Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

Семинар № 4

Народы  и древнейшие государства на территории России.

Становление и развитие

российской  государственности и экономики  в IX – XVIII вв.

 

Династический кризис и Смутное время на Руси:

конец XVI – начало XVII века

(2 часа)

 

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- основных процессов,  фактов и событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории России;

- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Восстание под руководством Ивана Болотникова», «Второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского».

 

План 

1. Экономическое и  политическое положение России  после смерти Ивана Грозного  до 1613 г. Династический кризис. Федор  Иоаннович и Борис Годунов.

2. Причины Смутного  времени. Борис Годунов и Лжедмитрий I.

3. Борьба за власть  царя Василия Шуйского и «тушинского вора» Лжедмитрия II.

4. Шведская и открытая  польская интервенция 1609 – 1612 гг. «Конечное разорение Московского царства» и Курск в Смутное время.

5. Роль народного ополчения  под руководством К. Минина  и Д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании интервентов. Земский собор 1613 года.

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

династический кризис, Смутное  время, самозванство, Гражданская война, Крестьянская война, иностранная интервенция, народное ополчение, семибоярщина, «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

 

 

Семинар № 5

Народы  и древнейшие государства на территории России.

Становление и развитие

российской  государственности и экономики  в IX – XVIII вв.

 

XVII век: возрождение Российского государства

(2 часа)

 

Цель: изучение социально-экономического, государственно-политического, культурного развития и внешней  политики России в XVII веке.

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- основных процессов,  фактов и событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной  жизни, внутренней и внешней  политики России в XVII веке;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран XVII века.

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории России;

- определять значение  важных исторических событий  и процессов российской истории.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Места освободительной борьбы украинского народа 1648 – 1654 гг.», «Архитектура XVII века», «Живопись XVII века», «Литература XVII века», «Курск XVII века», «Рыльск XVII века».

 

План 

1. Россия между Востоком  и Западом (дипломатические, военные, торговые отношения):

- Турция и крымские  татары;

- Польша и присоединение  Украины – «сложный клубок  противоречий»;

- продвижение в Сибирь.

2. Внутренняя политика  первых Романовых:

- политический строй  и управление; Соборное Уложение 1649 г.;

- экономические развитие и установление сословных границ в обществе; возрождение городов (Курск и Рыльск в XVII в.);

- выражение недовольства  политикой государства; церковный  раскол.

3. Влияние Запада и  развитие национальной русской  культуры:

- накопление технических, военных медицинских знаний; школы и домашнее образование, рукописные и печатные книги;

- быт московской знати  и «иноземная роскошь»;

- европейское влияние  в архитектуре и обмирщение  живописи;

- скоморошество и немецкий  театр.

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих терминов:

Соборное Уложение, крепостное право, мануфактура, всероссийский  рынок, Переяславская рада, «Бунташный»  век, Соляной бунт, Медный бунт, церковный  раскол, старообрядчество, полки «нового  строя», «обмирщение» культуры, нарышкинское барокко, парсуна, театр, скоморошество.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНЫ

семинарских занятий 

по дисциплине «История»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар № 1

История как наука и учебная дисциплина

(4 часа)

 

Цель: формирование знаний об истории как науке и учебной дисциплине

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- об историческом  сознании и знании;

- о методологии,  методах, принципах исторической науки;

- об исторических  источниках;

- о развитии  российской исторической науки  и концепциях ее главных представителей.

- об основных  периодах отечественной истории.

умения:

- применять методы  и принципы исторического исследования;

- анализировать исторические источники;

- использовать основные  исторические теории в изучении  отечественной истории;

- определять основные периоды истории России.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации.

 

План

1 занятие

1. Сущность, формы  и функции исторического сознания  и знания.

2. Методология,  методы, принципы исторической науки.

 

2 занятие

3. Исторические  источники и их характеристика.

4. Российская  историография. Основные периоды  отечественной истории.

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

1 занятие

История, историческое сознание, историография, исторические источники, материальные источники, этнографические источники, лингвистические источники, письменные источники.

2 занятие

Функции исторического сознания, методология, метод, методика, принципы исторической науки.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопросы для  обсуждения

1 занятие

1. Что такое историческое  знание и сознание?

2. Что такое объект  и предмет науки? Назовите объект  и предмет Отечественной истории.

3. Назовите основные принципы, применяемые в современной исторической науке.

4. В чем состоят познавательная, практически-рекомендательная, воспитательная и другие функции истории?

 

2 занятие

5. Какие виды исторических источников вы знаете?

6. Назовите отечественные  историографические школы? В чем  они отличаются друг от друга?

7. Какие существуют периодизации российской истории?

 

Задания

 

1 занятие

Общие:

Обоснованно прокомментируйте следующие высказывания:

История – свидетель  прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Цицерон

Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как  и к чему должны стремиться.

В.О.Ключевский

История в некотором  смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия  и деятельности; завет предков  потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого.

Н.М. Карамзин

В истории черпаем  мы мудрость…

Ф. Бэкон

История учит даже тех, кто  у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.

В.О.Ключевский

Для чего нужна история?

– Для человеческого  самопознания.

Р.Дж. Коллингвуд

 

 

 

 

 

 

2 занятие

Тестовые:

 

Вариант I

1. Все, что  непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества называется ______________________________________________________________

 

2. История исторической  науки - _______________________________

 

3. Практическо-рекомендательная функция истории -

  1. формирование уважения к непреходящим человеческим ценностям
  2. выработка научно обоснованного курса внешней и внутренней политики государства
  3. формирование научного мировоззрения на основе изучения прошлого и настоящего человеческого общества
  4. выявление главных тенденций развития общества

 

4. Воспитательная  функция истории -

  1. оказание помощи государственным деятелям в выборе ориентиров в своей деятельности
  2. формирование гражданской ответственности
  3. изучение исторического опыта человечества и своего народа
  4. теоретическое обобщение исторических фактов и событий

 

5. Принципы  исторической науки

  1. социального подхода
  2. универсального подхода
  3. историзма
  4. последовательности
  5. проблемности

 

6. Установление  связи и взаимосвязи между  явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах – метод

  1. сравнительно-исторический
  2. периодизации
  3. проблемно-хронологический
  4. синхронический

 

7. Изучение  явлений на высшей стадии их  развития – метод

  1. логический
  2. исторический
  3. ретроспективный
  4. статистический

8. Русский историк,  считавший, что ход истории  определяют 3 фактора: природа страны, природа племени, ход внешних  событий

  1. М.В. Ломоносов
  2. И. Байер
  3. Н.М. Карамзин
  4. И.Я. Фроянов
  5. С.М. Соловьев

 

Вариант II

1. Предметом Отечественной истории является

а) закономерности развития человеческого общества в его прошлом и настоящем

б) население России на разных этапах исторического развития

в) закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов

 

2. Совокупность  трудов, посвященных каким-либо проблемам или отдельным вопросам исторической науки - __________________________________

 

3. Познавательная  функция исторического знания –

а) теоретическое обобщение  исторических фактов и событий

б) выявление главных  тенденций развития исторического процесса

в) выработка научно обоснованного  курса внешней и внутренней политики государства

г) формирование научного мировоззрения на основе изучения прошлого и настоящего человеческого общества

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России