Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

 

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу  «Основные этапы Великой Отечественной  войны» (укажите и объясните предпосылки и причины войны, особенности и основные события этапов, итоги и значение победы СССР над фашистской Германией).

2. Составьте сравнительную  таблицу «Конференции антигитлеровской  коалиции». 

3. Подготовьте мини-доклады  (краткие сообщения) на темы:

а) «Оборона Брестской  крепости»;

б) «Московская битва»;

в) «Сталинградская битва»;

г) «Курская битва»;

д) «Блокада Ленинграда»;

е) «Курская область в  период немецко-фашистской оккупации (1941 – 1943 гг.)».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

4. Изложите в форме  мини-сочинения (эссе) на тему: «Вклад  СССР в победу над фашизмом» свое аргументированное мнение о том, какую роль сыграл Советский Союз в уничтожении «коричневой чумы XX века», какие исторические уроки можно извлечь из проводившейся мировыми державами политики умиротворения гитлеровской Германии.

5. Составьте путеводитель (подготовьте слайд-шоу) по основным  местам боевых действий Великой Отечественной и проведите его презентацию.

6. Напишите тексты (подготовьте  слайд-шоу) заочных экскурсий  по экспозициям виртуального  музея «Герои Великой Отечественной войны», «Полководцы Великой Отечественной войны» и проведите их презентацию.

 

Литература

Основные учебники и учебные пособия

 

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

 

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ  из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс]  – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

Дополнительная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 400 – 444.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 348 – 351, 355 – 375.

3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 602 – 647.

4. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 385 – 388, 399 – 415.

5. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 417 – 425, 437 – 460.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 338 – 389.

7. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 240 – 254.

8. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.

 

Периодические издания

1. Минц М.М. «Стратегия сокрушения»: Стратегическая и военно-техническая концепции будущей войны в структуре советской военной доктрины 1930-х - начала 1940-х гг. // Российская история. - 2010. - № 3. - С. 3-18.

 

Интернет-ресурсы

1. Сайт Электронная  библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/resourses/hist

3. Сайт Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm

6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru

7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru

8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com

9. Сайт Советский период в материалах архивов http://www.ncsa.uiuc.edu

10. Сайт Великая Отечественная война 1941-1945 http://avacha.virtualave.net

11. Сайт Вторая мировая война в русском интернете http://www.chat.ru/~world_war2

12. Сайт Битва за Москву во время второй мировой войны http://www.serpukhov.su

13. Сайт Устная история http://www.newlocalhistory.com/ustnaya/

 

2 занятие

(2 часа)

 

Форма занятия – семинар в форме разработки и реализации проекта «Изучение истории Великой Отечественной войны на примере судеб ветеранов»

 

Цель: углубление знаний о Великой Отечественной войне на основе изучения судеб ветеранов; воспитание патриотизма и гражданственности у студентов; развитие организаторских и творческих способностей студентов

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- о Великой Отечественной  войне с точки зрения современников  событий;

- важнейших методологических концепций исторического процесса, в частности «устной истории» (oral history);

- особенностей исторического  анализа событий, процессов и  явлений прошлого;

умения:

- проводить комплексный  поиск исторической информации  в источниках разного типа;

- осуществлять внешнюю  и внутреннюю критику источника  (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

- различать в исторической  информации факты и мнения, описания  и объяснения, гипотезы и теории;

- использовать принципы  причинно-следственного, структурно-функционального,  временного и пространственного  анализа для изучения исторических процессов и явлений;

- формировать собственный  алгоритм решения историко-познавательных  задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его собственными историческими знаниями;

- участвовать в групповой  исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации, тезисов.

 

Технология  проведения занятия.

Студенты под руководством преподавателя разрабатывают проект «Изучение истории Великой отечественной войны на примере судеб ветеранов»: определяются задачи исследовательской деятельности, составляется план работы, знакомятся с методикой использования метода «устной истории», осуществляется интервьюирование ветеранов, обработка материалов, презентация проекта (публичная защита проекта) и проводится его экспертиза.

 

Срок подготовки проекта  – в течение семинарского занятия.

 

Функция преподавателя  на занятии – консультирование, наблюдение за работой студентов.

 

Материально-техническое  оборудование.

Мультимедийное оборудование.

Фотоаппарат.

Видеокамера.

Диктофон.

Бумага.

Необходим доступ в Интернет, в частности на сайты, посвященные  изучению «устной истории» (например, http://www.newlocalhistory.com/ustnaya/).

 

Описание занятия

 

1. Подготовительный  этап.

В связи с тем, что  выполнение проекта требует длительной подготовки, преподаватель на первом (вводном) семинарском занятии знакомит студентов с предстоящей поисковой работой на основе использования метода «устной истории».

Составляется календарный  план работы.

Под руководством преподавателя  студенты изучают историю Великой  Отечественной войны в рамках соответствующего семинара.

Преподаватель дает задание  по изучению истории своей семьи, родственников с целью создания семейного или личного архива.

Студенты собирают имеющиеся  у родственников или знакомых – современников Великой Отечественной войны – фотографии, письма, сведения о военных наградах и т.д.

Перед интервью с ветераном  составляется на основе типовой анкеты индивидуальный вопросник, чтобы не упустить ценную информацию; с этой целью готовится тетрадь для записи воспоминаний, в которой выделяются основные моменты из жизни собеседника. Важно как можно ближе к устному рассказу произвести запись в тетрадь (можно также использовать диктофон).

Работа над текстом  воспоминаний осуществляется примерно в такой последовательности:

- записать ответы по  биографии в соответствии с  анкетой;

- записать воспоминания  о личном участии ветерана  в боевых действиях и участии его однополчан в эпизодах боевых действий, о работе на трудовом фронте;

- объединить все яркие  эпизоды логическими переходами  или обозначить их соответствующими подзаголовками;

- воспоминания могут  содержать описание собственных действий ветерана, его боевых командиров и товарищей во время войны.

Используется следующая примерная анкета:

 

Анкета для ветерана

Великой Отечественной  войны

 

 

1. Фамилия, имя, отчество

2. Домашний адрес, телефон

3. Число, месяц, год  рождения

4. Место рождения

5. Национальность

6. Образование (что  и когда закончил)

7. Состоял ли в рядах  ВЛКСМ (с какого года), партийность  (год и месяц вступления в ряды КПСС)

8. Род занятий в  довоенный период

9. Яркие воспоминания о первом дне Великой Отечественной войны

10. Когда и при каких  обстоятельствах попали в действующую  армию, в составе какой воинской  части, партизанского отряда, подпольной  организации, на каких фронтах воевали?

11. Краткое описание  наиболее памятных эпизодов периода Великой Отечественной войны, перечень военных операций, в которых принимали участие

12. Какие получены боевые  награды, за какой подвиг?

13. Имелись ли ранения  и контузии? Какие воспоминания  сохранились о времени пребывания  в госпитале или медсанбате?

14. Где завершили свой  боевой путь?

15. Когда вернулись  домой после демобилизации?

16. Где трудились в  послевоенный период (обязательно  указать название района, города, где расположено предприятие, организация, учреждение)

17. В какой ветеранской организации состоите на учете?

18. Дата заполнения  анкеты

19. Подпись ветерана

20. Подпись студента

21. Копии или подлинники  фотографий военных лет, наградных  документов, фронтовых писем

 

3. Основной  этап.

На семинарском занятии (возможно в форме учебной конференции) студенты проводят презентации (публичные защиты) своих проектов.

 

4. Экспертиза  проекта. Подведение итогов.

Под руководством преподавателя  студенты осуществляют экспертизу собранных  материалов, оформленных в доклад, реферат и т.п. (обсуждаются достоинства и недостатки работ, трудности в сборе сведений, преподавателем даются рекомендации по устранению недочетов, определяются возможные направления в дальнейшей поисковой работе и др.).

 

При подготовке к занятию рекомендуется использовать издание лаборатории локальной истории Курского края: Ильина З.Д., Кузнецова Л.А., Локтионова А.И., Лебедева О.В. Изучение истории Великой Отечественной войны на примере судеб ветеранов. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2010. – 120 с.

 

 

Семинар № 13

Советский Союз в условиях холодной войны. Распад СССР.

Формирование  новой российской государственности 

(1990-е  – 2000-е гг.).

 

СССР в послевоенном мире: 1946 – 1964 гг.

Хрущевская  оттепель в культуре

(2 часа)

 

Цель: изучение социально-экономического, внутриполитического, культурного развития и международного положения СССР в 1946 – 1964 гг.

 

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- основных фактов и  событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной жизни СССР, внутренней и внешней политики советского правительства в 1946 – 1964 гг.;

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России