Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа
Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.
Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Л. В. Туржанский пишет многочисленные свежие и оригинальные по живописи, отличающейся широким, пастозным, смело положенным мазком, мажорные по художественному образу пейзажи со значительными элементами крестьянского жанра («К вечеру», 1910; «Желтый жеребенок», 1914, частное собрание; «Ранней весной», 1917, ГТГ).
Ярким национальным своеобразием отличаются произведения П. И. Петровичева («Ростов Великий осенью», 1912; «Ледоход на Волге», х. на к., темпера, 1912, ГТГ). Для всех этих художников особенно показательно обилие солнечных весенних пейзажей, создаваемых как бы в противовес нарастающим противоречиям современности, напряженности повседневного существования. В подобных произведениях выражаются неиссякаемое жизнелюбие и вера в будущее.
Очень характерны тенденция к соединению жанра и пейзажа, включение пейзажа в портрет. Одни и те же художники работают как жанристы, пейзажисты, а часто портретисты.
Пейзажи пишет С. А. Виноградов («В усадьбе осень», 1907), создавший в прошлом ряд жанровых произведенчй.
Жанры-пейзажи создает А. С. Степанов («Казаки», 1914; «Цугом», оба Государственный художественный музей БССР, Минск).
Крупным явлением русского искусства этого времени было творчество К. Ф. Юона (1875—1958) — самобытного, оригинального художника, мастера картины, в которой органически слиты природа и жизнь народа.
Молодой живописец проявлял живой интерес к искусству Запада, как старому, так и современному. Однано о творчестве его очень скоро обнаруживаются своя точка зрения, свой подход к изображению природы и человека. Даже самый придирчивый глаз не сможет найти в его живописи никаких следов заимствование или простого подражания. Все впечатления западной живописи, несомненно, чрезвычайно сильные, полностью растворялись п стихии его собственного творчества. В раннем периоде у Юона есть несколько полотен импрессионистического характера, но они имеют значение штудий. В них форма и суть предметов выступают совершенно отчетливо. Гораздо чаще, чем поездки за границу, художник предпринимал путешествия по России.
Особенно его привлекали величественная архитектура Ростова Великого и пестрый, почти игрушечный, сказочный пейзаж лавры («К Троице», 1903, ГТГ; «Троицкая лавра зимой», 1910, ГРМ). Юон остро чувствовал особенный характер этих построек, созданных русским народным гением, своеобразие их пропорций, столь далеких от классических канонов. Но все же не только изображения древней архитектуры составляют содержание его картин.
Глаз художника широко захватывает жизнь. Торжественно высятся крепостные стены древних монастырей и храмов, вокруг которых кипит сегодняшняя жизнь («Синий день. Ростов Великий», 1906, Рязанский областной художественный музей; «Москворецкий мост зимой», акв., белила, 1911, ГТГ), и эта пестрая и шумная жизнь равноправно со стариной входит в произведения художника.,
Не менее ярко это юоновское понимание пейзажа сказалось на работах, посвященных Волге. Волга привлекает Юона там, где она кажется менее всего поэтичной, трогательной или величественной. Он изображает, например, ее у Нижнего Новгорода сдавленную песками, загроможденную хаосом пароходов, пристаней и барж. Воздух насыщен пылью, вода темная, отравленная мазутом. В пыльном тумане тонет город. Может быть, только у старых фламандцев и голландцев мы встречаем ту же смелость, с какой изображает жизнь Юон, и такое же полное отсутствие сентиментальности и слащавости; на этой основе возникает особая красота, увиденная художником («Пристань на Волге. Нижний Новгород», 1912, Серпуховский историко- художественный музей). Это красота национальная, крйсота, которую творит народ, красота России. «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне»,— мог бы сказать и Юон.
«Мартовское солнце» (1915, ГТГ, ) — одна из самых значительных картин Юона, резко выделявшаяся на фоне пейзажных этюдов, преобладавших в тогдашней живописи, не только по своим относительно большим размерам. Она глубоко народна своей темой, цветовыми сочетаниями, монументальной композицией. Яркие, солнечные краски удивительно передают состояние природы. Синеву неба подчеркивают силуэты деревьев, темные стволы и ветви ветел и белые березы; на снегу особенно выразительны черные, живые силуэты бегущих лошадок.
Среди портретов особенно удачен портрет маленького сына (1912). Ряд тонких рисунков свидетельствует о пристальном внимании к натуре («Семейный портрет», 1915).
С периодом 1910-х годов связан важный этап в деятельности Сергея Васильевича Малютина (1859—1937), ученика И. М. Прянишникова по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества; выдающегося портретиста.
С начала 1910-х годов Малютин работает над серией пастельных портретов современных ему видных деятелей русской интеллигенции— художников и писателей: М. В. Нестерова, И. С. Остроухова, К. Ф. Юона (все ГТГ), В. Н. Бакшеева (к., пастель, 1914), В. Я. Брюсва, В. В. Вересаева и других. У Малютина складывается определенный тип портрета, обычно крупномасштабного, с полуфигурным изображением на нейтральном фоне. Все это связано со стремлением к картинности и созданию впечатляющих образов, выходящих за грани обыденности. Раскрывая внутренний мир человека, который находится наедине с собою, Малютин утверждал духовную значительность творческой личности.[13]
Большой интерес представляют строгие и глубоко поэтические жанровые полотна Серебряковой. В них художница ориентируется на лучшие национальные традиции, в частности на искусство Венецианова. Картина «Кре стьяне» (1914, ГРМ), в которой изображена скромная трапеза в поле молодой крестьянской семьи, привлекает благородством образов, их внутренней красотой. В ней выражено то уважение к людям из народа, которое издавна было отличительной особенностью русской интеллигенции. К этому произведению близка «Жатва» (1915, Одесский художественный музей).
Решенная как панно картина «Беление холста» (1917, ГТГ, ) с изображенной крупным планом группой крестьянских девушек сочетает в себе эпическую торжественность образного строя с проникновенным лиризмом. Первое достигается композиционным решением, использованием низкого горизонта, выразительностью общего ритмического звучания. Второе сказывается в трактовке отдельных женских персонажей, грациозной легкости их движений, хрупком изяществе очертаний девичьих фигур, вызывая ассоциации с песенным народным творчеством.
В стиле названных работ — акцентирование плоскости холста. В обобщенных силуэтах, четких контурах и строгих цветовых сочетаниях ощущается тяготение к монументальности. В приемах художественного обобщения сказываются не только знакомство автора с творчеством Венецианова, но и увлечение произведениями древнерусских мастеров, с чем связано, п частности, пристальное внимание художницы к выразительности силуэта. Некоторая рафинированность есть лишь в трактовке деталей, контуров, выборе точки зрения; в целом произведения привлекают именно своей простотой.
В 1910-е годы продолжают работать и бывшие голуборозовцы. Наиболее одаренные, серьезно ищущие участники «Голубой розы» сделали свои выводы из опыта выставки 1907 года, отойдя от узости ее эстетической концепции. Теперь эти молодые живописцы создают произведения, представляющие новую и весьма значительную линию художественного развития. Это в первую очередь относится к П. В. Кузнецову, М. С. Сарьяну, Н. Н. Сапунову, Н. П. Крымову. При всем различии индивидуальностей их объединяют глубокая поэтичность восприятия натуры, тяготение к многоплановому содержанию. Они стремятся к лаконизму выражения своих замыслов, отказываясь от случайности и мимолетности впечатления, свойственных импрессионизму, которому некоторые из них (Кузнецов, Крымов) отдали известную дань в самом начале творческого пути. Цвет в их произведениях 1910-х годов насыщен, эмоционален; у Кузнецова он обычно пространственный, светоносный. Цветом выражена и пластическая форма. Часто эти художники обращались к народному патриархальному искусству, открывая в нем сходную совокупность приемов и то, что было для них главным — наивную целостность мировосприятия.
В начале творчества Кузнецов увлекался пленэром, писал проникновенно лирические пейзажи («Сирень», 1902; «Весна», 1904 —1905). Кузнецов испытал также влияние искусства Борисова-Мусатова и Врубеля, а во время пребывания в Париже — Матисса и Ван-Донгена. Он по-своему использовал эти впечатления. [14]
Тяготение к поэтическому и тоска по гармонии выразились в картине «Голубой фонтан» (темпера, 1905, ГТГ), в образном строе которой и метафоричности содержания наряду с влиянием искусства Борисова-Мусатова и Врубеля чувствуются отзвуки мистических настроений.
Постепенно, с активизацией передовых сил общества, в творчестве Кузнецова намечаются серьезные изменения. Его цельной и здоровой натуре были внутренне чужды упадочные настроения, меланхолическое томление и мелодраматические эффекты. Недаром А. В. Луначарский писал позже о его солнечной жизнерадостности. Кузнецов не отказывается от воплощения сложного содержания, связанного с проблемами бытия вообще, с философским аспектом осмысления действительности и ее лирическим переживанием. Его внимание направлено теперь на создание монументальных образов и поиски художественного синтеза. Очень важной для творчества Кузнецова была его попытка совместно с архитектором В. С. Сергеевым и скульптором А. Т. Матвеевым практически решить задачу синтеза искусств в оформлении дачи коллекционера Я. Е. Жуковского в Крыму (1907—1910). К идее • синтеза четырех видов искусства он вернется после революции, строя планы художественного оформления не отдельных частных -зданий, а целых городов, где бы все служило новому человеку, воспитывая его гстетическое чувство.
В период 1910-х годов Кузнецов совершает путешествия в заволжские степи, а затем в Бухару и Самарканд, и это помогает ему обрести жизненность содержания и свой новый глубоко индивидуальный стиль. Утвердить непреходящую ценность мира и человека — вот главная задача, которую ставит перед собой художник. Его захватывает величие жизни, особенно остро почувствованное наедине с природой в бескрайних просторах степей.
В патриархальной жизни Востока Кузнецов, испытавший потребность в непреходящих общечеловеческих ценностях, воспринял лишь то, что соответствовало его представлениям об идеале гармонического бытия человека и природы. Это послужило ему основой для создания лирических и одновременно возвышенных монументальных художественных образов. Он пишет картины, составившие Степную серию, своим стилем напоминающие древние фрески.
По признанию художника, «сама миражная монументальная природа Киргизии» оказалась ему глубоко созвучной. Широкие плавные линии пологих холмов, округлые силуэты кошар, легкие очертания крон одиноких деревьев — все это в глазах Кузнецова было полно поэтического очарования и большого смысла. На его полотнах периода 1910-х годов возникают серебристые аркады степного миража, подчеркивающие кажущийся куполообразным небесный свод; появляются голубые в утренних сумерках верблюды и рядом с ними — фигуры киргизок, изящные и строгие, как афинские коры; степь мыслится художником как целое мироздание, и степные кошары воспринимаются неотъемлемой частью самой природы.[15]
Художник отказывается от изображения развернутого сюжетного действия, он лишь намекает на него, стремясь подчеркнуть значительность происходящего.
Помимо картин жанрово-пейзажного характера, Кузнецов создавал портреты:скульптора А. Т. Матвеева (1912, ГРМ), архитектора В. С. Сергеева; а также натюрморты, отличающиеся поэтической трактовкой натуры и большой декоративностью: «Натюрморт с японской гравюрой» (темпера, 1912, частное собрание), «Натюрморт с сюзане» (1913, ГТГ), в котором отразились впечатления от народного искусства Востока; среди них—«Натюрморт с хрусталем на фоне пейзажа (Утро)» (1916, ГТГ) —одно из самых вдохновенных и светлых по настроению созданий художника.
Мартирос Сергеевич Сарьян (1880—1972) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1904) у В. А. Серова и К. А. Коровина.
В начале творческого пути Сарьян создает камерные произведения, в большинстве случаев сказочные по содержанию и декоративные по форме. Он находит свой стиль лишь в результате поездок в Армению (в начале 1900-х годов), а затем путешествий в Турцию (1910), Египет (1911) и Иран (1913).
Сарьян не был ориенталистом в общепринятом смысле. Армянин по национальности, он воспринимал Восток как родную стихию. Однако пребывание в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, обучение у Серова не только открыли ему глаза на русскую и западноевропейскую художественную классику, но и помогли по-новому, с особой остротой пережить и осмыслить специфику национального своеобразия и общечеловеческую ценность восточного искусства.
Сарьяна восхитили цельность, непосредственность и точность изображения в искусстве Древнего Востока. Он подчеркивал, что не примитивизм, а обоснованная творческая убежденность древних мастеров, породившая органичность и ясность стиля этого искусства, его поразила. Оно было воспринято Сарьяном как живое, действенное, современное, отвечающее тем
Важной специфической особенностью искусства Сарьяна является органическое сочетание в нем восточных и европейских художественных традиций: ярко выраженной декоративности и линейной перспективы как основы передачи пространства.
Так, узкая улица восточного города («Улица. Полдень. Константинополь») с немногими, едва намеченными фигурами благодаря уравновешенности всех цветовых масс и ясной перспективе стройно уходит вверх и в глубину, не подавляя зрителя. Несмотря на обычный день, она выглядит торжественно- праздничной, Контраст оранжевой от солнца мостовой, синих теней и темно-голубого неба, на фоне которого освещенные края крыш кажутся раскаленными докрасна, создает впечатление знойного полдня.
Произведение явилось результатом не только яркости и остроты зрительного восприятия, но и напряженной работы мысли. В нем реализованы навыки, полученные художником во время пребывания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его впечатления от восточных миниатюр и фресок и внимательные наблюдения реальной действительности.