Лекции по "История государства и права Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:57, курс лекций

Описание работы

1. Предмет курсу історії держави і права України. Методи вивчення історії держави і права України.
2. Періодизація курсу історії держави і права України.
3. Виникнення і розвиток Скіфської держави.
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.

Файлы: 1 файл

Ответы по истории государства и права Украины.docx

— 159.98 Кб (Скачать файл)

Подведомственность окружных судов  определялась по месту совершения преступления.

 

51. Прокуратура за судовою реформою 1864 р.

Серьезным изменениям статус прокуратуры  подвергся в период судебной реформы 1864 года. После судебной реформы  прокуратура освободилась от функции  общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать  в суде «как взыскатель наказания  и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей  становился надзор за дознанием и  следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура  создавалась при судах. Принято  считать, что её функции в тот  период были сведены лишь к деятельности, связанной с уголовным преследованием. Действительно, судебными уставами 1864 года должность прокуроров предусматривалась  только при судебных учреждениях. Хотя авторы судебных уставов 1864 года ограничили диапазон прокурорского надзора  делами "судебного ведомства", контролем за следствием и дознанием, на практике власти вынуждены были найти эквивалент "общенадзорной" функции, сделав прокуроров полноправными  членами губернських административных комитетов – властных  контрольно-надзорных  органов. Более того, уже после  введения судебных уставов в действие прокуроры продолжали осуществлять "общенадзорные" функции за рамками  судопроизводства по целому ряду направлений  административно-управленческой деятельности.

Должности прокурора судебной палаты и его товарищей учреждались  в соответствии с судебными уставами. Организация прокуратуры строилась  на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся  под высшим руководством министра юстиции  как генерал-прокурор. Обер-прокуроры  Сената и прокуроры судебных палат  непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали  под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора  и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в  гораздо большей зависимости  от правительства и в силу их прямого  подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся  принцип несменяемости. Прокуратура  ни в первые годы своего существования, ни в последствии не была подвержена коррупции.

Первое поколение работников прокуратуры  немногим уступало своим коллегам- противникам – адвокатам и  в соблюдении норм судебной этики, и  в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого, во что бы то ни стало.

 

52. Суд присяжних за  судовою реформою 1864 р.

 

Суд с участием присяжных заседателей - суд присяжных - значительно болем прогрессивное явление для того времени, чем суд с участием сословных представителей. К середине XIX века, когда велась подготовка российской реформы 1864 года, суд присяжных пережил период своего наибольшего расцвета

и признания. Он считался лучшей формой суда, поскольку обеспечивал привлечение к отправлению правосудия представителей народа. Суд присяжних рассматривался как эффективное средство, позволяющее отказаться от обвинительного уклона в системе уголовной юстиции, как некий катализатор, стимулирующий состязательность судопроизводства, право обвиняемого, подсудимого на защиту, как способ обеспечения презумпции невиновности. Суд присяжных – это не просто более широкое вовлечение представителей общества в отправление правосудия по наиболее серьезным уголовным делам, вместо объединенных в одну коллегию с судьей двух народных – двенадцать независимых присяжных заседателей. Это новая форма судопроизводства, радикально менявшая сущность и содержание всего уголовного процесса. Судья становился беспристрастным арбитром, он больше не был обязан в ходе судебного разбирательства восполнять пробелы и исправлять ошибки следствия.

В суде присяжных не связанных профессиональными  навыками и привычками, знаниями материалов дела, оценивающих фактическое обстоятельства дела и выносящие на их основе вердикт – виновен или не виновен подсудимый, иной смысл приобретает принцип состязательности, уравниваются возможности

сторон, обвинения и защиты, в  процессе, подлежат исключению из судебного разбирательства доказательства, добытые в ходе следствия с нарушением закона, через всю процедуру красной нитью проходил принцип презумпции невиновности.

Было известно, что суд присяжных  успешно функционирует в стабильном обществе, требует высокого профессионализма от работающих в его условиях юристов. Вердикты присяжных могут зависеть от случайных факторов. Присяжные заседатели вправе признать человека невинным при доказанности события преступления и причастности к его совершению подсудимого. Ощущая на себе в повседневной жизни экономические трудности, социальную несправедливость, политическую нестабильность, не будучи связанным профессиональными знаниями, чувством служебного долга, присяжные были вправе выразить в вердикте свое отношение к существующей действительности: оправдывая подсудимого, тем самым они могли обвинять общественный и государственный порядок, власть.

Таким образом, суд присяжных –  это был институт, меняющий уголовный процесс, исключавший возможность приобщения доказательств, добытых с нарушением закона, гарантировалась нейтральная позиция судьи, равноправные условия состязания сторон. Суд присяжных обозначил серьезные и глубокие перемены в российском праве.

Введение суда присяжных в Российской империи было встречено неоднозначно. Одни восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой довольно остро. Среди последних были не только консерваторы и реакционеры, но и такие признанные всеми выдающиеся мыслители, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Недостатки суда присяжних проявили себя несколько позже. При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей- профессионалов и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные, которые отвечали установленным законом требованиям, возраст, состояние здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т.д. Специально образовавшиеся комиссии заблаговременно составляли списки всех, кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных. Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили их к присяге – отсюда их наименование. Дав присягу, они начинали участвовать в разбирательстве дела.

Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли высказать свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает он снисхождения при определении меры наказания. Другими словами, судьи-профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения раздельно. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в окружных судах. В соответствии со ст.201 Устава уголовного судопроизводства к числу таких дел относились дела "о преступлениях или проступках, за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния".

 

53. Військові  реформи 1860 – 1870 рр. в Російській імперії.

54. Земська   реформа  (1864  р.)  і  її  впровадження  в  українських  губерніях Російської імперії.

55. Міська  реформа  (1870  р.)  та  її  впровадження  в  українських  губерніях Російської імперії.

56. Звід  законів Російської імперії і його дія на території українських губерній.

57. Основні  риси кримінального права в  Україні (друга половина ХІХ ст.).

58. Основні  риси цивільного права в Україні  (друга половина ХІХ ст.).

59. Основні  риси фабрично-трудового права  в Україні (друга половина ХІХ ст.).

60. Основи  сімейного права в Україні  (друга половина ХІХ ст.).

61. Зміни  в суспільному ладі України  в період революції 1905 – 1907 рр. в Росії. Утворення політичних партій.

62. Зміни  в державному ладі в період революції 1905 – 1907 рр.

63. Третьочервневий  державний переворот (1907 р.) в Росії та його наслідки для України.

64. Маніфест  про удосконалення державного  порядку (17 жовтня 1905 р.)

65. Діяльність  депутатів  українських  губерній  у  Державній  думі  Російської імперії.

66. Джерела  права в Галичині, Північній Буковині та Закарпатті (друга половина ХІХ ст.).

67. Утворення  Української Центральної Ради. І і ІІ Універсали УЦР.

68. ІІІ Універсал  Української Центральної Ради.

69. ІV Універсал  Української Центральної Ради.

70. Законодавство  періоду гетьманської держави  П.Скоропадського.

71. Закони  про тимчасовий державний устрій України від 29 квітня 1918 р. П.Скоропадського.

72. Українська  Народна Республіка за часів Директорії.

73. Західноукраїнська  Народна Республіка.

74. Законодавство  в Українській Народній Республіці.

75. Конституція  УНР 1918 р.

76. Акт злуки  УНР із ЗУНР і його значення (1919 р.)

77. Утворення  Української Радянської Республіки.

78. Конституція  УСРР 1919 р.

79. Система  вищих органів державної влади за Конституцією УСРР 1919 р.

80. Законодавче  регулювання нової економічної політики в УСРР (1921 – 1929 рр.).

81. Земельний  кодекс УСРР 1922 р. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

Проведение нэпа требовало согласования земельного законодательства с новыми условиями хозяйствования, которое  нашло свое законодательное закрепление  в Земельном кодексе РСФСР, принятом ВЦИК 30 октября 1922 г.

Земельный кодекс РСФСР состоял  из Основных положений и 3 частей:

- трудовом землепользовании;

- городских землях и государственных земельных имуществах;

- землеустройстве и переселении.

Земельный кодекс РСФСР провозглашал отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли  сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный  земельный фонд, находящийся в  ведении Наркомзема.

Все сделки с землей (покупка, продажа, завещание, дарение, залог) запрещались  под страхом уголовного наказания.

Государство могло предоставлять  землю лишь во владение и пользование.

Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные  учреждения и предприятия. Право  на пользование землей для ведения  сельского хозяйства при условии  ее обработки своим трудом имели  все граждане РСФСР.

Земля предоставлялась в бессрочное пользование, которое могло быть прекращено только на основании закона.

Использование наемного труда имело  ограничения: все трудоспособные члены  крестьянского хозяйства должны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР.

Земельный кодекс РСФСР устанавливал следующие формы землепользования: общинное с уравнительными переделами между дворами, участковое (отрубные и хуторские участки) и товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке  земли).

Как исключение, Земельный кодекс РСФСР разрешал аренду земли, которая  носила трудовой характер. Срок аренды ограничивался одним севооборотом. Аренда допускалась в случае временного ослабления крестьянского хозяйства  из-за стихийного бедствия, недостатка рабочей силы, неурожая.

Земельный кодекс РСФСР устанавливал правовой статус крестьянского двора, который представлял собой объединение  членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и  ведущих совместное хозяйство. Во главе  стоял отец семейства - домохозяин, который руководил крестьянским двором. Земельный кодекс РСФСР предоставлял право замены домохозяина в случае неудовлетворительного руководства  двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета.

По Земельному кодексу РСФСР  правом рассмотрения земельных споров наделялись земельные комиссии.

 

82. Цивільний  кодекс УСРР 1922 р. Гражданский  кодекс РСФСР 1922 г.

ГК РСФСР начал разрабатываться  уже после окончания Гражданской  войны, летом 1921 г. Первоначально речь шла лишь о правовой регламентации  общей части обязательственных  отношений.

ГК РСФСР 1922 г. был построен на принципах, провозглашенных Декларацией основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР, принятой ВЦИК в мае 1922 г.

Осенью 1922 г. подготовленный проект ГК РСФСР обсуждался сначала на уровне Народного комиссариата юстиции  РСФСР, затем – Совнаркома РСФСР. Его одобрил лично Ленин. Кодекс был утвержден решением ВЦИК 31 октября 1922 г. и вступил в силу с 1 января 1923 г.

Информация о работе Лекции по "История государства и права Украины"