Женщины России в войнах XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:26, дипломная работа

Описание работы

Актуальность изучаемого нами вопроса состоит в том, что в наше время женщина начинает играть всевозрастающую роль в жизни общества и страны: существуют женщины–политики, женщины–милиционеры, женщины военные, а без женщин–педагогов и врачей уже нельзя представить школы и больницы. Но не более чем полутора века тому назад женщину считали не пригодной для какой-либо серьезной работы, а тем более к военной службе. Чтобы добиться признания, женщинам пришлось пройти долгий путь. Мы же рассмотрим истоки такого явления как женщины-медсестры на войне.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Глава. Женщины России в крымской войне 1853–1856 гг.
1.1.Зарождение института сестер милосердия в ХIX веке в России………….8
1.2. Флоренс Найтенгейл – первая женщина медицинская сестра в Крымской кампании…….…………………………………………………………………...20
1.3. Русские женщины России в Крымской компании 1853-1856 гг…..…….28
1.4. Даша Севастопольская – первая русская сестра милосердия …………...38
Глава 2. Женщины России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
2.1. Деятельность общин сестер милосердия………………………………….44
2.2 Русские женщины на Балканах………………………………………….....54
2.2. Баронесса милосердия – Юлия Вревская ………………………………...65
Заключение………………………………………………………………....77
Источники и литература………………………………………………80

Файлы: 1 файл

moshnina_t.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

В уставе богадельни говорилось, что «в отделение сердобольных сестер принимаются вдовы и девицы всех свободных состояний православного исповедания» (В Уставе 1894 г., переименовавшем богадельню в общину, добавлено: «непременно православного»).

Первые 15 лет число сестер не превышало 10. Одной из первых начальниц богадельни (1852 - 1856 гг.) была Екатерина Александровна Хитрово, представительница древнейшего дворянского рода. Известно, что до поступления в богадельню она была воспитательницей в доме князей Репниных. Сохранилось несколько страниц из ее личного дневника. Они содержат, главным образом, впечатления от встреч с Н. В. Гоголем в 1850 -1951 гг., когда писатель жил в Одессе. Под его влиянием, который всякий день читает главу из Библии и Евангелия на славянском, латинском,  греческом и английском», Екатерина Александровна тоже стала больше читать Слово Божие и духовную литературу, чаще молится. Из некоторых замечаний очевидно, что она не была коренной одесситкой, а отроду тогда имела лет 4540.

В том же дневнике читаем: «С тех пор как познакомилась с Стурдзой, стала желать пойти в сестры милосердия… намедни я говорила княгини Марии Гагариной-Стурдзе о моем желании. Она мне славно отвечала: «…если этой мысли должно осуществиться, то она еще более развернется и созреет, а нет – так отпадет и завянет, спешить не надобно»».  В марте 1852 г. после «роковой вести» о смерти Н. В. Гоголя Екатерина Александровна поступает в богадельню. Почти сразу по настоянию А. С. Стурдзе она стала сестрой-надзирательницей, или начальницей. При ней сестры бесплатно служили в бедных семействах, а за определенную плату –  в состоятельных. Плата за патронаж на дому была одним из главных доходов богадельни.

Под руководством Е. А. Хитрово одесские сердобольные сестры стали первой русской общиной, занявшейся уходом за ранеными41.

А после смерти Е. А. Хитрово 2 февраля 1856 г., Одесская Стурдзовская богадельня и ее новая попечительница Елисавета Ксаверьевна Воронцова (1857 - 1876 гг.) продолжила ее дело и добилась немалых результатов на этом поприще 42.

Итак, в данном разделе мы проследили что, зародившись в Европе, общины сестер милосердия в XIX в. получают распространение в России.

1. 2.  Флоренс Найтингейл  – первая женщина медицинская  сестра в Крымской кампании

После того, как Россия уничтожила флот Турции на Черном море, Англия и Франция в марте 1854 г. вступили в войну на стороне Оттоманской империи. После атаки русских на Синоп флоты Британии и Франции пересекли Черное море и осадили Севастополь. Для раненых французов и англичан требовались госпитали, и правительство Оттоманской империи превратило бараки Селима (обширное здание в Узкдаре) и здание в Тарабайе и Хайдарпаше в военные госпитали для союзников.

Бараки Селима были построены в период царствования Селима III (1789 – 1807) . Черное море и Балканы утопали в крови и оружейном дыму. Но на этой трагической сцене смерти и разрушения появился один человек, который возрождал веру в гуманное начало в человеческом обществе. Это была Флоренс Найтингейл, которая работала день и ночь, чтобы облегчить страдания раненых солдат в бараках Селима. В конце 1854 года  она прибыла в Крым прибыла из Лондона, где возглавляла одну из столичных клиник. Ее сочувствие к раненым и самоотверженность были лучом света в кромешном мраке войны 43.

Флоренс Найтингейл (1820 – 1910) превозносят как величайшую дочь Англии XIX века, а ее имя стало символом сестринского движения. Она родилась в обществе, которое характеризовалось огромным социальным неравенством: с одной стороны беззаботные самодовольные правящие классы, живущие в роскоши, с другой обездоленный угнетенный народ. В этой социально-экономической среде родилась Флоренс Найтингейл. Благодаря усилиям и наставлениям отца Найтингейл получила прекрасное образование, которое дополнили ее многочисленные путешествия. Она была прекрасным лингвистом, хорошо разбиралась в искусстве, математике и статистике, была знакома с философией и историей, ориентировалась в политике, экономике и управлении. Она постоянно оттачивала свой острый интеллект, и сфера интересов, в которой она стремилась удовлетворить свою неуемную жажду знаний, была очень широка: религия, философия, землепользование, независимость, свобода, состояние общества и его институтов.

 Верования и философские воззрения Флоренс Найтингейл сформировались в первой трети ее жизни и были в значительной степени результатом ее образа жизни, полученного образования и путешествий, результатом веры в то, что Бог призвал ее осуществить особую миссию, результатом ее страстного сочувствия бедам и печалям людей, устроенным в жизни хуже, чем ее семья. Когда она осознала, что служение означает помощь человечеству, проявилась истинная природа ее деятельности. Процесс осознания ее миссии и взаимосвязи с работой продолжался в течении многих лет, посвященных развитию ее философских воззрений. Когда мировоззрение Флоренс Найтингейл было сформировано, она пришла к выводу о том, что знание человеком правды освобождает его от слепого следования авторитетам и дает ему возможность действовать свободно, сознательно и разумно. Она отвергла господствовавшее в то время представление о Божественном откровении, власти,  мнении большинства и заменила их своими критериями: совесть, сочувствие, чувство справедливости и опыт.

Она была в авангарде движения за права человека и верила, что человек – существо творческое, с присущим ему правом выбирать свой путь развития, сферу приложения своих интересов. Она решительно возражала, когда человека использовали как пешку по воле другого человека. С ее точки зрения творческий человек обладает способностью изменить свой жребий и определить свою судьбу 44.

Она выбрала уход за больными своей профессией в 1844 году. Она верила, что ухаживая за больными служит Богу. Семья категорически возражала против ее желания стать медицинской сестрой. В 1851-1853 гг. она изучала передовой опыт и методы ухода за больными и ранеными в Германии и Франции, претворяя его на практике в своей больнице.

Ее обучение профессии проходило в Кейзерверте в 1850 г. и продлилось 15 дней и год спустя но уже три месяца. Она нашла возможность применить на практике полученные знания, открыв в 1860 г. школу по подготовке медсестер при лондонском госпитале Святого Томаса. И вскоре молодые, способные, серьезные выпускницы этой школы заменили в госпиталях старых, необученных и плохо оплачиваемых сестер, пользующихся плохой репутацией. У нее прошли подготовку 38 медицинских сестер45.

 Присущий характеру Флоренс  Найтингейл критицизм имел двоякое  проявление. Она отрицала бактериологию, антисептику, и роль микроорганизмов в процессе возникновения болезни, несмотря на то, что была современницей Дарвина, Пастера, Листера… ухаживая еще с помощью 38 сестер за ранеными британскими солдатами в Скутари, она выработала определенные рекомендации по организации наиболее правильного ухода за пациентами. При этом интересно отметить, что она придала большое значение тому, чтобы ее рекомендации соответствовали правилам санитарии, следовательно, мы можем сделать вывод о том, что, отвергая антисептику и микробиологию, она тем не менее признавала реалии практики. В Британии вину за то, что произошло в дальнейшем, принято возлагать исключительно на высшее армейское руководство, которое не разобралось в ситуации и не поняло, что здание, предоставленное султаном британцам для организации госпиталя, хорошо управляется и снабжается. Мелочная зависть врачей, которые не хотели позволить группе женщин управлять госпиталем и противились присутствию сестер в палатах, а также плохо скрытое нежелание английского посла вмешиваться в конфликт способствовали драматическому развитию событий46.

Флоренс Найтингейл оказалась в исключительно тяжелом положении. В середине XIX века профессия медсестры была всего лишь уважаемой и не более того, и вдобавок многие английские офицеры плохо относились к вверенным им людям. Но за два наполненных событиями года Флоренс Найтингейл изменила взгляды нации, заложила основы сестринского дела, а ее деятельность привела к началу реформы в английской армии. «среди хаоса и грязи, агонии и поражений она произвела революцию» - писала о Флоренс Найтингейл ее биограф Сессилия Вудхэм Смит. Стремление Флоренс Найингейл к реформам объяснятся ее огромной неудовлетворенностью настоящим положением дел и страстным стремлением к усовершенствованию социальной жизни.

Вот на такой философской базе и через такие конструктивные устремления было осмыслено и создано сестринское дело. Как реформатор Флоренс Найтингейл получила свой шанс, когда правительство обратилось к ней с просьбой отправиться в Скутари и взять на себя ответственность за организацию сестринского ухода за солдатами в госпиталях  британской армии47.

Военные госпитали, находящиеся в ведении правительства, были в ужасном состоянии: плохо производились поставки, отсутствовала система ведения болезней и статистике, не говоря уже об организации ухода за солдатами, который даже в малой степени не соответствовал никаким гуманным установкам, смертность часто достигала 60% состава48. Административные способности Флоренс Найтингейл стали очевидны сразу, как только она начала быстро и четко устранять эти недостатки, не теряя при этом дальнейшей перспективы развития49.

  Сделав первые шаги и добившись  успеха, она пошла дальше и  создала при госпиталях прачечную, комнаты для чтения и классы  для солдат, разработала полезную систему реабилитации, ввела сберегательные кассы, где солдаты могли сохранить заработанные деньги, вместо того, чтобы растратить их на женщин и выпивку. Открыла госпиталь для женщин и детей, которые сопровождали солдат во время военной компании и которых военное руководство зачастую просто игнорировало. Наладила систему переписки солдат с их семьями. В общем, она была не только женщиной в сером платье с красным крестом, но еще и диетологом, банкиром, учителем, прачкой, снабженцем, работником социальной службы, терапевтом, врачом – реабилитологом, исполнительным директором, старшей сестрой,  армейским квартирмейстером, военным регистратором, сестрой по уходу за ранеными солдатами со своим взглядом на основные цели национального здравоохранения и на реформу армии. Все полученные во время работы данные она снабдила комментариями и передала своему верному союзнику сэру Сиднею Герберту, военному министру, и всем, кого она знала среди людей, пользующихся влиянием50.

В феврале 1856 г., когда Австрия решила вступить в войну на стороне союзников, Россия согласилась капитулировать, и война, которая унесла жизни 250 000 человек с обеих сторон и оставила еще больше инвалидов, наконец, закончилась51. Султан Абдулмешид подарил Флоренс Найтингейл драгоценные браслет в знак признательности за ее работу, а награда общей суммой 1000 золотых суверенов была роздана ее персоналу.

К моменту окончания войны Флоренс Найтингейл была решительным противником тех, кто хотел сохранить статус – кво, и последовательным сторонником госпиталей и военной реформы, а также бесспорным авторитетом во всем, что касалось условий жизни солдат. В эпоху, которая наступила после Флоренс Найтингейл, с британским солдатом уже не обращались как с бессловесным животным. На солдата стали смотреть как на собственность ее Величества и в этом своем звании, достойном приличного обращения, нормального рациона питания, соответствующего обеспечения, казарм, пригодных для жилья и поддержания здоровья, хорошего медицинского обслуживания, когда он болен или ранен.

 Успешный опыт Флорис Найтингейл  продемонстрировал значение тщательно  сестринского ухода, а также эффективность ее системы обучения женщин профессии медицинской сестры, и оценка этой профессии в глазах общества стала меняться от «неприличного времяпровождения» до достойного и уважаемого занятия, которое дает возможность порядочным женщинам из приличных семей найти хорошую работу.

Основными пунктами организационной реформы, проведенной Флорис Найингейл были: определение должностных обязанностей, улучшенное и модернизированное руководство армией, управление госпиталями, устройство госпиталей в соответствии с правилами санитарии, определение медицинских должностных обязанностей в армии, введение системы статистического учета в гражданских и военных госпиталях, а также оценка медицинских работников по их компетентности, а не по  знаниям. Там, где Найингейл в процессе ее работы, претворялись в практику, госпитали превращались из адского места и очага заразы в место, где страждущие могли получить гуманную помощь52.

После Крымской войны по инициативе Ф. Найтингейл при больнице Сент-Томас в Лондоне была Открыта школа подготовки Медицинских сестер. С 1872 года Флоренс – эксперт англиской армии по вопросам медицинского обслуживания больных и раненых 53.

Флоренс Найтингейл умерла в Лондоне в 1910 году и в соответствии с ее волей была похоронена на семейном кладбище в Восточном Велоу в Хемпшире. Ее хоронили с военными почестями гроб несли шесть сержантов. На ее могиле написано только «Ф.Н. 1820 – 1910».

Филиалы организации этой благородной сестры стали распространяться по всему миру, когда она была еще молодой. «Бог призвал меня на службу» - сказала она, когда ей было всего 16, таким образом, мы видим, что Флоренс Найтингейл готовила себя к служению с этого возраста и продолжала его до тех пор, когда история превратила ее в интернациональную героиню Крымской войны. Мы также видим, что она продолжили свое служение человечеству в более широком спектре деятельности и после завершения войны. Она пыталась привлечь внимание к вопросам общественного здравоохранения в период, когда о профилактической медицине даже еще не слышали. Она сказала: «предотвратить у человека возникновение болезни важнее, чем помочь ему выздороветь, последуйте за человеком в его дом, и там вы поймете многие вещи».

Флоренс Найтингейл была великой медсестрой, обладающей великим сердцем, и без ее революционной деятельности в области сестринской службы и управления госпиталями современная медицина не добилась бы таких успехов.

В 1954 г. Турецкая ассоциация решила установить  мраморную мемориальную доску в башне бараков селима в Узкодоре (Скутари) в Стамбуле в знак высокой оценки и признания деятельности Флоренс Найтингейл во время Крымской войны. С тем чтобы увековечить память о Флоренс, 7 апреля 1954  г. было принято решение превратить в музей часть бараков в северо-западной башне, которую она использовала во время войны.

Информация о работе Женщины России в войнах XIX века