. было всего  шестнадцать. Другие известные французские  философы и просветители, а также  «отцы» американской конституции еще  в то время не родились. Объективно получается, что само появление идеи разделения власти могло быть связано  именно с именем Пилипа Орлика; что  же касается политико-нормативной ее реализации, то первенство здесь безусловно принадлежит украинскому гетману.

Когда же речь идет о реализации в  нормах конституции идей, которые  базируются на теории естественного  права и его института прав человека в «естественном состоянии» (свобода, равенство, собственность), о  чем обстоятельно речь идет в самых  известных произведениях английского  философа и правоведа Дж. Локка  «Два трактата о государственном  правлении» и «Опыт о человеческом разуме» (оба — 1690 г.), то можно допустить, что такие идеи могли быть позаимствованы Пилипом Орликом и соответствующим  образом творчески усовершенствованы  в период подготовки его произведений и указанного конституционного проекта. В этом смысле на Пилипа Орлика могли  также произвести впечатление взгляды  голландцев Г. Гроция и Б. Спинозы, немцев С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Т. Лау.

Конституция Пилипа Орлика состоит  из преамбулы и 16 статей. В тексте документа авторы называют Украинское государство Украиной, Малой Русью, Войском Запорожским. Государственное  правление предложено сформировать таким способом. Законодательная  власть предоставляется Генеральной  Раде (парламенту), в которую входят генеральные старшины, гражданские  полковники от городов, генеральные  советники (делегаты от полков из людей  рассудительных и заслуженных), полковые старшины, сотники и представители  от Запорожской Сечи (ст. 6). Генеральной  Раде положено было работать сессионно, трижды в год — в январе (на Рождество Христово), апреле (на Пасху) и октябре (на Покрову). На своих собраниях  Генеральная Рада рассматривает  вопросы о безопасности государства, общем благе, других общественных делах, заслушивает отчеты гетмана, вопросы  о недоверии ему, по представлению  гетмана выбирает генеральную старшину.

Таким образом, была заложена определенная форма постоянного парламентаризма, — хотя и с эпизодическими сессионными  собраниями, в отличие от традиционных для Гетьманщины черных (общих  военных) и совещательных старшинских  радах. Такое образование преследовало цель контролировать деятельность исполнительной власти. Впервые было предусмотрено  введение в законодательный орган  выборных представителей от полков (административно-территориальных  единиц) и Запорожской Сечи. Однако нормы их представительства в  конституции не были установлены. Через  процедуры выборности генеральной  и другой старшины конституция частично унаследовала и нормировала обычную  практику общего казацкого (народного) непосредственного парламентаризма  Запорожской Сечи, введя парламентаризм представительный и обеспечив при  этом независимое положение избранников  от воли гетмана.

В период между сессионными собраниями Генеральной Рады ее полномочия исполнял гетман вместе с Радой генеральной  старшины (ст. 6). Эти институты олицетворяли высшую исполнительную власть. Однако абсолютистские возможности гетмана  и его властные полномочия были существенно  сужены (статьи 6, 7, 8). Гетман был лишен  права распоряжаться государственной  казной и землями, проводить собственную  кадровую политику, вести самостоятельную  внешнюю политику, создавать администрацию, которая была бы подчинена лично  ему, наказывать виновных. На период выполнения службы гетману для его важного  положения предоставлялись ранговые имения с четко определенными  доходами.

Как в документе, который устанавливает  универсальные правовые основы функционирования государства и общества, в конституции  впервые в истории фактически предусмотрено отделение полномочий судебной власти от других институтов государственной власти, ее независимость  в заключениях во время принятия решений, а также обязательная для  всех юрисдикция этих решений. Такой  «переворот» произвела очень  небольшая по объему статья 7 документа: «В случае, когда кто-либо из генеральных  старшин, полковников, генеральных  советников, известного общества или  других военных должностных лиц, а также из нешляхетской прослойки  народа совершил проступок, оскорбив гетманскую честь, или оказался виновным в совершении любого другого преступления, то сам  ясновельможный гетман не имеет права  наказывать такого виновника своей  властью. Такое дело — уголовное  или любое другое — должно быть передано для производства военному Генеральному суду. Каждый должен подчиниться  беспристрастному (непредубежденному) решению суда, каким бы оно не было бы неприятным». Не исключено, что  такая идея могла быть общим взглядом гетманов Ивана Мазепы и Пилипа Орлика, который постепенно формировался благодаря  определенным ситуациям. Скажем, еще  в 1692 году гетман И. Мазепа в письме к московским царям Ивану и  Петру акцентировал внимание на ограничение  функций царского правительства  в вопросах деятельности власти в  Украине, в частности, относительно юрисдикции над гетманом только Генерального суда Войска Запорожского, а не царских  судов.

Конституция П. Орлика была, следовательно, не просто философским взглядом ученого-одиночки, а огромным нормативным шагом  к введению в цивилизационное  обращение теории разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную через юридический  акт, принятый учредительным собранием  представителей украинского казачества.

Важнейшим шагом этого акта были положения, поднимающие до конституционного уровня местное самоуправление. Нормы  международного (магдебургского) права  имплементировались в Конституционный  акт страны. Стоит напомнить, что  города тогдашней Украины, в отличие  от Московии, уже несколько веков  жили по магдебургскому праву. Ущемления  этого права постепенно начались со времени присоединения Украины  к Московскому государству и  набирали стремительные обороты  с усилением абсолютистской монархии царя Петра I. Поэтому конституционное  обеспечение прав местного самоуправления для городов Украины можно  рассматривать как реакцию на монархическую политику. В статье 13 акта отмечено: «Город-столица Киев и другие украинские города со своими магистратами (один из признаков магдебургского права. — В. Ш. ) пусть нерушимо хранят свои права и привилегии, которые  им справедливо были предоставлены, об этом с уважением к этому  акту постановляет учредительное собрание, после чего подтверждение их поручается гетманской власти». Отдельно выделены вопросы, связанные с Запорожской  Сечью, что дает основания для  вывода в отношении конституирования автономии Сечи в пределах Украинского  государства.

Местная администрация должна быть представлена выборными гражданскими полковниками и полковой старшиной. Выборы полковника необходимо было согласовывать  с гетманом, который должен утверждать новоизбранного полковника, но не мог  влиять на ход самих выборов, —  их проводил состав полка (ст. 8). Введение должностей гражданских полковников, применение в тексте акта термина  «уезд» в замен термина «полк» в совокупности с другими положениями  можно рассматривать как намерение  авторов конституции создать  рядом с военно- мобилизационным  строем Войска Запорожского — гражданский  территориальный строй Государства  Украина и отделить военные должности  от гражданских (ст. 10). Положение о  том, что полковых подскарбиев (полковых старшин) должны выбирать два социальных сословия населения — казаки и  «простой люд» (крестьяне и мещане), было значительным шагом к введению общего избирательного права (пока что  исключительно для мужчин).

Поражает то, что на этапе позднего феодализма и раннего капитализма  в Конституции Пилипа Орлика уже  определялись социальные подходы к  жизненным проблемам определенных прослоек украинского населения (статьи 9—12, 14-16), в частности, запрещение излишней эксплуатации крестьян и другого  трудового населения. Выписаны они, кстати, необычным способом, если учитывать  современную методику написания (подготовки) нормативно-правовых документов, которые  касаются человеческих прав. В положениях конституции нет декларирования прав человека, а на соответствующие  должностные лица возложены определенные обязательства по реализации прав соответствующих  групп населения. Полковому старшине было прописано добросовестно заботится  о казне, следить за мельницами и  доходами и использовать их на общественные потребности, а не по собственной  выгоде. Сам же гетман не должен был  иметь права посягать ни на военное  имущество, ни на поступления в военную  казну, обращая их в свою пользу. Он должен был довольствоваться собственными доходами, предусмотренными для гетманского  лица и булавы (ст. 9). На гетмана возлагалось  обязательство неусыпно следить  и особо стараться, чтобы простые  казаки и крестьяне излишне не ущемлялись, не совершать опустошительных поборов и вымогательств; военным и гражданским должностным лицам запрещалось привлекать к панщине и другим частным работам казаков и простых людей, если они не являются их слугами. Не разрешалось также привлекать без оплаты ремесленников к выполнению панам-чиновникам домашних работ, а казаков освобождать от службы для частных панских поручений (ст. 10).

Определенные привилегии были предоставлены  тем социальным прослойкам, которые  в этом нуждались, — преимущественно  из «простого люда». От каких-либо повинностей  и общественных работ освобождались  семьи, из состава которых в военные  походы отправлены казаки, или в  этих семьях есть осиротелые дети вследствие гибели казака в походе (ст. 11). Отмечено много положений относительно освобождения трудового населения от налогов, выполнения повинностей за пользование  угодьями или имениями Войска (государственное  имущество) и других различных повинностей (почта, сопровождение, заступничество), аренды или ограничения объема налогов  и повинностей (статьи 12, 14—16).

Необходимо отметить, что положение  статей 9, 10, 12, 14—16 документа можно  также рассматривать как антикоррупционные, направленные на установление справедливого  и ответственного правления в  стране.

Уделено внимание культурно- образовательным  вопросом, в частности, украинская церковь  должна высвободиться из подчинения Московскому патриарху и быть непосредственно под рукой Константинопольского патриарха (ст. 1).

Урегулирован вопрос относительно военного дела. Положение статьи 8 указывают  на то, что ясновельможный гетман имеет  статус главнокомандующего войск государства, а Генеральная старшина является, по современной терминологии, Генеральным  штабом; гетман обязан решать все военные  дела именно с нею, а не со своей  дворовой прислугой.

Среди приоритетов внешней политики Украины названа необходимость  протекции со стороны Швеции как  гаранта независимости и территориальной  целостности страны и побратимские отношения с Крымским государством (ст. 2).

Сквозной в конституции является идея государственной независимости  малороссийского народа — с демократической  формой правления и ограждением  от посягательств со стороны Московского  государства на собственно русские  земли. Легитимацию идеи независимой  Украины Пилип Орлик заложил  еще в произведении «Hippоmenes sarmacki…» (1698 г.) и впоследствии вместе с гетманом Иваном Мазепой пытался воспользоваться  возможностью реализовать ее на практике.

Досадным фактом истории является то, что Конституции Пилипа Орлика не повезло: все хорошо знают Конституцию  США 1787 года и Франции 1791 года, и даже помнят Конституцию Польши 1791 года, поскольку эти документы были приняты представительной властью  существующих государств и поддерживались авторитетом государственной власти. Даже разделы Польши в 1793 и 1795 годах, которые похоронили на 120 лет государственность  польского народа, не сняли в жизни  Европы «польский вопрос», как и  упоминание о польской — первой в Европе — Конституции 1791 года. Конституция же Пилипа Орлика была принята представителями только части украинского казачества, правительством в изгнании, с которым никто  из «сильных мира сего» не имел намерений  серьезно контактировать. Европа в  то время была напугана экспансией мощной Швеции более, чем усилением  петровской Московии, которая тогда  играла для Европы позитивную роль, поскольку создавала угрозу Османский  империи. Кроме того, в Европе набирали обороты монархо-имперские тенденции. Установившиеся монархические дворы  разрывали и поглощали малые  и слабые страны (Венгрию, Ливонию, Италию, Польшу), поэтому они совсем не были заинтересованы в появлении новых  государств, к тому же — с республиканско-демократической  формой устройства и правления.

И все же, такая прихоть фортуны  отнюдь не преуменьшает историческое значение Конституции Пилипа Орлика: этот памятник и до сих пор очень  интересен и важен с точки  зрения конституционных устремлений  современной Украины.

 

35. Суспільний  устрій України в складі Росії у XVІІІ ст.

Общественный и государственный  строй Украины во второй половине XVII–XVIII вв. Процессуальное право при  Петре I

В 1654 г. к России была присоединена Левобережная Украина, а также Киев. Сохранялись украинская система  управления во главе с гетманом, избираемым войсковой (генеральной) радой, украинское право. При гетмане существовала генеральная старшина (украинское правительство). Территория Украины делилась на военно-административные единицы – полки во главе с выборными полковниками.

Основным источником украинского  права были Литовский статут и  Магдебургское городское право (в  том числе «Саксонское зерцало»).

Вопросы внешней политики Украины  были подведомственны Посольскому  приказу, а вооруженных сил –  Разрядному приказу. С 1663 г. делами Украины  стал заведовать Малороссийский приказ. Позже руководство управлением  Украиной перешло к коллегии иностранных  дел, а с 1750 г. – к Сенату.

Должность украинского гетмана  была упразднена Екатериной II. Она же восстановила Малороссийскую (Украинскую) коллегию. Ликвидировала украинскую систему самоуправления, учредила должность  малороссийского генерал-губернатора.

При Екатерине II, в результате разделов Польши в состав России вошли Западная (Правобережная) Украина, кроме Галиции, которая принадлежала Австрии (Австро-Венгрии). Присоединенное к России Северное Причерноморье (в том числе Крым) стали называть Малороссией.

Процессуальное право при Петре I. В России впервые появились  собственно суды, т. е. государственные  органы, занимающиеся исключительно  отправлением правосудия и не обремененные административными функциями. Это  надворные (губернские) суды и городовые  судьи в городах. Правда, эти суды были упразднены вскоре после смерти Петра I. Но суды не были отделены от администрации. Судебные полномочия по определенным отраслям принадлежали соответствующим  коллегиям. Судебными вопросами  также занимались Сенат и даже лично царь.

В 1697 г. Петр I отменил суд. На практике был сохранен судебный порядок рассмотрения некоторых гражданских дел. Несмотря на обязательность розыска, сохранились  элементы состязательности.

Судебный процесс регулировало Краткое изображение процессов  или судебных тяжб (часть Воинского  устава 1716 г., подготовленного в 1715 г.) для военных судов, где судьями  были воинские начальники (генералы и  офицеры).

Информация о работе Лекции по "История государства и права Украины"