Женщины России в войнах XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:26, дипломная работа

Описание работы

Актуальность изучаемого нами вопроса состоит в том, что в наше время женщина начинает играть всевозрастающую роль в жизни общества и страны: существуют женщины–политики, женщины–милиционеры, женщины военные, а без женщин–педагогов и врачей уже нельзя представить школы и больницы. Но не более чем полутора века тому назад женщину считали не пригодной для какой-либо серьезной работы, а тем более к военной службе. Чтобы добиться признания, женщинам пришлось пройти долгий путь. Мы же рассмотрим истоки такого явления как женщины-медсестры на войне.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Глава. Женщины России в крымской войне 1853–1856 гг.
1.1.Зарождение института сестер милосердия в ХIX веке в России………….8
1.2. Флоренс Найтенгейл – первая женщина медицинская сестра в Крымской кампании…….…………………………………………………………………...20
1.3. Русские женщины России в Крымской компании 1853-1856 гг…..…….28
1.4. Даша Севастопольская – первая русская сестра милосердия …………...38
Глава 2. Женщины России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
2.1. Деятельность общин сестер милосердия………………………………….44
2.2 Русские женщины на Балканах………………………………………….....54
2.2. Баронесса милосердия – Юлия Вревская ………………………………...65
Заключение………………………………………………………………....77
Источники и литература………………………………………………80

Файлы: 1 файл

moshnina_t.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

Среди женщин-участниц боевых действий в Черногории в 1876 г. работали сестры милосердия Крестовоздвиженской, Георгиевской, Покровской и других общин, а так же женщины, служившие сестрами милосердия по личной инициативе103. Они по прежнему играли решающую роль в подготовке сестер милосердия принимая вдов и девиц всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет.

1 ноября 1858 г. Великая княгиня Александра Петровна (дочь П. Г. Ольденбргского) основала Покровскую общину сестер милосердия (во имя Покрова пресвятой богородицы). «Долг совести, - писала Алексанра Петровна, - повелевает все отдать, что имею, к осуществлению моего идеала. Я с детства была близка к больным, их любила, видела пример моих незабвенных родителей…» Согласно уставу (1861) целью общины являлось «попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных бесприютных детей».

На западной окраине Васильевского острова  возник целый городок, состоящий из отделений сестер милосердия испытуемых, школы фельдшериц и женские гимназии, отделения грудных младенцев и детей младшего возраста, родительного приюта, хирургического барака, амбулатории и аптеки. Если попытаться провести аналогии с современностью, то по уровню специальных знаний и навыков сестер милосердия светской общины следовало бы поместить, скорее всего, между сиделкой и медицинской сестрой. Следующей ступенью медицинского персонала были бы так называемые сестры - фельдшерицы. Все это размещалось в 30 каменных и деревянных постройках, возведенных к 1860 г. по проекту архитектора Г. Х. Штегемана около семеновского поля. Община разрасталась, требовала новые средства для поддержания ее существования. Кроме единовременных взносов жителей города, жертвовали на общину и почетные граждане города: Гладин, Никитин, Полежаев, Брунов. В 1865-1868 гг. на пожертвования учредительницы с супругом и столичных купцов для больницы была возведена двухэтажная пристройка,, на верхнем этаже которой осветили домовую церковь Св. Митрофания Воронежского104.

Примерно в тоже время родилась община с сугубо мирным названием «Утоли моя печали», что никак не меняло ее «воинского» предназначения. Создавалась община не в одночасье, а долго. Она целых полвека была самым знаменитым благотворительном учреждением Лефортова, название свое община получила от имени целительной иконы «Утоли моя печали» и просуществовала до 1917 г. большую роль в ее создании принадлежит н. Б. шаховской. Наталья Борисовна родилась в 20-е гг. XIX в. В семье Бориса Анатольевича Святополок-Четвертинского. В семье было 9 детей – 6 дочерей и 3 сына. Целее направленно, подчиняясь естественному ходу событий и упорству своей настоятельницы, вдовы коллежского советника княгини Шаховской(муж Дмитрий Шаховский умер 1867 г. в Серпухове). Она начала с того, что сама в качестве сестры милосердия ухаживала за больными и помогала при хирургических операциях в московской полицейской больнице, организованной в 1848 г. доктором Газом. Вскоре уже возглавив группу 30 сестер милосердия, которая самоотверженно и безвозмездно ухаживала за больными в бесплатных больницах для чернорабочих – Яузской и Старо-Екатериненской. А московский Дамский комитет княгине Надежды Борисовны Трубецкой, к которому примкнула группа Б. Н. Шаховской, усилил общественный характер этого явления, «приняв на свое иждивение в четырех монастырях Москвы сестер милосердия, которым  для приучения к своим обязанностям дозволено было постоянное дежурство в чернорабочей и тюремной больницах105.

Община получила печать – красный крест на белом поле с надписью «Московская община сестер милосердия «Утоли моя печали» и расположилась на Покровке. В 1871 княгиня Шаховская и ее сподвижницы были первыми посвящены в «крестовые» сестры, им надели большой наперсный крест, на одной стороне которого была икона Божией материи, а на другой -  название общины. Торжественное посвящение  проходило в московском Высоко Петровском монастыре. За заслуги император Александр II принял общину «Утоли моя печали» под свое покровительство и она была именована «Александровской».

В своей квалификации сестры милосердия делились на несколько групп: 1 – испытуемые сестры, кто при определенных условиях мог только через несколько лет претендовать на постоянную работу; 2 – сестры милосердия и, наконец, 3 – старшие сестры милосердия («крестовые»). Объем и глубина медицинской подготовки позволяли сестрам не только профессионально ухаживать за больными и оказывать доврачебную помощь, но и работать в операционных. Особым мастерством отличались «крестовые» сестры. Жизнь и труд общины определялись уставом, очень близким к монастырскому. По уставу община брала на себя обязательство о поддержке своих членов в случае болезни и старости.

Первым из известных подвигов общины была работа во время холеры 1872 г. в Москве эпидемия была столь страшна, что многие наемные служители больницы разбежались, оставив больных на попечении сестер милосердия. Постепенно авторитет общины становится столь высоким, что ее сестер «вытребывают» для работы в Курск, Тверь и даже Петербург. Община растет, поэтому в 1872 г. княгиня Н. Б. Шаховская на свои средства приобретает в Лефортово большое имение на берегу реки Синички, вблизи военного госпиталя и начинает строительство богоугодных заведений. В 1875 г. больница была введена в действие. Она была рассчитана больше чем на 100 мест и имела терапевтическое, неврологическое, хирургическое и гинекологическое отделение, а также отделение по уходу за неизлечимыми больными. В год открытия осветили храм во имя целительной иконы «Утоли моя печали»106.

Во главе 36 сестер милосердия московской Александровской общины княгиня Н. Б. Шаховская в 1876 г. прибыла на театр военных действий, где в открытом поле ежедневно сестры перевязывали по 500-600 раненых, порою отдыхая 3 часа в сутки107. Из общины «Утоли моя печали» в Бессарабии работали 118 сестер милосердия. Многих раненых принимали и в Москве: на ее территории были поставлены вначале палатки, каждая на 10 человек, а к осени 1877 на средства Шаховской был построен и оборудован под госпиталь двухэтажный деревянный угловой корпус, примыкавший к приюту. За 1877-1878 гг. медицинские работники общины оказали помощь 3700 раненым. Весьма показательно, что на подписку в пользу престарелых сестер милосердия позже откликнулись многие участники русско-турецкой войны.

Шаховская была удостоена личной награды королевы Сербии Натальи, ей вручили орден «Большой крест Таковы». Княгиня умерла в 1906 г. некролог в Московских газетах : «в ночь на 17 февраля скончалась замечательная по энергии и доброте сердца русская женщина Княгиня Шаховская, рожденная Святополок-Четвертинская, основавшие в Москве Александровскую общину «Утоли моя печали», а при ней сеть благотворительных учреждений, больниц, приютов и тому подобного…» Место захоронения до сих пор установить не далось108.

В конце 1879 г. Елизавета Петровна Карцева по рекомендации С. П. Боткина приступила к созданию Георгиевской общины, проявив при этом организаторские способности. Е. П. Карцева после крымской войны заменила Е. М. Бакунину на посту настоятельницы Крестовоздвиженской общины. Во время Русско-турецкой войны ей удалось собрать вокруг себя прекрасный коллектив, и в короткий срок Георгиевская община сестер милосердия превратилась в образцовое медицинское учреждение.

Община была основана 26 ноября 1870 г. графиней Е. Г. Гейден при поддержке семьи принца П. Г. Ольденбургского, графа Шереметьева. Покровительствовала общине Великая княгиня Мария Федоровна, супруга будущего императора Александра III. В 1879 г. Клинический военный госпиталь пожертвовал общине участок земли на Сампсониевской набережной. Соседний участок община приобрела в рассрочку на 20 лет за 85 тыс. руб.109

Главный врач военного госпиталя в Лефортово А. Пальцев понимая, что труд сестер милосердия несомненно может быть полезен госпиталю, в 1860 г. ходатайствует о введении их в штат, и 14 ноября 1871 г. Военный министр утвердил правила для сестер милосердия, назначенных для работы в военных госпиталях Московский военный госпиталь получил 15 сестер : по одной на 110 больных (См. Приложение к работе С. 91). Командование и доктора всегда высоко ценили их действенную помощь в лечении и выхаживание больных и раненых. Но за много лет до официального разрешения о зачислении в штат госпиталя самоотверженно трудились на добровольных началах сестры общины «Утоли моя печали». Можно с уверенностью говорить, что и в штат госпиталя сестры этой общины, расположенной по соседству, были приняты  в первую очередь. Врачи отмечали их хладнокровие и полную самоотверженность в работе, короткость, но, одновременно, и твердость духа, благородство души и бескорыстную. Неутомимость в стремлении сделать все, что было в их силах для облегчения участи раненых и особенно безнадежных страдальцев.

 Позже в госпитале стали  работать сестры Иверской общины, руководимый Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Приведем выдержку из обращения ее к командованию, отражающею повседневную атмосферу работы в госпитале : «особенно отрадно вспомнить, какими заботами окружены сестры моей Иверской общины, много лет работавшие под просвещенном покровительством врачей госпиталя… то участие и содействие, с каким Московский военный госпиталь приходил на помощь в трудах по облегчению у страдальцев»110.

Большую роль в медицинском обеспечении действующей армии сыграл также Русский Красный крест, его передвижные санитарные отряды, походные больницы, постоянные лазареты, полевые перевязочные и эвакуационные пункты. С учреждением общества Красного Креста (в 1864 г. шестнадцать государств Европы и Америки подписали Женевскую конвенцию111) уважение за облегчение участи раненых и больных воинов в период боевых действий приобретает организованные в международном масштабе формы : отныне каждый, кто отмечен повязкой с красным крестом, должен был «спасать и охранять всех, чья кровь оросила поле чести, ни различая ни друзей, не врагов». Эмблемой международного союза стал Красный Крест на белом поле. В России подразделения Красного Креста появляются в 1867 г., а к 1879 г. они объединились в Общество Красного Креста112. Русский Красный Крест снабдил необходимым имуществом и обеспечил персоналом 32 санитарных поезда. За время боевых действий в его медицинских подразделениях было перевязано свыше 100 000 раненых113.

Владимир Александрович Черкасский (1824-1878) лично много сделал для оказания снабжения и формирования управления в Болгарии его величество, сказал, что императрица изъявила для создания введенье князя заведывание Красного Креста за Дунаем. Он занимался составления задач гражданского управления при армии и первого ноября отправил ее Д. А. Милютину (См. Приложение к работе С. 88). Назначение на должность заведавающего гражданскими делами во второй половине ноября. Император высказал надежду, что «он будет действовать точно так же, как действовал в Царстве Польском». 9 апреля 1977 г. он убыл в Кишенев114.

Поместившись в отведенной ему небольшой квартирке, кн. Черкасский тотчас принялся заниматься порученными ему делами. Прежде всего, набрать необходимое число врачей, сестер милосердия, фельдшеров и т. п., как главноуполномоченный Красного Креста, он считал своей обязанностью видеть все воочию, быть самому не только на театре военных действий, но и на полях сражения, чтобы приносить непосредственную помощь, раненым и руководить действиями своих и агентов. Но и он встречал сопротивление, его хотели отстранить от живого участия. 

  Деятельность Красной армии после переплавы через Дунай. В ожидании переправы кн. Черкасский, как главноуправляющий Красного Креста и распоряжался значительными средствами усиленно готовился к подлинному оказанию помощи раненым. Первый летучий отряд, составленный из отборных сестер милосердия Георгиевсвкой общины, братьев милосердия, докторов и уполномоченных, вышел 10 июля из Бухареста в Александрию. Что бы быть направленным оттуда к пункту переправы.

Но к переправе Красный Крест не пригласили, и помощь раненым на месте переправы была подана только воевавшими медицинскими чинами.

Лазареты красного креста были отклонены уже после переправы, в т. ч. Зимнице. Тотчас были посланы «братцы» разыскивать раненых. Затем стали подвозить раненых турками и черкесками болгар.

Не пригласили Красный крест и под Никополь. Но потом он уже работал всюду, где было можно, заслужил себе почетную репутации. Кн. Черкасский, находившийся по делам Красного Креста в Бухаресте, приехал в Зимницу 26 числа. 29 июня переехал в Туров, 19 июля в Белу. Из-за Балкан прибывало множество беженцев, бежавших от турок. К благотворительной деятельности были привлечены Красный Крест и Славянский комитет, представитель которого А. А. Нарышкин прибыл из Бухареста в Тырново и устроил приют для престарелых и малолетних. Многие из бежавших успели захватить лишь то, что было на них, были между ними и раненые. Вот что доносил начальник Габровского округа от 25 июля «монахинь и женщин я поднял на ноги. Они живо притащили все необходимое и ухаживают теперь за ранеными. Поместили раненых болгар в двух небольших зданиях училища. Пока их обеспечены на первое время. После я заставлю город сделать постоянную больницу. Вчера доктор насчитал до 60 раненых и больных. Один ребенок имеет 7 ран». В. А Черкасский писал: «раненых эвакуировали из здешнего госпиталя в четверг на 110 резервированных ими подводах. При эвакуациях посылали всегда уполномоченных им агентов Красного креста. Не могу нахвалиться ими и нашими несравненными георгиевскими сестрами». Несмотря на все сделанное, вещей и продуктов не хватало. 4 августа Черкасский приехал в Горный Студен, где находились как главная квартира, так и императорская. Сложными были вопросы снабжения и 10 сентября в «Голосе» и затем в других газетах появились телеграммы за подписью кн. Черкасского следующего содержания «Через посредство «Голоса» обращаюсь к русскому обществу с убедительной просьбой о помощи нашим больным и раненым братьям. С наступлением осенних холодов живо ощущается настоятельная потребность в теплом платье всякого рода. Помощь неотложно и в больших размерах. Средства общества Красного креста за Дунаем е в состоянии удовлетворить подобные требованиям. Необходимо, чтобы все русское общество осознало, как велика нужда, и пришло на помощь…»

Телеграмма вызвала оживленную полемику в газетах и большое не довольство в правлении Красного креста. Тем не менее, его телеграмма подействовала. Дом, выделенный ему в селении Боять, Черкасский не заселял до тех пор, пока не устроил госпиталя Красного Креста и перевязочного пункта и не разместил удобно сестер милосердия. Умер он в Сан-Стефано 19 февраля 1878 г., после болезни115.

В этом разделе мы постарались проследить дальнейшее развитие общин сестер милосердия в России их основные виды деятельности, а также влияние на организацию медицинского обслуживания больных и раненых. В целом можно отметить, что число медицинских заведений в России начинает возрастать, в общинах больше внимания стали уделять медицинской подготовке сестер милосердия.

Информация о работе Женщины России в войнах XIX века