Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:06, дипломная работа
О важной роли, которую играет женщина в жизни каждого из нас на протяжении многовековой истории человечества не всеми его членами осознавалась одинаково. В каменном веке отважные лесные охотники вспоминали о женщинах лишь ради сугубо естественных потребностей (в том числе и в ожидании обеда). Позднее, с ростом роли земледелия, женщина в некоторых регионах планеты завоевывает в обществе ведущую роль как мать всего рода и хранительница очага. Ее казавшиеся волшебными свойства - рождение и воспитание детей, способность печь румяные лепешки из казавшихся тогда экзотическими мучных продуктов, способность к шитью шерстяной и льняной одежды потрясали мужчин. В результате этого в самых разных частях нашей планеты в X - III тысячелетиях до нашей эры пышным цветом расцвели женские культы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе…………………………………………………..
1.2. Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству……………………
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства…………………………….
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе……….
2.3. Карьера женщины
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства…………………………….
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»………………………………………..
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….51
Из другого контракта (папирус)38 следует, что муж не может отменить свои обязательства просто откупившись; он должен содержать её до тех пор, пока она просит деньги. Это остаётся в силе, даже если они разведутся и не будут жить вместе. Муж заявляет далее: «всё, что у меня есть, и всё, что я приобрету потом», наследуется не только женой, но должно передаваться по наследству и их детям.
Подобные законы распространялись и на тех, кто имел мало собственности; даже жена бедняка имела такие же гарантии (Джонсон, Джанет Н.)39. Есть пример, какие обязательства брал на себя муж в случае отсутствия у него собственности при вступлении в брак: «Если когда-либо в будущем я покину дочь Телмонта, пусть меня подвергнут сотням плетей, и пусть я потеряю всё, что приобрёл, живя с ней» (Tyldesley Джойс)40.
Наконец, имела место практика предоставления права опеки над детьми женщине в случае развода. Сравним это с патриархальным Римом, где беременная вдова была обязана по закону отдать своего новорожденного ребёнка семье покойного мужа; только если им не был нужен этот ребёнок, она получала шанс вырастить его самостоятельно (Tyldesley Джойс)41.
Для древних египтян, наиболее привлекательными считались плодовитые женщины. Женщины, имеющие детей, имели больше шансов на семейное счастье, нежели бездетные. Следуя примеру Исиды, богини - матери Гора, египетские женщины старались казаться умными, образованными, загадочными матерями. Обычно именно так египтяне представляли плодовитую женщину.
Говоря о равенстве мужчин и женщин в Древнем Египте, следует развеять миф об общепринятой традиции многожёнства. Об этом свидетельствуют так называемые «поучениям писцов» — это целый ряд письменных артефактов, собственно говоря, представляющих из себя «классные работы» учеников древнеегипетских школ. Поскольку в Древнем Египте грамотность была очень широко распространена, а к написанному слову относились трепетно, все папирусы, написанные человеком с самого детства, после его смерти собирались и укладывались в гробницу. А чтобы совмещать обучение с воспитанием, писцы-учителя диктовали (или заставляли копировать) тексты, содержащие преимущественно моральные поучения.
Так вот, согласно этим текстам, полигамия не приветствовались. То, что у фараонов было много наложниц и даже не одна жена, — отнюдь не означало, что власть имущим всё разрешено, как, кстати, и сейчас, повторные браки фараонов часто диктовались внешнеполитической (для скрепления альянса держав) или внутреннеполитической (династической или же для получения поддержки жреческой или армейской аристократии) необходимостью. Приводимый часто пример «главного многожёнца Египта» — Рамсеса Великого — говорит не о похоти, а о подчинении требованиям политики. Рамсеса обвиняют в том, что его жёнами были даже четверо его дочерей. Это следует толковать в пользу Рамсеса как политика — таким образом он повышал статус дочерей в обществе, добавляя к титулу царской дочери титул жены фараона, и многих своих титулованных жён-дочерей после выдавал за наследных принцев соседних стран и Месопотамии. Не исключение и женитьба Рамсеса на хеттской царевне, дочери вассального царя Хатти Хаттусили Третьего, после гибели Священной супруги Рамсеса, нежно любимой им Нефертари. Несмотря на то, что Рамсес влюбился в царевну хеттов и она родила фараону сына и дочь, тем не менее, хеттская принцесса де-факто была заложницей и гарантией лояльности Хаттусили. Но это — политическая необходимость, а «поучения писцов» однозначно говорят о традиции моногамии, цитата из «поучений»: «Сущие Вечно (т.е. боги) положили иметь одну жену, как Геб, Осирис, Сет, Гор и Анубис имели по одной жене. Суть праведные люди имеют одну жену, посмотрите: жрец и жрица, землевладелец и его супруга. Но некоторые богатые люди, помимо Священной супруги, заводят множество наложниц, что не угодно богам». То есть нравственным в Египте считался всё-таки моногамный брак.
Мужчины вступали в брак в возрасте около двадцати лет, девушки раньше, иногда даже в четырнадцать. Мужей и жен детям подбирали родители - обычно того же происхождения и социального статуса. Многочисленные сохранившиеся скульптурные изображения, росписи и любовные стихи говорят о трепетной любви литругов друг к другу. Девочки выходили замуж в 12 лет. Вот каким должно было быть отношение к жене:
Если ты склонен к добру, заведи себе дом.
Как подобает, его госпожу возлюби.
Чрево ее насыщай, одевай ее тело,
Кожу ее умащай благовонным бальзамом,
Сердце ее услаждай, поколе ты жив! (Поучения Птахотепа)
Любопытно то, что в Древнем Египте были разрешены разводы. При этом если развода требовал муж, то женщине отдавалось ее приданое, а так же некая сумма, «за возмещение морального ущерба». Если же развод происходил по требованию женщины, «моральный ущерб» не компенсировался, но женщине все равно возвращалось ее приданое, а так же она могла забрать с собой часть «совместно нажитого имущества» - выражаясь современными терминами. Это то, что касаемо брака.
Но помимо брака, еще существуют и другие аспекты в жизни женщины: работа, секс, отношения с родителями, отношения с законом. Женщины могли работать, при том получали деньги равные с мужчинами, женщины могли замещать мужчин на их работе, пока они отсутствовали. В сексе женщины использовали противозачаточные средства, которые изготавливали сами. (Кстати сказать, ученые проводили эксперимент и выяснили, что эти древние средства действительно действовали.) А с родителями, помимо человеческих отношений, детей связывали еще и вопросы наследства, на которое женщины имели полное право претендовать, что они благополучно и делали.
Перед законом женщины имели равные права с мужчинами. Египтянки могли унаследовать имущество, покупать и продавать недвижимость. Женщина могла заключать контракты, быть истцом в суде, брать взаймы. Ей позволяли жить как единоличной владелице имущества без мужчин-опекунов. В других странах древнего мира подобного не было.
Анализ научной литературы дает возможность предположить, хотя предпринимались попытки установить некую симметрию в правах мужа и жены в брачном союзе в юридическом плане, на практике женщины, возможно, были обеспечены лучше. «Женщины могли быть более независимы, их считали способными принимать важные решения, касающиеся их самих, их собственности и семьи, а мужчин – нет. Несмотря на то, что мужчины были заняты общественной деятельностью, а женщины обычно оставались дома и занимались семьёй, у женщин было больше свободы, чем у мужчин, чтобы действовать независимо и принимать решения по некоторым вопросам» (Джонсон, Джанет H)42.
В общем, женщины в Древнем Египте были гораздо более свободными и независимыми, чем женщины других стран не только Древнего Мира, но и Европы: при чем начиная со средневековья и до конца XIX века. Женщина могла свободно распоряжаться своим имуществом; знатные дамы были заняты на государственной службе, выполняли функции жриц в храмах и при гробницах, руководили ремесленными мастерскими, даже врачевали. В знатных семьях девочки получали образование наравне с мальчиками.
Историк Макс Мюллер утверждал, что «ни один народ, древний или современный, не предоставлял женщинам столь высокий юридический статус, как жители долины Нила» (Фридрих Макс Мюллер)43. Египтолог Джойс Тайлдсли пришёл к выводу, что «Египет, без сомнения, был лучшим местом во всём Древнем мире для того, чтобы родиться женщиной». Во время династического периода (3000 – 332 до н.э.), как отмечал греческий историк Геродот, египетские женщины пользовались такой юридической, социальной и сексуальной независимостью, о которой не могли даже мечтать не только их греческие или римские сёстры, но даже европейские женщины до конца XIX века. Они могли владеть и торговать собственностью, работать вне дома, выходить замуж за иностранцев и даже жить самостоятельно, без опеки мужчины (Tyldesley Джойс)44.
Таковы отличительные особенности положения египетской женщины. Конечно, в любом male-dominated society (Робинс Гэй)45 (и Египет не исключение) формально-юридическое равенство - это всегда вопрос скорее теории и идеального представления о предмете, нежели реальной каждодневной практики. Однако любое формальное равенство оставляет место для неформального неравенства, тем более, что речь идет о культурной парадигме, созданной мужчинами и для мужчин. Как предупреждает Е.С.Богословский, «не стоит в особенно розовом свете представлять себе положение египетской женщины», и в Египте было все - от грубого насилия до утонченной любовной лирики (Е.С. Богословский)46. Удивление же вызывает не широта спектра (разброс его крайних значений), а масштабность его положительной составляющей, отражающей уважение к женщине, внимание к ее нуждам, юридическое наказание за преступления перед ней, юридическая защита женщины при вступлении в брак. Практически все исследователи сходятся во мнении, что положение женщины в древнем Египте было на порядок лучше, чем в других обществах древности, как восточных, так и античных (Головина)47; (Кочергина К.Е.)48; (М.Э. Матье)49.
В заключении хочется сказать о том, что даже в современном мире далеко не везде мы видим отношение к женщине, подобное тому, которое царило во времена разливов Нила, Пирамид и фараонов. Любите женщин, чтите их и помните слова, сказанные кем-то, еще в период Нового царства:
Уста моей любимой - розовый бутон.
Груди ее - яблоки любви.
Руки ее - сети, а лоб - западня,
сплетенная из ивовых ветвей для меня, дикого гуся.
Волосы ее - завеса для глаз моих, скрывающая западню
Тенденция в развитии гендерных исследований должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга, т.е. в единстве как две «половинки» единого целого.
Все мужчины и женщины стремятся к гармонии в своей жизни, хотят одного и того же: люди хотят ощущать свою нужность друг в друге, уважать себя и вызывать уважение противоположного пола, любить и быть любимыми, обрести полное счастье и гармонию в семье со своим единственным и неповторимым спутником жизни.
1.3. Женские образы в изобразительном искусстве и в литературе
В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Так как мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, в то время как у женщин, занятых в закрытом от палящего солнца помещении - светлой. Этот жизненный уклад создал правила раскраски изображений: женское тело красилось в желтоватый цвет, мужское - в кирпичный. Считалось, что если кожа жены светла, значит - её муж трудолюбив и заботлив.
Рис.1. Пирующие девушки, гробница Нахта (18 династия)
Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными (только на изображениях эпохи Древнего Царства представлены женщины крепкого телосложения с округлыми лицами). Это относится не только к портретам знатных утонченных дам, широко известны изображения жриц, танцовщиц, музыкантш, акробаток, кухарок, служанок - женские образы египетской живописи поражают своей грацией и стройностью.
На стенах гробниц рядом с умершим мужем часто изображалась его жена. Предвзятые исследователи ссылаясь на подобные фрески, утверждали, что живую жену похоронили вместе с покойным мужем. Позднее этот миф был опровергнут. Подобные изображения символизируют любовь друг к другу, которую даже смерть не в силах разрушить, и надежду на встречу в загробном мире.
На стенах гробниц иногда изображалась и мать умершего.
В скульптуре, в отличие от живописи, в основном представлены знатные женщины. Женщина в скульптурном портрете обычно изображалась рядом с мужем или в кругу семейства.
В египетской поэзии женщины предстают в лёгких романтических образах. Египетская любовная лирика рисует множество красивых любовных историй и трогательных признаний в любви.
Рис.2. Начальник сокровищницы Майа
с женой Мерит, 18 династия
«Её точеный лоб меня пленил,
Подобно западне из кипариса.
Приманкой были кудри,
И я, как дикий гусь, попал в ловушку»50
В поэзии женщина выступает не только как объект признаний, она сама трогательная смелая влюблённая:
«Твоей любви отвергнуть я не в силах.
Будь верен упоенью своему!
Не отступлюсь от милого, хоть бейте!
Хоть продержите целый день в болоте!
Хоть в Сирию меня плетьми гоните,
Хоть в Нубию - дубьем,
Хоть пальмовыми розгами - в пустыню
Иль тумаками - к устью Нила.
На увещанья ваши не поддамся»
В отличие от поэзии, где доминируют образы романтических возлюбленных, в египетской прозе женщина обычно представлена как жена или мать. В прозаических произведениях воспевались образы заботливой любящей верной жены (например, «История Исиды и Осириса»), а сварливые и неверные жёны жёстко высмеивались и представлялись ярко выраженными отрицательными персонажами, которых ждало наказание за злодейства (например, "Сказка о двух братьях"). Предположительно, подобные образы несли цель воспитать из юных египтянок заботливых жён - показать со стороны: как отвратительна капризная сварливая женщина и как прекрасна любящая верная жена - подобная самой Исиде.
Согласно «Поучениям» в Египте изначально воспитывалось уважение и бережное отношение к своей жене.
«Если ты склонен к добру, заведи себе дом.
Как подобает, его госпожу возлюби.
Чрево ее насыщай, одевай ее тело,
Кожу ее умащай благовонным бальзамом,
Сердце ее услаждай, поколе ты жив!
Она - превосходная пашня для своего господина» (Поучения Птахотепа).
1.4. Идеал женской красоты в Древнем Египте
Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась в Египте как нечто предосудительное. Одежды египтянок – тонкие и полупрозрачные, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы обычно вообще выступали «топлесс».
Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Идеальной формой глаз считалась миндалевидная – ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Зеленый цвет вообще был популярен в Древнем Египте. Зеленой краской (из растертого малахита) красили также ногти и ступни ног. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры «О лекарствах для лица».