Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:26, дипломная работа
Актуальность изучаемого нами вопроса состоит в том, что в наше время женщина начинает играть всевозрастающую роль в жизни общества и страны: существуют женщины–политики, женщины–милиционеры, женщины военные, а без женщин–педагогов и врачей уже нельзя представить школы и больницы. Но не более чем полутора века тому назад женщину считали не пригодной для какой-либо серьезной работы, а тем более к военной службе. Чтобы добиться признания, женщинам пришлось пройти долгий путь. Мы же рассмотрим истоки такого явления как женщины-медсестры на войне.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Глава. Женщины России в крымской войне 1853–1856 гг.
1.1.Зарождение института сестер милосердия в ХIX веке в России………….8
1.2. Флоренс Найтенгейл – первая женщина медицинская сестра в Крымской кампании…….…………………………………………………………………...20
1.3. Русские женщины России в Крымской компании 1853-1856 гг…..…….28
1.4. Даша Севастопольская – первая русская сестра милосердия …………...38
Глава 2. Женщины России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
2.1. Деятельность общин сестер милосердия………………………………….44
2.2 Русские женщины на Балканах………………………………………….....54
2.2. Баронесса милосердия – Юлия Вревская ………………………………...65
Заключение………………………………………………………………....77
Источники и литература………………………………………………80
МИНиСтерСТВО образования и науки
рОсиийской федерации
федеральлное агенство по образованию
Гоу впо «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Кафедра истории Отечества
Выпускная квалификационная работа
на тему:
«Женщины России в войнах XIX века»
Выполнена студенткой
5 курса гр. «Б» ИФ отделения
Мошниной Татьяной Валерьевной
Научный руководитель:
д-р. ист. наук, профессор
Сергеев Тихон Сергеевич
Чебоксары
2010
План
Введение…………………………………………………………
1. Глава. Женщины России в крымской войне 1853–1856 гг.
1.1.Зарождение института сестер милосердия в ХIX веке в России………….8
1.2. Флоренс Найтенгейл – первая женщина
медицинская сестра в Крымской кампании…….…………………………………………………
1.3. Русские женщины России в Крымской компании 1853-1856 гг…..…….28
1.4. Даша Севастопольская – первая русская сестра милосердия …………...38
Глава 2. Женщины России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
2.1. Деятельность общин сестер милосердия………………………………….44
2.2 Русские женщины на Балканах………
2.2. Баронесса милосердия – Юлия Вревская ………………………………...65
Заключение…………………………………………………
Источники и литература………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………...85
Введение
Актуальность изучаемого нами вопроса состоит в том, что в наше время женщина начинает играть всевозрастающую роль в жизни общества и страны: существуют женщины–политики, женщины–милиционеры, женщины военные, а без женщин–педагогов и врачей уже нельзя представить школы и больницы. Но не более чем полутора века тому назад женщину считали не пригодной для какой-либо серьезной работы, а тем более к военной службе. Чтобы добиться признания, женщинам пришлось пройти долгий путь. Мы же рассмотрим истоки такого явления как женщины-медсестры на войне.
При изучении проблем, связанных с вопросами развития и становления общин сестер милосердия в России в указанный период времени, возникает сразу же несколько спорных вопросов, до сих пор слабо изученных в исторической науке.
Первый из ряда таких вопросов – это проблемы, связанные с определением статуса медицинских заведений, на которые зачастую исследователи попросту не обращают внимания. Не менее важен здесь вопрос о назначении общин сестер милосердия. Подобного рода заведения выполняли две важнейшие и узкопрактические задачи: во-первых, подготовить из своих воспитанниц дочерей милосердия и будущих «хранительниц домашнего очага», а во-вторых, дать необходимое образование для службы в качестве медицинского персонала. В связи с названными выше задачами соответствующим образом выстраивался и сам процесс обучения, где значительное место уделялось изучению церковных уставов, монашеского уклада, различные мастерства, а дополнялся курс знаниями по медицине и получением практических навыков по уходу за ранеными и больными.
И все же основное назначение общин сестер милосердия – подготовка «достойной» помощницы – сиделки, хозяйки, аптекарши – для военных врачей при уходе за больными и ранеными.
Вторая проблема, во многом связанная с первой, это вопрос о том, когда же в России зарождается сеть женских высших медицинских заведений в России, занимавшихся подготовкой женщин–врачей. Если первые общины сестер милосердия появляются в 1803 г. (Вдовьи дома), то права получать подготовку женщин–врачей пришлось дожидаться более три четверти века.
Степень разработанности проблемы. В арсенале исторических исследований по женской медицинской службе существует достаточно много работ, которые послужили основательной базой для последующих исследований данной проблематики.
«Общины сестер милосердия
– сколько их было на
Эти вопросы, посвященные данной проблеме - службе женщин в действующей армии России вызывали интерес исследователей и раньше (предания, рассказы и личные воспоминания). С конца XIX века появлялись небольшие исследования, освещавшие узкую тематику, но в то же время было мало работ носящих системный характер. Одной из работ, носящих систематизированный характер, является исследование д. и. н. Юлии Николаевны Ивановой «Храбрейшие из прекрасных. Женщины в войнах».2 В данной работе автором были произведены исследования зарождения, развития и становление феномена женщина на войне, для раскрытия данной темы автором были подняты обширные материалы архивов и литературных источников, посвященных данной проблеме. Рамки ее освящения охватывают период от княгини Ольги до великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Материал дан по отдельным историческим этапам и военным кампаниям. Книга рассчитана на читателей, интересующихся отечественной военной историей. Однако некоторые персоналии и вопросы слабо раскрыты, носят обобщенный характер. Таким образом, тема эта раскрыта недостаточно.
Можно привести имена авторов небольших исследований приуроченных годовщине Крымской Войны 1853-1856 года, это : Л. Г. Кузина3, В. Н. Крестьянинов4, А. Поляков5, Ю. Шигаев6 и др. Встречаются работы по отдельным персоналиям, например Ю. И. Проскуратова посвятила свое исследование Екатерине Бакуниной, сестре милосердия Крестовоздвиженской общины.7 А. О. Комаров подробно исследовал историю Дарьи Севастопольской8. В современных публикациях по истории благотворительности тема сестер милосердия так же встречается очень редко. Таким образом, тема, выбранная нами, является слабо изученной.
В качестве объекта исследования выступает изучение роли женщин в войнах второй половины XIX в.
Предметом нашего исследования является участие женщин России в войнах.
Хронологические рамки исследования заключены второй половиной XIX в.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Российской империи.
Цель исследования проследить развитие института полевых сестер милосердия.
Для более полного раскрытия данной темы нами были поставлены следующие задачи:
Источниковедческая база исследования. Ценным источником для нас были письма и отчеты выдающегося хирурга и очевидца событий Н. И. Пирогова. Пирогов не только сообщал точные сведенья о числе раненых и больных, их расположении и обслуживание, но и характеризует деятельность сестер милосердия Крестовоздвиженской общины9, дает четкие замечания по состоянию госпиталей с приходом сестер милосердия, отстаивает полезность труда медицинской сестры. Ярчайшие описания событий давал и другой современник Л. Н. Толстой в Севастопольских рассказах10 и в дошедших до нас письмах11. Но и здесь мало рассматривается труд женщин, не входящих в состав сестер милосердия, а основные данные носят художественно описательный характер.
В сборнике рукописей Севастопольские бастионы содержат много интересных замечаний подлинных участников событий о героической обороне и участие женщин в ней12. Эти и другие работы современников позволили нам точно воссоздать историческую картину Обороны Севастополя, а, следовательно, лучше понять особенности труда женщин во время войны.
Интересны для изучения воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины Е. М. Бакуниной13, в ней даются критические замечания по работе сестер милосердия во время Крымской войны 1853-1856 гг. и даже распоряжения Н. И. Пирогова по обслуживанию больных при транспортировке раненых.
Новизна нашего исследования заключается в попытке углубленного комплексного изучение отдельного периода развития института сестер милосердия в России с использованием новых материалов о функционировании общин сестер милосердия.
Апробация материалов исследования. Основные результаты исследования были изложены автором в статьях «Сестры милосердия в Крымской войне 1853-1956 гг.» и «Женщины России в войнах XIX - первой половины XX в.», а также в докладе на студенческой научно-практической конференции в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева 30 марта 2010 г.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материал, полученный нами в ходе исследования, можно использовать не только для рассказа на уроках истории, но и при дальнейшем рассмотрении истории женского труда на войне.
В качестве методологической базы исследования мы использовали историко-статистический метод, биографический метод и сравнительно-исторический метод.
Исходя из предмета и объекта исследований, а также поставленных целей и задач наша выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. Работа написана на 92 листах, список источников и литературы включает 56 названий.1. Глава. Женщины России в крымской войне 1853–1856 ГГ.
1. Зарождение института милосердия в ХIX веке в России
Мы можем обойтись без женщин телеграфисток, адвокатов и конторщиц, считал Лев Толстой, но мы не можем обойтись без женской доброты, заботливости и нежности. На эту мысль его, участника Севастопольской обороны, возможно, навела самоотверженная работа сестер милосердия…14
Женская служба в госпиталях России была далеко не новым учреждением. Она появилась сперва в католических, а потом и в протестанских странах, например, дьяконис первых христианских общин елизоветинок, созданная по инициативе пастора Флиндера в 1836 г. (Германия), бегин (в Нидерландах)15. Звание сестры милосердия было позаимствовано у католиков как буквальный перевод с фанцузского soeurs de charite, de la miserricorde. Так, чаще всего назывались представительницы женского церковного общества Дочерей милосердия, служанок бедных, основанного во Франции в XVII в. Оно не считалось ни монашеским орденом, ни конгрегацией и получило уникальный церковно юридический статус именно общества. Те «внешние», благотворительные цели, которое оно преследовало, не позволяли сестрам замыкаться в стенах монастыря, быть отгороженными от мира. Общество Дочерей милосердия существует и поныне, оно – самое многочисленное среди монашеских общин, насчитывая в 1898 г. 28000 подразделений16.
Наконец, женская служба была введена и в России. В разделе «О полевом лазарете» Воинского устава Петра Великого значилось: «Такоже всегда при десяти больных бытии для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которым оным больным служить имеют и платье их мыть». В 1722 г. было разрешено привлекать для выполнения обязанностей помощниц в морские госпитали Петербурга и Кронштадта монашек из женских монастырей. За чуткое и бескорыстное отношение к больным, за ласку, внимание, заботу и терпение их стали называть сестрами милосердия.
31 января 1803 г. вдовствующая императрица, урожденная принцесса Вюртенбергская, жена Павла 1, подала императору Александру 1 официальную записку с просьбой разрешить «употребить часть доходов Воспитательного дома на обустройство Вдовьих домов и бесплатных больниц для бедных». Разрешение было дано, и таким образом за счет средств московского воспитательного дома в Лефортово было осуществлено создание первого в России «Вдовьего дома» и «Бесплатной больницы». Не случайно П. А. Плетнев, академик петербургской академии Наук, русский поэт и критик, назвал Марию Федоровну «Министром благотворительности». Вдовий дом был открыт 12 мая 1803 г., желающих попасть в первое милосердное благотворительное учреждение Лефортово было предостаточно : составлялись списки очередников, и желающие попасть в этот список должны были предоставить свидетельство от полицмейстера или дворянского предводителя о том, что покойный муж прослужил на военном или гражданском поприще не менее 10 лет. Нужно были также подтверждение бедности и благопристойного поведения вдовы. Первоначально очередь продвигалась очень медленно, так как вместимость отданного особняка в Лефортово («Оспенного корпуса»), в близи Главного военного госпиталя на берегу речки Синички была небольшой. Торжественная закладка нового госпиталя состоялась в 1809 г., под строительство городская управа выделила участок на Божедомке. Однако он был отдан мещанскому училищу, Вдовьему дому было предписано занять просторное помещение на Кудринской площади. Переезду помешала война 1812 года, само здание сгорело в большом московском пожаре, при этом погибло 700 раненых. Только 1814 г. здание было отстроено и переезд завершен17.
В 1803 г. и в Петербурге был учрежден Вдовий дом для вдов и сирот военнослужащих и государственных чиновников. В числе 1075 обитательниц этих заведений предусматривалось содержание 120 «сердобольных вдов» и 35 кандидаток на время испытательного срока. В этот период кандидатки не только получали медицинские познания и навыки, но и должны были доказать свою морально-психологическую пригодность для ухода за больными.