Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки СССР и других стран в 1946 – 1964 гг.;

 

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической и культурной истории России;

- определять значение  важных исторических событий и процессов российской истории.

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Советская культура послевоенного периода», «Советская культура в период “хрущевской оттепели”».

 

План 

1. «Холодная война»  и трудности восстановления народного  хозяйства страны. Новая волна  политических репрессий и тоталитаризм  в культуре.

2. 1953 г. Изменения в  политическом режиме страны после  смерти Сталина. Берия и попытки демократизации общества.

3. Международные отношения  в условиях «хрущевской оттепели».

4. Социально-экономические  и культурные изменения в СССР  после ХХ съезда КПСС. Политический  портрет Н.С. Хрущева.

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

«Социалистический лагерь», холодная война, Берлинский кризис, Карибский кризис, космополитизм, десталинизация, «хрущевская оттепель», реабилитация, волюнтаризм.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

Вопросы для  обсуждения

1. Почему в послевоенном внутриполитическом курсе сохранились прежние тенденции?

2. В связи с чем  приоритетным направлением в  экономической политике являлось развитие тяжелой промышленности и создание военно-промышленного комплекса?

3. Почему после смерти И.В. Сталина руководство Советского государства изменило внутри- и внешнеполитический курсы развития страны?

4. Почему к середине 60-х гг. страна оказалась на пороге социально-экономического кризиса?

 

Задания

 

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных  и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки Советского Союза и других стран 1946 – 1964 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте  – территории государств, вошедших в состав Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

3. Самостоятельно прочитайте  и законспектируйте документы  из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 501 – 518, 527 – 532); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

 

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу  «Культурная жизнь СССР в 1946 – 1964 гг.» (укажите и объясните  основные отличительные и схожие  черты культурной жизни страны в послевоенный период и годы «хрущевской оттепели»).

2. Составьте сравнительную  таблицу «Сельское хозяйство  СССР в 1946 – 1964 гг.» (укажите  задачи, результаты и последствия  развития аграрного сектора экономики  в 1946 – 1953 и 1953 – 1964 гг.).

3. Составьте сравнительную таблицу «Промышленность СССР в 1946 – 1964 гг.» (укажите задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1946 – 1953 и 1953 – 1964 гг.).

4. Подготовьте мини-доклады  (краткие сообщения) на темы:

а) «Ленинградское дело»;

б) «Аграрная политика Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева»;

в) «Карибский кризис 1962 г.».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

5. Изложите в форме  мини-сочинения (эссе) на тему: «Хрущевская  оттепель» свое аргументированное мнение о том, почему в 1953 – 1964 гг. демократизация жизни советского общества имела ограниченный характер. На Ваш взгляд, в случае неудачи отстранения от власти Н.С. Хрущева мог ли стать СССР демократической страной?

6. Напишите тексты (подготовьте  слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре послевоенного периода и «хрущевской оттепели», и проведите их презентацию.

7. Подготовьте мини-сценку  одного из литературных произведений  периода «хрущевской оттепели», в которой отражалась бы противоречивость развития советского общества в это время.

 

Тестовые 8:

 

1. Приведите в соответствие  события и даты:

а) требование СССР о совместном с  Турцией контроле над Черноморскими  проливами

б) создание Информационного бюро (Коминформа)

в) разрыв СССР с Югославией

г) установление сухопутной блокады  западных секторов Берлина

д) создание СЭВ

е) начало войны в Корее

ж) начало переговоров о мирном урегулировании в Корее

з) предложение СССР о мирном объединении  Германии

а) 1953 г.

 

б) 1948 г.

 

в) 1951 г.

г) 1945 г.

 

д) 1949 г.

е) лето 1948 г.

ж) 1947 г.

 

з) 1950 г.


 

2. Экономическая политика  Н.С. Хрущева была направлена  на:

а) на обеспечение подъема сельского  хозяйства за счет расширения посевных площадей

б) повышения закупочных цен на сельхозпродукцию

в) внедрение планирования «снизу»

г) сохранение основ планово-директивной  экономики

д) свертывание личных подсобных  хозяйств

е) ликвидацию отраслевого управления промышленностью

ж) снижение военных расходов

з) допущение частной собственности

и) ликвидация колхозов

 

3. Берлинский кризис имел место  в:

а) 1958 г.

б) 1961 г.

в) 1964 г.

 

4. Укажите, что ставилось  в вину представителям науки  и культуры в послевоенные годы:

а) космополитизм

б) преклонение перед Западом

в) безыдейность

г) декадентство

д) формализм

е) преувеличение личных заслуг Сталина

 

5. Установите хронологическую  последовательность событий:

а) создание Совета Экономической  Взаимопомощи

б) Берлинский кризис

в) создание Организации Варшавского  Договора

г) Карибский кризис

д) начало холодной войны

 

6. Процесс либерализации  общественно-политической жизни  и внешнеполитического курса страны, развенчания культа личности Сталина называют __________.

 

Литература

 

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ  из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс]  – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

Дополнительная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 445 – 473.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 376 – 399.

3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 648 – 682.

4. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С. 15 – 137.

5. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 416 – 435, 478 – 485.

6. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 460 – 470, 475 – 484, 492 – 504, 509 – 517.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 390 – 399, 404 – 412, 420 – 429.

8. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.

 

Периодические издания

1. Супрун М.Н. Экономическое  развитие Европейского Севера  СССР в послевоенный период: основные тенденции и результаты // Российская история. - 2009. - № 3. - С. 205-210.

 

 

Интернет-ресурсы

1. Сайт Электронная  библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/resourses/hist

3. Сайт Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm

6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru

7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru

8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com

9. Сайт Советский период в материалах архивов http://www.ncsa.uiuc.edu

 

 

Семинар № 14

Советский Союз в условиях холодной войны. Распад СССР.

Формирование  новой российской государственности

(1990-е  – 2000-е гг.)

 

Стабильность  или «застой» в истории СССР:

1964 – 1984 гг.

(2 часа)

 

Цель: изучение развития социально-экономического, политического строя, культуры, науки, образования и международного положения СССР в 1964 – 1984 гг.

 

Знания и умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- основных фактов и  событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной  жизни СССР, внутренней и внешней  политики советского правительства в 1964 – 1984 гг.;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки СССР и других стран в 1964 – 1984 гг.;

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической и культурной истории России;

- определять значение  важных исторических событий  и процессов российской истории.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Советская культура, наука и образование: 1964 – 1984 гг.».

 

План 

1. Идеологические последствия  отстранения Н.C. Хрущева от власти. Диссиденты в СССР. Политический портрет Л.И. Брежнева.

2. Успехи и просчеты  внешней политики советского  правительства: обострение советско-китайских отношений, ввод войск в Чехословакию, Программа мира, хельсинский процесс, ввод войск в Афганистан.

3. Экономические реформы  и их незавершенность. СССР  в условиях научно-технической  революции. Нарастание трудностей и противоречий в обществе.

4. Принятие конституции  СССР в 1977 г. Развитие культуры, науки, образования.

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

Развитой социализм, «застой», «теневая» экономика, хозрасчет, научно-техническая революция, «разрядка», советский народ, диссидентство, самиздат, тамиздат.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

Вопросы для  обсуждения

1. Какие факторы послужили  росту экономики СССР во второй половине 60-х – 70-е гг.?

2. В чем заключалась  внешнеполитическая «доктрина Брежнева»?  Назовите ее положительные и  отрицательные черты.

3. Какое влияние имело  правозащитное движение на общественно-политическую  жизнь страны?

4. Как Вы считаете, политические и социально-экономические процессы, происходившие в СССР в 1964 – 1984 гг., стали в истории нашей страны периодом «застоя» или стабильности?

5. Почему Советский Союз оказался к середине 1980-х гг. на пороге глубокого социально-экономического и общественно-политического кризисов?

 

 

 

Задания

 

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте  сводную таблицу по изучаемой  теме семинарского занятия, указав  в ней:

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России