Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:03, дипломная работа
Актуальность темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи
Введение…………………………………………………………………….3
1. Нефтяной фактор и региональные проблемы теории и практики
1.1 Нефтяной фактор и межгосударственные интересы…………….12
1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16
1.3 Из международной теории и практики………………………..........20
2. Нефтяной фактор и политика РК в Каспийском регионе
2.1 Взаимоотношения РК с сопредельными государствами по
нефтяной проблеме………………………….…………………………25
2.2 Международные встречи по нефтяной проблеме
в начале XXI в. ……………………….………………………………..42
2.3 Политика Казахстана в решении нефтяных проблем
Каспийского региона ………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы…………………………............72
Но Азербайджан включил эти нефтяные месторождения и частично Чираг в "свой" сектор. Баку отвергает претензии Туркмении на уже разрабатываемые месторождения Азери и Чираг и готов обсуждать вопрос только о месторождении Капяз. Свои претензии на эти месторождения Баку оспаривает тем, что азербайджанские нефтяники пробурили на нем первую скважину. Такая традиция у нефтяников действительно есть. Так, в Положении о недрах Земли 1923 года был установлен принцип "горной свободы", то есть поисков и разведок на всей территории СССР с предоставлением преимущественного права на отвод месторождения первому его открывателю. И Азербайджан, по законам СССР, вроде бы обладает преимущественным правом на разработку месторождений Азери и Чираг. Но с этим можно поспорить - первооткрывателями каспийских месторождений являются советские геологии. И напрасны попытки Азербайджана, использовать принципы "давности владения", "молчаливого согласия", "эстоппеля" к дележу собственности бывшего СССР между бывшими ССР. Кстати говоря, российские и азербайджанские юристы совершенно по-разному интерпретируют принцип эстоппеля. Применяя этот принцип в туркменско-азербайджанском споре, Р.Мамедов пишет: "Эстоппель - международная норма, согласно которой государство не должно и не имеет право отрицать ранее им же признанный факт права собственности другого субъекта международного права". Вывод. Раз Туркменистан во времена СССР признавал собственность Азербайджана на спорные месторождения, то теперь Туркменистан не имеет права отрицать собственность Азербайджана на эти месторождения. В монографии "Море проблем" читаем: "Эстоппель означает, что сторона в силу своих действий утрачивает возможность защищать свое право против другой стороны, которая имела основания действовать сообразно действиям первой стороны". Вывод. Поскольку Туркменистан начал действовать, сообразно действиям другой стороны (включение спорных месторождений в конституцию Азербайджана), то Туркменистан не утратил право защищать свои интересы.
Весной 2001 года азербайджано-туркменский спор вспыхнул с новой силой. В марте акционеры проекта АЧГ договорились о расширении работ за пределы Гюнешли - на Чираг и Капяз. В апреле Туркмения объявил о намерении заключить контракты с европейскими и американскими компаниями на освоение некоторых нефтегазоносных блоков в Туркменском секторе, в числе которых был назван и Сердар. В мае 2001 года, когда очередные (до этого они встречались 4-5 раз) консультации экспертов Туркмении и Азербайджана по вопросам определения срединной линии закончились безрезультатно, Ашхабад напомнил о своем праве обратиться в Международный арбитражный суд и другие организации по поводу незаконного использования спорных территорий. Эти действия Туркменистана Азербайджан назвал "полнейшей юридической безграмотностью". В ответ Туркменистан в июне 2001 года закрыл свое посольство в Азербайджане. Примерно тогда же МИД Туркменистана обратился к иностранным компаниям с призывом "до мирного и справедливого урегулирования вопроса" не проводить новые работы на спорных месторождениях и прекратить начатые ранее. Туркменистан предлагал для выработки объективного, беспристрастного определения координат срединной линии на Каспии привлечь экспертов и специалистов международных организаций.
В разрешении туркмено-азербайджанского спора не помогло и предложение В.Калюжного разделить спорные месторождения по принципу "50 на 50". Согласно этому предложению, вторая из претендующих на месторождение сторона прежде, чем стать хозяином месторождения, должна компенсировать половину всех затрат той стороны, которая первой освоила месторождение. Так, если бы Туркменистан принял эту концепцию применительно к месторождению, скажем, Каверочкин, то ему пришлось бы заплатить солидную сумму Азербайджану, не смотря на то, что Азербайджан уже выкачал из этого месторождения нефть на солидную сумму. Надо напомнить также, что расходы на обустройство месторождения Каверочкин несла не Азербайджанская ССР, а СССР куда, кстати говоря, и входила Туркменская ССР.
Настойчивость Азербайджана вполне понятна - оспариваемые блоки являются едва ли не главной надеждой Азербайджана на большую каспийскую нефть. К тому же, неожиданно во взаимоотношениях между Азербайджаном и Туркменистаном появился еще один раздражитель - транскаспийский газопровод. Желание Азербайджана "вклинить" в транскаспийский газопровод свои 8 млрд м3 природного газа с месторождения Шахдениз, уменьшив долю Туркменистана с 30 до 22 млрд м3, не нашло поддержку на восточном берегу Каспия. Заняв позицию обиженного, Баку получил "моральное" право заблокировать строительство Транскаспийского газопровода для доставки туркменского газа в Турцию и Европу.
Иран-Азербайджан. Попытки России, Казахстана и Азербайджана утвердить существовавшую де-факто советско-иранскую границу, а тем более границу Министерства нефтяной промышленности СССР, на Каспии в качестве границы де-юре, вряд ли обоснованы. Официально Иран никогда не признавал существование внутрикаспийских границ. Их не признавал и Верховный Совет СССР. Еще в 1997 году Иран направил письмо Генеральному секретарю ООН, в котором выражал протест против единоличного использования Азербайджаном ресурсов моря.
Национальная Иранская Нефтяная компания NIOC подписала Соглашение с компаниями Shell и Lasmo о проведении поисково-разведочных работ на иранском шельфе Каспия. Азербайджан заявил, что Иран включил в этот проект территорию азербайджанского сектора, что "противоречит нормам и принципам международного права". Иран ответил, что он действует на основе договора 1921 года.
Весной 1999 года были подписаны
новые азербайджано-
После известного заявления Гейдара Алиева, сделанного по окончании сочинского саммита СНГ, Тегеран обвинил Баку в нарушении границ и под угрозой применения оружия 23 июля 2001 года вынудил азербайджанское судно "Геофизик-3" покинуть зону, известную как блок месторождений Алов-Шарг-Араз. Компания British Petroleum приостановила выполнение контракта и в категорической форме заявила, что не возобновит работы, пока ирано-азербайджанский конфликт не будет урегулирован. Азербайджан, действовавший на Каспии слишком привольно, впервые получил жесткий ответ. Иран ни одно прикаспийское государство публично не поддержало, но и не осудило; все осознали, что Каспий стал местом возможного зарождения масштабного военного конфликта.
Баку официально заявил,
что будет сбивать иранские самолеты,
вторгшиеся в воздушное пространство
Азербайджана. Предельно ясно выразили
свои позиции США и Турция - в случае необходимости оказать Азербайджану
политическую и военную помощь. Вашингтон
расценил инцидент как сознательно спровоцированный
Тегераном акт для подрыва нефтегазовых
проектов, реализуемых США на Каспии. Турция
мгновенно заявила, что готова выступить
на стороне Азербайджана, а в подтверждение
эскадрилье ВВС Турции "Турецкие звезды"
устроила показательные выступления в
небе над Баку, а президент США обратился
в конгресс с просьбой рассмотреть вопрос
об отмене 907-й поправки, введенной в связи
азербайджано-армянским конфликтом, ограничивающей
правительственную помощь Азербайджану.
Министр Иностранных дел Азербайджанской
Республики после визита в США в ноябре
2001 года заявил, что сотрудничество со
Штатами по вопросам обеспечения безопасности
азербайджанских границ будет развиваться
более интенсивно.
Иран
воспринял азербайджано-американо-
С августа 2001 года иранские ВВС и ВМФ резко активизировали свои действия в Южном Каспии - в районе спорных нефтяных месторождений. Интересно, что часть структуры Алов-Шарг-Араз, а именно Шарг-Алтын Асыр, Туркменистан считает своей, но пока не вмешивается в азербайджано-иранский конфликт.
На подписание российско-азербайджанского соглашения Иран заявил, что начнет разработку энергоресурсов в своем 20%-ном секторе без согласования с другими прикаспийскими государствами. Удивительно странную позицию занял в этом вопросе заместитель министра иностранных дел РФ В.Калюжный. В ноябре 2001 года он задался вопросом: "Справедливым ли будет те месторождения, которые, скажем, в течение столетия разрабатывал Азербайджан, передать Ирану только на том основании, что последний хотел бы увеличить свою долю (Каспия?". Создается впечатление, что В.Калюжный вообще не знаком с российско-иранскими договорами от 1921 и 1940 годов.
В марте 2002 года Иран заявил
о намерении приступить к нефтяным
разработкам спорных
В мае 2003 года стали циркулировать слухи о том, что для осуществления военной операции США против Ирана предполагается задействовать территории Азербайджана и Грузии, а также разместить в Азербайджане 15 тысяч американских солдат. Тегеран предупредил Баку, что размещение американского контингента будет рассмотрено как агрессивный акт, и Иран оставляет за собой право нанести по Азербайджану упреждающий удар. 17 июня американский посол Р.Уилсон признал, что США ведут консультации с Азербайджаном по "ситуации в Иране"...
Иран-Россия. На российско-казахстанское соглашение Иран ответил резким несогласием, в ответ на российско-азербайджанское соглашение отозвал своего спецпредставителя по Каспию и выразил намерение отозвать и своего посла в РФ.
После августовских военных маневров России на Каспии Иран сделал неутешительные для себя выводы: русские в своих отношениях с Ираном всегда проводили непоследовательную двойственную политику; русские разыгрывают иранскую карту в тех случаях, когда это отвечает их интересам; русские в течение последних двухсот лет в случае каких-либо инцидентов всегда оказывались на стороне недругов Ирана; опора только на Россию в противостоянии с Америкой является ошибкой; Иран должен проявить особую проницательность и мудрость в своей дипломатической деятельности с Россией...
Только Россия и Иран, а еще в большей степени их альянс, в состоянии как-то препятствовать установлению американской гегемонии в Каспийском регионе. Именно поэтому они стали "врагами" США. Пора бы это осознать Ирану и России [43]¹..
Субъекты федерации. Как
видно из рис. 4.14, сегодня Дагестану
и Калмыкии отведена зона недропользования
шириной в 10 миль от берега, а вся
остальная часть акватории и
дна российского сектора
Еще один занимательный пример. Острова
Жемчужного архипелага, расположенные
на 48-м меридиане, когда-то были "материком"
и в качестве такового принадлежал Калмыкии.
Теперь эти острова "ушли" в море
за 12-мильную зону, и стали собственностью
Астраханской области. Калмыки решили
восстановить историческую справедливость
- водрузили на островах республиканские
флаги и заселили их. Астраханская область
расценила эти действия Калмыкии как "захват
территории" и направила ОМОН отвоевать
захваченные территории. Астраханские
омоновцы учинили расправу над калмыкскими
флагами и юртами. Дело дошло до суда. Суд
выиграли калмыки... Так или иначе, нужен
закон, регламентирующий деятельность
трех субъектов Российской Федерации
в российской части Каспийского моря.
Представляется, что за основу деления
российского сектора между субъектами
нужно брать тот же принцип, что и при делении
Каспия между прикаспийскими государствами.
Информация о работе Нефтяной фактор в развитии международных отношений