Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:58, реферат
Цель работы – определить итоги развития СССР в 30-е гг. ХХ века. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое развитие СССР в 30-е гг. ХХ века;
- выяснить, как проходило общественно-политическое развитие СССР в годы первых пятилеток;
- выяснить Какой социализм был построен в 30-е годы? Его сильные и слабые стороны.
В 1929 г. партийное руководство провозгласило курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств, которая позволяла, по мнению лидеров большевиков, решить сразу несколько важных для власти задач: обеспечить механизм перекачивания средств на нужды индустриализации; ликвидировать кулачество как класс и тем самым расширить социальную базу режима в деревне; распространить влияние государства на частный сектор сельского хозяйства (и тем самым обеспечить полное огосударствление экономики); ликвидировать так называемое «аграрное перенаселение».
Сплошная коллективизация развернулась с января 1930 года. Вышедшее в свет 5 января 1930 г. постановление ЦК ВКП (6) и СНК СССР «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» отмечало, что реализация курса на сплошную коллективизацию займет несколько лет4. В некоторых районах страны (наиболее развитых зерновых: Кубань, Украина, Поволжье) ее предполагали завершить в ближайшее время.
Была определена и основная форма крестьянской кооперации — сельскохозяйственная артель. В отличие от коммун и товариществ по совместной обработке земли — ТОЗ, артель предусматривала наряду с коллективным трудом и общественным пользованием землей, рабочим скотом, инвентарем, распределением по труду результатов совместной экономической деятельности, также сохранение личных приусадебных участков, мелкого скота, мелкого инвентаря и т. д.
Однако вместо планомерного, постепенного и добровольного объединения началась повсеместная кампания насильственного и немедленного привлечения в колхозы всего крестьянского населения. Кулаков же и их семьи, лишив имущества, выселяли в восточные и северные районы страны. Вместе с кулаками в значительном количестве были лишены имущества и подвергнуты ссылке семьи середняков. От политики раскулачивания пострадали, по некоторым данным, до 15 млн. человек.
Первым результатом этой политики стал массовый голод, разразившийся в 1932 - 1933 гг. именно в наиболее богатых прежде зерновых районах страны. Жертвами голода стали около 8 млн. человек.
За 1929 - 1932 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 33%, лошадей — на 32%, свиней — почти вдвое, овец — в 2,5 раза. Начался массовый исход сельского населения в города. Однако это также входило в планы руководства — индустриализации требовались рабочие руки.
Безусловно, главным историческим
результатом коллективизации
Противоречивость
Показателем дальнейшей демократизации стали принятие новой Конституции СССР и выборы в Советы в 1937-1939 гг. Вопрос о Конституции впервые был поднят в начале 1935 г. 1 февраля пленум ЦК ВКП (6) высказался за внесение уточнений в действующую союзную Конституцию в плане изменений избирательной системы и социально-экономической основы (с учетом создания социалистической индустрии, колхозного строя, ликвидации многоукладности и т.п.). В том же месяце VII съезд Советов СССР поручил ЦИК СССР создать Конституционную комиссию для пересмотра Конституции 1924 г. Созданную 7 февраля 1935 г. комиссию возглавил И. В. Сталин. Его заместителями были М. И. Калинин и В. М. Молотов, секретарем — И. А. Акулов. К осени 1935 г. комиссия пришла к выводу, что ограничиться одними поправками невозможно, необходимо разработать новую Конституцию. К маю 1936 г. проект был готов, в июне его одобрили ЦК партии и Президиум ЦИК СССР, тогда же он был опубликован в печати для всенародного обсуждения. Первое в советской истории всенародное обсуждение проекта Основного Закона длилось пять с половиной месяцев. Многочисленные замечания, поступившие в печать и в комиссию от граждан СССР, впоследствии не были учтены, но обсуждение сыграло важную агитационно-пропагандистскую роль как доказательство «заботы партии и правительства» о народе и его мнении.
В ноябре 1936 г. съезды Советов союзных республик одобрили проект Конституции и избрали делегатов на Всесоюзный съезд для его окончательного утверждения. VIII чрезвычайный съезд Советов СССР (25 ноября — 5 декабря 1936 г.) заслушал доклад И. В. Сталина «О проекте Конституции СССР», обсудил и доработал проект, а на последнем заседании 5 декабря вначале постатейно, затем в целом утвердил окончательный текст Конституции СССР. День принятия новой Конституции, сразу же названной «сталинской», был объявлен праздником.
Основные положения Конституции СССР 1936 г. сводились к следующим восьми5:
Конституция провозгласила победу социализма в СССР на том основании, что в стране были ликвидированы эксплуататорские классы. Она ввела новое наименование Советов - Советы депутатов трудящихся, закрепила за ними роль политической основы общества. Одновременно ст. 126 закрепила руководящую роль коммунистической партии в жизни государства и общества, обозначив партию как «передовой отряд» и «руководящее ядро».
Высшим органом
Конституция провозгласила
экономическую основу СССР — социалистическую
собственность, существовавшую в двух
формах: государственной и
Конституция закрепила свертывание рыночной и утверждение государственной плановой экономики.
Конституция закрепила новый состав субъектов союзного государства. Общее число союзных республик было увеличено с 1 до 11. Казахская и Киргизская автономные республики преобразовывались в союзные. ЗСФСР упразднялась, и Азербайджанская, Армянская, Грузинская республики непосредственно входили в состав СССР.
Конституция провозгласила широкий круг основных прав и свобод граждан: право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, право на образование; свободу совести, слова, печати, собраний, митингов, демонстраций; неприкосновенность личности, жилища граждан и др.
Конституция утвердила
всеобщую воинскую обязанность. Служба
в Красной армии
Конституция вводила новую избирательную систему. Все органы государственной власти снизу доверху выбирались на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Депутаты были обязаны периодически отчитываться перед избирателями, а избиратели имели право отзыва депутатов, не оправдавших их доверие.
Основные положения новой Конституции не могли не вдохновлять граждан, рождая в них уверенность в завтрашнем дне, надежды на лучшую жизнь, на прекращение несправедливостей и государственного террора. Вера в мудрого и справедливого правителя и силу закона в широких слоях населения СССР была велика и неистребима.
«Вождь и учитель товарищ Сталин» обосновал необходимость репрессий «теоретически»: достижения в строительстве социализма умножают число врагов. Доказывали этот тезис бесчисленные фальсифицированные судебные процессы над «врагами народа». По разнарядкам из Москвы, указывавшим, сколько врагов и вредителей имеется в той или иной области, на местах «выученики Дзержинского и сыны Сталина», составляли, сидя в своих кабинетах, конкретные списки. Старались соблюсти пропорции, не забыть про все слои населения: интеллигенцию, рабочих, крестьян, военных6.
Судилища развернулись еще с началом первой пятилетки. Но самый мощный их вал пришелся на вторую пятилетку. Роковым стало убийство С.М. Кирова, руководителя Ленинградской областной партийной организации и секретаря ЦК ВКП (б) (1 декабря 1934 г.). Это трагическое событие Сталин использовал как повод для организации кампании по искоренению всех, кто хотя бы в малейшей степени мог быть заподозрен в качестве потенциального оппозиционера, инакомыслящего. Главная цель — создать в обществе страх, что позволило бы окончательно утвердиться в качестве диктатора.
Первой жертвой стала так называемая ленинская гвардия. Непосредственными руководителями кровавых оргий, сменяемыми один за другим, были Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия и их подручные. Все репрессии проводились решениями политбюро ЦК партии.
В 1935—1938 гг. репрессии стали массовыми. Точных сведений о числе репрессированных нет. Называют цифры от 10-15 до 25-30 млн. человек. В концентрационных лагерях единовременно находилось свыше 3 млн. заключенных. По всей стране действовали судебные тройки (партийный секретарь, глава советской администрации, начальник ОГПУ - НКВД). За один час рассматривались списки в десятки человек. Приговоренные к расстрелу зачастую уничтожались в тот же день, не имея права на обжалование приговора. Осужденные составляли основной контингент рабочей силы важнейших строек, особенно в северных и восточных районах (систему концлагерей А.И. Солженицын назвал «архипелаг ГУЛАГ»).
После суда над маршалом М.Н. Тухачевским было арестовано свыше 500 человек в звании от комбрига до маршала, из них 412 расстреляны, 29 умерли в тюрьмах. (Для сравнения: за годы Великой Отечественной войны на фронте погибли 180 человек в должности от командира дивизии до командующего фронтом.)7.
В стране царил массовый психоз. На собраниях и митингах требовали усиления кровавых расправ с «врагами народа», процветало поощрявшееся властями доносительство, нарастала моральная деградация общества.
Сталинский режим причинил стране непоправимый ущерб. Тем не менее большевистская пропаганда, естественно, умалчивая об этом, говорила о великих достижениях в строительстве социализма и приближающейся гибели прогнившего капитализма.
После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни. Объективно требовалось повысить грамотность населения; принять меры к развитию новых приоритетных направлений в науке; подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством, использование ее результатов для нужд индустриализации. Вместе с тем власти было необходимо утвердить свое идеологическое влияние в обществе. Для решения этой задачи предполагалось активно использовать возможности литературы, искусства, гуманитарных наук.
Уже в годы гражданской
войны началась работа по ликвидации
неграмотности населения
К середине 1930-х гг. в целом оформилась советская система образования, включавшая начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школу. В довоенные годы был завершен переход к обязательному всеобщему семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городских центрах и семилетнему — в сельской местности и национальных районах. Сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 университетов и институтов. В результате число специалистов в СССР возросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. в 1941 году9.
Вместе с тем идеологический контроль над деятельностью и умонастроениями представителей интеллигенции был достаточно жестким. В конце 20-х — начале 30-х гг. состоялись показательные судебные процессы: Шахтинское дело, «дело академиков», дело Трудовой крестьянской партии и др. В начале 30-х гг. началось создание массовых общественных организаций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др.
В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего в фундаментальных областях знания. В результате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (А. Ф. Иоффе), разработке теории космических полетов (К. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Во всем мире получили признание труды И. П. Павлова в области физиологии. Крупнейшим в мире специалистом-генетиком был признан Н. И. Вавилов. Ученый-энциклопедист В. И. Вернадский создал фундаментальные труды по теории биосферы. Значительный прорыв был сделан советскими специалистами в области авиастроения (А. Н. Туполев) и ракетостроения (С. П. Королев). Большой популярностью в стране пользовались летчики (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков, М. М. Громов, В. С. Гризодубова, М. И. Раскова, П. А. Осипенко, В. К. Коккинаки), испытывавшие в предвоенные годы новые модели авиационной техники и совершившие беспосадочные перелеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку.
Однако многие ученые были вынуждены выехать из страны в годы гражданской войны и после ее окончания, так как не желали мириться с новым политическим режимом. Сама советская власть инициировала высылку крупнейших представителей интеллигентов-гуманитариев, представлявших дореволюционную научную школу — П. А. Сорокина, Н. А. Бердяева и др. Многие из оставшихся ученых (А.Ф. Лосев, П. А. Флоренский и др.) были подвергнуты репрессиям по политическим соображениям.
С середины 30-х гг. начинается новый
этап в развитии художественной культуры.
Официальным и единственно
Информация о работе Основные итоги развития страны и общества к концу 30-х годов