Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
НЭП, нэпман, троцкизм, социализм, командно-административная экономика, индустриализация, стахановец, коллективизация, раскулачивание, единоличник, культурная революция, ликбез, культ личности вождя, эмиграция, авангардизм, соцреализм.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопрос для обсуждения
1. Какие были причины перехода к Новой экономической политике?
2. Почему было важным
для СССР преодоление
3. Почему на рубеже 20-х – 30-х годов НЭП был свернут? Чем отличалась нэповская экономика от командно-административной (директивной)?
4. Почему политические
репрессии 20-х – 30-х годов
стали одним из важных
5. Существовал ли в 30-е годы культ личности И.В. Сталина?
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте
сводную таблицу по изучаемой
теме семинарского занятия,
а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки РСФСР – СССР и других стран 1921 – 1939 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте изменения в территориальном устройстве СССР в 1922 – 1940 гг.
3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 448 – 476); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.
Индивидуальные:
1. Составьте таблицу «Индустриализация в Советском Союзе» (укажите и объясните причины, ход, итоги и последствия индустриализации).
2. Составьте таблицу «Коллективизация сельского хозяйства в СССР» (укажите и объясните причины, ход, итоги и последствия коллективизации).
3. Составьте таблицу «Культурная революция в СССР» (укажите и объясните причины, ход, итоги и последствия культурной революции).
4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Рапалльский договор 1922 г.»;
б) «Обновленческий раскол в Русской православной церкви»;
в) «”Философский пароход” 1922 г.».
Раскройте историческое и современное значение этих событий.
5.Изложите в форме мини-сочинения (эссе) на тему: «Культ личности И.В. Сталина» свое аргументированное мнение о том, почему стало возможным появление культа личности Сталина в СССР; на Ваш взгляд, в случае поражения И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе по какому пути стала бы развиваться страна.
6. Составьте путеводитель
(подготовьте слайд-шоу) по
7. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской и российской эмигрантской культуре («Литература 20 – 30-х гг.», «Живопись 20 – 30-х гг.», «Архитектура 20 – 30-х гг.» и т.д.), и проведите их презентацию.
Тестовые 7:
1. Приведите в соответствие события и даты
а) установление дипломатических отношений между СССР и США б) подписание советско-французского договора о взаимной помощи в) вступление СССР в Лигу Наций г) совещание глав правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии в Мюнхене д) заявление Советского правительства о поддержке Испанской республики |
а) 18 сентября 1934 г.
б) сентябрь 1938 г.
в) 4 октября 1936 г. г) 16 ноября 1933 г.
д) 2 мая 1935 г. |
2. Характерными чертами тоталитарного режима являются:
а) политический плюрализм
б) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей
в) насильственное установление однопартийной системы
г) унификация общественной жизни
д) культ национального вождя
е) массовые репрессии
3. Главными итогами
а) создание мощного военно-промышленного комплекса
б) значительное повышение уровня жизни населения
в) интеграция страны в мировую экономическую систему
г) превращение СССР в мощную индустриальную державу
д) обретение экономической
4. Кооперативной организацией добровольно объединившихся крестьян для ведения крупного хозяйства на основе общественных средств производства и коллективного труда назывался ___________________.
5. Установите хронологическую последовательность событий:
а) вооруженный конфликт между красноармейскими частями и японской группировкой на территории СССР в районе о. Хасан
б) Генуэзская конференция
в) разрыв дипломатических и торговых отношений Великобритании с СССР
г) полоса дипломатического признания капиталистическими державами СССР
д) вступление СССР в Лигу Наций
е) заключение Рапалльского договора между РСФСР и Германией
Литература
Основные учебники и учебные пособия
1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.
2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.
Учебная литература
электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»
(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)
1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.
Дополнительная литература
1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 369 – 406.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 320 – 354.
3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 575 – 601.
4. Ильина З.Д., Кузьмина В.М. Из истории культуры Курского края: 1917 – 1930-е годы: (учеб. пособие). – Курск: Изд-во КГСХА, 2004. – 120 с.
5. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 545 – 610.
6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 352 – 388, 391 – 398.
7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 385 – 420, 425 – 437.
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 311 – 377.
9. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 107 – 271.
10. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.
Периодические издания
1. Конасов В.Б., Кузьминых А.Л. 1937 год: региональный аспект // Российская история. - 2009. - № 1. - С. 110-121.
2. Сабенникова И.В. Российская эмиграция 1917-1939 годов: структура, география, сравнительный анализ // Российская история. - 2010. - № 3. - С. 58-80.
3. Саран А.Ю. Центральное Черноземье на рубеже 1920-1930-х годов: оппозиция и повстанчество // Российская история. - 2010. - № 4. - С. 29-45.
4. Тимошечкина Е.М. «У нас нет кулаков»: крестьянство и политика «раскулачивания» в локальном измерении // Российская история. - 2010. - № 2. - С. 19-25.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Электронная
библиотека «Лань» http://www.
2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/
3. Сайт Библиотека электронных ресурсов
исторического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru
5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm
6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru
7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru
8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com
9. Сайт Советский период в материалах архивов http://www.ncsa.uiuc.edu
Семинар № 12
Советское государство: 1921 – 1945 гг.
СССР во Второй мировой (1939 – 1945 гг.)
и Великой Отечественной (1941 – 1945 гг.) войнах
1 занятие
(2 часа)
Цель: изучение особенностей международного положения СССР в конце 1930-х – начале 1940-х гг., хода Великой Отечественной войны и определение роли Советского Союза в победе над фашизмом
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных фактов и
событий внешней политики СССР
конца 1930-х – начала 1940-х гг.,
Второй мировой и Великой
- о выдающихся государственных и военных деятелях Второй мировой и Великой Отечественной войн;
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события
и процессы социально-
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории;
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Основные сражения Великой Отечественной войны», «Герои Великой Отечественной войны», «Полководцы Великой Отечественной войны».
План
1. Международное положение
СССР и проблемы создания
2. Нападение фашистской Германии на СССР. Причины отступления Красной Армии в 1941 году.
3. Основные этапы Великой Отечественной войны. Куряне и Курский край в годы войны.
4. Победа над фашизмом в Германии и Японии. Потсдамская конференция и послевоенное устройство мира. Итоги и цена победы: современные оценки.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
План «Барбаросса», аншлюс, блицкриг, тройственный пакт, пакт Молотова – Риббентропа, «зимняя война», Ставка Главного Командования, Ставка Верховного Командования, Ставка Верховного Главнокомандования, передовая, тыл, блокада, «котел», концлагерь, конференции антигитлеровской коалиции, второй фронт.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Мог ли СССР не
заключать договор о
2. Почему СССР был исключен из Лиги Наций? Это решение было объективным?
3. Какие были причины поражения Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны?
4. Какие сражения были переломными в период войны?
5. Почему было важным для СССР открытие второго фронта в Европе?
6. Назовите факторы, которые предопределили победу СССР в войне.
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте
сводную таблицу по изучаемой
теме семинарского занятия,
а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, полководцев, представителей культуры, науки СССР и других стран 1939 – 1945 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:
а) ход битвы за Москву;
а) ход Сталинградской битвы;
б) ход Курской битвы.
3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 476 – 500); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.
Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России