Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:57, курс лекций
1. Предмет курсу історії держави і права України. Методи вивчення історії держави і права України.
2. Періодизація курсу історії держави і права України.
3. Виникнення і розвиток Скіфської держави.
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.
Великому же Вольтеру в 1710 г. было всего
шестнадцать. Другие известные французские
философы и просветители, а также
«отцы» американской конституции еще
в то время не родились. Объективно
получается, что само появление идеи
разделения власти могло быть связано
именно с именем Пилипа Орлика; что
же касается политико-нормативной ее
реализации, то первенство здесь безусловно
принадлежит украинскому
Когда же речь идет о реализации в
нормах конституции идей, которые
базируются на теории естественного
права и его института прав
человека в «естественном состоянии»
(свобода, равенство, собственность), о
чем обстоятельно речь идет в самых
известных произведениях
Конституция Пилипа Орлика состоит из преамбулы и 16 статей. В тексте документа авторы называют Украинское государство Украиной, Малой Русью, Войском Запорожским. Государственное правление предложено сформировать таким способом. Законодательная власть предоставляется Генеральной Раде (парламенту), в которую входят генеральные старшины, гражданские полковники от городов, генеральные советники (делегаты от полков из людей рассудительных и заслуженных), полковые старшины, сотники и представители от Запорожской Сечи (ст. 6). Генеральной Раде положено было работать сессионно, трижды в год — в январе (на Рождество Христово), апреле (на Пасху) и октябре (на Покрову). На своих собраниях Генеральная Рада рассматривает вопросы о безопасности государства, общем благе, других общественных делах, заслушивает отчеты гетмана, вопросы о недоверии ему, по представлению гетмана выбирает генеральную старшину.
Таким образом, была заложена определенная
форма постоянного
В период между сессионными собраниями
Генеральной Рады ее полномочия исполнял
гетман вместе с Радой генеральной
старшины (ст. 6). Эти институты олицетворяли
высшую исполнительную власть. Однако
абсолютистские возможности гетмана
и его властные полномочия были существенно
сужены (статьи 6, 7, 8). Гетман был лишен
права распоряжаться
Как в документе, который устанавливает
универсальные правовые основы функционирования
государства и общества, в конституции
впервые в истории фактически
предусмотрено отделение
Конституция П. Орлика была, следовательно, не просто философским взглядом ученого-одиночки, а огромным нормативным шагом к введению в цивилизационное обращение теории разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную через юридический акт, принятый учредительным собранием представителей украинского казачества.
Важнейшим шагом этого акта были положения, поднимающие до конституционного уровня местное самоуправление. Нормы международного (магдебургского) права имплементировались в Конституционный акт страны. Стоит напомнить, что города тогдашней Украины, в отличие от Московии, уже несколько веков жили по магдебургскому праву. Ущемления этого права постепенно начались со времени присоединения Украины к Московскому государству и набирали стремительные обороты с усилением абсолютистской монархии царя Петра I. Поэтому конституционное обеспечение прав местного самоуправления для городов Украины можно рассматривать как реакцию на монархическую политику. В статье 13 акта отмечено: «Город-столица Киев и другие украинские города со своими магистратами (один из признаков магдебургского права. — В. Ш. ) пусть нерушимо хранят свои права и привилегии, которые им справедливо были предоставлены, об этом с уважением к этому акту постановляет учредительное собрание, после чего подтверждение их поручается гетманской власти». Отдельно выделены вопросы, связанные с Запорожской Сечью, что дает основания для вывода в отношении конституирования автономии Сечи в пределах Украинского государства.
Местная администрация должна быть
представлена выборными гражданскими
полковниками и полковой старшиной.
Выборы полковника необходимо было согласовывать
с гетманом, который должен утверждать
новоизбранного полковника, но не мог
влиять на ход самих выборов, —
их проводил состав полка (ст. 8). Введение
должностей гражданских полковников,
применение в тексте акта термина
«уезд» в замен термина «полк»
в совокупности с другими положениями
можно рассматривать как
Поражает то, что на этапе позднего
феодализма и раннего капитализма
в Конституции Пилипа Орлика уже
определялись социальные подходы к
жизненным проблемам
Определенные привилегии были предоставлены тем социальным прослойкам, которые в этом нуждались, — преимущественно из «простого люда». От каких-либо повинностей и общественных работ освобождались семьи, из состава которых в военные походы отправлены казаки, или в этих семьях есть осиротелые дети вследствие гибели казака в походе (ст. 11). Отмечено много положений относительно освобождения трудового населения от налогов, выполнения повинностей за пользование угодьями или имениями Войска (государственное имущество) и других различных повинностей (почта, сопровождение, заступничество), аренды или ограничения объема налогов и повинностей (статьи 12, 14—16).
Необходимо отметить, что положение
статей 9, 10, 12, 14—16 документа можно
также рассматривать как
Уделено внимание культурно- образовательным
вопросом, в частности, украинская церковь
должна высвободиться из подчинения
Московскому патриарху и быть
непосредственно под рукой
Урегулирован вопрос относительно военного дела. Положение статьи 8 указывают на то, что ясновельможный гетман имеет статус главнокомандующего войск государства, а Генеральная старшина является, по современной терминологии, Генеральным штабом; гетман обязан решать все военные дела именно с нею, а не со своей дворовой прислугой.
Среди приоритетов внешней политики
Украины названа необходимость
протекции со стороны Швеции как
гаранта независимости и
Сквозной в конституции
Досадным фактом истории является
то, что Конституции Пилипа Орлика
не повезло: все хорошо знают Конституцию
США 1787 года и Франции 1791 года, и даже
помнят Конституцию Польши 1791 года,
поскольку эти документы были
приняты представительной властью
существующих государств и поддерживались
авторитетом государственной
И все же, такая прихоть фортуны отнюдь не преуменьшает историческое значение Конституции Пилипа Орлика: этот памятник и до сих пор очень интересен и важен с точки зрения конституционных устремлений современной Украины.
35. Суспільний устрій України в складі Росії у XVІІІ ст.
Общественный и
В 1654 г. к России была присоединена Левобережная Украина, а также Киев. Сохранялись украинская система управления во главе с гетманом, избираемым войсковой (генеральной) радой, украинское право. При гетмане существовала генеральная старшина (украинское правительство). Территория Украины делилась на военно-административные единицы – полки во главе с выборными полковниками.
Основным источником украинского
права были Литовский статут и
Магдебургское городское право (в
том числе «Саксонское зерцало»
Вопросы внешней политики Украины были подведомственны Посольскому приказу, а вооруженных сил – Разрядному приказу. С 1663 г. делами Украины стал заведовать Малороссийский приказ. Позже руководство управлением Украиной перешло к коллегии иностранных дел, а с 1750 г. – к Сенату.
Должность украинского гетмана
была упразднена Екатериной II. Она же
восстановила Малороссийскую (Украинскую)
коллегию. Ликвидировала украинскую
систему самоуправления, учредила должность
малороссийского генерал-
При Екатерине II, в результате разделов Польши в состав России вошли Западная (Правобережная) Украина, кроме Галиции, которая принадлежала Австрии (Австро-Венгрии). Присоединенное к России Северное Причерноморье (в том числе Крым) стали называть Малороссией.
Процессуальное право при Петре I. В России впервые появились собственно суды, т. е. государственные органы, занимающиеся исключительно отправлением правосудия и не обремененные административными функциями. Это надворные (губернские) суды и городовые судьи в городах. Правда, эти суды были упразднены вскоре после смерти Петра I. Но суды не были отделены от администрации. Судебные полномочия по определенным отраслям принадлежали соответствующим коллегиям. Судебными вопросами также занимались Сенат и даже лично царь.
В 1697 г. Петр I отменил суд. На практике был сохранен судебный порядок рассмотрения некоторых гражданских дел. Несмотря на обязательность розыска, сохранились элементы состязательности.
Судебный процесс регулировало Краткое изображение процессов или судебных тяжб (часть Воинского устава 1716 г., подготовленного в 1715 г.) для военных судов, где судьями были воинские начальники (генералы и офицеры).
Информация о работе Лекции по "История государства и права Украины"