Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
(2 часа)
Цель: изучение социально-экономического, общественно-политического и культурного развития России в начале XX века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных фактов и
событий социально-
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки России и других стран начала XX века;
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события
и процессы социально-
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Первая русская революция», «Русско-японская война», «Первая мировая война», «1917 год: от Февральской к Октябрьской революции», «Серебряный век русской культуры».
План
1. Кризис самодержавия и первая русская революция 1905 – 1907 гг. Образование и развитие политических партий в России.
2. От войны – к войне: опыт российского парламентаризма. Реформы Столыпина.
3. Россия в условиях
мировой войны и
4. Духовное настроение общества и «серебряный век» русской культуры.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
Революция, парламентаризм, конституционная монархия, третьеиюньская монархия, партия, терроризм, Антанта, Тройственный союз, двоевластие, республика, декадентство, символизм, акмеизм, модерн, футуризм, неоклассицизм, толстовство.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Можно ли считать Россию межреволюционного периода конституционной монархией?
2. Как считаете столыпинские
реформы могли преобразовать
Россию в ведущую
3. Почему после Февральской революции 1917 г. демократический режим недолго просуществовал?
4. Почему стал возможным приход к власти партии большевиков в Октябре 1917 года?
5. Как отразилось социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны на духовной жизни общества и культуре рубежа XIX – XX веков?
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:
а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки России и других стран конца XIX – начала XX века, а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:
а) территорию Первой русской революции 1905 – 1907 гг. с важнейшими центрами революционной борьбы;
б) боевые действия между войсками Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и России в период Первой мировой войны.
3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 340 – 414); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.
Индивидуальные:
1. Составьте сравнительную таблицу «Основные положения программ политических партий России».
2. Составьте сравнительную
таблицу «Партийный и
3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Курский край в годы Первой русской революции»;
б) «Курская губерния в период Первой мировой войны»;
в) «Курский край в феврале – октябре 1917 г.»;
г) «Аграрный вопрос в период трех революций».
Раскройте историческое и современное значение этих событий.
4. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) на тему: «Кризис русского самодержавия в начале XX века» свое аргументированное мнение о том, почему в этот период общественно-политическая система страны переживала кризис; какие меры, неиспользованные царской властью, Вы предложили бы по выходу из него, какие реформаторские идеи начала XX века рекомендовали бы использовать современным политикам.
5. Составьте путеводитель
(подготовьте слайд-шоу) по
6. Напишите тексты (подготовьте
слайд-шоу) заочных экскурсий
по экспозициям виртуального
музея: «Серебряный век
Тестовые5:
1.Соотнесите событие и дату:
1. Русско-японская война 2. Первая русская революция 3. Первая мировая война 4. Февральская революция 5. Октябрьская революция |
а) 25 октября 1917 г. б) 1914 – 1918 гг.
в) 23 февраля – 2 марта 1917 г. г) 1904 – 1905 гг. д) 9 января 1905 г. – 3 июня 1907 г. |
2. Внутренний кризис России в конце 1916 – начале 1917 гг. проявился в:
а) создании системы Особых совещаний по мобилизации ресурсов на нужды фронта и военно-промышленных комитетов
б) росте цен на товары народного потребления
в) нехватке продовольствия в городах
г) росте роли и влияния Государственной
думы при решении важнейших государс
д) образовании в Думе «Прогрессивного блока» (1915 г.)
е) формировании ответственного перед Думой министерства
ж) принятии Николаем II обязанностей верховного главнокомандующего на себя
з) серии катастрофических поражений на фронте
и) «распутинщине»
к) «министерской чехарде»
л) падении престижа монархии
м) росте недовольства затяжной войной на фронте и в тылу
н) транспортном и топливном кризисе
3. Как называется период российской истории, когда в феврале – июне 1917 г. существовала параллельно с Временным правительством революционная организация (Петросовет), обладавшая фактической властью в стране – ________________.
4. Восстановите хронологическую последовательность событий Февральской революции:
а) выступление роты Павловского полка против конной полиции
б) всеобщая политическая стачка в Петрограде
в) отречение Михаила Романова
г) переход всего петроградского гарнизона на сторону демонстрантов
д) отречение Николая II
е) создание Петросовета и Временного комитета Государственной думы
ж) указ о роспуске Государственной думы
з) образование Временного правительства
и) демонстрация женщин в Петрограде,
требовавших хлеба и
5. Духовное состояние
российского общества в начале
а) ощущение гармонии человека и природы
б) ощущение нарушения гармонии между человеком и природой
в) ощущение падения значимости индивидуального в результате стандартизации всех сторон человеческого бытия
г) чувство надвигающейся
д) разрушение традиционных представлений и ценностей
е) ощущение стабильности и процветания
ж) расцвет культуры
з) упадок в науке
и) утверждение христианских моральных ценностей
к) философские и духовные искания
Литература
Основные учебники и учебные пособия
1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.
2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.
Учебная литература
электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»
(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)
1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.
Дополнительная литература
1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 302 – 350.
2. Афанасьев А.Д. Социально-экономическое развитие и политическая борьба в России (1907 – 1914 гг.): учеб. пособие. – Курск: Изд-во КГСХА, 2004. – 54 с.
3. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 256 – 303.
4. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 489 – 551.
5. Иванченкова О.В., Лернер Л.А. Россия в конце XIX – начале XX века: Актуальные проблемы исторического развития (учебно-метод. пособие). – Курск: Изд-во КГСХА, 2005. – 36 с.
6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 284 – 337.
7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 301 – 355.
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 194 – 262.
9. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 18 – 59.
10. Федоров В.А. История России. 1861 – 1917: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 182 – 367.
11. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.
Периодические издания
1. Новикова Л.Г. Революция 1917 года и Гражданская война в российской провинции: взгляд двух западных историков // Российская история. - 2009. - № 6. - С. 169-176.
2. Соловьев К.А. Механизмы взаимодействия исполнительной и представительной ветвей власти, 1906-1914 годы // Российская история. - 2009. - № 4. - С. 60-76.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com
2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/
3. Сайт Библиотека электронных ресурсов
исторического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru
5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm
6. Сайт энциклопедия «Династия Романовых» http://www.online.ru/sp/
7. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru
8. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru
9. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com
Семинар № 10
Россия и мир в начале XX века
Формирование Советского государства
(1917 – 1921 гг.)
(2 часа)
Цель: изучение социально-экономического, внутриполитического развития и международного положения Советской России в 1917 – 1921 гг.
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных фактов и
событий социально-
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки Советской России и других стран 1917 – 1921 гг.;
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события
и процессы социально-
Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России