Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) территории, вошедшие в состав России в период царствования Петра I;

б) территории, вошедшие в состав Российской империи в эпоху правления Екатерины II;

в) территорию Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева.

3. Самостоятельно прочитайте  и законспектируйте отрывки Манифеста  о даровании вольности российскому  дворянству и ответьте на вопросы.

1. Какими объективными потребностями дальнейшего развития российского общества обусловлено издание «Манифеста»?

2. Каковы заслуги Петра  I в деле превращения России  в просвещенную державу? Какие  меры воздействия применял царь  к дворянам с целью их определения  «в военные и гражданские службы» и привлечения к обучению «свободным наукам, но и многим полезным художествам»?

3. Почему обучение  и служба «казались тягостными  и несносными для дворянства»?

4. Несмотря на сопротивление  части дворянства, «все, со времен  Петра Великого владеющие Российским престолом» стремились и далее внедрять просвещение и образование в стране. Так ли это?

5. В «Манифесте» говорится, что  от проводимой политики «последовали неисчислимые пользы». Какие?

6. Далее в «Манифесте» отмечается: «А потому мы и не находим той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была». Почему такая необходимость отпала?

7. «Манифест» жалует «всему российскому  благородному дворянству вольность  и свободу». В чем они заключались?  Понятны вольность и свобода, например, для крестьян. Но дворянству-то какой вольности не доставало?

8. Екатерина II разрешила дворянам  служить «и в протчих европейских  союзных нам державах». Но ведь  хорошие чиновники и специалисты  так были нужны самой России! Почему же императрица пошла на этот шаг?

Практическое задание:

На основе изучения «Манифеста о  даровании вольности российскому  дворянству» и примеров современности  проанализируйте:

а) меры правительства  Российской Федерации по перестройке  системы образования в стране;

б) реальные возможности  каждого гражданина России учиться  там, где хочется, и тому, чему хочется;

в) фактическое положение  дел о возможности выбора гражданином  страны места службы, в том числе  и воинской, за рубежом.

 

Индивидуальные:

1. Составьте сравнительную таблицу «Внешняя политика России при Петре I и Екатерине II» (укажите и объясните основные внешнеполитические задачи, стоявшие в периоды правления Петра I и Екатерины II, и итоги проводимой ими внешней политики).

2. Составьте сравнительную  схему «Организация управления при Петре I и Екатерине II».

3. Составьте сравнительную  таблицу «Реформы Петра I и Екатерины II».

4. Подготовить мини-доклады  (краткие сообщения) на темы:

а) «Сподвижники Петра I и их роль в модернизации России»;

б) «Народные движения XVIII века».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

5. Составьте путеводитель (подготовьте слайд-шоу) по местам  боевых действий Северной войны  (1700 – 1721 гг.) и проведите его  презентацию. 

6. Напишите тексты (подготовьте  слайд-шоу) заочной экскурсии по экспозициям виртуального музея: «Дворянская культура и быт XVIII века» и проведите ее презентацию.

 

Тестовые2:

 

1. Соотнесите определения  и понятия:

1) высший законодательный, административный и судебный орган

2) центральное учреждение, распоряжавшееся государственными расходами

3) центральное учреждение, управлявшее городами

4) орган политического сыска

5) высшее должностное лицо в  Российской империи (после императора)

6) высшее должностное лицо, контролировавшее деятельность администрации

7) высшее государственное учреждение, существовавшее в ранний период правления Петра I

8) высший орган, управлявший  Русской православной церковью

а) Ближняя канцелярия

 

 

б) Синод

 

 

в) Сенат

 

г) Штатс-контор-коллегия

д) обер-фискал

 

 

е) Преображенский приказ

 

 

ж) Главный магистрат

 

 

з) генерал-прокурор


 

2. Отметьте социальные  преобразования, осуществленные в  первой четверти XVIII века:

а) ликвидация сословия служилых людей  «по прибору»

б) окончательное закрепощение крестьян

в) введение гильдий и цехов в городах

г) образование сословия государственных  крестьян из бывших холопов и беглых крепостных

д) ликвидация боярства

е) окончательная замена принципа родовитости принципом личной выслуги

ж) ликвидация белых посадов

з) образование сословия государственных крестьян из служилых людей «по прибору», из черносошных крестьян, из нерусских народов Поволжья

и) введение подворного налогообложения

к) введение подушной подати

л) освобождение дворян от уплаты налогов

м) окончательное слияние поместий и вотчин

н) отмена постойной повинности

о) распространение тягла на холопов

п) введение принципа обязательной дворянской службы

 

3.Отметьте результаты  победы России в Северной войне:

а) включение в состав России Эстонии, Литвы, Ингерманландии

б) потеря Россией постоянного выхода к Азовскому морю

в) переход Польши под покровительство  России

г) выплата Россией Швеции значительной суммы денег

д) официальное провозглашение России империей

е) ликвидация выборных гетманов на Украине

ж) получение Россией контрибуций  от Швеции

з) утверждение влияния России на Балтике

 

4. Установите хронологическую  последовательность  событий:

а) Кючук-Кайнарджийский мир

б) Георгиевский трактат

в) присоединение Крыма к Российской империи

г) созыв Уложенной комиссии

д) выход России из Семилетней войны

е) первый раздел Польши

ж) начало восстания под предводительством  Е.И. Пугачева

з) Ясский мир

и) издание Россией декларации о  вооруженном нейтралитете

к) путешествие Екатерины II в Крым

 

5. Соотнесите понятия  и определения:

1) глава системы прокурорского надзора

2) крепостной крестьянин, нанимавшийся на работу в мануфактуру

3) выборный глава Украины до 1764 г.

4) учреждение, занимавшееся финансовыми и хозяйственными делами губернии

5) глава уездного города

6) учреждение, ведавшее школами  и больницами губернии

7) лицо, осуществлявшее исполнительную власть в уезде

8) выборный исполнительный орган  городского самоуправления

9) орган центрального управления

а) приказ общественного призрения

 

б) генерал-прокурор

 

 

в) шестигласная дума

 

г) коллегия

 

 

д) гетман

е) казенная палата

 

ж) отходник

 

з) городничий

 

и) капитан-исправник


 

6. Отметьте цифрой 1 преобразования, осуществленные Екатериной II до восстания под предводительством Е.И. Пугачева, 2 – после восстания (реформы, которые так и не были осуществлены, отмечать не надо):

а) губернская реформа

б) секуляризация церковных земель

в) школьная реформа

г) сокращение числа коллегий

д) ликвидация гетманства на Украине

е) введение полицейского устава

ж) объявление свободы предпринимательства

з) издание Жалованной грамоты дворянству

и) издание Жалованной грамоты городам

к) издание Жалованной грамоты государственным  крестьянам

л) учреждение Вольного экономического общества

м) созыв Уложенной комиссии

н) издание «Свода государственных  установлений»

о) объявление свободы открытия типографий

 

Литература

 

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ  из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс]  – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

Дополнительная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 142  – 208.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 151 – 192.

3. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 272 – 373.

4. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 247 – 404.

5. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 128 – 186.

6. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 154 – 200.

7. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с.

8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 97 – 132.

9. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 214 – 276.

10. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.

 

 

Периодические издания

1. Мезин С.А. «Завещание  Петра Великого»: европейские  мифы и российская реальность // Российская история. - 2010. - № 5. - С. 18-27.

 

 

Интернет-ресурсы

1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/resourses/hist

3. Сайт Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm

6. Сайт энциклопедия «Династия Романовых» http://www.online.ru/sp/cominf/romanovs/index.html

7. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru

8. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru

9. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар № 7

Российская  империя на пути

к индустриальному  обществу XIX века.

 

Россия в  первой половине XIX века:

эволюция государства  и общества

(2 часа)

 

Цель: изучение изменений в социально-экономическом строе России, во внутренней и внешней политике русского самодержавия, общественно-политической и духовной жизни страны в первой половине XIX века

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются следующие знания:

- основных фактов и  событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной  жизни России, внутренней и внешней политики царского правительства первой половины XIX века;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки России и других стран первой половины XIX века;

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события и процессы  социально-экономической, общественно-политической и культурной истории России;

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России