Особенности структуризации благотворительных организаций в Казанской губернии накануне и в годы Первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 21:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является изучение особенностей благотворительной деятельности в Казанской губернии в годы Первой мировой войны.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
 дать общую характеристику деятельности и структуры управления общественных благотворительных организаций в Казанской губернии;
 исследовать деятельность частных благотворительных организаций Казанской губернии в годы Первой мировой войны;
 определить особенности формирования благотворительных фондов для помощи участникам войны;
 проанализировать организацию материальной и социальной помощи инвалидам войны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности структуризации благотворительных организаций в Казанской губернии накануне и в годы Первой мировой войны 6
1.1. Общая характеристика деятельности и структуры управления общественных благотворительных организаций в Казанской губернии 6
1.2. Частные благотворительные организации Казанской губернии в годы Первой мировой войны 27
Глава 2. Благотворительная помощь участникам войны и их семьям 41
2.1 Особенности формирования благотворительных фондов для помощи участникам войны 41
2.2. Организация материальной и социальной помощи инвалидам войны
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

PRINELA_27_05_na_dorab_19_05_15-1.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

С глубокой и полной уверенностью можно сказать, что казанское дворянство, как и все вообще Российское дворянство, не останавливалось ни перед какими жертвами и, если грядущие события требовали, то приносили все свое достояние на нужды войны.

Евреи Казани, всегда отзывавшиеся на общенародные нужды, не остались в стороне и в этом вопросе и от имени местной еврейской общины организовали сборы для помощи раненым и больным воинам без различия вероисповедания и семьям лиц, призванных в действующую армии. Собранная этим путем сумма дала возможность Казанской еврейской общине обеспечить содержание 10 коек для раненых воинов в течение 10 месяцев и прийти на помощь нескольким семьям запасных, оставленных совершенно без всяких средств. Кроме того, Казанская еврейская община безотлагательно пришла на помощь и населению Польского царства и соседних губерний, где вследствие военных действий население в значительной степени разорено и где переживался тяжелый экономический и хозяйственный кризис22.

Немалую роль играли отчисления части жалования служащими заводов на нужды войны. Например, между служащими завода фабрично-торгового товарищества братьев Крестовниковых состоялось соглашение отчислять из получаемого жалования на нужды войны, начиная с 1 августа 1914 года впредь до ее окончания, ежемесячно от 1 до 2%.

Большое значение в деле благотворительности имело первое Благотворительное общество пособия бедным мусульманам города Казани, открывшее свою деятельность еще в 1898 г. Учрежденная обществом богадельня для призреваемых принимала лиц магометанского вероисповедания. Желающие поступить в богадельню обращались с прошением в Попечительный совет, прилагая при этом: свидетельство о личности, удостоверение сословного учреждения или не менее 3-х лиц благонадежных и известных мусульманскому обществу с хорошей стороны, в том, что проситель действительно не способен к личному труду, что у него нет родственников и лиц, обязанных по закону давать ему средства к жизни и не больные заразными болезнями. Совет, по рассмотрении прошения и удостоверения, делало надлежащее по нему постановление.

Если желающих поступить в богадельню было больше того, чем могло быть принято туда, то преимущество давалось тем, положение которых признавалось более стеснительным, при этом наибольшее преимущество в этом случае отдавалось коренным жителям города Казани. В случае же одинакового положения просителей, они принимались по очереди, определяемой временем поступления их прошений, которые с этой целью записывались в особо установленную книгу. Призреваемые увольнялись из богадельни советом или по собственному желанию, или же за предосудительные поступки, которые не могли быть терпимы в богоугодных заведениях. При увольнении из богадельни призреваемым обратно выдавались их собственные вещи и деньги, а выданные от богадельни отбирались. Умершие призреваемые погребались за счет богадельни и имущество тех, кто умер, не оставив завещания и при неимении законных наследников поступало в пользу богадельни и записывалось в книгу пожертвований.

Богадельня содержалась: за счет капитала, выделенного обществом из своих средств в сумме 13200 руб. процентными бумагами; доходами принадлежащих богадельне лавок на Сенной улице; пожертвованиями частных лиц и учреждений; суммами, вырученными от устройства спектаклей, концертов, лекций.23 Ближайшее заведование богадельнею возлагалось на попечителя богадельни, к обязанностям которого относились: надзор за богадельнею, за порядком и чистотой в ней; наем и прием прислуги, назначение ей жалования; надсмотр за зданием богадельни и наблюдение за целостностью принадлежащего богадельне движимого и недвижимого имущества; заготовление пищи, одежды и вообще всего необходимого для богадельни и ведение счетных книг богадельни. Поддержание чистоты в богадельне, топка печей, изготовление пищи возлагалось на самих призреваемых по очереди и по мере сил и здоровья каждого.Все здоровые призреваемые обедали и ужинали за общим столом, больным же и слабым пища подавалась отдельно.Заболевающим оказывалась медицинская помощь и в случае необходимости они помещались в больнице за счет богадельни.

Вход посторонним лицам в богадельню разрешалось в особо назначенное для этого Попечительным советом время, при этом посетителям строго воспрещалось приносить призреваемым спиртные напитки, покупать у них вещи и припасы, данные от богадельни. Правила для посетителей выставлялись в приемной комнате богадельни. Ежедневно, в определенные советом часы в приемной комнате богадельни устанавливалось дежурство одного из призреваемых по очереди для того, чтобы принимать пожертвования в виде «садака» (милостыни), которые вносились в установленную для этого шнуровую книгу; при этом призреваемым строго воспрещалось принимать какие-либо подаяния в свою пользу. Призреваемые обязаны были строго исполнять все требования мусульманской религии, вести себя благопристойно, не нарушать тишины, особенно в ночное время. Призреваемым не запрещалось заниматься разными полезными ремеслами, но только с разрешения совета и при непременном условии поступления всех доходов от этих ремесел в пользу богадельни.

Кроме того, члены Общества пособия бедным мусульманам города Казани, организовали сбор денег по подписным листам для содержания раненых и больных воинов в учрежденном лазарете города Казани и в пользу подвижного лазарета, организуемого мусульманами в городе Петрограде. Общество постановило открыть в организуемом лазарете от двух до пяти кроватей от имени мусульманского благотворительного общества или же отпуском денег на поддержку материально этого лазарета. 29 октября 1915 г. на съезде уполномоченных ссудосберегательных и кредитных товариществ, было постановлено открыть в городе Казани для раненых воинов лазарет имени учреждений мелкого кредита Казанской губернии. Помещение для лазарета (шесть комнат, 2 прихожих, ванная комната, кухня и службы) было предложено съезду Народным банком мелкого кредита, взявшим на свой счет оплату помещения для лазарета в течение четырех месяцев (по 50 руб. в месяц). Всего по 1 января 1915 г. поступило на устройство лазарета учреждений мелкого кредита Казанской губернии от товариществ и частных лиц 5676 руб. 76 коп. Израсходовано на оборудование лазарета и содержание раненых 1754 руб. 12 коп.24

В конце ноября 1915 г. лазарет был почти полностью оборудован. Попечительницей лазарета была избрана супруга главного управляющего Казанским отделением Государственного банка Александра Петровна Берг. При лазарете для оказания медицинской помощи раненым состояли консультанты: хирург – профессор  Казанского университета В.А. Боголюбов (бесплатно), доктор медицины, терапевт К.А. Грачев (бесплатно), заведующий лазаретом врач Ю.Н. Власов, фельдшера: слушательница 5 курса Петроградского женского медицинского института Н.А. Герасимова (бесплатно) и студент 4 курса медицинского факультета университета Е.Ф. Рубцов. Первые раненые в лазарет поступили 1 декабря (10 чел.).25

В систему общественных благотворительных учреждений города Казани входило и открытое в 1899 г. А.А. Юшковой в Казани Общество вспомоществования неизлечимо больным женщинам всех сословий, при котором действовало отделение для женщин, страдающим раковыми заболеваниями. На устройство отделения А. А. Юшкова пожертвовала 1000 руб., а бесплатное содержание в нем 4 больных обеспечила неприкосновенным капиталом номинальной ценности 27 тыс. руб. Профессор В. С. Груздев и доктора медицины А.И. Тимофеев и В.В. Дьяконов пожелали бесплатно лечить раковых больных. Совет общества постановил назвать отделение убежищем А.А. Юшковой и отвел для него помещение в квартире № 3 дома общества на Малой Казанской улице.26

Таким образом, в годы Первой мировой войны общество и государство сконцентрировали свои усилия в сфере благотворительности на оказании поддержки пострадавшим от войны.

Государственная помощь увечным фронтовикам и солдатским семьям осуществлялась на основании принятого в 1912 г. закона «О призрении нижних воинских чинов и их семейств». Из-за большого числа лиц, получивших по этому закону право на призрение, государственная казна, обремененная расходами на действующую армию и подержание политической стабильности в стране, с трудом справлялась с его финансовым обеспечением.

 

 

1.2. Частные благотворительные организации Казанской губернии

в годы Первой мировой войны

 

Традиции милосердия и благотворительности в России имеют глубокие корни и богатые традиции. Уже в период Киевской Руси существовала благотворительность, но она была делом отдельных лиц, то есть не была включена в круг государственных обязанностей. К концу XIX в. в России насчитывалось более 14 тыс. благотворительных обществ и заведений27. Самостоятельным направлением в развитии благотворительности в России в годы войны была частная благотворительность, хотя границы между нею и благотворительностью общественной не были четкими. Частная благотворительность выражалась в самых различных формах - в сборе пожертвований, учреждении заведения попечительства и призрения, устройстве благотворительных обществ, союзов и т.д.

Бурному росту активности в благотворительном процессе предпринимателей, промышленников и частных лиц способствовали также меры, предпринимаемые государством, направленные на создание благоприятных условий для благотворительной деятельности. Частные благотворительные организации и общества в Казанской губернии, накопили богатый опыт благотворительной работы по отношению к жертвам войны, внесли свой вклад в дело благотворительности, показали большой запас милосердия в российском обществе. Но по мере затягивания военных действий и неудач на фронте развитие частной благотворительности наталкивалось на ряд трудностей как материального, так и морально-психологического характера. Без конца эксплуатировать народный патриотизм было невозможно, патриотический подъем сменялся апатией, безразличием, повседневной борьбой за выживание и снижением возможностей для благотворительной деятельности. Кроме того, почти все частные благотворительные организации и общества были мелкими, локальными, с неустойчивым финансовым положением, обслуживающими небольшое количество нуждающихся. Деятельность их в конечном счете сводилась к оказанию единовременной помощи отдельным лицам, что не могло существенно улучшить положение народных масс в целом.

Не имея достаточных материальных и финансовых ресурсов  для обеспечения нуждающихся, органами исполнительной власти Казанской губернии с привлечением широких слоёв общественности  создавались благотворительные заведения, в деятельности которых принимали участие и представители буржуазии (купцы, промышленники). Объектами благотворительных усилий городской власти и казанского купечества (а позднее – представителей буржуазии) были богадельни, приюты, больницы, культурные учреждения.  Отсутствие полных статистических сведений о количестве призреваемых, доходно-расходных средствах не позволяют провести сравнительный анализ деятельности казанских богаделен. В то же время, следует подчеркнуть, что преобладающее количество богаделен в общей структуре благотворительных заведений отражало общероссийскую тенденцию, проявлявшуюся в конце XIX – начале XX веков28.

Кроме этого, обобщая деятельность городских властей и представителей частного капитала по учреждению богаделен, необходимо подчеркнуть, что инициатива открытия того или иного богоугодного заведения в городе принадлежала частным лицам. Бюджеты этих заведений формировались как за счёт государственной казны, так и частных инвестиций. Содержание зданий, оплата труда обслуживающего персонала осуществлялось, как правило, из городского бюджета. Характерной особенностью указанной совместной деятельности являлось понимание социальных проблем обеими сторонами и искреннее желание решить их.   

Причиной объединения благотворительных усилий городских структур и представителей частного капитала были также экстремальные ситуации (стихийные бедствия, голод, войны и др.), служившие толчком к проявлению общественной благотворительности. Благотворительные средства предпринимателей, помимо вышесказанного, направлялись и в другие отрасли социальной сферы города29. «Общества, созданные по профессиональному признаку» включали участие в благотворительной деятельности многочисленной армии чиновной и творческой интеллигенции, среднего дворянства,  ремесленников и мещан.

Сведения о профессиональных благотворительных обществах г.Казани, не претендуют на освещение всей благотворительной деятельности людей, объединённых по профессиональному признаку. Причиной тому являются небольшие по объёму и скудные сохранившиеся архивные материалы. Обобщая данные о деятельности благотворительных профессиональных обществ, можно сделать вывод о том, что большинство из них состоялись как мобильные, стабильно работающие и социально ответственные организации. Увеличение количества членов обществ, наращивание капиталов, заимообразность и адресность при выделении ссуд являются конкретным подтверждением вышесказанного.

Характерными особенностями деятельности благотворительных профессиональных обществ в период Первой мировой войны, на наш взгляд, являются:

  • узко корпоративный характер деятельности (оказание благотворительной помощи распространялось только на работников (или членов их семей) соответствующей профессии);
  • заимообразность выдаваемых ссуд, стимулировавшая личную ответственность их получателей, способствовавшая росту социальных инициатив и препятствовавшая распространению иждивенческих настроений в среде ссудополучателей;
  • последовательность проводимой обществами пропагандистской политики по вовлечению в организации новых членов30.

Благотворительные заведения, оказывавшие на рубеже XIX – XX вв. помощь бедным, больным и престарелым горожанам г. Казани, успешно справлялись с поставленными задачами и своей бескорыстной благотворительной поддержкой смогли охватить все категории нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и в период Первой мировой войны. Таким образом, основой российской благотворительности являлась благотворительность частная. Граница между общественной и частной благотворительностью в России не была четкой, в то же время частная благотворительность - это самостоятельное направление благотворительной деятельности, которое имело в России глубокие корни и традиции. Выражалась частная благотворительность в самых разнообразных формах и методах: в сборе пожертвований, учреждении заведений попечительства и призрения, устройстве благотворительных обществ, союзов взаимопомощи.

Информация о работе Особенности структуризации благотворительных организаций в Казанской губернии накануне и в годы Первой мировой войны