Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

д) формирование национального  достоинства и гражданственности

 

4. Система принципов и методов исследования –

а) историография

б) диалектико-материалистический метод

в) методология

г) диалектика

д) историософия

 

5. Принципы  исторической науки

а) универсального подхода

б) объективности

в) детерминизма

г) системности

д) социального подхода

 

 

6. Изучение  истории по периодам или эпохам, а внутри них - по проблемам  - метод

а) проблемно-хронологический 

б) синхронический

в) логический

г) хронологическо-проблемный

 

7. Изучение  одной стороны жизни общества  в ее последовательном развитии – метод

а) хронологический

б) проблемно-хронологический

в) хронологическо-проблемный

г) системно-структурный

 

 

8. Первый русский  историк

а) М.В. Ломоносов

б) И. Байер

в) Г. Миллер

г) В.Н. Татищев

д) В.О. Ключевский

 

Литература

 

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ  из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

Дополнительная литература

1. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 3 – 16.

2. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 3 – 25.

3. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 3 – 6.

4. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 5 – 9.

5. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский и др. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 702 с.

6. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. –800 с.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. – С. 1 – 12.

8. Философия истории: Антология. Пособие для студ. гуманит. вузов / Сост. Ю.А. Киселева. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 351 с.

 

Периодические издания

1. Дурновцев В.И. Историософия историка // Российская история. - 2009. - № 4. - С. 181-184.

 

Интернет-ресурсы

1. Сайт Устная история http://www.newlocalhistory.com/ustnaya/

2. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

 

 

Семинар № 2

Народы  и древнейшие государства на территории России.

Становление и развитие

российской  государственности и экономики  в IX – XVIII вв.

 

Восточные славяне,

образование и  развитие древнерусского государства 

Киевская Русь: с древнейших времен до начала XIII века

(2 часа)

 

Цель: изучение процесса образования и развития древнерусского государства

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- основных процессов,  фактов и событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной жизни восточных славян и Киевской Руси, внутренней и внешней политики Древнерусского государства с древнейших времен до начала XIII века;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии Древней Руси и других стран с древнейших времен до начала XIII века.

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории Древней Руси;

- определять значение  важных исторических событий  и процессов российской истории.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Походы и войны под предводительством великого князя киевского Святослава», «КультураКиевской Руси».

 

План

1. Истоки формирования государственности на Руси. Великое переселение народов и первые государственные образования у восточных славян.

2. VI – IX вв. Образование древнерусского государства. Норманнская теория (XVIII в.).

3. Принятие христианства  на Руси. Расцвет культуры Киевской  Руси.

4. Феодальная раздробленность:  понятие, предпосылки и итоги.  Удельные княжества в XII – XIII вв. (Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля).

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

Индоевропейская языковая семья народов, восточные славяне, великое переселение народов, родовая  община, соседская община, вервь, племенной  союз, военная демократия, государство, феодальная раздробленность, христианство, православие.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

Вопросы для  обсуждения

1. Какой теории происхождения  восточных славян, автохтонной или одной из миграционных, Вы придерживаетесь? Обоснуйте свой ответ.

2. В чем схожи и различны норманнская и антинорманнская теории? Как современные историки рассматривают процесс образования Древнерусского государства?

3. В чем заключались основные задачи внутренней и внешней политики первых русских князей?

4. Определите причины  феодальной раздробленности Киевской Руси. Почему этот этап в развитии государства считается закономерным?

 

Задания

 

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей первых восточнославянских политических образований  и Киевской Руси, а также представителей культуры этого периода; подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) территорию расселения древних восточных славян;

б) административно-территориальное  устройство Киевской Руси;

в) административно-территориальное  устройство русских земель периода феодальной раздробленности.

3. Самостоятельно прочитайте  и законспектируйте отрывок из  «Повести временных лет».

Ответьте на следующие вопросы:

- Что такое «Повесть  временных лет»?

- Какую информацию  дает данный отрывок об истории  Древней Руси?

 

Индивидуальные:

1. Составьте сравнительную  таблицу «Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское  княжества и Новгородская земля» (укажите и объясните схожие и отличительные черты в социально-экономическом и политическом строе вышеуказанных территорий в период феодальной раздробленности Киевской Руси).

2. Составьте таблицу-схему  «Органы власти и управления в Новгородской земле XII – XIII вв.» (с кратким описанием их полномочий).

3. Подготовьте мини-доклады  (краткие сообщения) на темы:

а) «Историческая роль князей Рюрика и Олега в создании Древнерусского государства»;

б) «Вклад княгини Ольги в христианизацию Руси»;

в) «Борис и Глеб – первые русские святые»;

д) «Роль митрополита Илариона в развитии древнерусской культуры».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

4. Изложите в форме  мини-сочинения (эссе) на тему: «Феодальная раздробленность Руси: исторические уроки» свое аргументированное мнение о том, что почему распад Древнерусского государства являлся закономерным этапом развития российской государственности, какое отрицательное и положительное влияние имел данный процесс на последующую историю нашей страны, какие исторические уроки можно извлечь из этого периода существования России.

5. Составьте путеводитель (подготовьте слайд-шоу), посвященный походам и войнам под предводительством великого князя киевского Святослава, и проведите его презентацию.

6. Напишите текст (подготовьте слайд-шоу) заочной экскурсии по экспозиции виртуального музея, посвященной культуре Киевской Руси, и проведите ее презентацию.

 

Тестовые:

ВАРИАНТ I

1. Укажите основные виды деятельности восточных славян:

а) земледелие;

б) виноделие;

в) садоводство;

г) скотоводство.

2. К родоплеменной знати славян относятся: 

а) вождь, старейшины, жрецы;

б) князь, старейшины, жрецы-волхвы;

в) король, старейшины, друиды;

г) хан, старейшины, шаманы.

3 Восточные славяне  вели оживленную торговлю с  другими странами и народами. Они торговали:

а) солью, рыбой, воском, мехами;

б) оружием, воском, пенькой;

в) ювелирными изделиями, лесом, медом;

г) оружием, вином, зерном.

4. Восточные славяне  исповедовали: 

  1. христианство;
  2. ислам;
  3. язычество;
  4. буддизм.

5. Народное собрание у восточных славян называлось: 

а) агора;

б) вече;

в) тинг.

6. Установление княгиней Ольгой «урока» связано: 

а) с восстанием древлян против князя Игоря;

б) с укреплением государственной власти на Руси;

в) с княжескими усобицами;

г) с борьбой за власть с князем Мамоком.

7. Киевский князь, носивший прозвище Красное Солнышко: 

а) Владимир Святославич;

б) Владимир Мономах;

в) Святослав;

г) Ярослав Мудрый.

8. Важное историческое событие, произошедшее на Руси в 988 г.: 

  1. религиозная реформа князя Владимира;
  2. крещение Руси;
  3. образование государства Киевская Русь;
  4. остановлены набеги на Русь печенегов.

9. Князь, с именем которого связано первое русское законодательство «Русская Правда»:

а) Иван Калита;

б) Ярослав Мудрый;

в) Владимир Мономах;

г) Владимир Святославич.

10. Вира – это: 

а) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну за убийство свободного человека;

б) сборщик штрафов;

в) денежная сумма в пользу семьи убитого;

г) свидетель.

11. Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет»:

а) Геродот;

б) Нестор;

в) Прокопий Кессарийский;

г) Маврикий Стратег.

 12. Создание славянской азбуки связано:

а) с братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием;

б) с митрополитом Иларионом;

в) с монахом Нестором;

г) с монахами из Афона.

13. Укажите памятник архитектуры Киевской Руси:

а) Золотые ворота;

б) Георгиевский собор;

в) церковь Михаила Архангела

г) Московский Кремль.

14. Соотнесите славянские племена и города, которые они основали:

1. Поляне;

2. Кривичи;

3.  Словене.

а) Русса, Ладога, Псков, Новгород;

б) Киев, Чернигов, Переяслав, Галич;

в) Смоленск, Полоцк, Туров.

 

ВАРИАНТ II

1. Определите соседей восточных славян:

а) финно-угорские племена;

б) западные славяне;

в) германцы;

г) булгары.

2. Славянские племена вынуждены были обороняться от кочевников. Отметьте, от каких именно:

а) хазар;

б) печенегов;

в) гуннов;

г) тюрков.

3. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму у славян связан:

а) с развитием ремесла;

б) с совершенствованием земледелия;

в) с появлением соседской общины;

г) верны все ответы.

4. Вече в русских городах VIII—IX вв. — это: 

  1. народное собрание;
  2. феодальная верхушка;
  3. родоплеменная знать;
  4. совет при князе.

5. Определите социальные группы Киевской Руси XI—XII в.:

а) князья, бояре, дворяне;

б) князья, бояре, духовенство, крестьяне;

в) князья, бояре, крепостные крестьяне;

г) князья, бояре, монахи.

6. Соотнесите товары, которые вывозили и ввозили русские купцы:

1. Вывозили.

2. Ввозили.

а) меха, мед, воск;

б) цветные металлы, краски;

в) кожу, шерсть, лен;

г) пергамент, книги, благовония.

7. Соотнесите историческую личность и событие:

1. Князь Владимир.

2. Князь Олег.

3. Ярослав Мудрый.

а) составление первого свода законов «Русская Правда»;

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России