Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:03, дипломная работа
Актуальность темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи
Введение…………………………………………………………………….3
1. Нефтяной фактор и региональные проблемы теории и практики
1.1 Нефтяной фактор и межгосударственные интересы…………….12
1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16
1.3 Из международной теории и практики………………………..........20
2. Нефтяной фактор и политика РК в Каспийском регионе
2.1 Взаимоотношения РК с сопредельными государствами по
нефтяной проблеме………………………….…………………………25
2.2 Международные встречи по нефтяной проблеме
в начале XXI в. ……………………….………………………………..42
2.3 Политика Казахстана в решении нефтяных проблем
Каспийского региона ………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы…………………………............72
Действия России на Каспии, направленные на вывод проблемы статуса из международно-правового поля в зону силового произвола, подрывают авторитет РФ и провоцируют другие прикаспийские государства на аналогичные действия.
Сейчас официально военно-морских сил у Казахстана нет и охрану принадлежащих ему нефтеносных районов на Каспии несут российские боевые корабли. Но казахи хотят сами охранять свои богатства. В августе 1996 года Казахстан получил в подарок от США шесть патрульных катеров, самостоятельно построил несколько боевых судов и в январе 1998 году создал специальные морские патрульные части "Снежный барс", в обязанности которых входят обеспечение безопасности территориальных вод, охрана месторождений нефти от потенциальных нарушителей и защита транспортов нефти к нефтяным терминалам в Азербайджане. Теперь вдоль казахстанского побережья бегают новенькие джипы "Хаммер".
В августе 2002 года Вашингтон выделил Астане 2.75 млн долларов на закупку военной техники, в 2003 году еще столько же. Казахстанские офицеры обучаются в военных учебных заведениях США. В марте 2003 года НАТО включило Казахстан в зону ответственности Южноевропейского флота НАТО. Вашингтон еще в 1994 году включил Прикаспийский регион в зону ответственности 5-го (базируется в Индийском океане и в Персидском заливе) и 6-го (базируется в Средиземном, Эгейском, Мраморном и Черном морях) флотов США. И Россия не хочет отстать - командующий Каспийской Флотилией вице-адмирал Б.Зимин заявил: "Россия готова к передаче Казахстану нескольких боевых кораблей".
Намерение создать национальные ВМС страны обосновал 17 февраля 2003 года министр обороны республики М.Алтынбаев необходимостью "обеспечить безопасность нефтеносных районов на Каспии, куда вложены большие иностранные инвестиции, путем осуществления контроля воздушного, надводного и подводного пространства". На это заявление 26 февраля отреагировал заместитель министра иностранных дел РФ В.Калюжный: "Создавать новые вооруженные силы на Каспии, как это предполагает Казахстан, нет смысла". Наверное, имелось в виду "помимо российских вооруженных сил".
Казахстан, хочет того Россия или нет, начал наращивать свое военное присутствие на Каспии - ему нужен свой щит "от терроризма и браконьерства". Астана объявила каспийские границы приоритетными для ВС страны и приступила к реализации обширной программы создания ВМС. В настоящее время ВМС Республики Казахстан на Каспии включают 3000 военнослужащих, около 20 катеров береговой охраны, 3 вертолета. В Актау открыто Высшее военно-морское училище, а специалисты береговой охраны США участвуют в создании военно-морской базы и размещают на побережье радиолокационные средства наблюдения и разведки. США уже выделили Казахстану 5 млн долларов на строительство военного городка в Атырау для размещения мотострелковой бригады. Командующий войсками Западного военного округа ВС РК Р.Камратов сообщил, что в создаваемом округе для обеспечения безопасности нефтедобывающих областей Казахстана будут дислоцированы четыре батальона. А по прогнозам министра обороны РК М.Алтынбаева, казахстанский флот будет сформирован к 2010-2015 годам. При этом министр не скрывает, что ВМС страна будет создавать при содействии США и Великобритании, но успокаивает: "Укрепление военной группировки республики на Каспии не направлено против дружественных Казахстану прикаспийских государств". Значит ли это, что министр признает, что у Казахстана есть недружественные прикаспийские государства?
Иран уже обладает
сильными ВМС на Каспии - иранский флот
насчитывает около 60 боевых кораблей,
разворачивает новые
После распада СССР Туркмения отказалась
в пользу России от своей доли (25%) при разделе
Каспийской флотилии и до 1999 года охраняла
свои водные рубежи совместно с Россией.
Однако недавно нейтральный Туркменистан
приступил к созданию собственных морских
пограничных частей - закупил у Украины
10 боевых патрульных катеров типа "Калкан"
и столько же сорокотонных кораблей типа
"Гриф". В рамках реализации совместного
плана военного сотрудничества между
ВС Туркмении и Центральным командованием
Минобороны США в распоряжении туркменских
пограничников поступил патрульный катер
марки "Пойнт Джексон". Формируется
брига охраны туркменского сектора Каспия,
рассматривается возможность поставки
американских "новых катеров и различной
специальной техники, а также наземных
и морских средств слежения за нарушителями
границ нейтрального государства".
Над месторождением Сердар почти постоянно
патрулируют самолеты ВВС Туркменистана.
Численность ВМС Туркменистана составляет
около 3000 военнослужащих.
Вплоть до 1992 года в Баку оставался Штаб Каспийской флотилии СССР и до сих пор Баку считается крупнейшей военно-морской базой на Каспии. По соглашению 1992 года Азербайджан получил 30% кораблей Каспийской флотилии (1 фрегат, 9 патрульных катеров, 5 противоминных тральщиков, 4 судна на воздушной подушке, 3 вспомогательных судна) и значительную часть береговой инфраструктуры. США и Великобритания активно наращивают военный потенциал Азербайджана. К 1999 году в состав ВМС Азербайджана входили 2 фрегата, 18 боевых катеров, 15 тральщиков, 4 десантных корабля. Численность ВМС превышает 2000 человек. В 2001 году США передали Азербайджану еще один морской боевой катер, а за поддержку интервенции в Ирак - еще один. Министр иностранных дел Азербайджана В.Гулиев откровенно считает, что присутствие США и НАТО в бассейне Каспия "способствует региональной стабильности и экономическому развитию", а министр обороны С.Абиев уверен, что "военные базы НАТО на Кавказе могли бы утихомирить государства, пытающиеся дестабилизировать обстановку в регионе". Особое внимание Баку уделяет радиолокационному контролю за воздушным и морским пространством Азербайджана и его защите "от всевозможных посягательств извне".
С 13 по 20 августа 2003 года на Каспии состоялись азербайджано-американские военные учения GOPLAT. Пресс-секретарь оборонного ведомства Азербайджана Р.Меликов изрек дежурную фразу: "Маневры не направлены против какой-либо третьей страны". А присутствовавший на маневрах американский дипломат цинично добавил: "GOPLAT - конкретное и реальное противодействие любым агрессивным шагам в отношении нефтяных объектов, принадлежащих США". Примечательно, что только Иран выразил недовольство появлением американских военных на Каспии. Однако спустя неделю Россия провела на Каспии какие-то маневры "с реальными учебными боями и стрельбами".
НАТО почти окружили Каспий военными базами. Декларация Североатлантического блока от 1996 года предусматривает охрану международных нефтегазоэкспотных коммуникаций путем создания "военного зонта". Весной 1998 года госдепартамент объявил о включении стран Закавказья и Центральной Азии в зону военной ответственности США. Создается инфраструктура доставки и развертывания военных контингентов для обеспечения безопасности нефтепроводов, создаются армянский, узбекский, кыргызский, казахский, грузинский миротворческие батальоны, проводятся совместные военные учения, расширяется сотрудничество в рамках программы "Партнерство ради мира", проходят переподготовку бывшие советские офицеры, развертываются "силы поддержания мира на Кавказе", размещаются в регионе военные контингенты, создаются военные базы и базы слежения, перевооружаются армии СНГ по натовскому стандарту...
НАТО и США не раз
продемонстрировали решимость применить
силу в Прикаспийском регионе. 1 октября
2002 года Пентагон сообщил, что новой
зоной ответственности
Штатам нужна "стабильность" в Каспийском регионе. Какая стабильность и для чего она нужна, объяснил президент США Б.Клинтон в 1998 году: "Мы должны всегда помнить о необходимости поддержания региональной стабильности и безопасности в ключевых районах-производителях (нефти ), чтобы обеспечить себе доступ к этим ресурсам и их бесперебойную доставку (в США)". Дадим слово и американским дипломатам пониже рангом. Представитель госдепартамента Р.Баучер: "США готовы оказать поддержку Грузии, переживающей прессинг со стороны России". Сенатор С.Браунбэк: "Бассейн Каспийского моря, страны Средней Азии и Закавказья, которые расположены по его периметру, образуют регион, имеющий важнейшее политическое, экономическое и социальное значение для США". Патриарх внешней политики Г.Киссинджер: "Россия не должна осуществлять свое доминирование в этом регионе военным путем".
США разработали программу "Каспийская охрана" по созданию воинских подразделений на Каспии под эгидой США. Россия выразила недовольство и в свою очередь выступила с инициативой создать в Прикаспийском регионе коллективные силы быстрого реагирования, сформированные из военнослужащих только прикаспийских стран. Иран поддержал Россию, а председатель комиссии США по оборонной политике Р.Перле недвусмысленно предупредил: "Наверное, Россия ностальгирует по тем временам, когда на Каспии был всего лишь один военно-морской флот. Но это время уже закончилось".
Вносит свою лепту
в милитаризации Каспия и Европа
- ЕС выступил с идеей создания Стабилизационного
пакета для Каспийского региона и создания совместных войск под
эгидой ОБСЕ. Где-то там, на Западе строятся
планы создания шестого прикаспийского
государства из Чечни и Дагестана. Там,
на Западе Россию не рассматривается в
качестве союзной державы прикаспийских
стран, Россию рассматривается как главную
угрозу грузинскому, азербайджанскому,
казахстанскому, туркменскому, киргизскому,
узбекскому и прочему суверенитетам.
...Есть основания полагать, что переговоры
о правовом статусе Каспия из юридической
плоскости перешли в военно-политическую
- все прикаспийские страны продемонстрировали
решимость применить силу в решении спорных
вопросов. Есть основание полагать, что
до тех пор, пока США устраивает установившееся
на Каспии статус-кво, Каспийское море
не получит своего юридического статуса.
Есть основания полагать, что Каспийский
регион станет центром "новой "Большой
игры", которой суждено стать одной
из самых захватывающих драм мировой истории
в XXI веке". Есть основание полагать,
что Каспийское море будет расчленено
не только "ресурсными" границам,
но и границами военно-политических блоков.
Есть основание полагать, что Каспий может
стать очагом третьей ("антитеррористической")
мировой войны, ибо НАТО "всерьез обеспокоено
безопасностью в Каспийском регионе".
...Бывший министр обороны США К.Уайнберг как-то разоткровенничался: "Если бы России удалось бы удержать господство в Каспийском море, это было бы для нее более важной победой, чем победа Запада, добившегося расширения НАТО на Восток".
1. Мы разделяем
точку зрения на то, что использование термина "шельфовая равнина"
применительно к Каспийскому морю является
более предпочтительным, чем термины "шельф"
или "прибрежная отмель", поскольку
он не перекрывает номенклатуру известных
элементов рельефа дна Мирового океана,
а также отражает специфику рельефа дна
Каспия. На шельфовую равнину Каспия приходится
почти 70% площади моря. Далее в тексте термины
"шельф" и "шельфовая равнина"
используются как синонимы.
2 . СССР в 1941 году воспользовался этим
правом.
3. Для справки. Договор о режиме советско-иранской границы и порядке урегулирования пограничных конфликтов от 14 мая 1957 года до сих пор действует в отношении реки Аракс, составляющей пограничную зону современного Азербайджана и Ирана, хотя Советского Союза уже нет. Еще для справки. Азербайджан упорно отстаивает протокол Минводхоза СССР от 7 октября 1967 года, по которому забирает 60-70% годового стока реки Самур, оставляя РФ, где формируется 96% стока, всего 15%, хотя Советского Союза уже нет.
4. Аналогичная должность была учреждена в США в 1997 году.
5. Кто ищет, тот
найдет в международной
Таким образом, как отмечал экс-министр иностранных дел РК К.Токаев, «хотя переплетение и противоречие интересов различных государств мира вокруг каспийской проблемы носят политический и экономический характер, тем не менее ее суть сосредоточилась вокруг правового статуса Каспийского моря. Отрадно, что постепенно усиливается понимание необходимости внедрения цивилизационных норм жизнедеятельности на Каспии всеми прибрежными государствами. Поэтому одной из приоритетных задач казахстанской дипломатии в предстоящий период будет оставаться кропотливая работа, направленная на дальнейшее сближение позиций всех участников переговорного процесса по правовому статусу Каспийского моря, обеспечения стратегических интересов нашего государства в этом регионе» [38].
Заключение
В первом десятилетии XXI века Каспийский регион остается важнейшим геополитическим в плане, где сходятся интересы многих стран мира. На сегодняшний день Каспийский регион становится вполне самодостаточным региональным узлом современной политики, где имеет место развитие событий от которых зависят международные процессы как на региональном, так и на международном уровнях. Сложившаяся ситуация в Каспийском регионе характеризуется тем, что интересы региональных и внерегиональных государств тесным образом переплетаются как в энергетической области, так и в сфере международной безопасности. Это в полной мере относится к России, США, Китаю и Европейскому Союзу, которые оказались в числе ведущих игроков. Современные геополитические тенденции показывают, что великие державы, с одной стороны, ищут пути налаживания сотрудничества на двухсторонней и многосторонней основе со сторонами региональных государств, в том числе с Республикой Казахстан.
Информация о работе Нефтяной фактор в развитии международных отношений