Лекции по "История государства и права Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:57, курс лекций

Описание работы

1. Предмет курсу історії держави і права України. Методи вивчення історії держави і права України.
2. Періодизація курсу історії держави і права України.
3. Виникнення і розвиток Скіфської держави.
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.

Файлы: 1 файл

Ответы по истории государства и права Украины.docx

— 159.98 Кб (Скачать файл)

   К  позитивным последствиям  унии можно отнести:

а) сближение украинских земель с  западноевропейской культурой: через  Польшу в Украину попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации; распространялась западноевропейская система образования: украинцы учились в европейских  университетах, приобщались там  к западноевропейским научным и  художественным идеям, обогащали ими  родную культуру;

б) мощный подъем культурно-просветительского  движения, способствовал зарождению и развитию украинского национального  самосознания; при отсутствии государства  культура оставалась единственной сферой, в которой украинцы могли защитить свою самобытность.

 

27. Виникнення  українського козацтва. Запорізьке  козацтво. Реєстрове козацтво.

Казачество 

   Казачество  - с конца XV в. собирательное название казаков в Украине и в приграничных странах.  Украинское казачество  - выдающееся явление в европейской истории. Слово «казак» тюркского происхождения, в переводе оно означает «свободный человек». Уникальность украинского казачества заключается в том, что оно стало отдельным общественным состоянием с определенными правами и имело свою территорию, независимую от государственной администрации.

   1.   Основные факторы, которые создавали условия для появления и формирования казачества.  Основными факторами, которые создавали условия для появления и формирования казачества, были:

а) существование большого массива  свободной земли с благоприятными для жизнедеятельности условиями  в пограничных между хлеборобской и кочевой цивилизациях;

б) опыт освоения южных территорий уходникамы, бродниками и другими;

в) появление значительного количества людей, которые вследствие ухудшения  условий жизни, роста повинностей  и налогов, стремились переселиться на новые земли в поисках лучшей доли.

   2.    Основные причины возникновения казачества.  Основными причинами возникновения казачества были:

а) рост крупного феодального землевладения, который начался с XV в. и подтолкнул процесс хозяйственного освоения и  колонизации новых земель;

б) усиление феодальной эксплуатации со стороны польских и литовских  феодалов, шляхты, прогрессирующее  закрепощение крестьян;

в) политика полонизации украинского  народа, наступление католической церкви на права православной, усиление религиозного гнета украинцев;

г) рост внешней угрозы, насущная необходимость  защиты от турок и крымских татар.

 Первые упоминания  о казачество  датируются XIII в. Еще во времена  Руси ( Киевской Руси ) летописи упоминали  о существовании на границе  русских земель и кочевой Степи   бродников и берладников  - свободных  людей, которые не подчинялись  княжеской власти и жили, в  частности, за счет добычи от  набегов на половцев и византийские  владения. Однако в дальнейшем  это традиционное для местного  населения занятие было прервано  татаро-монгольским нашествием. Как  новая социальная прослойка общественной  иерархии казачество формировалось  в одно время со шляхтой  в течение XV-XVI вв. Фактически почти  до конца XVI в. термин «казачество»  фиксировал не социальный статус, а образ жизни, род занятий.

   3.    Возникновение реестрового казачества .  В 1572 г. польский король Сигизмунд II Август издал универсал о создании наемного казацкого формирования. 300 казаков было принято на государственную службу, записано в реестр (список) и получило правовой статус регулярного войска. И хотя это действие имело целью раскол казачества, попытки использовать часть его сил в интересах Польского государства (например защита ее границ), все же оно основало два важных общественных процесса:

а) образование реестровых вооруженных  формирований;

б) легитимизацию казацкого состояния - юридическое признание прав и  обязанностей казачества как социального  слоя.

   4.    Неоднородность казачества.  В начале XVII в. казачество как социальный слой населения не было однородным:

а)  реестровое  (городов) казачество - состоятельные, привилегированные  казаки, находившиеся на государственной  службе в Речи Посполитой;

б)  запорожское  (низовое) казачество - казаки, проживавшие в низовьях Днепра в рамках военно-политической организации Запорожской Сечи;

в)  нереестровое  казачество, возникшее  вследствие самовольного «показачения»  и, не имея официально определенного  статуса, вело казацкий образ жизни  в приграничных районах;

г)  паланковое  казачество; паланковые казаки - семейные казаки, которые проживали  на хуторах и зимовниках, принадлежали к определенной паланке

Независимо от того, к какому слою принадлежали казаки, они всегда боролись за свои исконные права и привилегии -  вольности:  свободно выбирать старшину, иметь собственный суд, не платить налогов, проживать на всех государственных и частных  землях, охотиться и рыбачить в  низовьях Днепра, варить пиво и производить  водку, не платя за это государственные  налоги, свободно делить наследство умерших  казаков, ходить в морские и сухопутные походы против турок и татар, наниматься на службу к иностранным монархам.

 

28. Відродження української держави  за часів визвольної війни  1648 – 1654 рр.

29. Формування  української національної держави  у 1648 – 1654 рр.

Следует отметить, что война украинского  народа по своей сути и движущими  си-ламы была антикріпосницькою, антифеодальной, а по политической направленности - народно-освободительной.

7 августа 1649 г. в Зборове состоялись  украинско-польские переговоры, где  казацкая старшина выдвинула  18 требований. 8 августа 1649 г. была  обнародована «Декларация его  королевской милости войску Запорожскому»,  которая получила название Зборовское  соглашение.

Этим нормативным актом устанавливалось, что:

1. границы украинской казацкой  территории по линии Днестр-Ямполь-Брацлав-Винница-Погребище-Паволоч-Коростышев-Горностайполь-Димер-ДнепрОстер-Чернигов-Нежин-Ромны;

2. реестр войска запорожского 40 тыс. че-ловек с подтверждением  всех предыдущих вольностей;

3. на казацкой территории не  было присут-ности коронного войска;

4. все должности в Украине  должны были обій-мать лица  православной веры;

5. киевский митрополит получил  место в сенате;

6. иезуиты не имели права проживать  в украинских городах;

7. вопрос о Берестейской унии  выносы-лося для обсуждения на заседание польского сейма.

Признаками Украинской казацко-гетманское государство были: наличие собственной  территории, независимая публичная  власть, наличие финансово-налоговой  системы, права и судопроизводства.

Гетман Украины был правителем Украины, главой генерального правительства. Он имел широкие державновладні полномочия - законодательные, исполнительные, судебные, созвал совет. Высшая судебная инстанция - Военная (козацька) рада. Правительство  состояло из генеральной старшины, которая возглавляла отдельные  отрасли управления. Например, за военные  дела и материальное обеспечение  отвечали генеральный обозный, есаул, хорунжий.

В административном отношении Украина  времен Богдана Хмельницкого делилась на полки. Такк по Зборовской соглашением 1649 г. устанавливалось 9 полков на правом берегу и 7 на левому 272 сотни. 1650 года-уже 20 полків.За Зборовской соглашением  казацкий реестр устанавливался в 40 тыс.. а в целом за период 1648-1654 гг. украинская армия достигала 300 тыс.

 

30. Правовий статус України за  Переяславською угодою 1654 р.

31. Джерела права в Україні (друга  половина XVII ст.).

32. Соціально-економічні і політичні  наслідки скасування автономії України у складі Російської імперії.

33. Суспільно-політичний  лад  і   право  в  західноукраїнських  землях  (друга половина XVІІ – друга половина XVІІІ ст.).

34. Конституція  Пилипа Орлика (1710 р.)

Существует мнение, что «золотая»  эпоха Мазепы (украинский культурный ренессанс) была отмечена попытками  синтезировать достижения восточной  и западной культур, поскольку именно Украине-Руси суждено стать мостиком между ними. Одним из проявлений такого синтеза в политико-правовой сфере стала Конституция 1710 года — как форма этнополитического  документа, который выпало воплотить  Пилипу Орлику — ученику и продолжателю дел прославленного гетмана Ивана  Мазепы.

Этот памятник политико-философской  и правовой мысли был одобрен 5(16) апреля 1710 года на собрании казачества у местечка Тягина на правом берегу реки Днестр (турецкое название — Бендеры; ныне это территория Молдовы). Поэтому  ее иногда называют Бендеровской конституцией. Полное же название акта — «Договор и Установление прав и вольностей Войска Запорожского и всего свободного народа Малороссийского между Ясновельможным гетманом Пилипом Орликом и между  Генеральной старшиной, полковниками, а также названным Войском  Запорожским, которые по давнему  обычаю и по военным правилам одобрены обеими сторонами свободным голосованием, и скреплены ясным гетманом торжественной  присягой». Однако чаще употребляется  сокращенное название — Конституция  Пилипа Орлика. Среди юридического сообщества этот документ известен в  древнеукраинском и латинском языковых вариантах (сокращенное название акта на латинском языке — Pacta et Constitutiones legum libertatumque exercitus zaporoviensis).

Конституция Пилипа Орлика вызывает гордость за украинство — и в  то же время горечь по поводу огромной интеллектуальной потери. Почти трехсотлетнее  забвение, к которому приложили усилия представители «культурной прослойки» сначала российской, а потом большевистской империи сделали свое черное дело. Отдельные слабые усилия с целью  реанимации этого документа в  период эпизодического восстановления украинской государственности в 1917—1920 годах или «оттепели» периода  «национального коммунизма» во второй половине 20-х годов ХХ века или  в исследованиях украинцев диаспоры не дали нужного результата. После  возрождения государственной независимости  украинского народа в 1991 г. Конституция  Пилипа Орлика приобрела статус памятника  украинской философской и правовой мысли, но ее величие все еще остается недостаточно известным и мало оцененным  основной массой, даже теми, кто представляет себя как «украинскую элиту». Хотя о Конституции Пилипа Орлика уже  давно надо говорить не только как  о памятнике украинской политико- правовой мысли, но и как о памятнике  мировой политико-правовой и философской  мысли, которую подарила цивилизованному  миру украинская культурная элита.

Анализ документа доказывает, что  основания для такого утверждения  есть хотя бы потому, что в нормах этого правового акта уже содержались  элементы теории естественного права, а главное — положения теории разделения власти в организации  государственного управления по трем направлениям, которые функционируют  самостоятельно, — законодательное, исполнительное, судебное.

Прежде, чем обосновать сказанное, стоит даже кратко сказать о личности Пилипа Орлика и о состоянии философской  и правовой мысли той далекой  поры. Родился Орлик 21(31) октября 1672 года в с. Косут ныне Ошмянского района Гродненской области государства  Республика Беларусь, а умер 24 апреля (4 мая) 1742 в г. Яссы (сейчас — Румыния). Был он потомком литовско-белорусского рода (герб Новость). Образование получил  в Киево-Могилянской коллегии. С 1692 года служил кафедральным писарем  в канцелярии киевского митрополита, а с 1700 года — в Генеральной  военной канцелярии канцеляристом, регентом (управляющим делами). С 1706 г. Пилип Орлик — генеральный  писарь в правительстве гетмана  Ивана Мазепы. Принимал участие в  его тайной дипломатической деятельности. Гетманом Украины Орлика избрали 5 апреля 1710 года. Известно, что он владел многими  языками; основные литературные и философские  произведения писал на латыни.

Может возникнуть вопрос: являются ли те идеи, которые воплощены в нормах текста Конституции, идеями собственно Пилипа Орлика? Или может, они были позаимствованы у других философов  и законодателей Западной Европы? Имею в виду такие два направления: теория естественного права и  ее составная теория «естественных» (божьих) человеческих прав; а также  теория «разделения власти» как  принципа конструирования институтов государственного управления.

Что касается разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную, то пальма первенства здесь  давно отдана великому французскому мыслителю и юристу Монтескъе, который  в своих философско-эпистолярных трудах остро критиковал порядки  абсолютистской Франции. Если же посмотреть на исторические истоки теории Монтескъе, то они берут начало во взглядах левеллеров (англ. leveler — уравнители). Дж. Локк (1632—1704) развернул их: законодательная  власть(парламент), исполнительная (король), федеральная (король). Власть короля была распространена на решение вопросов войны, мира, внешней политики. В такой конструкции король имел бы две из трех властных функций, а о судебной власти упоминания нет вообще.

Цивилизованный мир воспринял  в качестве идеальной ту конфигурацию устройства государственной власти, которую приписывают Монтескъе, с делением на функционально автономные институты: парламент — правительство  — суд. Но были ли взгляды Монтескъе  вполне оригинальными? И здесь мы опять возвращаемся к Конституции, принятой в 1710 г. представительным собранием  украинского казачества. Отдать преимущество Монтескъе нельзя уже по той простой  причине, что он родился в 1689 г., т.е. в 1710 г. ему был двадцать один год  и он только начал работать адвокатом  после получения университетского юридического образования. Философские  труды с изложением идеи разделения власти он начал печатать только впоследствии («Персидские письма» — 1721, «Размышления о причинах величия и падениях римлян» — 1734, «О духе закона…» — 1748). Следовательно, идеи Монтескъе отнюдь не могли обусловить взгляды Пилипа Орлика на организацию законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной  власти. Можно допустить, что, наоборот, у Монтескъе была возможность  ознакомиться с трудами и документами  Пилиппа Орлика, написанными на латыни.

Информация о работе Лекции по "История государства и права Украины"