Народы и древнейшие государства на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция

Описание работы

Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века

Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.

Файлы: 1 файл

SEMINAR_Istoria.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

а) имена выдающихся государственных  и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР и других стран 1964 – 1984 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте  – районы промышленной и сельскохозяйственной специализации в СССР.

3. Самостоятельно прочитайте  и законспектируйте документы  из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 519 – 527, 532 – 539); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

 

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу  «Сельское хозяйство СССР в  1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните  задачи, результаты и последствия  развития аграрного сектора экономики в 1964 – 1984 гг.).

2. Составьте таблицу  «Промышленность СССР в 1964 –  1984 гг.» (укажите и объясните задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1964 – 1984 гг.).

3. Составьте таблицу  «Культура, наука и образование СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните основные достижения и противоречия в культуре и науке этого периода).

4. Подготовьте мини-доклады  (краткие сообщения) на темы:

а) «Социально-экономическое  и культурное развитие Курской области  в 1964 – 1984 гг.»;

б) «История подписания договоров  ОСВ-1 и ОСВ-2»;

в) «Пражская весна 1968 г.».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

5. Изложите в форме  мини-сочинения (эссе) свое аргументированное  мнение о том, существовала  ли возможность проведения в 1964 – 1984 гг. коренных социально-экономических реформ при условии сохранения советской однопартийной системы.

6. Изложите в форме  мини-сочинения (эссе) свое аргументированное  мнение о том, являлся ли  период 1964 – 1984 гг. временем «застоя»  или поступательного развития страны. На Ваш взгляд, в каких случаях фактор стабильности играл(-ет) положительную и отрицательную роль в социально-экономическом и общественно-политическом развитии современной России?

7. Напишите тексты (подготовьте  слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре, науке и образованию 1964 – 1984 гг., и проведите их презентацию.

 

Тестовые 9:

1. Основными направлениями  реформы в промышленности были:

а) сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей

б) сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции

в) создание предприятий с частным  капиталом

г) предоставление предприятиям части  доходов для материального стимулирования производителя

д) упразднение совнархозов

е) восстановление отраслевых министерств

 

2. Основными мероприятиями  реформы в сельском хозяйстве  были:

а) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию

б) установление гарантированного 6-летнего  плана госзакупок

в) введение надбавок за сданную сверх плана сельхозпродукцию

г) увеличение капиталовложений

д) допущение частной собственности  и частного предпринимательства

е) полная свобода торговли сельхозпродукцией

 

3. Установите хронологическую  последовательность событий:

а) советско-китайское вооруженное столкновение в районе пограничной реки Уссури

б) ввод советских войск в Афганистан

в) совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе

г) подписание между СССР и США  Договора ОСВ-1

д) ввод войск стран ОВД в Чехословакию

 

4. Приведите в соответствие события и даты:

1. Ввод войск стран ОВД в  Чехословакию

2. Принятие третьей конституции  СССР

3. Отставка Хрущева 

4. Подписание между СССР и  США Договора ОСВ-1

5. Косыгинская хозяйственная реформа 

а) 1964 г.

 

б) 1965 г.

в) 1968 г.

г) 1972 г.

 

д) 1977 г.


 

5. Как назывался внешнеполитический  курс СССР 1972 – 1979 гг., направленный  на ограничение стратегических  вооружений и реализацию новых  принципов взаимоотношений и сотрудничества стран, _______________________________.

 

Литература

 

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

 

Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ  из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс]  – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

 

Дополнительная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 474 – 486.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 400 – 409.

3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 682 – 695.

4. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 699 – 724.

5. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С.  138 – 254.

6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 436 – 451, 485 – 490.

7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 470 – 475, 484 – 491, 504 – 509, 517 – 522.

8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 399 – 404, 412 – 420, 429 – 435.

9. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.

 

Периодические издания

1. Гордин А.А. Чехословацкие  события 1968 года: советская пропаганда и настроения советской провинции // Отечественная история. - 2008. - № 6. - С. 108-116.

 

Интернет-ресурсы

1. Сайт Электронная  библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/resourses/hist

3. Сайт Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm

6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru

7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru

8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com

9. Сайт Советский период в материалах архивов http://www.ncsa.uiuc.edu

 

 

Семинар № 15

Советский Союз в условиях холодной войны. Распад СССР.

Формирование  новой российской государственности 

(1990-е  – 2000-е гг.)

 

Разрушение  партийно-государственной системы  управления в СССР и формирование новой российской государственности:

1985 – 2000-е гг.

(2 часа)

 

Цель: изучение особенностей социально-экономического, общественно-политического, культурного развития и международного положения СССР – РФ в условиях коренных преобразований 1985 – 2000-х гг.

 

Знания и  умения, формируемые на занятии

На занятии формируются  следующие знания:

- основных фактов и  событий социально-экономической,  общественно-политической и духовной  жизни СССР – России, внутренней  и внешней политики страны в 1985 – 2000-е гг.;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки СССР – России и других стран в 1985 – 2000-е гг.;

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события  и процессы социально-экономической, общественно-политической и культурной истории России;

- определять значение  важных исторических событий  и процессов российской истории.

 

Материально-техническое  оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Советская культура перестроечного периода», «Российская культура 1990-х – 2000-х гг.».

 

План 

1. Советский Союз в  1985 – 1991 гг.:

а) перестройка и новое  политическое мышление. Феномен М.С. Горбачева;

б) I Съезд Советов народных депутатов СССР;

в) от экономической реформы  к экономическому кризису;

г) формирование многопартийности и «парад суверенитетов»: 1985 – 1991 гг.;

д) август 1991 г., распад СССР и Беловежское соглашение.

2. Россия на пути  радикальной социально-политической модернизации:

а) Конституция РФ 1993 г. и конституционный кризис. Октябрь 1993 г.;

б) культура в современной  России;

в) внешнеполитическая деятельность российского правительства в  условиях новой геополитической  ситуации.

 

Глоссарий

Выпишите и  дайте определения следующих  терминов:

Перестройка, новое политическое мышление, гласность, демократия, многопартийность, суверенитет, федерация, правовое государство, референдум, рыночная экономика, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, сепаратизм, терроризм, постмодернизм, новая проза, концептуализм.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам  при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

 

Вопросы для  обсуждения

1. Почему распался Советский Союз? Какие последствия вызвало прекращение существования советской сверхдержавы?

2. Почему в начале 1990-х  гг. российское руководство стало  проводить радикальные реформы?  Как считаете, была ли возможность  иного развития России в 1990-е  гг.?

3. Как можно оценить  внутри- и внешнеполитический курсы  развития Российской Федерации  в 2000-е гг.?

 

Задания

 

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте  сводную таблицу по изучаемой  теме семинарского занятия, указав  в ней:

а) имена выдающихся государственных  и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР – РФ и других стран 1985 – 2011 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту  (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) «горячие точки», появившиеся  на территории СССР и России;

б) государства (и в  том числе непризнанные международным  сообществом), образовавшиеся после распада СССР.

3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 540 – 563); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

 

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу  «Распад СССР» (укажите и объясните  предпосылки, процесс и последствия распада страны).

2. Составьте таблицу  «Либеральные реформы начала 1990-х  гг.» (укажите и объясните задачи реформ, их содержание, результаты и последствия).

3. Подготовьте мини-доклады  (краткие сообщения) на темы:

а) «История основных политических партий России»;

б) «Чеченская война»;

в) «Национальные приоритетные проекты и их реализация».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

4. Изложите в форме  мини-сочинения (эссе) свое аргументированное  мнение о том, почему распался  СССР; какие социально-экономические  и политико-идеологические меры Вы предложили бы по сохранению страны.

5. Напишите тексты (подготовьте  слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре перестроечного периода и российской культуре 1990-х – 2000-х гг., и проведите их презентацию.

Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России