Нефтяной фактор в развитии международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Нефтяной фактор и региональные проблемы теории и практики

1.1 Нефтяной фактор и межгосударственные интересы…………….12
1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16
1.3 Из международной теории и практики………………………..........20
2. Нефтяной фактор и политика РК в Каспийском регионе
2.1 Взаимоотношения РК с сопредельными государствами по
нефтяной проблеме………………………….…………………………25
2.2 Международные встречи по нефтяной проблеме
в начале XXI в. ……………………….………………………………..42
2.3 Политика Казахстана в решении нефтяных проблем
Каспийского региона ………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы…………………………............72

Файлы: 1 файл

Нефтяной фактор.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

.

Рис. 3. Схема недропользования дна Каспийского моря на 01.07.2000

Россия-Казахстан. Россия, не дожидаясь решения вопросов разграничения  морского шельфа, в конце 1997 года объявила тендер на право пользования недрами  на блоке "Северный", который выиграл  ЛУКОЙЛ. (Конкурс был закрыт для  иностранных компаний). Этот участок площадью 8500 км2 включает структуру Хвалынское, значительная часть которой находится на территории Казахстана, если исходит из линии Министерства нефтяной промышленности СССР 1978 года.Казахстан заявил протест. На протест ответил президент ЛУКОЙЛа В.Алекперов: "Документ, подписанный между российским правительством и ЛУКОЙЛом, предусматривает изменение границ разрабатываемых территорий на случай подписания международного соглашения о разделе дна Каспийского моря". Но на торжествах в Астрахани по поводу обнаружения нефти на этих участках 2 июня 2000 года он отрубил: "Мы все оплатили. Это все наше. На 30 лет". Вскоре после этого заявления появился термин "прагматичная срединная линия" - серединная линия, проведенная таким образом, чтобы избежать ее пересечения с уже выделенными на конкурс структурами.


Рис. 4. Карта лицензионных участков

В течение нескольких лет Россия и Казахстан вели споры  за нефтегазоносные структуры Курмангазы и Хвалынское, расположенные на стыке национальных секторов морского шельфа. В октябре 2001 года Казахстан объявил о намерении провести тендер на восточный блок Курмангазы. На это 5 ноября вице-президент ЛУКОЙЛа Л.Федун заявил: "Вопрос определения границ очень сложный и щепетильный. Тем не менее, мы считаем, что Курмангазы лежит в непосредственной близости от блока, разрабатываемого Каспийской нефтяной компанией, и относится к российской части каспийского шельфа". Затем ЛУКОЙЛ заявил, что готов к совместной работе с Казахстаном "вне зависимости от того, на чьей территории в итоге окажутся эти месторождения".

По российско-казахстанскому Соглашению, "Стороны осуществляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления ресурсами дна и недр Северного Каспия в пределах соответствующих частей дна до разделительной линии и имеют исключительное право на совместную разведку и разработку перспективных структур и месторождений в случае прохождения через них модифицированной срединной линии. Определение долей участия каждой из сторон проводится на основе сложившейся мировой практики с учетом добрососедских отношений. При этом сторона или ее юридические или физические лица (представители), открывшие месторождения углеводородов геологические структуры в северной части Каспийского моря в зоне прохождения модифицированной линии, до ее согласования сторонами обладают приоритетным правом на получение лицензии на их разведку и разработку с обязательным привлечением представителей другой стороны".

В прессе сообщалось, при  проведении модифицированной срединной  линии на Северном Каспии по казахской  версии Россия получает 68000 км2 акватории, Казахстан - 111000 км2, а по российской версии Казахстан получает 86000 км2, а  Россия - 72000 км2. (Сумма площадей не совпадает). Россия получает 77426 км2, а Казахстан - 94588 км2. По этим данным в результате модифицирования срединной линии Казахстан теряет 5.5% акватории моря, а Россия приобретает 4.9%, то есть в процессе модифицирования 18000 км2 моря куда-то исчезли.

На алма-атинском Евразийском  экономическом саммите (апрель 2002 года) Россия и Казахстан поделили Центральный  блок - самое крупное месторождение  Курмангазы (Кулалинская) отошло Казахстану, а Хвалынское и Центральное достались  России. Через месяц, 13 мая 2002 года, В.Путин и Н.Назарбаев подписали Протокол к "Соглашению между Российской Федерации и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6.06.1998 года". Протокол содержит географические координаты проведения модифицированной срединной линии и условия разработки трех пограничных месторождений. 23 сентября 2002 года президенты России и Казахстана подписали договор о разграничении дна Северного Каспия.

 

 

государство

                       Разграничение по серединной  линии

 

S, км

S, %

D, млн ТУТ

D, %

          Разграничение по серединной  линии

 

Россия

73644,2

18,72

2112,6

12,32

Казахстан

116348,9

29,57

8014,2

46,72

Азербайджан

76726,15

19,50

3801,7

22,16

Туркменистан

72569,8

16,44

2214,5

12,91

Иран

54167,15

13,77

1008,97

5,88

Всего

393456,2

100

17151,95

100

                                     Разграничение по модифицированной  по серединной линии

Россия

77426,0

19,68

2782,6

16,22

Казахстан

94588,0

24,04

7344,2

42,82


 
Таблица 1. Параметры недропользования дна Каспия

 

Параметры месторождения

Месторождение

Хвалынское

Центральное

Курмангазы

Запасы, млн. тонн

       250

      350

   600

Юрисдикция

       Россия

Россия

Казахстан


Таблица 2. К российско-казахстанскому договору

Российско-казахстанская  договоренность предусматривает, что  эти месторождения будут разрабатываться  на условиях совместного проекта  с равным участием - по принципу "50 на 50". Сторона же, входящая в уже  существующий проект, обязана компенсировать партнеру половину исторических затрат. На Каспии появились первые двухсторонние границы.

Условия для привлечения  инвестиций созданы. Условия для  совместной разработки месторождений  созданы. Но тут случилось непредвиденное - представляющие Россию и Казахстан в нефтяных проектах Северного Каспия ЛУКОЙЛ и КазМунайГаз, каждый в отдельности начали продавать свои доли западноевропейским и американским компаниям. Еще раньше, в апреле, Л.Федун заявил, что компания ЛУКОЙЛ хотела бы продать 10-20% активов в своем проекте на Каспии или обменять их на долю в добывающем проекте в Северном море.

Заместитель посла США  в Казахстане Д.Рассел, поздравив  Казахстан и Россию с подписанием  Протокола от 13 мая 2002 года, предупредил: "Никакие договоры о делимитации Каспия не должны мешать будущей транспортировке энергетических ресурсов". Зря волнуется дипломат - Россия уже поддерживает Баку-Джейхан, наверное, подержит и Транскаспий. Только пошумит немножко.

До сих пор не разрешен также спор о принадлежности островов Малого Жемчужного, Иван-Караула и Укатного. И у Казахстана, и у России есть свои документы, подтверждающие свои права на эти острова.  
Россия-Азербайджан. Большие споры могут возникнуть вокруг Центральной структуры, лежащей на стыке интересов Москвы, Астаны и Баку. В Баку опасаются, что делить придется месторождения - мегаструктуры, которые тянутся на сотни километров и могут на десяток другой километров влезть в ресурсную зону другого государства. Россия предлагает делить не месторождения, а только блоки, оказавшиеся на меже.  
          12 июля 2002 года, накануне подписания российско-азербайджанского соглашения о разделе Каспия, В.Христенко заявил, что "вопросы картографии закрыты" и какого-либо "возврата к интерпретации и анализу показателей координат раздела быть не должно", и добавил: "Возможность разрабатывать месторождения полностью нормальная и легальная".

Где-то в конце ноября 2002 года В.Алекперов объявил о  выходе своей компании из азербайджанского проекта АЧГ, объяснив это решение "сугубо экономическими причинами". Но в Баку такому объяснению не поверили. Там расценили решение ЛУКОЙЛа как политический шаг, инициированный руководством России. Дело в том, что участие ЛУКОЙЛа в проекте АЧГ в Баку рассматривали как согласие России на секторальное деление Каспия по азербайджанской схеме. Теперь, после ухода ЛУКОЙЛа, получается, что под сомнением может быть поставлена легитимность проекта АЧГ, который оспаривают Туркменистан и Иран.

Трудно прогнозировать как развернутся события вокруг Ялама-Самурского свода - пока и с российской, и с азербайджанской стороны там хозяйничает ЛУКОЙЛ.

...В начале июня 2003 года российские пограничники  арестовали два азербайджанских  корабля за браконьерство в  российских территориальных водах.  В конце июня Азербайджан задержал два российских корабля за нарушение государственной границы, а команды поместили в следственный изолятор...  

                                     Название

    Советское

Азербайджанское

Туркменское

Каверочкин

  Чираг

Осман

26 Бакинских комиссаров

  Азери

Хазар

Промежуточное

Капяз

Сердар

Абих

Шарг

Алтын Асыр


 
Таблица.3. Оспариваемые Туркменистаном и Азербайджаном нефтегазоносные  участки Каспийского моря

В начале февраля 1997 года С.Ниязов заявил о принадлежности Туркмении  месторождения Азери, разрабатываемого АМОК в рамках "контракта века". Летом того же года российские компании ЛУКОЙЛ и Роснефть подписали с ГНКАР договор по разработке месторождения Капяз. Свои права на Капяз ГНКАР обосновывал тем, что в Советское время он находился в зоне хозяйственной ответственности Азербайджана. Туркменистан выразил протест. Азербайджан расценил протест как "вероломство Туркменистана". В августе Россия аннулировала договор с ГНКАР. Россия, вольно или невольно, стала инициатором первого крупного международного скандала на Каспии. В сентябре Туркменистан объявил тендер на это месторождение. Тендер выиграла американская компания Mobil. Азербайджан пригрозил ответными действиями. Американцы ушли с Капяза.

 
Рис. 5. Район Каспия, оспариваемый Азербайджаном  и Туркменистаном.

Свои претензии на эти месторождения Туркменистан обосновал так: "В бытность Советского Союза в 1970 году советская часть  Каспийского моря была поделена между Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном. При этом за основу была взята срединная линия, общепринятая в международной практике. Исходя из этого деления, месторождения 26 Бакинских комиссаров и частично Каверочкин, находятся в туркменской части Каспия и соответственно подпадают под юрисдикцию Туркменистана".

На это заявление  ответил Г.Алиев: "В определении  правового статуса Каспия Туркменистан исходит из собственных мнений, в  то время как Азербайджан основывает свою позицию на основе международных норм права". Для обоснования своих претензий Азербайджан ссылается на древнеримский принцип "uti possidetis sic possideatis" - "чем владеете, тем и владейте". Баку отвергает претензии Ашхабада, поскольку тот опирается "на внутренние отраслевые нормативы и акты советских времен, на карты, составленные произвольно без применения передовых методик международного масштаба". Интересна логика азербайджанской стороны. Р.Мамедов пишет: "В ряде случаев Азербайджанская Республика также опирается на ведомственный документ 1970 года. Но не для разрешения пограничного спора, а для аргументации в пользу делимитации Каспия при помощи принципа срединной линии". Такое разъяснение провоцирует ряд ответных вопросов. А разве не для разрешения пограничных споров проводят делимитацию? А разве с применением передовых методик международного масштаба проводились границы между Союзными Республиками, Автономными Республиками, областями, краями в советские времена? А разве не Азербайджан пользуется произвольно составленными картами, когда это ему выгодно?

Туркмения предлагала разделить  спорные участки путем проведения географической срединной линии, то есть путем проведения последовательных широтных линий, соединяющих различные  точки берега с определенным шагом, нахождения серединных точек на этих широтных линиях и их соединения. Этот метод достаточно широко используется в международной практике, но Азербайджан не принял его, поскольку "производимая генерализация средних точек широтных линий, для получения аппроксимирующей средней линии, как правило, извилистая, что непримиримо к границе". Конечно, это - "компетентная" аргументация, к тому же новая в международной практике. Отмечу только, что если исходить из законов математики, то никакую границу вообще невозможно проводить. Причина в другом - перпендикуляры к сухопутным границам Азербайджана расходятся в море, увеличив площадь азербайджанского сектора на 2-3%.

Информация о работе Нефтяной фактор в развитии международных отношений