Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:27, лекция
Цель: изучение особенностей социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР и других стран 1964 – 1984 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте – районы промышленной и сельскохозяйственной специализации в СССР.
3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 519 – 527, 532 – 539); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.
Индивидуальные:
1. Составьте таблицу «Сельское хозяйство СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните задачи, результаты и последствия развития аграрного сектора экономики в 1964 – 1984 гг.).
2. Составьте таблицу «Промышленность СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1964 – 1984 гг.).
3. Составьте таблицу
«Культура, наука и
4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Социально-экономическое и культурное развитие Курской области в 1964 – 1984 гг.»;
б) «История подписания договоров ОСВ-1 и ОСВ-2»;
в) «Пражская весна 1968 г.».
Раскройте историческое и современное значение этих событий.
5. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, существовала ли возможность проведения в 1964 – 1984 гг. коренных социально-экономических реформ при условии сохранения советской однопартийной системы.
6. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, являлся ли период 1964 – 1984 гг. временем «застоя» или поступательного развития страны. На Ваш взгляд, в каких случаях фактор стабильности играл(-ет) положительную и отрицательную роль в социально-экономическом и общественно-политическом развитии современной России?
7. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре, науке и образованию 1964 – 1984 гг., и проведите их презентацию.
Тестовые 9:
1. Основными направлениями реформы в промышленности были:
а) сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей
б) сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции
в) создание предприятий с частным капиталом
г) предоставление предприятиям части
доходов для материального
д) упразднение совнархозов
е) восстановление отраслевых министерств
2. Основными мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были:
а) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию
б) установление гарантированного 6-летнего плана госзакупок
в) введение надбавок за сданную сверх плана сельхозпродукцию
г) увеличение капиталовложений
д) допущение частной
е) полная свобода торговли сельхозпродукцией
3. Установите хронологическую последовательность событий:
а) советско-китайское вооруженное столкновение в районе пограничной реки Уссури
б) ввод советских войск в Афганистан
в) совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе
г) подписание между СССР и США Договора ОСВ-1
д) ввод войск стран ОВД в Чехословакию
4. Приведите в соответствие события и даты:
1. Ввод войск стран ОВД в Чехословакию 2. Принятие третьей конституции СССР 3. Отставка Хрущева 4. Подписание между СССР и США Договора ОСВ-1 5. Косыгинская хозяйственная |
а) 1964 г.
б) 1965 г. в) 1968 г. г) 1972 г.
д) 1977 г. |
5. Как назывался
Литература
Основные учебники и учебные пособия
1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.
2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.
Учебная литература
электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»
(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)
1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.
Дополнительная литература
1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 474 – 486.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 400 – 409.
3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 682 – 695.
4. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 699 – 724.
5. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С. 138 – 254.
6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 436 – 451, 485 – 490.
7. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 470 – 475, 484 – 491, 504 – 509, 517 – 522.
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 399 – 404, 412 – 420, 429 – 435.
9. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 592 с.
Периодические издания
1. Гордин А.А. Чехословацкие события 1968 года: советская пропаганда и настроения советской провинции // Отечественная история. - 2008. - № 6. - С. 108-116.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Электронная
библиотека «Лань» http://www.
2. Сайт Адреса исторических библиотек мира http://www.shpl.ru/adress/
3. Сайт Библиотека электронных ресурсов
исторического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Сайт Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru
5. Сайт Ресурсы по истории http://www.history.ru/hist.htm
6. Сайт Правители России и Советского Союза http://lego70.boom.ru
7. Сайт Отечественная история http://www.lants.tellur.ru
8. Сайт Информационно-образовательный сайт по Истории России http://www.fortunecity.com
9. Сайт Советский период в материалах архивов http://www.ncsa.uiuc.edu
Семинар № 15
Советский Союз в условиях холодной войны. Распад СССР.
Формирование новой российской государственности
(1990-е – 2000-е гг.)
Разрушение
партийно-государственной
1985 – 2000-е гг.
(2 часа)
Цель: изучение особенностей социально-экономического, общественно-политического, культурного развития и международного положения СССР – РФ в условиях коренных преобразований 1985 – 2000-х гг.
Знания и умения, формируемые на занятии
На занятии формируются следующие знания:
- основных фактов и
событий социально-
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки СССР – России и других стран в 1985 – 2000-е гг.;
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события
и процессы социально-
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Советская культура перестроечного периода», «Российская культура 1990-х – 2000-х гг.».
План
1. Советский Союз в 1985 – 1991 гг.:
а) перестройка и новое политическое мышление. Феномен М.С. Горбачева;
б) I Съезд Советов народных депутатов СССР;
в) от экономической реформы к экономическому кризису;
г) формирование многопартийности и «парад суверенитетов»: 1985 – 1991 гг.;
д) август 1991 г., распад СССР и Беловежское соглашение.
2. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации:
а) Конституция РФ 1993 г. и конституционный кризис. Октябрь 1993 г.;
б) культура в современной России;
в) внешнеполитическая деятельность российского правительства в условиях новой геополитической ситуации.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов:
Перестройка, новое политическое мышление, гласность, демократия, многопартийность, суверенитет, федерация, правовое государство, референдум, рыночная экономика, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, сепаратизм, терроризм, постмодернизм, новая проза, концептуализм.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Почему распался Советский Союз? Какие последствия вызвало прекращение существования советской сверхдержавы?
2. Почему в начале 1990-х
гг. российское руководство стало
проводить радикальные реформы?
3. Как можно оценить внутри- и внешнеполитический курсы развития Российской Федерации в 2000-е гг.?
Задания
Общие:
1. Составьте и прокомментируйте
сводную таблицу по изучаемой
теме семинарского занятия,
а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР – РФ и других стран 1985 – 2011 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:
а) «горячие точки», появившиеся на территории СССР и России;
б) государства (и в том числе непризнанные международным сообществом), образовавшиеся после распада СССР.
3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 540 – 563); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.
Индивидуальные:
1. Составьте таблицу
«Распад СССР» (укажите и
2. Составьте таблицу «Либеральные реформы начала 1990-х гг.» (укажите и объясните задачи реформ, их содержание, результаты и последствия).
3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «История основных политических партий России»;
б) «Чеченская война»;
в) «Национальные приоритетные проекты и их реализация».
Раскройте историческое и современное значение этих событий.
4. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, почему распался СССР; какие социально-экономические и политико-идеологические меры Вы предложили бы по сохранению страны.
5. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре перестроечного периода и российской культуре 1990-х – 2000-х гг., и проведите их презентацию.
Информация о работе Народы и древнейшие государства на территории России