Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
в) митрополит Макарий.
15. В XIV в. у русского народа формируется национальное самосознание. Выберите правильный ответ, который объясняет это понятие:
а) чувство единства народа;
б) осознание права на независимость;
в) сознание превосходства над другими народами.
16. Елена Глинская осуществила:
а) денежную реформу;
б) военную реформу;
в) административную реформу.
17. Территории, в XVI в. вошедшие в состав Русского государства, — это:
а) Казанское ханство;
б) Балтийские земли;
в) Западная Сибирь.
18. Кто из русских князей первым принял титул царя:
а) Иван III;
б) Иван Грозный
в) Михаил Романов
19. Опричнина прекратила свое существование:
а) в 1552 г.; в) в 1572 г.;
б) в 1571 г.; г) в 1584 г.
20. Соотнесите представителей культуры и сферу их деятельности:
1. И. Федоров;
2. Дионисий;
3. П. Яковлев;
4. А. Чохов.
а) русский зодчий;
б) первый русский книгопечатник;
в) ремесленник-кузнец;
г) русский живописец.
21. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал:
а) церковное строительство;
б) церковную живопись;
в) оформление церковных книг.
22. При Иване Грозном продолжался процесс закрепощения крестьян. Это подтверждается:
а) составлением нового Судебника;
б) проведением государственного учета земель и их описанием с указанием владельцев и размера угодий (писцовые книги);
в) принятием ряда указов, регулирующих взаимоотношения крестьян и феодалов.
ВАРИАНТ II
1. Определите, на каком уровне развития находились монголо-татары перед нашествием на Русь:
а) феодальной раздробленности;
б) распада первобытного общества;
в) раннефеодального государства.
2. Соотнесите понятия и их объяснение:
1. Ярлык.
2. Дань.
3. Баскаки.
а) золотоордынцы, собирающие дань на Руси;
б) ханская грамота, дающая право на княжение;
в) поборы с покоренных народов в пользу Золотой Орды.
3. В 1097 г. состоялся
Любечский съезд. Укажите,
а) прекращение княжеских усобиц;
б) разделение Киевской Руси на самостоятельные княжества;
в) объединение раздробленной Руси.
4. Во времена правления
Владимира Мономаха Русь
а) обезопасила себя от набегов кочевников-половцев;
б) заключила мирный договор с Византией на выгодных для нее условиях;
в) отстояла свою независимость от немецко-шведских рыцарей.
5. Укажите, кто был
основателем династии
а) Александр Невский;
б) Юрий Долгорукий;
в) младший сын Александра Невского Даниил.
6. На Руси формируется новое сословие – «дворянство». Оно характеризуется:
а) наличием земельного владения за несение военной службы;
б) наличием больших привилегий;
в) участием в управлении государством.
7. Определите, что входило в функции князя в Новгороде:
а) сбор налогов; б) защита города; в) суд.
8. Соотнесите территорию и города:
1. Юго-Западная Русь.
2. Северо-Западная Русь.
а) Галич;
б) Владимир;
в) Суздаль;
г) Москва;
д) Чернигов;
е) Ростов.
9. Укажите тип хозяйства, при котором отсутствуют рыночные отношения
а) фермерское; б) натуральное; в) общинное.
10. Местничество — это:
а) право распоряжения землей, полученной по наследству;
б) система распределения государственных должностей с учетом происхождения;
в) право на управление местностью.
11. По Судебнику 1497 г. срок перехода крестьян от одного феодала к другому назывался:
а) «заповедные лета»;
б) Юрьев день;
в) «урочные лета».
12. В Московском Кремле Алевиз Новый построил:
а) Благовещенский собор;
б) Успенский собор;
в) Архангельский собор.
13. Определите историческое значение победы на Куликовом поле:
а) русские войска впервые нанесли поражение монголо-татарам;
б) Русь отстояла свою независимость;
в) это положительно сказалось на процессе объединения русских земель.
14. Назовите главное произведение Андрея Рублева:
а) «Троица»;
б) Евангелие Хитрово;
в) Георгий Победоносец.
15. Определите государственное устройство России XVI века:
а) абсолютная монархия;
б) сословно-представительная монархия;
в) конституционная монархия.
16. Укажите сословия, которые были представлены в Земском соборе:
а) боярство;
б) дворянство;
в) крестьянство;
г) казачество;
д) купечество.
17. В 1550 г. был утвержден новый Судебник, который подтвердил существование:
а) «урочных лет»;
б) Юрьева дня;
в) «заповедных лет».
18. Иван Пересветов в своей челобитной Ивану Грозному указывал на необходимость:
а) государственных реформ;
б) военных реформ;
в) освоения Сибири.
19. Укажите органы правления в Русском государстве в конце XV – начале XVI в.:
а) приказы;
б) Боярская дума;
в) Избранная рада.
20. Соотнесите понятия и их объяснение
1. «Заповедные лета».
2. «Урочные лета».
3. Юрьев день.
а) время перехода крестьян от одного хозяина к другому;
б) временный запрет перехода крестьян;
в) срок сыска беглых.
21. Помещики – это:
а) дворяне, получавшие землю в награду от государя;
б) дворяне, получавшие земли в награду за службу без права передачи ее по наследству;
в) дворяне, имевшие земли за службу и передававшие ее по наследству, если сын продолжал службу.
22. Лучшим образцом шатрового стиля является:
а) церковь Вознесения в с. Коломенском;
б) Благовещенский собор;
в) церковь Ризоположения.
Литература
Основные учебники и учебные пособия
1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.
2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.
Учебная литература
электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»
(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)
1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.
Дополнительная литература
1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 35 – 96.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 41 – 51, 59, 61 – 117.
3. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 104 – 191.
4. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 60 – 128.
5. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 79 – 87, 93 – 169.
6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 50 – 84, 117 – 124.
7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 53 – 120.
8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 368 с.
9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 37 – 39, 45 – 81.
10. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 90 – 165.
11. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII века /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – С. 257 – 260, 261 – 266.
Периодические издания
1. Аракчеев В.А. Опричнина и «земщина»: к изучению административной практики в русском государстве 1560-1580-х годов // Российская история. - 2010. - № 1. - С. 16-28.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com
2. Сайт Адреса исторических библиотек
мира http://www.shpl.ru/adress/
3. Сайт Библиотека электронных ресурсов
исторического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru
5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm
6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru
7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru
8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com
9. Сайт Энциклопедический словарь «Всемирная история» http://www.rubricon.ru
Семинар № 4
Народы и древнейшие государства на территории России.
Становление и развитие
российской государственности и экономики в IX – XVIII вв.
Династический кризис и Смутное время на Руси:
конец XVI – начало XVII века
(2 часа)
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов,
фактов и событий социально-
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события
и процессы социально-
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Восстание под руководством Ивана Болотникова», «Второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского».
План
1. Экономическое и политическое положение России после смерти Ивана Грозного до 1613 г. Династический кризис. Федор Иоаннович и Борис Годунов.
2. Причины Смутного
времени. Борис Годунов и
3. Борьба за власть царя Василия Шуйского и «тушинского вора» Лжедмитрия II.
4. Шведская и открытая польская интервенция 1609 – 1612 гг. «Конечное разорение Московского царства» и Курск в Смутное время.
5. Роль народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании интервентов. Земский собор 1613 года.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
династический кризис, Смутное время, самозванство, Гражданская война, Крестьянская война, иностранная интервенция, народное ополчение, семибоярщина, «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите предпосылки и причины возникновения династического кризиса и Смутного времени в конце XVI – начале XVII века.
2. Какие внутренние и внешние
общественно-политические силы
3. Проанализируйте составы
4. Какие были последствия
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте
сводную таблицу по изучаемой
теме семинарского занятия,
а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, представителей культуры Московского государства и других стран конца XVI – начала XVII века, а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:
а) маршруты передвижения войск Лжедмитриев I и II, польских интервентов;
б) маршрут движения народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского;
в) территорию России после окончания Смутного времени.
3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 133 – 146); используйте их при подготовке вопросов и заданий.
Индивидуальные:
1. Составьте таблицу «Предпосылки, причины и последствия Смутного времени начала XVII века» (укажите и объясните какие события и процессы конца XVI – начала XVII века привели к Гражданской войне в России и потере суверенитета Российским государством; перечислите последствия Смуты).
Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России