Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки СССР и других стран в 1946 – 1964 гг.;
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события
и процессы социально-
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Советская культура послевоенного периода», «Советская культура в период “хрущевской оттепели”».
План
1. «Холодная война»
и трудности восстановления
2. 1953 г. Изменения в
политическом режиме страны
3. Международные отношения
в условиях «хрущевской
4. Социально-экономические и культурные изменения в СССР после ХХ съезда КПСС. Политический портрет Н.С. Хрущева.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
«Социалистический лагерь», холодная война, Берлинский кризис, Карибский кризис, космополитизм, десталинизация, «хрущевская оттепель», реабилитация, волюнтаризм.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Почему в послевоенном внутриполитическом курсе сохранились прежние тенденции?
2. В связи с чем приоритетным направлением в экономической политике являлось развитие тяжелой промышленности и создание военно-промышленного комплекса?
3. Почему после смерти И.В. Сталина руководство Советского государства изменило внутри- и внешнеполитический курсы развития страны?
4. Почему к середине 60-х гг. страна оказалась на пороге социально-экономического кризиса?
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:
а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки Советского Союза и других стран 1946 – 1964 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте – территории государств, вошедших в состав Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 501 – 518, 527 – 532); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.
Индивидуальные:
1. Составьте таблицу
«Культурная жизнь СССР в 1946
– 1964 гг.» (укажите и объясните
основные отличительные и
2. Составьте сравнительную
таблицу «Сельское хозяйство
СССР в 1946 – 1964 гг.» (укажите
задачи, результаты и последствия
развития аграрного сектора
3. Составьте сравнительную таблицу «Промышленность СССР в 1946 – 1964 гг.» (укажите задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1946 – 1953 и 1953 – 1964 гг.).
4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Ленинградское дело»;
б) «Аграрная политика Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева»;
в) «Карибский кризис 1962 г.».
Раскройте историческое и современное значение этих событий.
5. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) на тему: «Хрущевская оттепель» свое аргументированное мнение о том, почему в 1953 – 1964 гг. демократизация жизни советского общества имела ограниченный характер. На Ваш взгляд, в случае неудачи отстранения от власти Н.С. Хрущева мог ли стать СССР демократической страной?
6. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре послевоенного периода и «хрущевской оттепели», и проведите их презентацию.
7. Подготовьте мини-сценку
одного из литературных
Тестовые 8:
1. Приведите в соответствие события и даты:
а) требование СССР о совместном с Турцией контроле над Черноморскими проливами б) создание Информационного бюро (Коминформа) в) разрыв СССР с Югославией г) установление сухопутной блокады западных секторов Берлина д) создание СЭВ е) начало войны в Корее ж) начало переговоров о мирном урегулировании в Корее з) предложение СССР о мирном объединении Германии |
а) 1953 г.
б) 1948 г.
в) 1951 г. г) 1945 г.
д) 1949 г. е) лето 1948 г. ж) 1947 г.
з) 1950 г. |
2. Экономическая политика Н.С. Хрущева была направлена на:
а) на обеспечение подъема сельского хозяйства за счет расширения посевных площадей
б) повышения закупочных цен на сельхозпродукцию
в) внедрение планирования «снизу»
г) сохранение основ планово-директивной экономики
д) свертывание личных подсобных хозяйств
е) ликвидацию отраслевого управления промышленностью
ж) снижение военных расходов
з) допущение частной
и) ликвидация колхозов
3. Берлинский кризис имел место в:
а) 1958 г.
б) 1961 г.
в) 1964 г.
4. Укажите, что ставилось в вину представителям науки и культуры в послевоенные годы:
а) космополитизм
б) преклонение перед Западом
в) безыдейность
г) декадентство
д) формализм
е) преувеличение личных заслуг Сталина
5. Установите хронологическую последовательность событий:
а) создание Совета Экономической Взаимопомощи
б) Берлинский кризис
в) создание Организации Варшавского Договора
г) Карибский кризис
д) начало холодной войны
6. Процесс либерализации
общественно-политической
Литература
Основные учебники и учебные пособия
1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.
2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.
Учебная литература
электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»
(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)
1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.
Дополнительная литература
1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 445 – 473.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 376 – 399.
3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 648 – 682.
4. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С. 15 – 137.
5. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 416 – 435, 478 – 485.
6. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 460 – 470, 475 – 484, 492 – 504, 509 – 517.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 390 – 399, 404 – 412, 420 – 429.
8. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.
Периодические издания
1. Супрун М.Н. Экономическое развитие Европейского Севера СССР в послевоенный период: основные тенденции и результаты // Российская история. - 2009. - № 3. - С. 205-210.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Электронная
библиотека «Лань» http://www.
2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/
3. Сайт Библиотека электронных ресурсов
исторического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru
5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm
6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru
7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru
8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com
9. Сайт Советский период в материалах архивов http://www.ncsa.uiuc.edu
Семинар № 14
Советский Союз в условиях холодной войны. Распад СССР.
Формирование новой российской государственности
(1990-е – 2000-е гг.)
Стабильность или «застой» в истории СССР:
1964 – 1984 гг.
(2 часа)
Цель: изучение развития социально-экономического, политического строя, культуры, науки, образования и международного положения СССР в 1964 – 1984 гг.
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных фактов и
событий социально-
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки СССР и других стран в 1964 – 1984 гг.;
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической и культурной истории России;
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Советская культура, наука и образование: 1964 – 1984 гг.».
План
1. Идеологические последствия отстранения Н.C. Хрущева от власти. Диссиденты в СССР. Политический портрет Л.И. Брежнева.
2. Успехи и просчеты внешней политики советского правительства: обострение советско-китайских отношений, ввод войск в Чехословакию, Программа мира, хельсинский процесс, ввод войск в Афганистан.
3. Экономические реформы
и их незавершенность. СССР
в условиях научно-технической
революции. Нарастание трудност
4. Принятие конституции СССР в 1977 г. Развитие культуры, науки, образования.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
Развитой социализм, «застой», «теневая» экономика, хозрасчет, научно-техническая революция, «разрядка», советский народ, диссидентство, самиздат, тамиздат.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Какие факторы послужили росту экономики СССР во второй половине 60-х – 70-е гг.?
2. В чем заключалась
внешнеполитическая «доктрина
3. Какое влияние имело
правозащитное движение на
4. Как Вы считаете, политические и социально-экономические процессы, происходившие в СССР в 1964 – 1984 гг., стали в истории нашей страны периодом «застоя» или стабильности?
5. Почему Советский Союз оказался к середине 1980-х гг. на пороге глубокого социально-экономического и общественно-политического кризисов?
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте
сводную таблицу по изучаемой
теме семинарского занятия,
Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России