Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа
Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.
Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Следующее по времени крупное произведение—«Купание красного коня» (1912, ГТГ, ил. 159) было воспринято многими современниками Петрова-Водкина как воплощение их мечты о монументальной картине нового типа. При всей видимой отвлеченности содержания в картине отразилось сложное переживание эпохи. Тревожное ожидание чего- то неведомого, готовность к подвигу во имя высоких идеалов гуманизма, жажда творческих дерзаний, сочетание крайнего напряжения всех чувств и всеоценивающего размышления— это лишь отдельные моменты возможной интерпретации данного художественного образа. Автор прибегает к изобразительной метафоре, стремясь выразить сложное многоплановое содержание. Благодаря обобщению, лаконизму изобразительного языка и эмоциональной патетике художественный образ вырастает до символа, приобретая героическое звучание. В картине «Купание красного коня» все строится на контрастах эмоциональных состояний, движения и покоя, объемности и плоскостности в трактовке форм и картинного пространства, напряженного сопоставления чистых, звучащих в полную силу цветовых пятен — красного, сине-зеленого, желтого. Гармония достигается в процессе преодоления диссонансов, рождая внутренний динамизм. Очень значительна роль силуэта, заставляющая вспомнить о древнерусских иконах, интерес к которым в это время в среде русской художественной интеллигенции стал очень велик. Сам образ юного всадника на -ярко-красном коне вызывает ассоциации прежде всего с Георгием Победоносцем в его народном понимании.
На пути создания большого монументального искусства одним из лучших достижений Петрова-Водкина явилась картина «Д е в у ш к и на Волге» (1915, ГТГ ил. 158). Жизненные наблюдения переработаны художником в глубоко поэтический художественный образ. Изображение крестьянских девушек в совре- 1(1—3150 менных одеждах на волжском берегу (жанровый сюжет) сообщает произведению конкретность, не снижая его до воспроизведения сцены из повседневности. Монументальность достигается общим характером композиции, строгой и необычно ритмически выразительной. Чистота и сила цветовых сочетаний синих, красных, розовых, желтых одежд, голубых воды и неба, четкость плавных певучих контуров, передающих легкие движения, найденность обобщенных силуэтов фигур делают это произведение одним из самых музыкальных и возвышенных по образному строю созданий Петрова-Водкина.
В картине органично переплетаются впечатления от искусства итальянского Проторенессанса с его чистотой красок, свежестью взгляда на мир и древнерусских фресок и икон XV—XVI веков со свойственными им принципами обобщения, выразительностью силуэтов и линейных контуров.
Ориентация на искусство больших мыслей и чувств, поиски того глубоко национального содержания, которое одновременно имеет и общечеловеческое значение, побудили Петро- ва-Водкина обратиться к образу материнства, занявшего центральное место в его творчестве. В картине «Мать» (1913, ГТГ) очень своеобразно используются традиции древнерусского искусства и отчасти Венецианова. Изображая русскую крестьянку, художник как бы приравнивает ее к традиционным образам мадонн. Вариант картины «Мать» (1915, ГРМ, ил. цв. XX) отличается большей жизненной конкретностью, иным пониманием формы. Художника увлекает передача объемов в соотношении с пространством интерьера; женский образ становится более теплым, лирическим, не утрачивая своей значительности.
В 1912—1915 годах Петров-Водкин неоднократно выступает с лекциями и докладами, пытаясь теоретически обосновать свои живописные поиски, уделяя основное внимание вопросам мастерства, проблеме цвета и формы, передачи пространства, формулируя свое понимание декоративности и психологичности живописи.
Откликом художника на события первой мировой войны была картина «На линии огня» (1916, ГРМ), малоудачная из-за отвлеченности в трактовке самого сюжета, казалось бы, вполне конкретного и даже социального.
Сложное содержание, явившееся результатом переживаний художника, вызванных смертью отца, а также философского аспекта восприятия мира, нашло воплощение в картине «Полдень» (1917, ГРМ). На фоне развернутой панорамы русской земли с ее полями, перелесками и деревнями запечат-лены важнейшие события из жизни крестьянской семьи, начиная с рождения ребенка и кончая смертью ее главы.
Прием изображения отдепьных последовательных этапов жизненного пути и одновременно почти космическая грандиозность зрелища жизни человека на Земле, отличающая это произведение, восходят как к западноевропейским художественным традициям (П, Брейгеля, например), так и к национальным древним фресковым росписям и житийным иконам. Золотые яблоки, изображенные на первом плане, подчеркивая грандиозность пространства, кажутся подобием двух солнц.
Подлинным шедевром Петрова-Водкина является картина «Утро» (1917, ГРМ), воспринимающаяся как фрагмент стенной росписи.
Поэтичность, глубокая человечность содержания— вечная тема материнства и благородная красота художественной формы делают его одним из самых серьезных достижений русского искусства 1910-х годов. Сияющая чистота по-утреннему свежих и радостных красок зеленой травы с голубыми тенями, красных, розовых и голубых одежд, темно-охристых загорелых тел, «лучезарность» живописи (по выражению художника) сообщают картине просветленный, жизнеутверждающий характер. Внутренняя сосредсточенность матери и кажущаяся на первый взгляд странной недетская серьезность ребенка оттеняют значительность происходящего, вносят в произведение строгость. Образы материнства, юности, непреходящей красоты жизн/ в картине Петро- ва-Водкина существуют в нерасторжимом единстве как выражение естественной гармонии бытия. Это тот идеал, который упорно и долго искал и, наконец, обрел художник. На этот раз претворение классических (проторе- нессансных) и исконных национальных традиций было особенно органично, отлившись в совершенно новое эстетическое качество, сообщившее картине подлинную народность.
Такие произведения, как «Мать», «Полдень», «Девушки на Волге» и другие, открывали новую эпоху в истории русского искусства в канун Великой Октябрьской социалистической революции. Еще в 1913 году «Правда» писала: «Для молодых художников зарождающийся демократический период — неоценимая сокровищница, из которой смелый и сильный талант возьмет все, чем богата жизнь и история».[23]
Таким образом, на протяжении предоктябрьского десятилетия в русском искусстве при всей сложности, большой внутренней противоречивости развития, в процессе преодоления кризисных явлений складываются многие крупные и яркие творческие индивидуальности.
В 1910-е годы, в условиях нарастания общественного подъема и оживления революционного движения, обращение к традиции передового русского искусства предшествующего периода носило настолько широкий характер, что это позволяет говорить о реализме как настоятельной творческой потребности, как о велении времени. В статье «Возрождение pea- лизма» говорилось: «Ныне демократическими кругами общества с большим интересом читаются именно реалисты... Излишне доказывать, что общественный сдвиг является в большой мере результатом подъема рабочего движения. Пролетариат — единственный класс в русском обществе, который вновь выдвинул жизненные задачи и цели... И вот, именно теперь художники-реалисты приобрели и приобретают большое общественное значение» («Путь Правды», № 5, 26 января 1914 г.).
В многотрудные, тревожные и знаменательные годы в русской живописи насчитывалась не одна когорта реалистов. Несмотря на то что теперь силы их были распылены, эти художники оставались носителями лучших традиций русской демократической культуры. Именно наличие мощной реалистической и демократической потенции составляло одну из отличительных особенностей русского искусства конца XIX — начала XX века, обусловленную спецификой исторической ситуации.
РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОМАНТИКА В СКУЛЬПТУРЕ
В начале XX столетия в русскую скульптуру вливаются героические мотивы, порожденные освободительным движением пролетариата и нарастанием первой революции в России.
Скульптурные мастерские Петербургской Академии художеств, где преподавали В. А. Беклемишев и Г. Залеман, процветал упадочный академизм, эклектизм. Но передовая молодежь упорно искала новых, прогрессивных путей в искусстве пластики.
В творчестве Голубкиной, Коненкова и других скульпторов новейшего времени начали складываться образы героев-борцов, цельные, могучие человеческие характеры, наиболее соответствующие самой природе скульптуры. Четкие архитектонические скульптурные построения приобретают ясный силуэт и живые пластические формы. Пристрастие к изображению неодушевленных предметов, драпировок и одежд ослабевает. Возрождается интерес к телу человека, к живым пластическим формам.
С. Т. Коненков (1874 — 1972) вошел в русскую скульптуру XX столетия как национальный художник, корни творчества которого вырастают из народного источника.
На средства, завещанные П. М. Третьяковым, Коненков по окончании Училища живописи, ваяния и зодчества совершил поездку в Рим, во Флоренцию. Здесь он увидел творения Микеланджело, ставшего его незримым наставником, его направляющим гением. В мраморах флорентийского мастера Коненков увидел поразительное выражение глубокого человеческого духа, дремлющего в тело, готового пробудиться к деятельности.
Дипломная работа Коненкова «Самсон» вызвала отрицательное отношение со стороны официальной Академии художеств. Идя от статуй «рабов» Микеланджело, Коненков создал изображение легендарного библейского героя, готового разорвать свои оковы. Скульптурная фигура, полная напряжения и порыва, как бы стремится вырваться из плена камня. Только немногие тогда поняли и оцепили эту работу. Среди тех, кто впервые почувствовал талант С. Т. Коненкова, был И. Е. Репин.
Решающее значение для рождения Коненкова-художника имели события 1905—1906 годов. Коненков стоял в ряду бойцов на московских баррикадах в дни Декабрьского восстания, сопротивляясь натиску Сумского гусарского полка. Молодой скульптор до глубины души предан был народу. Во всем облике человека скульптор запечатлел нравственную силу, непреклонную решимость. Могучая пластика «Ивана Чуркина», рубленного в камне сильными ударами скульптурного молотка, навеяна Микеланджело.
В том же 1906 году Коненков создает свою мраморную «Нике». Чистая, светлая улыбка озаряет девичье лицо. Скульптор посвятил свою работу первой революции в России. Чтобы выразить уверенность в конечном торжестве парода, он дал своему произведению имя греческой богини победы. Жизненный трепет, радость и обаяние юности запечатлелись в этой голове с поразительной силой. «Нике» Коненкова как бы сама излучает жизнь и свет. Лучезарная улыбка этой Виктории русской революции озарила собой все отечественное искусство того времени.
Резец скульптора приобретает в «Нике» небывалую нежность. Мягкими прикосновениями к мрамору мастер моделирует чистый лоб, живые смеющиеся глаза с тщательно вылепленными веками, полуоткрытый рот, щеки с ямочками, сообщая в то же время формам головы исключительную цельность. Глубина замысла, живость образа и совершенство исполнения сливаются здесь воедино, являя одно из лучших произведений русской скульптуры.
В «Славянине» (1906) Коненкова мы узнаем народившийся в России тип сознательного рабочего-демократа. Это молодой человек, вышедший из глубины народных недр, усвоивший уроки революционной борьбы, полный ясного, твердого ума и воли. Поражаем, кровное родство коненковского героя с Павлом Власовым Горького, с образами рабочих-революционеров, выведенных в повести «Мать». Голова «Славянина» дана Коненковым как цельная мраморная глыба. Скульптор как бы высвобождает из камня лицо человека со спокойными, зоркими, осмысленными .глазами, с твердо очерченными, волевыми губами. Ясные конструктивные формы лица, плотная обработка мрамора, доходящая до шлифовки, как нельзя более соответствуют характеру представленного здесь человека. «Славянин» Коненкова — это живое воплощение нравственного здоровья и готовой к решительным действиям силы парода.
«Коленопреклоненная» (1907) Коненкова — дань уважения скульптора всем тем, кто положил свою жизнь за народное дело в эпоху первой революции. Это его реквием соратникам и бойцам, свидетельство великой скорби, охватившей художника в дни поражения и реакции.[24]
Наряду с С. Т. Коненковым художником первой русской революции стала А. С. Голубкина (1864—1927), получившая подготовку в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Занимаясь затем у Родена в Париже, Голубкина заимствовала у него приемы живой, сочной конструктивной ленпки, составившие отличительные черты ее творчества. А. С. Голубкина не знала французского языка. Роден не говорил по-русски. Знаменитый мастер и скромная русская девушка объяснялись жестами, как немые. И все лее понимали друг друга. Видя талант и усердие своей ученицы, Роден не отказывался смотреть работы А. С. Голубкиной и давать ей необходимые советы. Всепоглощающий интерес к искусству сближал их обоих. Голубкина еще в студенческие годы вошла в круг революционной социал-демократической молодежи. В ее творчестве 1890— 1900-х годов запечатлен образ рабочего класса, вышедшего па арену истории. Таковы ее, «Железный» (1897), «Рабочий» (1900), «Идущий человек» (1903). В. Е. Маковский представил и своей «Вечернике» А. С. Голубкину в виде девушки-оратора, выступающей перед собравшимися с речью.
В «Идущем»,. Голубкина передавала языком пластики мысль о социальной возмужалости народа, идеи грядущей пролетарской революции. Традиционная нагота скульптурной фигуры приобрела у Голубкиной новый смысл. Она стала художественным олицетворением мужества и воинствующего гуманизма рабочего класса. Годен представил в своем «Идущем» человека без рук и без головы. Это был символ исторической слепоты человечества, шествующего вперед во мраке, без перспектив. Голубкина решила воссоздать в своем «Идущем» совершенно новые, революционные представления, несхожие с безнадежным пессимизмом Родена. «Идущий» Голубкиной — мыслящий, зрящий, сознательный человек. Шаг «Идущего» Голубкиной тверд, руки готовы к действию, весь он — живое олицетворение идеи борьбы, идеи революционного долга. Обнаженное тело «Идущего» — это настоящая, живая плоть человека, в котором живет неукротимый дух, чувство достоинства, воля к победе. Голубкина отказывается подражать античным образцам, Родену, кому бы то ни было. Для нее живое человеческое тело заключает в себе наибольшие художественные возможности. Голубкина передает характерные пропорции мужской фигуры, увиденные в натуре, простые, строгие формы головы. Энергичная ленка «Идущего» хранит следы упорной работы художника-скульптора с натуры. Аллегорическое изображение создается Голубкиной целиком на основе, жизненных наблюдений. Оно не имеет внешних соприкосновений с искусством XVIII— начала XIX века. «Идущий» — это смелая попытка создания нового реалистического стиля, связанного с героикой пролетариата, с новой действительностью, где уже созревали идеи пролетарской социалистической революции.