Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
- определять значение важных
исторических событий и
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Русские заграничные походы 1813 – 1815 гг.», «Архитектура первой половины XIX века», «Живопись первой половины XIX века», «Литература первой половины XIX века».
План
1. Социально-экономическое
развитие России в первой
2. Внутренняя и внешняя политика
российского самодержавия в
3. Внутренняя и внешняя политика России во второй четверти XIX века.
4. Общественно-политическая
и духовная жизнь общества. Декабристы
и начало освободительного
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
Промышленный переворот, министерство, кодификация законов, аракчеевщина, континентальная блокада, Отечественная война, русские заграничные походы, «венская система», Священный союз, жандарм Европы, теория официальной народности, декабристы, славянофилы, западники, петрашевцы, разночинцы, теория общинного социализма, «золотой век» русской культуры, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Какие изменения
произошли в социально-
2. Какие общие и
отличительные черты можно
3. Какие изменения
произошли в отечественной
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте
сводную таблицу по изучаемой
теме семинарского занятия,
а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки России и других стран первой половины XIX века, а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:
а) боевые действия русской и французской армий в период Отечественной войны 1812 г. и заграничные походы русской армии в 1813 – 1814 гг.;
б) территории, вошедшие в состав Российской империи в XIX в.
3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 220 – 291); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.
Индивидуальные:
1. Составьте таблицу
«Кризис феодально-
2. Составьте сравнительную таблицу «Внутренняя политика Александра I и Николая I».
3. Составьте сравнительную
таблицу «Внешняя политика
4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Бородинское сражение 1812 г.»;
б) «Реформа управления государственными крестьянами под руководством П.Д. Киселева в 1837 – 1841 гг.».
Раскройте историческое и современное значение этих событий.
5. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) на тему: «Русская общественно-политическая мысль в первой половине XIX века» свое аргументированное мнение о том, почему в начале XIX века у «образованного общества» возродился интерес к народным культурным традициям, какое из общественно-политических течений больше соответствовало интересам народа, какие идеи первой половины XIX века рекомендовали бы использовать современным политикам России.
6. Составьте путеводитель
(подготовьте слайд-шоу) по
7. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея: «Архитектура первой половины XIX века», «Живопись первой половины XIX века», «Литература первой половины XIX века» и проведите их презентацию.
Тестовые3:
1. Почему крепостное право тормозило развитие экономики России:
а) оно делало весьма узким рынок рабочей силы в России
б) в условиях крепостного права только правительство было способно развивать фабрики
в) оно создавало текучесть кадров на фабриках, а это мешало рабочим осваивать машины
г) оно тормозило технический прогресс в крестьянском хозяйстве
д) при крепостном праве помещики заботились о крестьянах, и поэтому у крестьян не было необходимости развивать свое хозяйство
е) при крепостном праве у помещиков не было необходимости вести хозяйство, рассчитанное на рынок
ж) размер феодальных повинностей был так высок, что крестьяне почти не могли прокормиться и бежали в Сибирь
з) крепостным крестьянам было трудно заводить собственное дело, так как помещик мог все конфисковать
и) владельцы фабрики были вынуждены включать в сумму заработной платы рабочим-отходникам размеры их оброка, который они выплачивали помещику
2. Отметьте цифрой 1 преобразования, осуществленные Александром I до войны 1812 г., 2 – после войны 1812 г.:
а) издание указа о «вольных хлебопашцах»
б) создание системы военных поселений
в) отмена крепостного права в Прибалтике
г) создание системы министерств
д) учреждение Государственного совета – высшего законосовещательного органа
е) введение конституции в Польше
ж) издание либерального университетского устава
з) разрешение приобретать землю недворянам
и) создание Министерства духовных дел и народного просвещения
3. Отметьте цифрой 1 черты
реформ и политики Александра I
а) бюрократический характер реформаторства
б) признание незыблемости самодержавного строя
в) попытки решить крестьянский вопрос
г) связь с некоторыми идеями французских просветителей
д) признание превосходства России над странами Европы
е) стремление не задавать интересы широких слоев российского дворянства
4. Отметьте цифрой 1 воззрения славянофилов, 2 – идеи западников, 3 – их общие идеи:
а) высокая оценка преобразований Петра I
б) Россия должна развиваться особым, самобытным путем
в) крепостное право должно быть отменено
г) реформы Петра I нарушили нормальное историческое развитие России
д) общность в историческом развитии России и стран Европы
е) общественный идеал – патриархальное, традиционное общество, крестьянская община
ж) общественный идеал – общество, основанное на либеральных ценностях
5. Отметьте причины поражения России в Крымской войне:
а) впервые она воевала с
б) российская армия и флот были хуже оснащены, чем армия и флот Турции
в) были слабо развиты средства сообщения в стране
г) вооружение армии не соответствовало уровню середины XIX в.
д) англо-французские десанты
е) организация армии была слишком отсталой
ж) был слишком быстро сдан Севастополь
6. Соотнесите сооружения и архитекторов:
1) биржа на Васильевском острове 2) Московский университет на Моховой 3) храм Христа Спасителя 4) Адмиралтейство 5) Триумфальная арка 6) Триумфальная колонна на |
1) Д.И. Жилярди 2) К.А. Тон 3) А.Д. Захаров 4) К.И. Росси 5) Тома де Томон 6) О.И. Бове 7) Монферан |
Литература
Основные учебники и учебные пособия
1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.
2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.
Учебная литература
электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»
(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)
1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.
Дополнительная литература
1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 209 – 261.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 193 – 225, 247 – 251.
3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 374 – 441, 481 – 488.
4. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 405 – 550.
5. История России. XIX век: Учеб. для студ. высш. заведений: В 2 ч. / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1. – 256 с.
6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 187 – 247.
7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 200 – 246.
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 155 – 183.
9. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 277 – 372.
10. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. Учеб. пособие по спец. «История». – М.: Высш. шк., 1999. – С. 8 – 171, 357 – 426.
11. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.
12. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – С. 8 – 280.
Периодические издания
1. Минаков А.Ю. Социально-
Интернет-ресурсы
1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com
2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/
3. Сайт Библиотека электронных ресурсов
исторического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru
5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm
6. Сайт энциклопедия «Династия Романовых» http://www.online.ru/sp/
7. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru
8. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru
9. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com
Семинар № 8
Российская империя на пути
к индустриальному обществу XIX века.
Модернизация и реформы 60 – 70-х годов XIX века в России
(2 часа)
Цель: изучение особенностей российской модернизации второй половины XIX века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных фактов и
событий социально-
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки России и других стран второй половины XIX века;
Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России