Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа
Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.
Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Картины Сарьяна 1910-х годов независимо от сюжетов воспринимаются как части одной большой серии, связанные не столько тематически, сколько общей эстетической концепцией и выраженным в них миросозерцанием художника. Для Сарьяна все, попадающее в поле зрения, это отдельные проявления единого процесса становления жизни в ее красочном великолепии и разнообразии форм. Этим объясняется и характерное для его творчества тех лет равноправие различных жанров: пейзажа (обычно включающего бытовые элементы), натюрморта, портрета.
Картина «Финиковая пальма» по праву считается одним из значительных произведений Сарьяна. Художник, как всегда, лаконичен. Перед нами как бы случайно увиденная сцена из повседневной жизни египтян. Однако при этом сразу захватывает приподнятость настроения, которым проникнуто это полотно, поражает отобранность не только каждой детали, но каждого цветового пятна, каждого мазка. На фоне обобщенно трактованных невысоких жилищ — фигуры трех сидящих людей и одного, едущего мимо на ослике. Справа внизу — попавшая в кадр характерная голова верблюда и над всем величественная крона финиковой пальмы, венчающая изображение. Она завершает композицию, сообщая ей торжественную строгость и праздничность. Этому служат и звучные сочетания золотисто-оранжевого и сине-голубого, объединенные сине-зеленым цветом листьев пальмы, а также вертикальный формат холста.
Лаконичность изобразительного языка, обобщенность форм, использование больших красочных плоскостей, плотность цвета, четкая построенность — все это вместе взятое способствует монументализации художественного образа.
При этом жизненность изображения такова, что все кажется непосредственно написанным с натуры. Однако это произведение, как и другие работы Сарьяна 1910-х годов, писалось в мастерской, по памяти. Это — синтетический образ Египта, в котором художник воплотил не только свои представления о современном Востоке, но и свои размышления о мире и жизни в целом, свое оптимистическое утверждение бытия (в этом у Сарьяна очевидная близость с П. Кузнецовым).
Большой живописной красотой, жизненной убедительностью при исключительном декоративном эффекте отличаются натюрморты Сарьяна («Натюрморт. Зеленый кувшин и букет», к., темпера, 1910, ГТГ, ил. 148). Они поражают отточенностью штриха и отобранностью каждого цветового пятна, убедительно верно передающих натуру: сверкающие световыми бликами золотисто-оранжевые или черно-синие гроздья винограда, керамические сосуды разнообразной формы, яркие цветы.
Портреты Сарьяна при общей большой декоративности обладают несомненной остротой характеристик, иногда даже своеобразной романтической патетичностью (автопортрет, темпера, 1909, ГТГ). Стремление к монументализации образа человека, уподобление станкового произведения фрагменту фрески ощутимы в картине «Голова девушки» (к., темпера, 1912, ГТГ), где изображение дано крупным планом.
Сарьяна всегда отличала радостная вера в жизнь, в человека, его творческие возможности. Он был убежден, что «произведение искусства — само результат счастья, то есть творческого труда. Следовательно, оно должно разжечь в зрителе пламя творческого горения, способствовать выявлению присущего ему от природы стремления к счастью и свободе».
Николай Николаевич Сапунов (1880—1912) также учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1893—1901) у И. И. Левитана и К. А. Коровина, затем в Академии художеств (где числился еще в 1911 году).
Интересны и своеобразны картины художника на темы театральных постановок («Голландка Лиза», темпера, 1910; «Турецкая церемония», 1911; «М истическое собрание» («Балаганчик») (1909, все ГТГ). Их отличают свойственные Сапунову тонкое чувство стиля, богатство фантазии, декоративная выразительность; иногда в них четко проступает ироническое отношение к изображаемому («Мистическое собрание»).
В натюрмортах Н. Н. Сапунова изображены чаще всего изысканные фарфоровые вазы с пышными бумажными цветами. В этих эффектных произведениях, необычайно богатых по колориту, в самом методе работы, особенностях видения, образном строе ярко проявляется опыт театрального художника. Они театральны в своей праздничной декоративности, патетике цвета, характере композиции, освещения, даже в двойственности впечатления, которое производит своеобоазная «жизнь» искусственных цветов.
Основным средством художественного выражения у Сапунова служит колорит. При этом увлечение декоративной выразительностью цветовых пятен не приводит к отказу от сюжета. Наоборот, последний играет большую роль в произведениях Сапунова, навеянных как театральными впечатлениями, так и явлениями современности.
Среди зрелых работ Сапунова особенно выделяется неоконченная жанровая картина «Чаепитие» (1912, ГТГ, существует несколько вариантов). Воссоздавая на полотне атмосферу уродливого мещанского существования, художник одновременно выражает свое саркастическое отношение к нему. Он нарочито искажает формы, доводя изображение до гротеска. Сапунов использует эскизность ма^ неры, сознательную небрежность изображения, являющиеся приемом «игры», мистификации зрителя, к которым он прибегал в театральных картинах. Но на этот раз своеобразный живописный фарс служит раскрытию определенного социального содержания.[16]
Николай Петрович Крымов (1884—1958) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1911, с архитектурного отделения был переведен на живописное в 1907 году).
Творческая индивидуальность Крымова формировалась сложно и своеобразно. Вначале он много работал с натуры, увлекаясь пленэрными задачами, создавая лирические картины («К в е с н е», 1907; «Крыши под снегом», 1906, обе ГТГ). Позднее у Крымова проявляется интерес и к традициям классического европейского пейзажа («Рассвет», 1912, ГТГ), а также к наследию А. И. Куинджи. Известную дань художник отдал увлечению народным искусством с его красочностью и своеобразными приемами образного воплощения. Это помогло ему достичь декоративной выразительности и большого художественного обобщения впечатлений от натуры («Желтый сарай», 1909, ГТГ).
Поиски живописного синтеза, интерес к цвету, четкой обобщенной форме изображаемых объектов соединились у Крымова с романтически взволнованным мироощущением, которое определило собой и свойственные художнику переживания природы и передачу общей атмосферы времени. Крымов часто изображает надвигающуюся грозу, нависшие тучи, бурные порывы ветра, что особенно характерно для конца 1900-х — начала 1910-х годов («Ветреный день. Бык», 1908, ил. 155; «Туча», 1910, обе ГТГ). Его продолжают привлекать и пленэрные задачи, сложные эффекты освещения, хотя он и передает их по памяти, а не с натуры.
Крымов—очень тонкий и большой поэт пейзажа, и это — главная отличительная особенность его творчества раннего периода, независимо от той живописной манеры, в которой он пробует свои силы. Иногда на протяжении одного и того же года художник создает весьма различные по характеру произведения, но их неизменно объединяет поэтичность видения и переживания природы.
В картине «После весеннего дождя» (1908, ГРМ), написанной в светлых и ярких тонах с импрессионистической свежестью, крыша и стены небольшого домика, зелень лужайки и кустов — все омыто недавним дождем и озарено солнцем, под которым сверкают еще невысохшие каппи. Самому миру и его восприятию словно возвращены первозданная ясность и чистота. Зеленая земля, голубое небо с празднично яркой радугой — это подлинные чудеса природы, заново открытые, дарящие ничем не омраченную радость жизни: они словно увидены глазами девочки в белом платье, выбежавшей из дома. Отсюда и незатейливость сюжета и та простота, с какой изображен этот «кукольный домик».
Только что отмеченное — один из приемов изобразительной поэтики Крымова тех лет, неоднократно им использованный. Полотно «Ветреный день. Бык», того же года, построено на резких контрастах освещения и сопоставлении яркого зеленого цвета с почти белым и черным. Произведение наполнено порывами ветра, движением клубящихся облаков, пылью над дорогой, резкими жестами людей и бегом животных. В то же время ему присуща своеобразная декоративность. В образном строе картины большую роль играют выразительность линий и силуэтов, сопоставление цветовых масс и цветовых плоскостей, акцентирование самой поверхности холста, на котором сделано изображение. В произведении проявились свойственное Крымову чувство юмора, склонность к иронии.
Казалось бы, художник стремился к героизации образа природы, отсюда—столько места отводилось небу, строго расставлялись деревья; однако откровенная шаржирован- ность в трактовке фигурок людей и животных исключает какую-либо романтическую патетику.
Отстраненность восприятия, элемент эстетической игры — черты, характерные для художественного мышления многих современников Крымова,— находят отражение как в этой, так и в ряде других его работ. Интересно, что, по свидетельству знавших Крымова людей, в быту он часто предпочитал быть сатириком, а не лириком.
Стремление к созданию синтетического, внутренне значительного художественного образа наиболее отчетливо сказалось в картине «Туча» (1909, ГТГ), этим же обусловлен и ее большой формат. Композиционным фокусом произведения является белое здание в глубине пейзажа, на фоне парка. Темно-синяя вода в зеленых берегах, темно-золотистая рожь слева, темно- и светло-зеленые кусты и деревья, еще более глубокого тона, чем вода, синяя туча в глубине написаны обобщенно, большими цветовыми массами. Художник использует звучные, различной интенсивности, в зависимости от освещения, красочные тона, прекрасно согласованные друг с другом. Композиция строится параллельными горизонтальными планами, сообщающими изображению строгость и уравновешенность, почти торжественность.
Другое полотно с тем же названием («Туча», 1910, ГТГ) — небольшого размера, решено совершенно по-другому. Это камерное по художественному образу произведение. Для него характерен резкий контраст освещенных— светло-желтых — поверхностей земли и дома с темными массами деревьев, из-за которых виднеется синяя туча. На этот раз художник вводит в пейзаж изображение телеги с лошадью, фигуры человека возле дома и сложенных в стороне бочек, которые переданы подчеркнуто объемно и материально.
В 1909 — начале 1910-х годов в произведениях Крымова усиливаются жанровые мотивы. Он обнаруживает стремление к передаче национальной самобытности, интерес к народной жизни. Таковы картины «Московский пейзаж. Радуга» (1910-е годы) с изображением московской улицы и детей, гуляющих в омытом дождем сквере, «Новый трактир» (1909, обе ГТГ).
В конце рассматриваемого периода Крымов вновь обращается к изучению живой природы, работает с натуры, что сообщает его произведениям большую полноту ощущения жизни («Перед закатом», 1917, частное собрание).
Очень серьезное значение имели теоретические обобщения художником своих практических открытий в живописи. Здесь большую роль сыграло также изучение произведений И. И. Левитана. Крымова еще при первом знакомстве с работами Левитана поразило сочетание в его картинах «материальности, воздушности и правдивости» в изображении природы. В основе этого лежало умение Левитана найти общий тон. В том же плане сильное впечатление на Крымова произвели картины И. Е. Репина и К. А. Коровина.[17]
Уже в ранний период творчества, работая над тем или иным произведением, Крымов много внимания уделял поискам общего тона. «Тоном в живописи я называю,— писал он позже,— степень светосилы цвета, а общим тоном — общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня». По его мнению, «живопись — это передача видимого материала тоном плюс цвет». Он утверждал, что «верное видение тона более важно, чем видение цвета, потому что ошибка в тоне дает неверный цвет».
Увлечение примитивизмом было типично для ряда представителей «Бубнового валета» (1910—1911), которой на короткий период объединил художников, весьма различных в своем отношении к искусству. Их творчество было реакцией на импрессионизм, символизм «Голубой розы», эстетическую концепцию «Мира искусства) . Одновременно бубнововалетцы выступали и против традиций критического реализма второй половины XIX века, отказываясь, в частности, от социальной направленности творчества. Они стремились, казалось бы, к утверждению реального мира в его предметном существовании, акцентируя в образном строе произведений — натюрмортов, пейзажей, портретов, обычно лишенных психологизма, в первую очередь, остроту эмоционально-чувственного начала. Однако сама «вещность» в этом случае понималась абстрактно, была чисто иллюзорной, кажущейся, лишенной того ощущения материальности мира во всей его жизненной полноте, которое свойственно реалистическому искусству. Передача реальной плоти жизни, как правило, не входила в задачу живописцев «Бубнового валета».
Обращение к народному творчеству у этих художников имело неадекватный, а подчас и внутренне противоречивый характер. В нем сказались также поиски здоровых жизненных и эстетических начал и открытие художественной ценности таких его видов, как лубок, росписи подносов, по крайней мере в плане заключенных в них декоративных возможностей. Так, у Машкова и Куприна отзвуки народного искусства, выраженные средствами высокопрофессиональной живописи, ощущаются в ряде великолепных в своей декоративности и яркой красочности натюрмортов. Однако творческое использование достижений народного искусства подчас подменялось «игрой» в примитив, сводилось к упрощению и искажению свойственных ему приемов из бражения, являлось вызывающим отрицанием профессионализма. Это не может не вызвать протеста, так же как и сама тенденция забвения всех предшествующих завоеваний человеческой культуры.
В целом отказ от глубокой идейности содержания и использования традиций классического искусства, характерный для «Бубнового валета», суженность аспекта восприятия, ограниченность и отвлеченность эстетического мышления — наиболее уязвимые черты его адептов. Наряду с увлечением примитивизмом, в «Бубновом валете» имело место влияние кубизма, футуристических идей, индивидуалистического, анархического бунтарства. Все эти тенденции обнаруживались и усиливались в ходе идейно-художественной борьбы и вскоре привели к творческому размежеванию участников объединения.[18]
Позже Кончаловский вспоминал: «Основывая «Бубновый валет», наша группа ничуть не думала «эпатировать буржуа»... ни о чем, кроме живописи, решений своих задач в искусстве, мы тогда не думали. «Идеология» пришла позднее, когда в 1912—1913 годах, после раскола, «Бубновый валет» стал устраивать диспуты в Политехническом музее и к нам примкнули футуристы.