Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
Народы и древнейшие государства на территории России.
Становление и развитие
российской государственности и экономики в IX – XVIII вв.
Династический кризис и Смутное время на Руси:
конец XVI – начало XVII века
(2 часа)
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов,
фактов и событий социально-
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события
и процессы социально-
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Восстание под руководством Ивана Болотникова», «Второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского».
План
1. Экономическое и политическое положение России после смерти Ивана Грозного до 1613 г. Династический кризис. Федор Иоаннович и Борис Годунов.
2. Причины Смутного
времени. Борис Годунов и
3. Борьба за власть царя Василия Шуйского и «тушинского вора» Лжедмитрия II.
4. Шведская и открытая польская интервенция 1609 – 1612 гг. «Конечное разорение Московского царства» и Курск в Смутное время.
5. Роль народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании интервентов. Земский собор 1613 года.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
династический кризис, Смутное время, самозванство, Гражданская война, Крестьянская война, иностранная интервенция, народное ополчение, семибоярщина, «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Семинар № 5
Народы и древнейшие государства на территории России.
Становление и развитие
российской государственности и экономики в IX – XVIII вв.
XVII век: возрождение Российского государства
(2 часа)
Цель: изучение социально-экономического, государственно-политического, культурного развития и внешней политики России в XVII веке.
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов,
фактов и событий социально-
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран XVII века.
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории России;
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Места освободительной борьбы украинского народа 1648 – 1654 гг.», «Архитектура XVII века», «Живопись XVII века», «Литература XVII века», «Курск XVII века», «Рыльск XVII века».
План
1. Россия между Востоком
и Западом (дипломатические,
- Турция и крымские татары;
- Польша и присоединение Украины – «сложный клубок противоречий»;
- продвижение в Сибирь.
2. Внутренняя политика первых Романовых:
- политический строй и управление; Соборное Уложение 1649 г.;
- экономические развитие и установление сословных границ в обществе; возрождение городов (Курск и Рыльск в XVII в.);
- выражение недовольства
политикой государства;
3. Влияние Запада и развитие национальной русской культуры:
- накопление технических, военных медицинских знаний; школы и домашнее образование, рукописные и печатные книги;
- быт московской знати и «иноземная роскошь»;
- европейское влияние в архитектуре и обмирщение живописи;
- скоморошество и немецкий театр.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
Соборное Уложение, крепостное право, мануфактура, всероссийский рынок, Переяславская рада, «Бунташный» век, Соляной бунт, Медный бунт, церковный раскол, старообрядчество, полки «нового строя», «обмирщение» культуры, нарышкинское барокко, парсуна, театр, скоморошество.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
ПЛАНЫ
семинарских занятий
по дисциплине «История»
Семинар № 1
История как наука и учебная дисциплина
(4 часа)
Цель: формирование знаний об истории как науке и учебной дисциплине
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- об историческом сознании и знании;
- о методологии, методах, принципах исторической науки;
- об исторических источниках;
- о развитии
российской исторической науки
и концепциях ее главных
- об основных
периодах отечественной
умения:
- применять методы
и принципы исторического
- анализировать исторические источники;
- использовать основные
исторические теории в
- определять основные периоды истории России.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации.
План
1 занятие
1. Сущность, формы
и функции исторического
2. Методология, методы, принципы исторической науки.
2 занятие
3. Исторические источники и их характеристика.
4. Российская
историография. Основные
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
1 занятие
История, историческое сознание, историография, исторические источники, материальные источники, этнографические источники, лингвистические источники, письменные источники.
2 занятие
Функции исторического сознания, методология, метод, методика, принципы исторической науки.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1 занятие
1. Что такое историческое знание и сознание?
2. Что такое объект
и предмет науки? Назовите
3. Назовите основные принципы, применяемые в современной исторической науке.
4. В чем состоят познавательная, практически-рекомендательная, воспитательная и другие функции истории?
2 занятие
5. Какие виды исторических источников вы знаете?
6. Назовите отечественные
историографические школы? В
7. Какие существуют периодизации российской истории?
Задания
1 занятие
Общие:
Обоснованно прокомментируйте следующие высказывания:
История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Цицерон
Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться.
В.О.Ключевский
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого.
Н.М. Карамзин
В истории черпаем мы мудрость…
Ф. Бэкон
История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.
В.О.Ключевский
Для чего нужна история?
– Для человеческого самопознания.
Р.Дж. Коллингвуд
2 занятие
Тестовые:
Вариант I
1. Все, что
непосредственно отражает исторический
процесс и дает возможность изучать прошлое
человеческого общества называется ______________________________
2. История исторической
науки - ______________________________
3. Практическо-рекомендательная функция истории -
4. Воспитательная функция истории -
5. Принципы исторической науки
6. Установление связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах – метод
7. Изучение явлений на высшей стадии их развития – метод
8. Русский историк, считавший, что ход истории определяют 3 фактора: природа страны, природа племени, ход внешних событий
Вариант II
1. Предметом Отечественной истории является
а) закономерности развития человеческого общества в его прошлом и настоящем
б) население России на разных этапах исторического развития
в) закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов
2. Совокупность
трудов, посвященных каким-либо проблемам или отдельным
вопросам исторической науки - ______________________________
3. Познавательная функция исторического знания –
а) теоретическое обобщение исторических фактов и событий
б) выявление главных тенденций развития исторического процесса
в) выработка научно обоснованного курса внешней и внутренней политики государства
г) формирование научного мировоззрения на основе изучения прошлого и настоящего человеческого общества
Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России