Нефтяной фактор в развитии международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Нефтяной фактор и региональные проблемы теории и практики

1.1 Нефтяной фактор и межгосударственные интересы…………….12
1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16
1.3 Из международной теории и практики………………………..........20
2. Нефтяной фактор и политика РК в Каспийском регионе
2.1 Взаимоотношения РК с сопредельными государствами по
нефтяной проблеме………………………….…………………………25
2.2 Международные встречи по нефтяной проблеме
в начале XXI в. ……………………….………………………………..42
2.3 Политика Казахстана в решении нефтяных проблем
Каспийского региона ………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы…………………………............72

Файлы: 1 файл

Нефтяной фактор.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

Транскаспийские трубопроводы. Формирование крупных углеводородных месторождений на Каспии в основном связано с современным или имевшим место в прошлом активным геодинамическим режимом его недр. Пододвигание одной литосферной плиты под другую (субдукция), их быстрое опускание с формированием шельфа и глубоких котловин, начальная фаза горообразования - все эти процессы, наиболее благоприятные для нефтегазонакопления, происходили в Каспийском регионе. Каспийский мегабассейн "наложен" на пограничную область Альпийско-Гималайского складчатого пояса и Евразийской платформы, поэтому литосфера здесь находится в неустойчивом состоянии, что проявляется в современных движениях ее блоков, сейсмичности, грязевом вулканизме, подводных и наземных оползнях.

Сейсмичность чаще всего  проявляется в виде прерывистого рассеивания упругой энергии недр на границах крупных литосферных блоков и разделяющих их разломов. Наиболее протяженные разломы соответствуют местам столкновения Южно-Каспийской плиты с Иранской на юге и Скифо-Туранской на севере. В соответствии с этой схемой строения региона число эпицентров землетрясений возрастает с севера на юг - от Средне-Каспийского бассейна к Южно-Каспийскому, а магнитуды подземных толчков изменяются от 3.5 до 7.0 (рис.6).


 
Рис.6. Схема сейсмичности Каспийского  региона. Крупными кружками показаны магнитуды  землетрясений от 5.4 до 7.0, мелкими - от 3.0 до 5.0. Пунктирные линии - проектируемые  нефтепровод и газопровод

В морской части Каспия с 1983 по 2002 год произошло более трех десятков заметных землетрясений и все - вблизи мест, где планируется строить Транскаспийские нефтепровод и газопровод. Поэтому вероятность аварий на нефтепроводе в случае морских землетрясений достаточно высока. При этом особо следует подчеркнуть, что сейсмоопасность участков, где намечается в течение длительного времени извлекать большие объемы флюидов из недр (нефти, газа, конденсата, пластовых вод), будет постоянно возрастать.

В российско-казахстанском  Соглашении сказано: "Вопросы, связанные  со свободой судоходства и полетов, прокладки и использования подводных кабелей, трубопроводов и иными видами использования Каспийского моря, будут урегулированы отдельными двусторонними и многосторонними соглашениями прикаспийских государств после заключения и на основе конвенции о правовом статусе Каспийского моря". Пока не ясно, смогут ли незаинтересованные в транскаспийских трубопроводах прикаспийские государства наложить запрет на их строительство под видом защиты экологической безопасности.

Экология Каспия. Саму экологию Каспийского моря мы здесь не будем обсуждать - слишком большая и больная тема. Мы ограничимся указанием причин невозможности решения экологических проблем Каспия в условиях отсутствия правового статуса.

Анализ каспийской проблематики показывает, что освоения шельфа определяется тремя принципами: геополитическим, экономическим и экологическим. Это означает, что решение политических вопросов предопределяет решение экономических проблем, а решение экономических вопросов предопределяет решение экологических проблем.

Инициатива В.Калюжного  перешагнуть через эту триаду: "Не дожидаясь решения основной проблемы определения статуса Каспия, снимать текущие вопросы, связанные  с биосферой, природопользованием, рыболовством и судоходством", ошибочна и в корне неверна. Под лозунгом "Статус Каспия может подождать" прошел в мае 2001 года в Астрахани 1-ый Международный Нефтяной саммит "Каспий XXI: от политики к бизнесу". В рекомендациях говорится: "Время, которое потребуется для урегулирования правовых проблем, не должно стать для региона временем упущенных возможностей. В этот период усилия политиков и бизнесменов должны быть сконцентрированы на взаимовыгодных проектах, в осуществлении которых заинтересованы народы прикаспийских государств". В переводе на нормальный язык это означает: творите на Каспии что хотите, но разрабатывайте побыстрее углеводородные ресурсы Каспия. В этом, как раз, народы прикаспийских стран не заинтересованы. Именно игнорирование правового статуса дает странам и компаниям по-разному определить природную сущность Каспия. В частности, в 1994 году правительство Казахстана под давлением Chevron внесло изменение в статус режима заповедности Северного Каспия, разрешив проведение поиска, разведки и добычи УВ, а "по просьбе" ЛУКОЙЛа появилось Постановление Правительства РФ № 317 от 14.03.98 года "О частичном изменении правового режима заповедной зоны в северной части Каспийского моря". И иностранные компании вовсе не пришли на Каспий решать экологические проблемы, у них совсем другая цель - получение максимальной прибыли. Ситуация осложняется и тем, что все прикаспийские государства являются развивающимися, они еще слишком бедны, чтобы тратить деньги на окружающую среду, и все они по отношению Каспию заняли ту же позицию, которую когда-то занимали развитие государства - сначала экономика, потом уж экология.

Сегодня использование  ресурсов Каспия происходит в рамках отдельных секторов без никакой  гармонизации хозяйственной деятельности с экологией моря - нет общей  стратегии освоения минеральных и биологических ресурсов, нет единых требований по защите окружающей среды, проведения экологического мониторинга и аудита, страхования и предупреждения техногенных аварий, для ликвидации которых недостаточны двухсторонние соглашения. По Протоколу к Соглашению между РФ и РК о разграничении дна северной части Каспийского моря от 6 июля 1998 года предусмотрено осуществление недропользования на структуре Центральная и на месторождении Хвалынское в соответствии с законодательством РФ, а на структуре - Курмангазы - в соответствии с законодательством РК. Значит ли это, что прикаспийские страны вольны разрабатывать свои собственные экологические стандарты эксплуатации своих секторов?

Непоправимый ущерб  экологии Каспия нанес и осуществляемый под лозунгом "дно делим, вода общая" физическое расчленение Каспия на дно и воду и, который по существу свел проблему экологии к демагогии. Горько в этом признаться, экология на Каспии стала штамповой, спекулятивной, метафизической наукой. Есть десятки, если ни сотни, экологических проектов, конвенций, соглашений, договоров, но все они декларируют сохранение "уникального водоема". С другой стороны, полностью отсутствует правовая база для проведения сейсморазведки, бурения скважин и осуществления добычи нефти, до сих пор отсутствует юридическая квалификация нарушения норм по охране морских экосистем, даже не оговорены условия международного преступления и международного деликта. А это означает нелегитимность осуществления разведки и добычи. Даже широко разрекламированный ЛУКОЙлом метод "нулевых сбросов" не легитимно использовать на Каспии. Любое даже самое жесткое экологическое требование, содержащееся в законодательстве одной прикаспийской страны не может служить достаточным основанием для начала морской разведки и бурения на Каспии, где вода является объектом общего пользования всех прикаспийских государств. Неясность решения вопросов нормирования сбросов, экологических платежей, экологического аудита, неурегулированность вопроса о том, какие экологические требования, по каким критериям и как должны быть решены, порождает ситуацию полной непредсказуемости последствий любой хозяйственной деятельности в любом секторе Каспийского моря.

Один из принципов  Декларации Рио гласит: "Государства  имеют суверенное право разрабатывать  свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ". Выполняется ли это условие на Каспии? Выполнимо ли оно при разделе моря на сектора? Откажутся ли в ближайшие десятилетия прикаспийские страны от приоритета экономики над экологией? Это далеко не риторические вопросы - именно экология Каспия может стать спусковым крючком развития конфликтов в Каспийском регионе.

Совместное владение дном, совместное владение водой, совместное владение минеральными ресурсами, совместное владение биологическими ресурсами при совместной ответственности за экологию и милитаризацию - вот модель международного сотрудничества на Каспии в XXI веке. И, конечно же, сначала статус, затем экология, ибо политический статус Каспия предопределяет (предуготовляет) экологию моря.

Когда – то российские военные аналитики сравнили карту с "горячими точками" последних десятилетий, в которых участвовало НАТО, то она полностью совпала с картой крупных месторождений нефти, газа и стратегически важных полезных ископаемых. Натовцы точно знают, что объявлять сферой своих жизненных интересов.

Рис.7. Карта расстановки  военных сил в Каспийском регионе 

...Не было ни одной  двух-, трех-, четырех- и пятисторонней встречи президентов, министров, их замов, экспертов, где не подчеркивалось бы, что Каспий должен стать морем мира, братства и сотрудничества, где не прозвучали бы призывы к демилитаризации моря. К примеру, в совместном заявлении президентов РФ и ИРИ от 12 марта 2001 года сказано: "Стороны заявляют, что Каспийское море должно использоваться исключительно в мирных целях, недопустимо присутствия на Каспии вооруженных сил некаспийских государств", а президент РК предложил отказаться от использования военной силы в Прикаспийском регионе и подписать "Пакт о стабильности на Каспии". Я лишь напомню президентам, что Каспий объявлен зоной жизненных интересов США, где "для поддержания мира и стабильности Пентагон готов на прямое военное вмешательство".

Отход большинства прикаспийских государств от принципа кондоминиума и явное предпочтение раздел Каспия на национальные сектора привел к сформированию в регионе новой повестки дня безопасности - все прикаспийские страны прекрасно осознавая, что границы на Каспии (по воде ли, по дну ли) надо будет охранять, начали потихонечку вооружаться. А ашхабадский саммит снял все морально-этические нормы сдерживания и дал добро на наращивание вооруженных сил на Каспии.

На следующий день после завершения ашхабадского саммита В.Путин сказал главе ВМФ России В.Куроедову: "Не ожидал, что у нас будут такие слабые переговорщики". А как разговаривают со слабыми? И Верховный Главнокомандующий РФ отдал приказ "наращивать свое присутствие на Каспии" и провести в "российском секторе" полномасштабные военные учения, максимально приближенные к боевым условиям. Но призыв В.Путина "вооружиться", как это ни странно, нашел отзвук во всех уголках Каспия, и все начали наращивать "свое" военное присутствие.

В одном из своих интервью на вопрос: "Как вы считаете, могут ли прибрежные государства иметь военный флот на своих секторах?" В.Калюжный ответил: "Это не запрещено. После распада Советского Союза к России перешла каспийская флотилия. Пока существует терроризм, пока существует напряженность на Кавказе, Каспийская флотилия выступает в роли гаранта стабильности, и это отвечает интересам всех прикаспийских государств. Есть определенные военно-морские силы и у Ирана, и у других государств. Чего нужно избегать, так это соблазна наращивать эти силы". Еще слово В.Калюжному: "Военное присутствие России на Каспии и Каспийская флотилия никакой угрозы для прикаспийских государств не представляли, не представляют и не будут представлять. Напротив, наш флот служит фактором поддержания региональной стабильности, безопасности, в том числе безопасности судоходства... Для Каспийского моря российский флот - это не устрашающая мера, а надежный щит". Еще слово В.Калюжному: "Россия должна располагать на Каспии современными вооруженными силами, способными быстро и эффективно противостоять всем рискам и вызовам, для того чтобы в регионе царил мир". Звучит вполне современно и убедительно ("терроризм", "напряженность", "стабильность", "мир"), но стать "гарантом стабильности" в каспийском регионе почему-то хотят и Иран, и Азербайджан, и Туркменистан, и Казахстан, и Турция, и США, и Китай.

Россия располагает  самым крупным (в общей сложности  около 100 единицами) флотом на Каспии: несколькими  дивизионами сторожевых кораблей, минными  тральщиками, кораблями воздушного наблюдения, боевыми и вспомогательными судами различных классов, ракетными и десантными катерами на воздушной подушке, судами обеспечения и необходимой инфраструктурой. В последнее время морская авиация КФ пополнилась самолетами-амфибиями, патрульными корабельно-противолодочными вертолетами Ка-25 и Ка-27, новыми десантными катерами типа "Серна". В 2000 году в г. Каспийске (Дагестан) сформирована бригада морской пехоты, построен военный аэродром, а с Балтийского флота прибыло 4 ракетных и артиллерийских катера. В 2001 году принято решение ввести в морскую охрану катера типа "Мангуст", "Терьер", "Сайгак", сторожевые корабли "Валентин Пикуль", "Мираж", "Сокжой", тральщик "Магомед Гаджиев". В результате Россия вдвое увеличила свой военный потенциал на Каспии. В июле 2002 года Каспийская военная флотилия приобрела своего флагмана - сторожевой корабль "Татарстан", предназначенного для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, а также для уничтожения воздушных целей, в том числе и низколетящих. Сам же корабль обладает мощным вооружением - двумя пусковыми установками ракетных комплексов "Уран-Э", зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами "Пальма" с зенитными управляемыми ракетами "Сосна-Р", противолодочными 533-миллиметровыми торпедными аппаратами. Его взлетно-посадочная площадка и ангар обеспечивают постоянное базирование вертолета Ка-28 или Ка-31.

У России в запасе есть еще 2 экраноплана - один десантный, другой - ракетный. Экраноплан или, как его  называют на Западе "каспийский монстр", летит над морем на высоте от 1 до 10 метров со скоростью до 150 км/час, радарам невидим. В феврале 2003 года командующий каспийской флотилией Ю.Старцев объявил о скором прибытии на Каспий сторожевого корабля "Дагестан" и о том, что в 2005-2010 годах в состав флотилии должны войти новейшие корабли, специально разработанные с учетом особенностей и специфики Каспия.

Российские военные  маневры, прошедшие в августе 2002 года, Главком ВМФ России В.Куроедов обозначил как "предостережение  для террористов и браконьеров". Конечно, этому никто не поверил. Иран назвал их "большой ошибкой" - "Проведение военных маневров подтолкнет другие страны региона к ответным действиям. Подобные шаги могут привести в будущем к столкновению интересов, политическому противостоянию, нестабильности и, наконец, к силовой конфронтации в регионе".

Иран не раз предупреждал, что американская модель обеспечения  безопасности в Каспийском море так  же противоестественна, как и модель Персидского залива, и, в конечном счете, направлена не только на исключение России и Ирана из процесса обеспечения безопасности, но и на их сближение. На самом деле, США под флагом антитеррористической борьбы уже заняли стратегические высоты в Центральной Азии и на Кавказе, и тотальное распространение американского влияния по всей южной границе РФ, в том числе и морской, уже не за горами. Осталось всего несколько лет, от силы 5-6, и после того, как американцы сформируют новые политические элиты (недружественные России) в странах прикаспийского региона, обсуждать что-то будет уже поздно.

Информация о работе Нефтяной фактор в развитии международных отношений