Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:26, дипломная работа
Актуальность изучаемого нами вопроса состоит в том, что в наше время женщина начинает играть всевозрастающую роль в жизни общества и страны: существуют женщины–политики, женщины–милиционеры, женщины военные, а без женщин–педагогов и врачей уже нельзя представить школы и больницы. Но не более чем полутора века тому назад женщину считали не пригодной для какой-либо серьезной работы, а тем более к военной службе. Чтобы добиться признания, женщинам пришлось пройти долгий путь. Мы же рассмотрим истоки такого явления как женщины-медсестры на войне.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Глава. Женщины России в крымской войне 1853–1856 гг.
1.1.Зарождение института сестер милосердия в ХIX веке в России………….8
1.2. Флоренс Найтенгейл – первая женщина медицинская сестра в Крымской кампании…….…………………………………………………………………...20
1.3. Русские женщины России в Крымской компании 1853-1856 гг…..…….28
1.4. Даша Севастопольская – первая русская сестра милосердия …………...38
Глава 2. Женщины России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
2.1. Деятельность общин сестер милосердия………………………………….44
2.2 Русские женщины на Балканах………………………………………….....54
2.2. Баронесса милосердия – Юлия Вревская ………………………………...65
Заключение………………………………………………………………....77
Источники и литература………………………………………………80
Все первые российские общины сестер милосердия брали пример с западных и в первую очередь – с лютеранских. Однако в отличие от них наши первые общины возникали и существовали благодаря частной и общественной инициативе, а «церковность» большинства из них определялась длительно и драматично. Характерной их чертой была межконфессиональность – они объединяли православных, католичек и даже сектанток18.
В 1844 г. в Петербурге Терезией Ольденбургской и дочерьми Николая1 – Марией и Александрой была основана Свято-Троицкая община сестер милосердия19. В состав общины входили : отделение сестер милосердия, женская больница, богадельня для неизлечимых больных, исправительная школа, пансион, приют для приходских детей, отделение «кающихся Магдалин». В нее принимались девушки и женщины в возрасте от двадцати до сорока лет, которые, отработав в рамках общины год по обслуживанию пациентов в больнице и на квартире, получали профессию сестры милосердия. Этого звания удостаивались 3-4 человека из 20 испытуемых. Процедура зачисления в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке20.
Также в середине XIX в. в Петербурге появляется ряд общин милосердия: община сестер милосердия во Имя Христа Спасителя (1846) и Крестовоздвиженская (1854), а в Москве за 1845-1848 гг. – Никольская община21. Необходимо отметить, что инициатором создания Крестовоздвиженской общины, а также применения женского ухода за больными и ранеными на войне был выдающийся военный врач, один из самых крупных деятелей медицины позапрошлого века Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – основоположник хирургии как научной медицинской дисциплины, применения гипсовой повязки при лечении переломов и многого другого. С 1847 г. он находился на Кавказе «для устройства военно-полевой медицины»22. В народе Николая Ивановича называли Чудесный доктор, так как «чудеса», которые на протяжении полувека творил этот замечательный врач и ученый, были проявлением не только его высокой одаренности. Всеми помыслами и исканиями Пирогова руководила любовь к людям, к своей родине23.
Когда же в 1853 г. началась Крымская война, Николай Иванович счел своим гражданским долгом отправится в Севастополь. Осенью по пути в осажденном Севастополе Н. И. Пирогов с группой молодых хирургов побывал в Бахчисарае, где осмотрел военный госпиталь, расположенный в двух казарменных домиках, где на нарах вповалку лежали 360 раненых. При беседе с солдатами хирург узнал, что они не боялись самых кровопролитных сражений, но очень боялись госпиталя, где «для раненых не приготовили ровно ничего; как собак, бросили их на земле… целые недели они не перевязаны и даже не накормлены…»24
С самого начала войны постоянный сухопутный госпиталь в Севастополе был рассчитан на 300 больных, военно-временные госпитали были открыты в Симферополе на 300 мест, в Феодосии на 300 мест, в Керчи - на 150, в Перекопе – на 75, а всего по Крыму на 1125 человек. Было еще в Севастополе три не открытых госпиталя на 1200 мест, были запасы вещей на 1500 человек да перевязочного материала на 6000 раненых. Морской Северный госпиталь был укомплектован по военному времени на 1800 человек. Но после Альминского сражения выявились огромные недочеты25.
Неслучайно что, Пирогов первым заговорил о необходимой помощи врачам и хирургам, но все его просьбы долго не находили отклика. Бытовало мнение, что только падшая женщина может жить среди чужих мужчин и ухаживать за ними. Говорили и о том, что присутствие женщины ухудшает моральный климат в госпиталях. Наконец, Николай Иванович был приглашен великой княгиней Еленой Павловной, супругой Николая I, которая объявила, что взяла на свою ответственность разрешить его просьбу26.
Крестовоздвиженская община была первой в мире, готовящей сестер милосердия для работы в действующую армию. Кандидатки проходили курсы под руководством Н.И. Пирогова. После обучения женщинам присваивали звание «Сестра милосердия», и они давали присягу, что проработают на фронте не менее года. Устав этой общины написал лично Пирогов. Общину торжественно открыли 5 ноября 1854 г. (в день православного праздника – Воздвижения Креста Господня) – в церкви Михайловского дворца в присутствии одетых в форму сестер под началом старшей – А. П. Стахович. Первым выпускницам великая княгиня сама надела крест на голубой ленте. Первым главным врачом был назначен В. И. Тарасов. Сестры дали клятву, в которой были следующие слова: «Доколе сил моих станет, употреблять буду все мои попечения и труды на служение больным братьям моим».
Первый отряд из 120 сестер 6 ноября 1854 г. был направлен в Крым, где в этот период шли ожесточенные бои.27 Желающих выехать на театр боевых действий оказалось так много, что в столице для них сняли специальное помещение. От Петербурга до Москвы ехали по железной дороге, от Москвы до Тулы и далее: Орел, Курск – на лошадях в тарантасах. По дороге сестры часто получали серьезные травмы. Затем лошадей заменяли на волы. А при въезде из Перекопа сестры восседали уже на верблюдах. И так до Симфирополя. О прибытии на очередную станцию вспоминает Александра Прунская: «Войдя в саклю, некоторые сестры, в грязных сапогах, все перепачканные грязью, как были в дороге, легли на пол, а я будучи уже больна лихорадкой, не могла лечь на сырую землю и потому устроилась на скамейке»28.
Всего в Крым выехало пять отрядов сестер : 2 в конце 1854 г., и 3 – в следующем году.
1 декабря 1854 г. Первое отделение
сестер Крестовоздвиженской общ
И все же Пирогов отмечал, что в Симферополе положение медицинских сестер было намного лучше, были хорошие квартиры и экипажи. Предложить им то же самое в Севастополе никто не мог.
С 12 января 1854 г. до самого оставления Севастополя сестры Крестовоздвиженской общины ухаживали за ранеными. Первым прибыло 2-е отделение из 13 сестер, шесть дней спустя прибыло 3-е отделение из 8 сестер, 21 февраля – 1-е отделение и, наконец, 4-е из 20 сестер. Самое большое скопление раненых в начале осады Севастополя приходилось на Николаевскую батарею и частные дома. Впоследствии деятельность сестер продолжалась и в других городах до самого окончания войны30.
Н. И. Пирогов, как опытный врач, первым делом организовал обслуживание госпиталей. Сам Пирогов потом вспоминал : «Я убежден из опыта, что к достижению благих результатов в военно-полевых госпиталях необходима не столько научная хирургия и врачебное искусство, сколько дельная хорошая администрация. К чему все искусные операции, все способы лечения, если раненые и больные будут поставлены администрацией в такие условия, которые вредны и для здоровых… От администрации, а не от медицины зависит и то, чтобы всем раненым без изъяна и как можно скорее была подана первая помощь, не терпящая отлагательств…»31 Все сестры Крестовоздвиженской общины имели одну из трех специальностей : сестра-хозяйка, ей была вверена вся хозяйская часть; сестра-аптекарша, ей отданы на руки местные аптеки, сестра хирургическая, которая была предназначена для дежурства и помощи врачам при перевязке и операциях. Самоотверженно трудились сестры милосердия Е. М. Бакунина (правнучка фельдмаршала Кутузова), Е. А. Хитрово, Е. П. Карцева, А. Л. Шестоперова, П. И. Графова, М. Голубцова, Е Будберг, М. Григорьева, А. Травина, В. Щедрина, А Праведникова, С. Давнилевская и др. (См. Приложение к работе С. 85). Женщины не только перевязывали раненых под пулями, но и боролись с равнодушием отдельных врачей к пациентам; преодолевали нежелание видеть женщин в армии; наводили чистоту, порядок в помещениях; участвовали в приготовлении пищи, распределении вещей для них. Это позволяло не просто наводить порядок, но и сохранить жизнь многим людям. Не одна сотня человек приходилось на каждую сестру32.
Именно об этом говорится в стихотворении, написанном много лет спустя:
Сестра
От светлой роскоши, из круга жизни яркой
Ты удалилась и бестрепетно пошла
На поле бранное, на поле битвы жаркой,
Где стоны слышались, где кровь из ран текла.
Ты часто среди дня. Часы глубокой ночи,
Бессменная, стремясь страданья облегчить,
От койки к койке шла, чтоб в меркнущие очи
Бойца сраженного надежду заронить.
Чтоб всем, чьи раны ноют, чье сердце не согрето,
Сказать приветливое слово, утешить
И раны боль, и боль тоски, внести луч света
И в душу бодрость вдохновляющую влить.
Забыто все тобою: и пышные наряды,
И залы шумные, улыбки и цветы, –
В косынке и с крестом, как символом отрады,
Стоишь, прекрасная, среди убогих ты33.
Не подчиняясь армейскому командованию, сестры милосердия помогали успешно решать возникающие административные противоречия: офицерам нельзя было нарушать армейский устав, но некоторые ситуации требовали нарушения субординации. Благодаря сестрам милосердия обществу стали известны реальные цифры убитых и раненых, количество койко-мест в госпиталях34.
6 декабря 1854 г., через неделю после начала сестринской службы,
Н. И. Пирогов писал о работе сестер : «… если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы. Они день и ночь непременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже за врачами…»35.
Творчески руководя медицинским персоналом, Н. И. Пирогов впервые удачно применил сортировку раненых по группам в зависимости от степени и тяжести ранения :
1) безнадежно раненые, находящиеся
под наблюдением сестер милосер
2) Тяжело раненые, требующие безотлагательных операций тут же, на перевязочном пункте;
3) Легко раненые, которые после оказания первой медицинской помощи возвращались в свои воинские части.
Примененные им операции под наркозом и гипсовая повязка, совершаемые при непосредственном участии сестер милосердия, спасли жизнь тысячам севастопольцев.
При отсутствии Пирогова община была поручена Дмитрию Ерофеевичу Остен-Сакену, который всегда был очень вн36имателен к сестрам и оказывал участие. После потери Малахова кургана лагерь располагался на Северных высотах, покрытых скудной растительностью. Больных оставалось очень мало. Сестры уезжали в Бахчисарай и в Симфиропль, превращенные в госпитали «Транспорт на волах, 199 подвод, на всех устроено нечто, вроде кибиток, неуклюжих, низеньких, крытых рогожей. На поводах по 4 человека, только на тех, де самые трудные или ампутированные, по три. Еще едет доктор, офицер и два фельдшера»
Н. И. Пирогов инструкция для следования при транспорте (Бахчисарай, 15 сентября 1855 г.) :
1. В какой мере возможна перевязка раненых на этапах и сколько, примерно, нужно сестер на каждых 100 раненых;
2. каким образом утоляется жажда раненых пути и снабжены ли они или сопровождающий их транспорт средствами, необходимыми для этой цели?
3. Выдают ли раненым, кроме их шинелей, еще каждому одеяло или халат, или же (труднобольным) полушубок?
4. как приготовляется пища на этапах и возможно ли снабдить этап теплыми напитками в холодное время?
5. Осматривают ли транспорт, растянутый иногда на целую версту и более, от одного этапа до другого, врачи или фельдшеры?
6. соблюдается ли порядок, назначенный в снабжении больных пищей, то есть кормят ли их на тех этапах, где изготовлено должно быть для этой цели?37
В ноябре кончился срок второго отделения, в декабре – третьего. Сеттер оставалось меньше, работы оставалось много. В январе 1856 г. Военное начальство обратилось к Н. И. Пирогову с просьбой послать в различные госпиталя южной армии 22 сестры по следующим четырем госпиталям: в Вознесенск (5 сестер), в Тульчин (5), Новоодесск (5), в Одессу (7). Для этих целей сестер милосердия готовили в Москве, Петербурге и в Екатеренославских госпиталях под надзором старшей сестры Тимошей38.
С октября 1856 г., после завершения военных действий, некоторые из сестер милосердия начали работать в Кронштадском военно-морском госпитале (30 человек – в 1857 г.) и Александровской больнице. В 1859 г. сестры общины переселились в приобретенный на набережной Фонтанки дом, где 28 декабря 1860 г. открыли небольшую бесплатную больницу для женщин, а вначале следующего года – амбулаторию. До 1861 г. председателем особого комитета для управления делами общины был Н. И. Пирогов, а затем комитет возглавил известный общественный деятель, писатель музыкант В. Ф. Одоевский39.
В самой Одессе, задолго до начала Крымской кампании, тоже была создана богадельня сердобольных сестер. Строительство здания для нее началось в 1848 г., датой открытия богадельни считается 21 ноября 1850 г. – день оснащения ее домовой церкви во время Богородицы всех скорбящих радости, а Устав богодельни был высочайше утвержден еще в январе того же года. Таким образом, одесское заведение возникло вскоре после основания первых общин сестер милосердия в столицах. В ту пору Одесса – небольшой уездный город – достигла необычайного промышленного, торгового и культурного расцвета и стала, в некотором роде южной «форточкой» в Европу.
Основателем и благоустроителем нового учреждения стал бывший государственный сановник Александр Скарлатович Стурдза (1791-1854), в свое время известный как церковный писатель, переводчик, цензор и благотворитель. Жизнь и творчество А. С. Стурдзы отмечены просвещенной ревностью о православии, чем он прежде всего обязан своему духовному наставнику св. Филарету, митрополиту московскому. В роли управителя Богодельни выступило Императорское человеколюбивое общество, членом которого с давних пор состоял А. С. Стурдза. Целью нового учреждения объявлялось «призрение больных женского пола и обучение желающих ухаживать за ними»; богадельня состояла из больницы на 24 кровати (3 палаты) и отделения сердобольных сестер.
Хотя Одесская богадельня сердобольных сестер имела сходство со столичными, она строилась на более твердой, особенно в церковном отношении, основе. Текст присяги, церковный обряде принятия, ношение крестов с надписью «Сердоболие» и с образком Богородицы всех скорбящих радости было заимствовано у сердобольных вдов. Изначально у богадельни имелись собственные помещения с церковью и устав, тщательно исправленный Главным попечителем Императорского человеколюбивого общества Никанором митрополитом Новгородским и Петербургским. Это общество никогда не оставляло без внимания Одесское заведение. Ему покровительствовали и местные епископы, начиная с выдающегося церковного деятеля ХIX в. Инокентия, архиепископа Херсонского, освятившего храм богадельни.