Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

б) крещение Руси;

в) заключение договора с Византией, по которому Русь получала дань с Византии.

8. Свод законов «Русская Правда» включал статьи, содержащие:

а) отмену кровной мести;

б) разделение людей по имущественному и должностному положению;

в) осуществление суда на основе традиций и обычаев.

9. В пантеон славянских богов входили:

  1. Перун;
  2. Мокошь;
  3. Один;
  4. Сварог.

10. Укажите название славянской азбуки: 

а) кириллица;

б) полуустав;

в) скоропись.

11 На каменное строительство на Руси оказала влияние:

а) византийская школа;

б) итальянская школа;

в) римская школа.

12. Наиболее известные каменные храмы: 

а) церковь Успения Богородицы;

б) Спасо-Преображенский собор;

в) Софийский собор в Киеве;

г) верны все ответы.

13. Фреска – это:

а) живопись водяными красками по штукатурке;

б) изображение, выполненное из цветных камней, смальты;

в) древние надписи, рисунки, нацарапанные на стенах.

14. Укажите маршрут знаменитого торгового пути «из варяг в греки»:

а) Балтийское море — р.  Волхов — оз.  Ильмень — Черное море;

б) Белое море — р. Нева — Ладожское озеро — р. Днепр — Черное море;

в) Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро — р. Волхов — о. Ильмень – р. Ловать – верх Днепра — Черное море – Константинополь.

 

 

 

 

Литература

 

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы  «ЛАНЬ»

(доступ из  ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс]  – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

Основная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 5 – 49.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 5 – 19, 21 – 39.

3. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 17 – 99.

4. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 30 – 79, 87 – 93.

5. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 14 – 49.

6. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 10 – 53.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 13 – 45.

8. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 5 – 124.

9. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII века /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – С. 11 – 13, 19 – 25 и др.

 

Периодические издания

1. Горский А.А. К  спорам по «варяжскому вопросу» // Российская история. - 2009. - № 4. - С. 171-174.

2. Фомин В.В. Народ и власть  в эпоху формирования государственности у восточных славян // Отечественная история. - 2008. - № 2. - С. 170-189.

 

Интернет-ресурсы

1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/resourses/hist

3. Сайт Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm

6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru

7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru

8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com

9. Сайт Энциклопедический словарь «Всемирная история» http://www.rubricon.ru

 

 

Семинар № 3

Народы и древнейшие государства на территории России.

Становление и развитие

российской  государственности и экономики  в IX – XVIII вв.

 

От Руси –  к России: XIII – XVI вв.

(2 часа)

 

Цель: изучение основных этапов становления и развития государственности, общества и культуры Руси – России в XIII – XVI вв.

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- основных процессов,  фактов и событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной  жизни, внутренней и внешней политики Руси – России в XIII – XVI веках;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии Руси – России и других стран XIII – XVI веков.

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории Руси – России;

- определять значение  важных исторических событий  и процессов российской истории.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Московский  Кремль XVI века», «Русская иконопись: от Феофана Грека до Дионисия».

 

План 

1. Борьба народов Отечества  с иноземными захватчиками:

а) от нашествия Батыя до падения монголо-татарского ига; Куликовская битва и стояние на реке Угре;

б) нападение немецких, шведских, польских, литовских агрессоров и образование белорусской и  украинской народностей.

2. XIV – начало XVI вв. Формирование Московского государства. Исторические предпосылки возникновения теории «Москва – третий Рим».

3. Укрепление единого  государства при Иване Грозном.  Россия.

4. Формирование русской  (великорусской) народности и  самобытной национальной культуры. Роль православной церкви в  сохранении русской культуры и традиционных основ Российского государства.

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

Ярлык, выход, баскак, иго, феодальная война, национальное государство, нация, народ, Великое княжение, царь, Боярская дума, Избранная рада, Земский собор, Стоглавый собор, автокефалия Русской православной церкви, нестяжатели, иосифляне, Судебник, местничество, вотчина, поместье, дворянин, тягло, Юрьев день, крепостное право, опричнина, земщина.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

Вопросы для  обсуждения

1. В каких формах  осуществлялась власть Золотой  Орды на Руси?

2. Какую роль сыграло  монголо-татарское завоевание в  возникновении на основе единой  древнерусской народности украинского, белорусского и русского народов?

3. Какие были последствия монголо-татарского ига для Руси?

4. Какими средствами  московские князья добились своего  возвышения? Оцените политику Ивана  Калиты с точки зрения морали и исторического прогресса.

5. Назовите реформы  и другие мероприятия, позволившие  Ивану Грозному укрепить Российское государство.

6. Каким образом оценивают политику опричнины Ивана Грозного историки С.Ф. Платонов, В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев?

7. В чем заключалась роль Русской православной церкви в сохранении отечественной культуры и государственности?

 

Задания

 

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте  сводную таблицу по изучаемой  теме семинарского занятия, указав  в ней: 

а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, представителей культуры Руси – Московского княжества – России и других государственно-политических образований XIII – XVI вв., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) важнейшие места, связанные  с борьбой народов Отечества  с иноземными захватчиками в XIII – XV вв.;

б) территории, вошедшие в состав Московского княжества – Российского государства.

3. Самостоятельно прочитайте  и законспектируйте отрывки из  текстов Лаврентьевской и Ипатьевской  летописей, отрывки из текстов,  представленных на стр. 94 – 98, 99 – 100, 105 – 112, 113 – 117 хрестоматии, подготовьтесь к выступлению о монголо-татарском нашествии и иге с точки зрения летописцев, историков В.В. Каргалова, Л.Н. Гумилева. В чем причина различной характеристики одного и того же явления? Какое впечатление, судя по отрывкам из летописей, произвело на современников нашествие Батыя?

Самостоятельно прочитайте и законспектируйте отрывок из «Домостроя» и книги Д. Флетчера. Охарактеризуйте быт русских людей XVI века.

 

Индивидуальные:

1. Составьте сравнительную  таблицу «Предпосылки и причины  образования единого Российского государства и Англии, Франции» (укажите и объясните схожие и отличительные процессы в появлении вышеуказанных государств).

2. Составьте сравнительную  таблицу-схему «Органы власти  и управления России в XIII – XVI веках».

3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Историческая роль Ивана Калиты в объединении русских  земель вокруг Москвы»;

б) «Политическая дискуссия  между Иваном Грозным и Андреем  Курбским»;

в) «Вклад в русскую  культуру первопечатника Ивана Федорова».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

4. Изложите в форме  мини-сочинения (эссе) на тему: «Борьба русского народа с монголо-татарским игом» свое аргументированное мнение о том, что почему установилось золотоордынское иго, какие можно выделить основные этапы борьбы Руси-России с ордынским владычеством и социально-экономические, политические, культурные последствия вассальной зависимости Руси от Орды, в частности о влиянии ига на последующее развитие взаимоотношений российского общества и государства.

5. Составьте путеводитель (подготовьте слайд-шоу) по Московскому  Кремлю XVI века и проведите его презентацию.

6. Напишите текст (подготовьте  слайд-шоу) заочной экскурсии  по экспозиции виртуального музея: «Русская иконопись: от Феофана Грека до Дионисия» и проведите ее презентацию.

 

Тестовые:

 

ВАРИАНТ I

1. Новгород был феодальной республикой. Определите, в чем это выражалось:

а) власть сохранялась за вече;

б) Новгород выбирал князя на княжество;

в) новгородское население делилось на граждан и не граждан.

2. Первое упоминание о Москве связано с именем князя:

а) Андрея Боголюбского;

б) Юрия Долгорукого;

в) Даниила Московского.

3. Отметьте, каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:

а) Русь потеряла свою независимость;

б) произошел спад экономического развития;

в) начались междоусобные войны;

г) расцвет Руси.

4. Укажите военно-монашеский орден, участвовавший в крестовом походе на Русь:

а) Тамплиеров; в) Ливонский;

б) Тевтонский; г) Меченосцев.

5. Соотнесите даты и события:

а) 1240 г.;

б) 1223 г.;

в) 1242 г.;

г) 1380 г.

1. Битва на Калке;

2. Ледовое побоище;

3 Куликовская битва;

4. Невская битва.

6. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха собрался съезд русских князей. Он вошел в историю как:

а) Любечский съезд;

б) Киевский съезд;

в) Владимирский съезд;

г) Новгородский съезд.

7. Определите историческое значение победы русских в битве на Чудском озере:

а) сохранение независимости новгородских и псковских земель;

б) сохранение единства Руси;

в) сохранение религиозного единства.

8. Боярская дума — это:

а) орган городского самоуправления;

б) совещательный орган при князе;

в) законодательный орган.

9. Определите даты монголо-татарского ига:

а) 1240—1480 гг.;

б) 1242—1485 гг.;

в) 1240—1580 гг.;

г) 1140—1440 гг.

10. К единению князей призывал автор: 

а) «Моления Даниила Заточника;

б) «Слова о полку Игореве»;

в) «Хождения за три моря».

11. После падения Киева политическим центром становится: 

а) Новгород;

б) Владимир;

в) Ярославль.

12. События, в результате которых произошло присоединение Новгорода к Московскому княжеству, - это:

а) сражение на р. Шелони в 1471 г. и походы 1475 и 1478 гг.;

б) подавление новгородского восстания Иваном Грозным;

в) вмешательство Золотой Орды.

13. Соперничество Москвы и Твери проявилось:

а) в феодальной усобице;

б) в борьбе за торговые интересы;

в) в борьбе за право стать центром объединения русских земель.

14. Автор идеи «Москва – третий Рим»:

а) монах Филофей;

б) Сергий Радонежский;

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России