Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
Индивидуальные:
1. Составьте таблицу
«Основные этапы Великой
2. Составьте сравнительную
таблицу «Конференции
3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Оборона Брестской крепости»;
б) «Московская битва»;
в) «Сталинградская битва»;
г) «Курская битва»;
д) «Блокада Ленинграда»;
е) «Курская область в период немецко-фашистской оккупации (1941 – 1943 гг.)».
Раскройте историческое и современное значение этих событий.
4. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) на тему: «Вклад СССР в победу над фашизмом» свое аргументированное мнение о том, какую роль сыграл Советский Союз в уничтожении «коричневой чумы XX века», какие исторические уроки можно извлечь из проводившейся мировыми державами политики умиротворения гитлеровской Германии.
5. Составьте путеводитель
(подготовьте слайд-шоу) по
6. Напишите тексты (подготовьте
слайд-шоу) заочных экскурсий
по экспозициям виртуального
музея «Герои Великой Отечестве
Литература
Основные учебники и учебные пособия
1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.
2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.
Учебная литература
электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»
(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)
1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.
Дополнительная литература
1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 400 – 444.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 348 – 351, 355 – 375.
3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 602 – 647.
4. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 385 – 388, 399 – 415.
5. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 417 – 425, 437 – 460.
6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 338 – 389.
7. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 240 – 254.
8. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.
Периодические издания
1. Минц М.М. «Стратегия сокрушения»: Стратегическая и военно-техническая концепции будущей войны в структуре советской военной доктрины 1930-х - начала 1940-х гг. // Российская история. - 2010. - № 3. - С. 3-18.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com
2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/
3. Сайт Библиотека электронных ресурсов
исторического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru
5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm
6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru
7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru
8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com
9. Сайт Советский период в материалах архивов http://www.ncsa.uiuc.edu
10. Сайт Великая Отечественная война 1941-1945 http://avacha.virtualave.net
11. Сайт Вторая мировая война в русском интернете http://www.chat.ru/~world_war2
12. Сайт Битва за Москву во время второй мировой войны http://www.serpukhov.su
13. Сайт Устная история http://
2 занятие
(2 часа)
Форма занятия – семинар в форме разработки и реализации проекта «Изучение истории Великой Отечественной войны на примере судеб ветеранов»
Цель: углубление знаний о Великой Отечественной войне на основе изучения судеб ветеранов; воспитание патриотизма и гражданственности у студентов; развитие организаторских и творческих способностей студентов
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- о Великой Отечественной
войне с точки зрения
- важнейших методологических концепций исторического процесса, в частности «устной истории» (oral history);
- особенностей исторического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
умения:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю
и внутреннюю критику
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы
причинно-следственного,
- формировать собственный
алгоритм решения историко-
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации, тезисов.
Технология проведения занятия.
Студенты под руководством преподавателя разрабатывают проект «Изучение истории Великой отечественной войны на примере судеб ветеранов»: определяются задачи исследовательской деятельности, составляется план работы, знакомятся с методикой использования метода «устной истории», осуществляется интервьюирование ветеранов, обработка материалов, презентация проекта (публичная защита проекта) и проводится его экспертиза.
Срок подготовки проекта – в течение семинарского занятия.
Функция преподавателя на занятии – консультирование, наблюдение за работой студентов.
Материально-техническое оборудование.
Мультимедийное оборудование.
Фотоаппарат.
Видеокамера.
Диктофон.
Бумага.
Необходим доступ в Интернет,
в частности на сайты, посвященные
изучению «устной истории» (например, http://www.newlocalhistory.
Описание занятия
1. Подготовительный этап.
В связи с тем, что выполнение проекта требует длительной подготовки, преподаватель на первом (вводном) семинарском занятии знакомит студентов с предстоящей поисковой работой на основе использования метода «устной истории».
Составляется календарный план работы.
Под руководством преподавателя студенты изучают историю Великой Отечественной войны в рамках соответствующего семинара.
Преподаватель дает задание по изучению истории своей семьи, родственников с целью создания семейного или личного архива.
Студенты собирают имеющиеся у родственников или знакомых – современников Великой Отечественной войны – фотографии, письма, сведения о военных наградах и т.д.
Перед интервью с ветераном составляется на основе типовой анкеты индивидуальный вопросник, чтобы не упустить ценную информацию; с этой целью готовится тетрадь для записи воспоминаний, в которой выделяются основные моменты из жизни собеседника. Важно как можно ближе к устному рассказу произвести запись в тетрадь (можно также использовать диктофон).
Работа над текстом воспоминаний осуществляется примерно в такой последовательности:
- записать ответы по биографии в соответствии с анкетой;
- записать воспоминания о личном участии ветерана в боевых действиях и участии его однополчан в эпизодах боевых действий, о работе на трудовом фронте;
- объединить все яркие
эпизоды логическими
- воспоминания могут содержать описание собственных действий ветерана, его боевых командиров и товарищей во время войны.
Используется следующая примерная анкета:
Анкета для ветерана
Великой Отечественной войны
1. Фамилия, имя, отчество
2. Домашний адрес, телефон
3. Число, месяц, год рождения
4. Место рождения
5. Национальность
6. Образование (что и когда закончил)
7. Состоял ли в рядах ВЛКСМ (с какого года), партийность (год и месяц вступления в ряды КПСС)
8. Род занятий в довоенный период
9. Яркие воспоминания о первом дне Великой Отечественной войны
10. Когда и при каких
обстоятельствах попали в
11. Краткое описание наиболее памятных эпизодов периода Великой Отечественной войны, перечень военных операций, в которых принимали участие
12. Какие получены боевые награды, за какой подвиг?
13. Имелись ли ранения
и контузии? Какие воспоминания
сохранились о времени
14. Где завершили свой боевой путь?
15. Когда вернулись домой после демобилизации?
16. Где трудились в послевоенный период (обязательно указать название района, города, где расположено предприятие, организация, учреждение)
17. В какой ветеранской организации состоите на учете?
18. Дата заполнения анкеты
19. Подпись ветерана
20. Подпись студента
21. Копии или подлинники
фотографий военных лет,
3. Основной этап.
На семинарском занятии (возможно в форме учебной конференции) студенты проводят презентации (публичные защиты) своих проектов.
4. Экспертиза проекта. Подведение итогов.
Под руководством преподавателя студенты осуществляют экспертизу собранных материалов, оформленных в доклад, реферат и т.п. (обсуждаются достоинства и недостатки работ, трудности в сборе сведений, преподавателем даются рекомендации по устранению недочетов, определяются возможные направления в дальнейшей поисковой работе и др.).
При подготовке
к занятию рекомендуется
Семинар № 13
Советский Союз в условиях холодной войны. Распад СССР.
Формирование новой российской государственности
(1990-е – 2000-е гг.).
СССР в послевоенном мире: 1946 – 1964 гг.
Хрущевская оттепель в культуре
(2 часа)
Цель: изучение социально-экономического, внутриполитического, культурного развития и международного положения СССР в 1946 – 1964 гг.
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных фактов и
событий социально-
Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России