Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
5. Какие основные изменения
произошли в русской культуре X
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте
сводную таблицу по изучаемой
теме семинарского занятия,
а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки России и других стран XVII века, а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:
а) территории, вошедшие в состав России в XVII в.;
б) район Крестьянской войны под руководством Степана Разина.
3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С.147 – 158); используйте их при подготовке вопросов и заданий.
Индивидуальные:
1. Составьте сравнительную таблицу «Бунташный век» (перечислите восстания XVII века, укажите причины их возникновения, основные движущие силы – участников, итоги).
2. Составьте сравнительную таблицу «Социальная структура (сословия, слои) общества России в XVII веке».
3. Составьте сравнительную
таблицу «Внутренняя и внешняя
политика Михаила Федоровича, Алексея
Михайловича, Федора
4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Украина накануне освободительной борьбы 1648 – 1654 гг.»;
б) «”Дело” патриарха Никона»;
в) «Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг.».
Раскройте историческое и современное значение этих событий.
5. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) на тему: «Церковный раскол середины XVII века» свое аргументированное мнение о том, почему произошел раскол русского общества после церковной реформы патриарха Никона, можно было бы его избежать, какие существуют последствия раскола на современном этапе.
6. Составьте путеводитель
(подготовьте слайд-шоу) по
7. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея: «Архитектура XVII века», «Живопись XVII века», «Литература XVII века» и проведите их презентацию.
8. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея: «Курск XVII века», «Рыльск XVII века» и проведите их презентацию.
Тестовые1:
1. Отметьте цифрой 1 черты
российской экономики,
а) мелкотоварное производство
б) мануфактура
в) ориентация на рынок боярских и дворянских хозяйств
г) специализация областей на производстве отдельных товаров
д) складывание всероссийского рынка
е) единая общерусская денежная единица
ж) крестьянские кустарные промыслы
з) разделение территории по преобладанию барщинной или оброчной системы
и) производство крестьянами продукции на продажу
к) крупное феодальное землевладение
2. Отметьте явления,
свидетельствующие о
а) сокращение роли Земских соборов
б) церковный раскол
в) появление полков «нового строя»
г) изменение царского титула
д) складывание всероссийского рынка
е) появление Приказа тайных дел
ж) развитие связей с Западной Европой
з) развитие приказной системы
и) подавление народных восстаний
к) отмена местничества
л) успехи во внешней политике
м) принятие Соборного Уложения
н) замена губных и земских старост воеводами
о) развитие казенных мануфактур
3. Отметьте задачи внешней политики России XVII века, которые были решены до 1689 г.:
а) выход к Балтике
б) выход к Азовскому или Черному морю
в) возврат смоленских, черниговских, новгород-северских земель
г) присоединение Левобережной Украины
д) присоединение Правобережной Украины
е) прекращение набегов со стороны Крымского ханства
ж) присоединение Центральной Сибири
з) присоединение Восточной Сибири и Дальнего Востока
4. Соотносите события и даты:
1) Андрусовское перемирие 2) окончание Смоленской войны 3) Переяславская Рада 4) «Вечный мир» 5) Бахчисарайский мир |
а) 1686 г. б) 1654 г. в) 1634 г. г) 1681 г. д) 1667 г. |
5. Отметьте цифрой 1 причины церковного раскола, 2 – его последствия:
а) изменения обрядов и
б) появление старообрядчества
в) приобретение Русской церковью национального характера, уверенность в ее превосходстве над другими
г) отсутствие достаточного числа образованных священников и верующих, способных разобраться в богословских вопросах
д) кризис традиционной концепции
«священного Московского
е) усиление закрепощения крестьян и горожан в XVII веке
6. Отметьте то, что относится
к русскому образованию и
а) уменьшение доли грамотных людей
б) появление букварей, учебников
в) открытие первых университетов
г) развитие географии и картографии
д) интерес к изучению иностранных языков
е) изобретение книгопечатания
ж) открытие Славяно-греко-латинской академии
з) приглашение ученых из Москвы для преподавания на Украине
и) приглашение ученых из Украины для преподавания в Москве
Литература
Основные учебники и учебные пособия
1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.
2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.
Учебная литература
электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»
(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)
2. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.
Дополнительная литература
1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 113 – 141.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 113 – 141.
3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 219 – 271.
4. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 141 – 177.
5. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 187 – 247.
6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 98 – 115, 124 – 127.
7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 126 – 153.
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 91 – 102.
9. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 166 – 213.
10. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.
Периодические издания
1. Лаптева Т.А. Повседневная жизнь провинциального дворянства в XVII веке // Российская история. - 2010. - № 4. - С. 107-118.
2. Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М. Россия после смуты - время выбора // Отечественная история. - 2008. - № 5. - С. 39-50.
3. Ляпин Д.А. К вопросу о "городских восстаниях" в России в середине XVII века (по материалам южнорусских уездов) // Российская история. - 2010. - № 4. - С. 142-154.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com
2. Сайт Адреса исторических библиотек
мира http://www.shpl.ru/adress/
3. Сайт Библиотека электронных ресурсов
исторического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru
5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm
6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru
7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru
8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com
9. Сайт Энциклопедический словарь «Всемирная история» http://www.rubricon.ru
Семинар № 6
Народы и древнейшие государства на территории России.
Становление и развитие
российской государственности и экономики в IX – XVIII вв.
Вступление России в европейскую цивилизацию:
конец XVII – XVIII вв.
(2 часа)
Цель: изучение особенностей социально-экономического, внутриполитического, культурного развития и международного положения России в конце XVII – XVIII вв.
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов,
фактов и событий социально-
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран XVIII века.
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события
и процессы социально-
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Места боевых действий Северной войны (1700 – 1721 гг.)», «Дворянская культура и быт XVIII века».
План
1. Петр I и его время. Преобразования в области экономики, государственного строя, культуры. Северная война (1700 – 1721 гг.) и военная реформа.
2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.).
3. Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма и «люди екатерининской эпохи» (по В.О. Ключевскому).
4. Государственные преобразования в области культуры, образования, быта по западному образцу. Утрата национальной самобытности русским дворянством.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
Коллегия, Сенат, Синод, посессионная мануфактура, протекционизм, меркантилизм, подушная подать, рекрутский набор, фискал, табель о рангах, дворцовый переворот, «просвещенный абсолютизм», пугачевщина.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Какие были причины и последствия проведения Петром I широкомасштабного реформирования государства и общества?
2. Как оценивали западники и славянофилы реформаторскую деятельность Петра I?
3. В чем состоит значение результатов Северной войны для дальнейшего развития Российского государства?
4. Какие последствия имел указ Петра I о престолонаследии?
5. Почему политика Екатерины II называется «просвещенным абсолютизмом»? Назовите основные причины проведения, мероприятия и последствия этой политики.
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:
а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки России и других стран конца XVII – XVIII века; подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России