Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

2. Составьте сравнительную  таблицу «Политика Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II и семибоярщины».

3. Подготовьте мини-доклады  (краткие сообщения) на темы:

а) «Версии о происхождении  Лжедмитриев I и II;

б) «Иван Болотников –  марионеточный или самостоятельный  руководитель Крестьянской войны 1606 – 1607 гг.?»;

в) «патриарх Гермоген – духовный вождь освобождения России от польской интервенции»;

г) «деятельность Совета всея земли».

Раскройте историческое и современное значение этих событий 

4. Изложите в форме  мини-сочинения (эссе) на тему: «Народное движение в Смутное время: от бунтарства к патриотической гражданственности» изложите свое аргументированное мнение о том, почему практически все слои русского народа первоначально поддержали самозванцев и их политических сторонников, а затем участвовали в борьбе против них и изгнании интервентов из страны. Какие исторические уроки можно извлечь из событий начала XVII века?

5. Напишите эссе на  тему: «Люди Смутного времени». Дайте  аргументированный ответ на то, какие человеческие личности, характеры «требует» история в подобные переломные эпохи, как они проявляются и изменяются по мере развития событий, каковы мотивы действий этих людей.

6. Составьте путеводитель (подготовьте слайд-шоу) по местам  восстания под руководством Ивана Болотникова и проведите его презентацию.

7. Напишите текст (подготовьте  слайд-шоу) заочной экскурсии по экспозиции виртуального музея: «Второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского» и проведите ее презентацию.

 

Тестовые:

 

ВАРИАНТ I

1. «Семибоярщина» —  это:

а) ополчение для борьбы против интервенции;

б) правительство России с 1610 г.;

в) государственная судебная инстанция;

г) оппозиционная группировка бояр.

2. Смутным временем  называется период:

  1. 1598—1613 гг.;  
  2. 1584—1613 гг.;
  3. 1603 – 1614 гг.;
  4. 1607—1613 гг.

3. Впервые в истории  России был избран на престол  Земским собором:

а) Михаил Романов в 1613 г.;

б) Борис Годунов в 1598 г.;

в) Василий Шуйский в 1606 г.;

г) Лжедмитрий I в 1606 г.

4. Лжедмитрий I правил  в:

а) 1605—1606 гг.;         в) 1605—1607 гг.;

б) 1606—1607 гг.;         г) 1605—1612 гг.

5. Соотнесите личности и события:

1. Иван Болотников.

2. Лжедмитрий I,

3. Дмитрий Пожарский;

4. Борис Годунов.

а) претендент на русский престол;

б) руководитель второго ополчения;

в) предводитель восстания;

г) первый царь, избранный на престол Земским собором.

6. После отречения Василия Шуйского от престола власть оказалась в руках:

а) Боярской думы;

б) «Семибоярщины»;

в) Земского собора;

г)  Сигизмунда II.

7. Руководитель крестьянского  восстания 1606—1607 г.:

  1. Е. Пугачев;
  2. И. Болотников;
  3. С. Разин;
  4. П.Ляпунов.

8. Со смертью царя Федора Ивановича прекратилась династия:

  1. Рюриковичей;
  2. Ивана Калиты;
  3. Романовых;
  4. Даниила Московского.

9. С 1601 —1603 гг. в Российском  государстве связаны:

а) неурожаи, голод в стране;

б) польско-шведская интервенция;

в) приглашение на престол польского королевича;

г)  улучшение экономического положения.

10. Для борьбы с интервентами  К. Минин и Д. Пожарский:

а) создали боеспособное, хорошо вооруженное войско;

б) организовали сбор добровольных пожертвований;

в) заручились поддержкой правительства;

г)  обратились за помощью к Швеции.

11. И. Болотников во  время восстания выдавал себя:

а) за царевича Дмитрия;

б) за родственника Бориса Годунова;

в) за воеводу, спасшего царевича Дмитрия;

г)  за казацкого старшину.

12. В 1613 г. Земский  собор избрал на престол Михаила Романова. Укажите, чем определился его выбор: 

а) Михаил Романов был государственным деятелем;

б) «Миша де Романов молод, умом не дошел и нам будет поваден»;

в) его кандидатуру поддерживала армия;

г) он был самым ближайшим родственником Ивана Грозного.

 

 

 

ВАРИАНТ II

1. С именами Д. Пожарского  и К. Минина связано:

а) второе ополчение;

б) выборы Василия Шуйского на престол;

в) восстание холопов;

г) первое ополчение.

2. В составе Земского  собора, выбиравшего в 1613 г. царя, были представлены:

а) дворяне;

б) казаки;

в) бояре;

г) стрельцы;

д) черносошные крестьяне;

е) верны все ответы.

3. Участники второго  ополчения:

а) дворяне; в) казаки;

б) крестьяне;        г) бояре.

4. Прозвище «Тушинский  вор» относится: 

а) к Лжедмитрию I;

б) к Ивану Болотникову;

в) к Лжедмитрию II.

5. Условия, на которых  шведский король согласился помочь  Василию Шуйскому в борьбе  против Лжедмитрия II:

а) спасти Россию от самозванца;

б) вернуть себе балтийские земли;

в) оказать помощь в подавлении крестьянского восстания;

г) возвратить себе московскую корону.

6. Русская православная  церковь получила самостоятельность  и независимость от Константинополя.  Это связано:

а) с учреждением в России патриаршества;

б) с расколом между русской и константинопольской церквями;

в) с церковной реформой;

г)  с усилением влияния католической церкви.

7. Временной период  «Семибоярщины»:

а) 1605—1606 г.;

б) 1610—1613 г.;

в) 1598—1605 г.;

г) 1606—1613 г.

8. Руководитель штурма  Китай-города и Кремля в 1612 году:

а) князь Д. Трубецкой;

б) князь Д. Пожарский;

в) дворянин П. Ляпунов;

г) дворянин И. Пашков.

9. Начало XVII в. историки  называют:

а) «бунташным веком»;

б) Смутным временем;

в) эпохой дворцовых переворотов;

г)  заповедными летами.

10. Свергнутый в 1610 г. царь Василий Шуйский:

а) отправлен воеводой в Тобольск;

б) отправлен на Соловецкие острова;

в) отправлен в Троице-Сергиев монастырь;

г)  был казнен.

11. Соотнесите события  и даты:

1. Восстание И. Болотникова.

2. Правление Лжедмитрия I.

3. Первое ополчение.

4. Польско-шведская интервенция.

а) 1605—1606 гг.;         в) 1609—1618 гг.;

б) 1606—1607 гг.;        г) 1611 г.

12. Появление самозванцев  на Руси в начале XVII в. связано:

а)   с династическим кризисом;

б) с противоречиями внутри господствующего класса;

в) с экономическим упадком в стране;

г)  со склонностью русского народа к авантюризму.

 

Литература

 

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы  «ЛАНЬ»

(доступ из  ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс]  – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

Дополнительная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 97 – 112.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 118 – 122.

3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 192 – 218.

4. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 129 – 141.

5. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 169 – 187.

6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 85 – 97.

7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 120 – 126.

8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 81 – 87.

9. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 166 – 213.

10. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.

 

Периодические издания

1. Лисейцев Д.В., Рогожин  Н.М. Россия после смуты - время выбора // Отечественная история. - 2008. - № 5. - С. 39-50.

 

Интернет-ресурсы

1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/resourses/hist

3. Сайт Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm

6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru

7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru

8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com

9. Сайт Энциклопедический словарь «Всемирная история» http://www.rubricon.ru

 

 

Семинар № 5

Народы  и древнейшие государства на территории России.

Становление и развитие

российской  государственности и экономики в IX – XVIII вв.

 

XVII век: возрождение Российского государства

(2 часа)

 

Цель: изучение социально-экономического, государственно-политического, культурного развития и внешней политики России в XVII веке.

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются следующие знания:

- основных процессов,  фактов и событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной  жизни, внутренней и внешней  политики России в XVII веке;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран XVII века.

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории России;

- определять значение  важных исторических событий  и процессов российской истории.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Места освободительной борьбы украинского народа 1648 – 1654 гг.», «Архитектура XVII века», «Живопись XVII века», «Литература XVII века», «Курск XVII века», «Рыльск XVII века».

 

План 

1. Россия между Востоком  и Западом (дипломатические, военные,  торговые отношения):

- Турция и крымские татары;

- Польша и присоединение  Украины – «сложный клубок  противоречий»;

- продвижение в Сибирь.

2. Внутренняя политика  первых Романовых:

- политический строй  и управление; Соборное Уложение 1649 г.;

- экономические развитие  и установление сословных границ в обществе; возрождение городов (Курск и Рыльск в XVII в.);

- выражение недовольства  политикой государства; церковный  раскол.

3. Влияние Запада и  развитие национальной русской  культуры:

- накопление технических,  военных медицинских знаний; школы и домашнее образование, рукописные и печатные книги;

- быт московской знати  и «иноземная роскошь»;

- европейское влияние  в архитектуре и обмирщение  живописи;

- скоморошество и немецкий  театр.

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

Соборное Уложение, крепостное право, мануфактура, всероссийский  рынок, Переяславская рада, «Бунташный»  век, Соляной бунт, Медный бунт, церковный  раскол, старообрядчество, полки «нового  строя», «обмирщение» культуры, нарышкинское барокко, парсуна, театр, скоморошество.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

 

Вопросы для  обсуждения

1. Какие изменения  происходили в политическом строе  Российского государства в XVII веке? Какие факторы оказывали влияние на его модификацию?

2. Какие изменения  происходили в экономике России? Назовите этапы становления крепостного  права. Какую роль оно сыграло  в социально-экономической жизни  страны?

3. Какой была социальная  структура российского общества в XVII веке? С чем были связаны социальные трансформации в этот период?

4. Перечислите основные  направления внешней политики  России в XVII веке. Чем они обуславливались?

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России