Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

НЭП, нэпман, троцкизм, социализм, командно-административная экономика, индустриализация, стахановец, коллективизация, раскулачивание, единоличник, культурная революция, ликбез, культ личности вождя, эмиграция, авангардизм, соцреализм.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

Вопрос для  обсуждения

1. Какие были причины перехода к Новой экономической политике?

2. Почему было важным  для СССР преодоление международной  изоляции в начале 20-х годов?

3. Почему на рубеже 20-х – 30-х годов НЭП был свернут? Чем отличалась нэповская экономика от командно-административной (директивной)?

4. Почему политические  репрессии 20-х – 30-х годов  стали одним из важных инструментов  создания советского государства  и общества?

5. Существовал ли в 30-е годы культ личности И.В. Сталина?

 

Задания

 

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте  сводную таблицу по изучаемой  теме семинарского занятия, указав  в ней:

а) имена выдающихся государственных  и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки РСФСР – СССР и других стран 1921 – 1939 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте  изменения в территориальном устройстве СССР в 1922 – 1940 гг.

3. Самостоятельно прочитайте  и законспектируйте документы  из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 448 – 476); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

 

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу  «Индустриализация в Советском  Союзе» (укажите и объясните причины, ход, итоги и последствия индустриализации).

2. Составьте таблицу «Коллективизация сельского хозяйства в СССР» (укажите и объясните причины, ход, итоги и последствия коллективизации).

3. Составьте таблицу  «Культурная революция в СССР»  (укажите и объясните причины, ход, итоги и последствия культурной революции).

4. Подготовьте мини-доклады  (краткие сообщения) на темы:

а) «Рапалльский договор 1922 г.»;

б) «Обновленческий раскол в Русской православной церкви»;

в) «”Философский пароход” 1922 г.».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

5.Изложите в форме мини-сочинения (эссе) на тему: «Культ личности И.В. Сталина» свое аргументированное мнение о том, почему стало возможным появление культа личности Сталина в СССР; на Ваш взгляд, в случае поражения И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе по какому пути стала бы развиваться страна.

6. Составьте путеводитель (подготовьте слайд-шоу) по важнейшим  политическим и культурным центрам российской эмиграции 20 – 30-х гг. и проведите его презентацию.

7. Напишите тексты (подготовьте  слайд-шоу) заочных экскурсий  по экспозициям виртуального музея, посвященных советской и российской эмигрантской культуре («Литература 20 – 30-х гг.», «Живопись 20 – 30-х гг.», «Архитектура 20 – 30-х гг.» и т.д.), и проведите их презентацию.

 

Тестовые 7:

 

1. Приведите в соответствие  события и даты

а) установление дипломатических отношений между СССР и США

б) подписание советско-французского договора о взаимной помощи

в) вступление СССР в Лигу Наций

г) совещание глав правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии в Мюнхене

д) заявление Советского правительства о поддержке Испанской республики

а) 18 сентября 1934 г.

 

б) сентябрь 1938 г.

 

в) 4 октября 1936 г.

г) 16 ноября 1933 г.

 

 

д) 2 мая 1935 г.


 

2. Характерными чертами  тоталитарного режима являются:

а) политический плюрализм

б) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей

в) насильственное установление однопартийной  системы

г) унификация общественной жизни

д) культ национального вождя

е) массовые репрессии

 

3. Главными итогами индустриализации  в СССР являлись:

а) создание мощного военно-промышленного  комплекса

б) значительное повышение уровня жизни населения

в) интеграция страны в мировую  экономическую систему

г) превращение СССР в мощную индустриальную державу

д) обретение экономической независимости

 

4. Кооперативной организацией добровольно объединившихся крестьян для ведения крупного хозяйства на основе общественных средств производства и коллективного труда назывался ___________________.

 

5. Установите хронологическую  последовательность событий:

а) вооруженный конфликт между красноармейскими частями и японской группировкой на территории СССР в районе о. Хасан

б) Генуэзская конференция

в) разрыв дипломатических и торговых отношений Великобритании с СССР

г) полоса дипломатического признания  капиталистическими державами СССР

д) вступление СССР в Лигу Наций

е) заключение Рапалльского договора между РСФСР и Германией

 

Литература

 

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ  из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

Дополнительная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 369 – 406.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 320 – 354.

3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 575 – 601.

4. Ильина З.Д., Кузьмина В.М. Из истории культуры Курского края: 1917 – 1930-е годы: (учеб. пособие). – Курск: Изд-во КГСХА, 2004. – 120 с.

5. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 545 – 610.

6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 352 – 388, 391 – 398.

7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 385 – 420, 425 – 437.

8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 311 – 377.

9. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 107 – 271.

10. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.

 

Периодические издания

1. Конасов В.Б., Кузьминых  А.Л. 1937 год: региональный аспект // Российская история. - 2009. - № 1. - С. 110-121.

2. Сабенникова И.В.  Российская эмиграция 1917-1939 годов: структура, география, сравнительный анализ // Российская история. - 2010. - № 3. - С. 58-80.

3. Саран А.Ю. Центральное  Черноземье на рубеже 1920-1930-х годов:  оппозиция и повстанчество // Российская  история. - 2010. - № 4. - С. 29-45.

4. Тимошечкина Е.М.  «У нас нет кулаков»: крестьянство  и политика «раскулачивания» в локальном измерении // Российская история. - 2010. - № 2. - С. 19-25.

Интернет-ресурсы

1. Сайт Электронная  библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/resourses/hist

3. Сайт Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm

6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru

7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru

8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com

9. Сайт Советский период в материалах архивов http://www.ncsa.uiuc.edu

 

 

Семинар № 12

Советское государство: 1921 – 1945 гг.

 

СССР во Второй мировой (1939 – 1945 гг.)

и Великой Отечественной (1941 – 1945 гг.) войнах

1 занятие

(2 часа)

 

Цель: изучение особенностей международного положения СССР в конце 1930-х – начале 1940-х гг., хода Великой Отечественной войны и определение роли Советского Союза в победе над фашизмом

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются следующие знания:

- основных фактов и  событий внешней политики СССР  конца 1930-х – начала 1940-х гг., Второй мировой и Великой Отечественной  войн;

- о выдающихся государственных и военных деятелях Второй мировой и Великой Отечественной войн;

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической и культурной истории России;

- определять значение  важных исторических событий и процессов российской истории;

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Основные  сражения Великой Отечественной войны», «Герои Великой Отечественной войны», «Полководцы Великой Отечественной войны».

 

План 

1. Международное положение  СССР и проблемы создания системы  коллективной безопасности в  Европе. Начало Второй мировой  войны.

2. Нападение фашистской  Германии на СССР. Причины отступления  Красной Армии в 1941 году.

3. Основные этапы Великой Отечественной войны. Куряне и Курский край в годы войны.

4. Победа над фашизмом  в Германии и Японии. Потсдамская  конференция и послевоенное устройство мира. Итоги и цена победы: современные оценки.

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

План «Барбаросса», аншлюс, блицкриг, тройственный пакт, пакт Молотова – Риббентропа, «зимняя война», Ставка Главного Командования, Ставка Верховного Командования, Ставка Верховного Главнокомандования, передовая, тыл, блокада, «котел», концлагерь, конференции антигитлеровской коалиции, второй фронт.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

Вопросы для  обсуждения

1. Мог ли СССР не  заключать договор о ненападении  с Германией? 

2. Почему СССР был исключен из Лиги Наций? Это решение было объективным?

3. Какие были причины поражения Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны?

4. Какие сражения были  переломными в период войны?

5. Почему было важным  для СССР открытие второго фронта в Европе?

6. Назовите факторы,  которые предопределили победу СССР в войне.

 

Задания

 

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте  сводную таблицу по изучаемой  теме семинарского занятия, указав  в ней:

а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, полководцев, представителей культуры, науки СССР и других стран 1939 – 1945 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) ход битвы за Москву;

а) ход Сталинградской битвы;

б) ход Курской битвы.

3. Самостоятельно прочитайте  и законспектируйте документы  из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 476 – 500); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России