Основные итоги развития страны и общества к концу 30-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:58, реферат

Описание работы

Цель работы – определить итоги развития СССР в 30-е гг. ХХ века. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое развитие СССР в 30-е гг. ХХ века;
- выяснить, как проходило общественно-политическое развитие СССР в годы первых пятилеток;
- выяснить Какой социализм был построен в 30-е годы? Его сильные и слабые стороны.

Файлы: 1 файл

История.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

В 1929 г. партийное руководство провозгласило курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств, которая позволяла, по мнению лидеров большевиков, решить сразу несколько важных для власти задач: обеспечить механизм перекачивания средств на нужды индустриализации; ликвидировать кулачество как класс и тем самым расширить социальную базу режима в деревне; распространить влияние государства на частный сектор сельского хозяйства (и тем самым обеспечить полное огосударствление экономики); ликвидировать так называемое «аграрное перенаселение».

Сплошная коллективизация развернулась с января 1930 года. Вышедшее в свет 5 января 1930 г. постановление ЦК ВКП (6) и СНК СССР «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» отмечало, что реализация курса на сплошную коллективизацию займет несколько лет4. В некоторых районах страны (наиболее развитых зерновых: Кубань, Украина, Поволжье) ее предполагали завершить в ближайшее время.

Была определена и  основная форма крестьянской кооперации — сельскохозяйственная артель. В  отличие от коммун и товариществ  по совместной обработке земли — ТОЗ, артель предусматривала наряду с коллективным трудом и общественным пользованием землей, рабочим скотом, инвентарем, распределением по труду результатов совместной экономической деятельности, также сохранение личных приусадебных участков, мелкого скота, мелкого инвентаря и т. д.

Однако вместо планомерного, постепенного и добровольного объединения началась повсеместная кампания насильственного и немедленного привлечения в колхозы всего крестьянского населения. Кулаков же и их семьи, лишив имущества, выселяли в восточные и северные районы страны. Вместе с кулаками в значительном количестве были лишены имущества и подвергнуты ссылке семьи середняков. От политики раскулачивания пострадали, по некоторым данным, до 15 млн. человек.

Первым результатом  этой политики стал массовый голод, разразившийся  в 1932 - 1933 гг. именно в наиболее богатых прежде зерновых районах страны. Жертвами голода стали около 8 млн. человек.

За 1929 - 1932 гг. поголовье  крупного рогатого скота сократилось  на 33%, лошадей — на 32%, свиней —  почти вдвое, овец — в 2,5 раза. Начался  массовый исход сельского населения в города. Однако это также входило в планы руководства — индустриализации требовались рабочие руки.

Безусловно, главным историческим результатом коллективизации был  осуществленный ценой больших усилий и издержек индустриальный скачок.

 

2. Общественно-политическое развитие СССР в 30-е гг. ХХ века

2.1. Конституция 1936 г.

Противоречивость политического  развития СССР в 1920-е годы особой остроты  достигла в 1930-е годы. С одной стороны, шел процесс расширения и законодательного закрепления демократических преобразований, социально-политической консолидации общества, с другой — репрессивная роль государства резко усилилась.

Показателем дальнейшей демократизации стали принятие новой  Конституции СССР и выборы в Советы в 1937-1939 гг. Вопрос о Конституции  впервые был поднят в начале 1935 г. 1 февраля пленум ЦК ВКП (6) высказался за внесение уточнений в действующую союзную Конституцию в плане изменений избирательной системы и социально-экономической основы (с учетом создания социалистической индустрии, колхозного строя, ликвидации многоукладности и т.п.). В том же месяце VII съезд Советов СССР поручил ЦИК СССР создать Конституционную комиссию для пересмотра Конституции 1924 г. Созданную 7 февраля 1935 г. комиссию возглавил И. В. Сталин. Его заместителями были М. И. Калинин и В. М. Молотов, секретарем — И. А. Акулов. К осени 1935 г. комиссия пришла к выводу, что ограничиться одними поправками невозможно, необходимо разработать новую Конституцию. К маю 1936 г. проект был готов, в июне его одобрили ЦК партии и Президиум ЦИК СССР, тогда же он был опубликован в печати для всенародного обсуждения. Первое в советской истории всенародное обсуждение проекта Основного Закона длилось пять с половиной месяцев. Многочисленные замечания, поступившие в печать и в комиссию от граждан СССР, впоследствии не были учтены, но обсуждение сыграло важную агитационно-пропагандистскую роль как доказательство «заботы партии и правительства» о народе и его мнении.

В ноябре 1936 г. съезды Советов  союзных республик одобрили проект Конституции и избрали делегатов на Всесоюзный съезд для его окончательного утверждения. VIII чрезвычайный съезд Советов СССР (25 ноября — 5 декабря 1936 г.) заслушал доклад И. В. Сталина «О проекте Конституции СССР», обсудил и доработал проект, а на последнем заседании 5 декабря вначале постатейно, затем в целом утвердил окончательный текст Конституции СССР. День принятия новой Конституции, сразу же названной «сталинской», был объявлен праздником.

Основные положения  Конституции СССР 1936 г. сводились  к следующим восьми5:

Конституция провозгласила  победу социализма в СССР на том  основании, что в стране были ликвидированы  эксплуататорские классы. Она ввела  новое наименование Советов -  Советы депутатов трудящихся, закрепила  за ними роль политической основы общества. Одновременно ст. 126 закрепила руководящую роль коммунистической партии в жизни государства и общества, обозначив партию как «передовой отряд» и «руководящее ядро».

Высшим органом государственной  власти провозглашался Верховный Совет  СССР, состоявший из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Отныне только Верховный Совет мог осуществлять законодательную власть в СССР (прежде принимать законы могли съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Президиум ЦИК СССР, СНК СССР). Он же формировал правительство СССР - Совет Народных Комиссаров.

Конституция провозгласила  экономическую основу СССР — социалистическую собственность, существовавшую в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Вместе с тем она допускала  мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде. Эксплуатация человека человеком запрещалась.

Конституция закрепила  свертывание рыночной и утверждение  государственной плановой экономики.

Конституция закрепила  новый состав субъектов союзного государства. Общее число союзных республик было увеличено с 1 до 11. Казахская и Киргизская автономные республики преобразовывались в союзные. ЗСФСР упразднялась, и Азербайджанская, Армянская, Грузинская республики непосредственно входили в состав СССР.

Конституция провозгласила широкий круг основных прав и свобод граждан: право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, право на образование; свободу совести, слова, печати, собраний, митингов, демонстраций; неприкосновенность личности, жилища граждан и др.

Конституция утвердила  всеобщую воинскую обязанность. Служба в Красной армии провозглашалась  священным долгом всех граждан СССР.

Конституция вводила  новую избирательную систему. Все  органы государственной власти снизу доверху выбирались на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Депутаты были обязаны периодически отчитываться перед избирателями, а избиратели имели право отзыва депутатов, не оправдавших их доверие.

Основные положения  новой Конституции не могли не вдохновлять граждан, рождая в них уверенность в завтрашнем дне, надежды на лучшую жизнь, на прекращение несправедливостей и государственного террора. Вера в мудрого и справедливого правителя и силу закона в широких слоях населения СССР была велика и неистребима.

2.2. Политические репрессии

 «Вождь и учитель товарищ Сталин» обосновал необходимость репрессий «теоретически»: достижения в строительстве социализма умножают число врагов. Доказывали этот тезис бесчисленные фальсифицированные судебные процессы над «врагами народа». По разнарядкам из Москвы, указывавшим, сколько врагов и вредителей имеется в той или иной области, на местах «выученики Дзержинского и сыны Сталина», составляли, сидя в своих кабинетах, конкретные списки. Старались соблюсти пропорции, не забыть про все слои населения: интеллигенцию, рабочих, крестьян, военных6.

Судилища развернулись еще с началом первой пятилетки. Но самый мощный их вал пришелся на вторую пятилетку. Роковым стало убийство С.М. Кирова, руководителя Ленинградской областной партийной организации и секретаря ЦК ВКП (б) (1 декабря 1934 г.). Это трагическое событие Сталин использовал как повод для организации кампании по искоренению всех, кто хотя бы в малейшей степени мог быть заподозрен в качестве потенциального оппозиционера, инакомыслящего. Главная цель — создать в обществе страх, что позволило бы окончательно утвердиться в качестве диктатора.

Первой жертвой стала  так называемая ленинская гвардия. Непосредственными руководителями кровавых оргий, сменяемыми один за другим, были Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия и их подручные. Все репрессии проводились решениями политбюро ЦК партии.

В 1935—1938 гг. репрессии стали массовыми. Точных сведений о числе репрессированных нет. Называют цифры от 10-15 до 25-30 млн. человек. В концентрационных лагерях единовременно находилось свыше 3 млн. заключенных. По всей стране действовали судебные тройки (партийный секретарь, глава советской администрации, начальник ОГПУ - НКВД). За один час рассматривались списки в десятки человек. Приговоренные к расстрелу зачастую уничтожались в тот же день, не имея права на обжалование приговора. Осужденные составляли основной контингент рабочей силы важнейших строек, особенно в северных и восточных районах (систему концлагерей А.И. Солженицын назвал «архипелаг ГУЛАГ»).

 После суда над  маршалом М.Н. Тухачевским было арестовано свыше 500 человек в звании от комбрига до маршала, из них 412 расстреляны, 29 умерли в тюрьмах. (Для сравнения: за годы Великой Отечественной войны на фронте погибли 180 человек в должности от командира дивизии до командующего фронтом.)7.

В стране царил массовый психоз. На собраниях и митингах требовали усиления кровавых расправ с «врагами народа», процветало поощрявшееся властями доносительство, нарастала моральная деградация общества.

Сталинский режим причинил стране непоправимый ущерб. Тем не менее  большевистская пропаганда, естественно, умалчивая об этом, говорила о великих достижениях в строительстве социализма и приближающейся гибели прогнившего капитализма.

 

 

 

 

3. Политика в области культуры

После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни. Объективно требовалось повысить грамотность населения; принять меры к развитию новых приоритетных направлений в науке; подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством, использование ее результатов для нужд индустриализации. Вместе с тем власти было необходимо утвердить свое идеологическое влияние в обществе. Для решения этой задачи предполагалось активно использовать возможности литературы, искусства, гуманитарных наук.

Уже в годы гражданской  войны началась работа по ликвидации неграмотности населения страны. Было создано общество «Долой неграмотность», в руководство которого входили глава законодательной власти М. И. Калинин, лидер партии и председатель правительства В. И.Ленин, нарком просвещения А. В. Луначарский и др. По всей стране были открыты тысячи новых школ, в которых как детей, так и взрослых обучали навыкам элементарной грамотности (чтению, счету, письму). Деятельность в этом направлении дала внушительный результат — к началу Великой Отечественной войны более 80% населения страны владели грамотой8.

К середине 1930-х гг. в целом оформилась советская система образования, включавшая начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школу. В довоенные годы был завершен переход к обязательному всеобщему семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городских центрах и семилетнему — в сельской местности и национальных районах. Сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 университетов и институтов. В результате число специалистов в СССР возросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. в 1941 году9.

Вместе с тем идеологический контроль над деятельностью и умонастроениями представителей интеллигенции был достаточно жестким. В конце 20-х — начале 30-х гг. состоялись показательные судебные процессы: Шахтинское дело, «дело академиков», дело Трудовой крестьянской партии и др. В начале 30-х гг. началось создание массовых общественных организаций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др.

В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных  исследований, прежде всего в фундаментальных  областях знания. В результате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (А. Ф. Иоффе), разработке теории космических полетов (К. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Во всем мире получили признание труды И. П. Павлова в области физиологии. Крупнейшим в мире специалистом-генетиком был признан Н. И. Вавилов. Ученый-энциклопедист В. И. Вернадский создал фундаментальные труды по теории биосферы. Значительный прорыв был сделан советскими специалистами в области авиастроения (А. Н. Туполев) и ракетостроения (С. П. Королев). Большой популярностью в стране пользовались летчики (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков, М. М. Громов, В. С. Гризодубова, М. И. Раскова, П. А. Осипенко, В. К. Коккинаки), испытывавшие в предвоенные годы новые модели авиационной техники и совершившие беспосадочные перелеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку.

Однако многие ученые были вынуждены  выехать из страны в годы гражданской  войны и после ее окончания, так  как не желали мириться с новым политическим режимом. Сама советская власть инициировала высылку крупнейших представителей интеллигентов-гуманитариев, представлявших дореволюционную научную школу — П. А. Сорокина, Н. А. Бердяева и др. Многие из оставшихся ученых (А.Ф. Лосев, П. А. Флоренский и др.) были подвергнуты репрессиям по политическим соображениям.

С середины 30-х гг. начинается новый  этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственно приемлемым становится метод социалистического  реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих сквозь эту призму окружающую действительность.

Информация о работе Основные итоги развития страны и общества к концу 30-х годов