Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

- определять значение  важных исторических событий  и процессов российской истории.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Гражданская война», «Галерея портретов политических лидеров Гражданской войны».

План 

1. Гражданская война и иностранная интервенция, их результаты и последствия:

- социальные группы, классы  и партии в 1918 – 1920 гг.

- основные этапы Гражданской  войны; белый и красный террор  летом 1918 г., убийство царской семьи.

2. Политика «военного  коммунизма» и ее последствия.  Кронштадтский мятеж 1921 г.

3. Складывание Советской  государственности. Конституция  РСФСР 1918 г.

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

Гражданская война, иностранная  интервенция, политика «военного коммунизма», белое движение, террор, национализация, социализация, продовольственная диктатура, продразверстка, конституция, лишенцы, бывшие люди.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

Вопросы для  обсуждения

1. Почему Россия раскололась  на два враждебных политических лагеря? Почему иностранные державы помогали белому движению?

2. Почему большевистская партия одержала победу в Гражданской войне?

3. Какой точки зрения Вы придерживайтесь относительно хронологических рамок Гражданской войны?

4. Почему в Советской  России установился однопартийный  (большевистский) режим?

5. В чем заключались причины перехода Советского правительства к политике «военного коммунизма»? Какие были последствия от проведения данного внутриполитического курса?

 

Задания

 

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте  сводную таблицу по изучаемой  теме семинарского занятия, указав  в ней:

а) имена выдающихся государственных  и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки России и других стран 1917 – 1921 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте  ход Гражданской войны.

3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 415 – 448); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу  «Политика военного коммунизма: 1918 – 1921 гг.» (укажите и объясните причины, основные мероприятия, итоги и последствия политики).

2. Составьте таблицу  «Основные этапы Гражданской  войны» (укажите и объясните предпосылки и причины, главные события каждого из этапов, итоги и последствия войны).

3. Составьте сравнительную  таблицу «Основные движущие силы  Гражданской войны (социальные  группы, партии и т.д.) и их программные  требования».

4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Учредительное собрание 1918 г.»;

б) «Брестский мир 1918 г.»;

в) «Мятеж чехословацкого корпуса»;

г) «Советско-польская война 1920 г.»;

д) «Кронштадтский мятеж 1921 г.»;

е) «Тамбовское восстание».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

5. Изложите в форме  мини-сочинения (эссе) на тему: «Гражданская  война в России» свое аргументированное  мнение о том, почему в России  стала возможна Гражданская война; какие меры Вы предложили бы по недопущению братоубийственной войны в стране.

6. Составьте путеводитель (подготовьте слайд-шоу) по важнейшим  местам и событиям Гражданской войны, в том числе на территории Курской губернии, и проведите его презентацию.

7. Напишите тексты (подготовьте  слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея: «Галерея портретов политических лидеров Гражданской войны» (история жизни, политическая, военная карьера и т.п.) и проведите их презентацию.

 

Тестовые6:

 

1. Основными мероприятиями  политики «военного коммунизма»  были:

а) введение ограниченной свободы торговли хлебом с целью снизить количество и размах крестьянских восстаний

б) введение денежной продразверстки

в) введение натуральной продразверстки

г) ускоренная национализация всех отраслей промышленности

д) открытие бирж труда с целью привлечь к делу обеспечения фронта все безработное население

е) введение всеобщей трудовой повинности

ж) трудовая мобилизация населения  для выполнения лесозаготовительных, дорожных, строительных и подобных им работ

з) натурализация зарплаты

и) уравнительная оплата труда

к) фактическое упразднение товарно-денежных отношений

л) выпуск первых советских денег  и изъятие из обращения других валют

м) отмена платы за жилье, коммунальные услуги, транспорт

н) запрет на продажу продовольственных  товаров

о) запрет на продажу товаров широкого потребления, распределявшихся государством в форме натуральной заработной платы

п) полная ликвидация рыночной торговли

р) создание сверхцентрализованных  хозяйственных органов, ведающих учетом и распределением всей имеющейся продукции

 

2. Соотнесите события  и даты:

1. восстание чехословацкого корпуса

2. расстрел царской семьи

3. левоэсеровский мятеж в Москве

4. борьба между Красной армией  и  войсками А.В. Колчака

5. борьба Советского правительства  против объединенных сил Юга России под командованием А.И. Деникина

6. Советско-польская война

7. борьба между Красной армией  и войсками генерала П.Н. Врангеля

а) декабрь 1918 г.–январь 1920 г.

 

б) май 1918 г.

в) 16 июля 1918 г.

 

г) 6 – 7 июля 1918 г.

 

д) апрель – ноябрь 1920 г.

 

 

 

е) июль 1919 г. – март 1920 г.

ж) апрель – октябрь 1920 г.


 

3. Восстановите хронологическую  последовательность событий, связанных  с формированием однопартийной  системы в Советской России:

а) уход меньшевиков и правых эсеров со II съезда Советов

б) включение левых эсеров в состав Советского правительства

в) подписание Брестского мира

г) первый кризис Советского правительства, связанный с выступлением Викжеля

д) формирование Советского правительства  из представителей только большевистской партии

е) запрет партии кадетов и арест ее лидеров

ж) левоэсеровский мятеж в Москве

з) III Всероссийский съезд Советов

и) расстрел демонстрации в поддержку  Учредительного собрания

к) проведение выборов в Учредительное  собрание

л) исключение левых эсеров из состава  Советов всех ступеней

м) роспуск Учредительного собрания

н) выход левых эсеров из Советского правительства

о) протест левых эсеров против создания комбедов

 

4. Вооруженной борьбой  различных социальных групп населения  страны, в основе которой лежат  глубокие социально-экономические и политико-идеологические противоречия, называется ____________________________.

 

 

Литература

 

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

 

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ  из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс]  – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

 

Дополнительная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 353 – 368.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 305 – 321.

3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 549 – 574.

4. Ильина З.Д., Кузьмина В.М. Из истории культуры Курского края: 1917 – 1930-е годы: (учеб. пособие). – Курск: Изд-во КГСХА, 2004. – 120 с.

5. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 338 – 353, 389 – 391.

6. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 355 – 385.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 263 – 295.

8. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 59 – 106.

9. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.

 

Периодические издания

1. Медушевский А.Н.  Учредительное собрание как политический  институт революционного периода // Отечественная история. - 2008. - № 2. - С. 3-29.

2. Новикова Л.Г. Революция  1917 года и Гражданская война  в российской провинции: взгляд двух западных историков // Российская история. - 2009. - № 6. - С. 169-176.

Интернет-ресурсы

1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/resourses/hist

3. Сайт Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm

6. Сайт энциклопедия «Династия Романовых» http://www.online.ru/sp/cominf/romanovs/index.html

7. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru

8. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru

9. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com

10. Сайт Советский период в материалах архивов http://www.ncsa.uiuc.edu

11. Сайт Гражданская война в России 1918-1920 http://www/shortway.to/civil

 

 

Семинар № 11

Советское государство: 1921 – 1945 гг.

 

Социально-экономическое  и

культурно-политическое развитие СССР

в 20 – 30-е гг.

(2 часа)

 

Цель: изучение социально-экономического, внутриполитического, международного положения и культурного развития РСФСР – СССР в 20 – 30-е гг.

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- основных фактов и  событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной  жизни страны, внутренней и внешней  политики Советского правительства в 20 – 30-е гг.;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки РСФСР – СССР и других стран 20 – 30-х гг.;

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической и культурной истории России;

- определять значение  важных исторических событий  и процессов российской истории.

 

Материально-техническое оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Политические  и культурные центры российской эмиграции 20 – 30-х гг.», «Советская и российская эмигрантская культура».

 

План

1. Международное и  внутреннее положение страны  после окончания Гражданской войны. НЭП (1921 – 1928 гг.). Образование СССР.

2. Конец 20-х – 30-е  гг.: демонтаж НЭП, индустриализация, коллективизация, культурная революция.

3. Новая советская  конституция (1936 г.) и массовые  политические репрессии. Культ личности И.В. Сталина.

4. Государственная идеология  и духовная жизнь страны в  20 – 30-е гг. Советская культура  и культура российской эмиграции  (российского зарубежья).

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России