Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

в) митрополит Макарий.

15. В XIV в. у русского народа формируется национальное самосознание. Выберите правильный ответ, который объясняет это понятие:

а) чувство единства народа;

б) осознание права на независимость;

в) сознание превосходства над другими народами.

16. Елена Глинская осуществила: 

а) денежную реформу;

б) военную реформу;

в) административную реформу.

17. Территории, в XVI в. вошедшие в состав Русского государства, — это:

а) Казанское ханство;

б) Балтийские земли;

в) Западная Сибирь.

18. Кто из русских князей первым принял титул царя:

а) Иван III;

б) Иван Грозный

в) Михаил Романов

19. Опричнина прекратила свое существование: 

а) в 1552 г.; в) в 1572 г.;

б) в 1571 г.; г) в 1584 г.

20. Соотнесите представителей культуры и сферу их деятельности:

1. И. Федоров; 

2. Дионисий;

3. П. Яковлев;

4. А. Чохов.

а) русский зодчий;

б) первый русский книгопечатник;

в) ремесленник-кузнец;

г) русский живописец.

21. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал:

а) церковное строительство;

б) церковную живопись;

в) оформление церковных книг.

22. При Иване Грозном продолжался процесс закрепощения крестьян. Это подтверждается:

а) составлением нового Судебника;

б) проведением государственного учета земель и их описанием с указанием владельцев и размера угодий (писцовые книги);

в) принятием ряда указов, регулирующих взаимоотношения крестьян и феодалов.

 

ВАРИАНТ II

1. Определите, на каком уровне развития находились монголо-татары перед нашествием на Русь:

а) феодальной раздробленности;

б) распада первобытного общества;

в) раннефеодального государства.

2. Соотнесите понятия и их объяснение:

1. Ярлык.

2. Дань.

3. Баскаки.

а) золотоордынцы, собирающие дань на Руси;

б) ханская грамота, дающая право на княжение;

в) поборы с покоренных народов в пользу Золотой Орды.

3. В 1097 г. состоялся  Любечский съезд. Укажите, какую  цель он преследовал:

а) прекращение княжеских усобиц;

б) разделение Киевской Руси на самостоятельные княжества;

в) объединение раздробленной Руси.

4. Во времена правления  Владимира Мономаха Русь решила  одну из важнейших внешнеполитических задач. А именно:

а) обезопасила себя от набегов кочевников-половцев;

б) заключила мирный договор с Византией на выгодных для нее условиях;

в) отстояла свою независимость от немецко-шведских рыцарей.

5. Укажите, кто был  основателем династии московских  князей:

а) Александр Невский;

б) Юрий Долгорукий;

в) младший сын Александра Невского Даниил.

6. На Руси формируется новое сословие – «дворянство». Оно характеризуется:

а) наличием земельного владения за несение военной службы;

б) наличием больших привилегий;

в) участием в управлении государством.

7. Определите, что входило в функции князя в Новгороде:

а) сбор налогов;   б) защита города;   в) суд.

8. Соотнесите территорию  и города:

1. Юго-Западная Русь.

2. Северо-Западная Русь.

а) Галич;

б) Владимир;

в) Суздаль;

г) Москва;

д) Чернигов;

е) Ростов.

9. Укажите тип хозяйства, при котором отсутствуют рыночные отношения

а) фермерское; б) натуральное; в) общинное.

10. Местничество — это:

а) право распоряжения землей, полученной по наследству;

б) система распределения государственных должностей с учетом происхождения;

в) право на управление местностью.

11. По Судебнику 1497 г. срок перехода крестьян от одного феодала к другому назывался:

а) «заповедные лета»;

б) Юрьев день;

в) «урочные лета».

12. В Московском Кремле Алевиз Новый построил:

а) Благовещенский собор;

б) Успенский собор;

в) Архангельский собор.

13. Определите историческое значение победы на Куликовом поле:

а) русские войска впервые нанесли  поражение монголо-татарам;

б) Русь отстояла свою независимость;

в) это положительно сказалось на процессе объединения русских земель.

14. Назовите главное произведение Андрея Рублева:

а) «Троица»;

б) Евангелие Хитрово;

в) Георгий Победоносец.

15. Определите государственное устройство России XVI века:

а) абсолютная монархия;

б) сословно-представительная монархия;

в) конституционная монархия.

16. Укажите сословия, которые  были представлены в Земском  соборе:

а) боярство;

б) дворянство;

в) крестьянство;

г) казачество;

д) купечество.

17. В 1550 г. был утвержден новый Судебник, который подтвердил существование:

а) «урочных лет»;

б) Юрьева дня;

в) «заповедных лет».

18. Иван Пересветов в своей челобитной Ивану Грозному указывал на необходимость:

а) государственных реформ;

б) военных реформ;

в) освоения Сибири.

19. Укажите органы правления в Русском государстве в конце XV – начале XVI в.:

а) приказы;

б) Боярская дума;

в)  Избранная рада.

20. Соотнесите понятия и их объяснение

1. «Заповедные лета».

2. «Урочные лета».

3. Юрьев день.

а) время перехода крестьян от одного хозяина к другому;

б) временный запрет перехода крестьян;

в) срок сыска беглых.

21. Помещики – это:

а) дворяне, получавшие землю в награду от государя;

б) дворяне, получавшие земли в награду за службу без права передачи ее по наследству;

в) дворяне, имевшие земли за службу и передававшие ее по наследству, если сын продолжал службу.

22. Лучшим образцом шатрового стиля является:

а) церковь Вознесения в с. Коломенском;

б) Благовещенский собор;

в) церковь Ризоположения.

 

Литература

 

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ  из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс]  – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

Дополнительная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 35 – 96.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 41 – 51, 59, 61 – 117.

3. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 104 – 191.

4. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 60 – 128.

5. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 79 – 87, 93 – 169.

6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 50 – 84, 117 – 124.

7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 53 – 120.

8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 368 с.

9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 37 – 39, 45 – 81.

10. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 90 – 165.

11. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII века /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – С. 257 – 260, 261 – 266.

 

 

Периодические издания

1. Аракчеев В.А. Опричнина  и «земщина»: к изучению административной практики в русском государстве 1560-1580-х годов // Российская история. - 2010. - № 1. - С. 16-28.

 

 

Интернет-ресурсы

1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/resourses/hist

3. Сайт Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm

6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru

7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru

8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com

9. Сайт Энциклопедический словарь «Всемирная история» http://www.rubricon.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар № 4

Народы  и древнейшие государства на территории России.

Становление и развитие

российской  государственности и экономики  в IX – XVIII вв.

 

Династический кризис и Смутное время на Руси:

конец XVI – начало XVII века

(2 часа)

 

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- основных процессов,  фактов и событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной  жизни, внутренней и внешней  политики России в конце XVI – начале XVII века;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории России;

- определять значение  важных исторических событий  и процессов российской истории.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Восстание под руководством Ивана Болотникова», «Второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского».

 

План 

1. Экономическое и  политическое положение России после смерти Ивана Грозного до 1613 г. Династический кризис. Федор Иоаннович и Борис Годунов.

2. Причины Смутного  времени. Борис Годунов и Лжедмитрий I.

3. Борьба за власть царя Василия Шуйского и «тушинского вора» Лжедмитрия II.

4. Шведская и открытая польская интервенция 1609 – 1612 гг. «Конечное разорение Московского царства» и Курск в Смутное время.

5. Роль народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании интервентов. Земский собор 1613 года.

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

династический кризис, Смутное время, самозванство, Гражданская война, Крестьянская война, иностранная интервенция, народное ополчение, семибоярщина, «заповедные  лета», «урочные лета», патриаршество.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при  подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

Вопросы для  обсуждения

1. Назовите предпосылки и причины возникновения династического кризиса и Смутного времени в конце XVI – начале XVII века.

2. Какие внутренние и внешние  общественно-политические силы принимали участие в Смуте? С какими требованиями они выступали? Какую роль сыграл Курский край в Смутное время?

3. Проанализируйте составы первого  и второго народных ополчений.  Какие обстоятельства стали решающим фактором развала первого и успеха второго ополчений?

4. Какие были последствия русской  Смуты начала XVII века?

 

Задания

 

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте  сводную таблицу по изучаемой  теме семинарского занятия, указав  в ней:

а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, представителей культуры Московского государства  и других стран конца XVI – начала XVII века, а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) маршруты передвижения войск Лжедмитриев I и II, польских интервентов;

б) маршрут движения народного  ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского;

в) территорию России после  окончания Смутного времени.

3. Самостоятельно прочитайте  и законспектируйте документы  из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 133 – 146); используйте их при подготовке вопросов и заданий.

 

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу  «Предпосылки, причины и последствия  Смутного времени начала XVII века» (укажите и объясните какие события и процессы конца XVI – начала XVII века привели к Гражданской войне в России и потере суверенитета Российским государством; перечислите последствия Смуты).

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России