Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа
Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.
Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Дело было в том, что при самом основании «Бубнового валета» не все мы относились к искусству одинаково. Яркие живописные дарования Ларионова и Гончаровой, естественно, делали их нашими союзниками, но в отношениях к искусству у нас была большая разница. Машков, Куприн, Лентулов и я — мы относились к живописи с какой-то юношеской страстностью и бездумностью, с полнейшей незаинтересованностью в материальном смысле. А группа Ларионова, Гончаровой и тогда уже мечтала о славе, известности, хотела шумихи, скандала. От этого произошел у нас так быстро раскол. Ларионов, Гончарова и другие вышли из «Бубнового валета» и организовали свое, более «левое», объединение «Ослиный хвост».
Петр Петрович Кончаловский (1876—1956) получил образование в Академии художеств (1898—1907) в мастерской П. О. Ковалевского. До этого он две зимы (1896—1897) учился в Париже в академии Жулиана, где преподавали Бенжамен-Констан и Жан-Поль Лоране. Большое значение для Кончаловского имело его приобщение через посредство В. И. Сурикова к эстетическим воззрениям П. П. Чистякова, особенно в области колорита. При этом Кончаловский обладал яркой индивидуальностью. Темпераментный живописец уже в ранних работах стремился передать свою жадную любовь к жизни, к материальному миру.
В творческом формировании Кончаловского серьезную роль сыграли не только традиции русского реализма, но и глубокая приверженность к мировой художественной классике — произведениям Веронезе, Тициана, Тинторет- то, Эль-Греко, Веласкеса, которые он всегда жадно изучал в музеях и картинных галереях (Эрмитаже, Прадо, Лувре). Эти впечатления вместе с огромным жизнелюбием помогли Кончаловскому сохранить и развить лучшие стороны своего дарования, несмотря на соприкосновение с самыми различными эстетическими направлениями.
В его ранних пейзажах чувствуется воздействие внутреннего драматизма и напряжения творчества Ван Гога. Художника заинтересо-вали и живописные опыты Сезанна. Однако уже в самом начале 1910-х годов у Кончалов- ского вырабатывается собственный творческий метод, складывается живописная система.
В результате поездки в Испанию (1910), предпринятой совместно с Суриковым, Кон- чаловский создает ряд рисунков и картины «Бой быков» (1910, несколько вариантов), «Матадор» (1910, частное собрание), портрет матадора Мануэля Гарта (1910, ГТГ). Последнее произведение— своеобразный портрет-тип. Художника увлекла незаурядность натуры матадора — его сила, отвага, темпераментность, однако в трактовке образа и творческих приемах сказалась некоторая упрощенность при несомненной выразительности напряженного цвета.
В портрете Г. Б. Якулова (1910, ГТГ) Кончаловский достигает яркой, хотя и одноплановой характеристики человека, используя немногие черты его внешнего облика, заостренные им почти до гротеска, и типические детали обстановки. Лапидарно трактованные и уплощенные формы, насыщенность резко очерченных цветовых пятен — зеленого, коричневого, белого — способствуют созданию сильного декоративно-монументального эффекта, причем монументальность заключается в самой повышенной экспрессивности художественного образа, наделяющей его своеобразной значительностью. Недаром это произведение получило высокую оценку В. А. Серова.
Кончаловский пишет натюрморты, пейзажи. Многие из них поражают почти физическим ощущением жизненных сил. В картине «Сиена. Порта Фонтебранда» (1912, ГРМ) мощно вздымающиеся здания словно вырастают из тяжелых пластов земли. Обобщенность объемных форм, переданных перетеканием цветовых планов, напоминая о живописных приемах Сезанна, служит выявлению могучих сил природы. Этому способствуют плотность живописи, шероховатость фактуры. В лучших произведениях художник достигает большой остроты пластического переживания, в основе чего лежит яркость впечатлений от натуры, от реального мира. Он как бы стремится выявить квинтэссенцию физического существования. В этом смысле типичен натюрморт «С у х и е краски» (1912, ГТГ), в котором изображены стеклянные банки с красками и кисти на рабочем столе. Показательно, что, даже прибегая к такому сомнительному приему, как коллаж, художник использует реальные этикетки с названиями красок, оттеняющие интенсивность цвета, передающего соответствующие же краски в банках.
«Дело в том, что всякая наклейка в живописном произведении заставляет страшно повышать тон живописи, доводить его до полнейшей реальности... Из удовольствия спорить с действительностью, добиваться осязаемой передачи вещности предметов, отнюдь не впадая в натуралистические крайности, я делал эти наклейки, и, уж конечно, не для изумления зрителей,— писал художник.— Было, конечно, много молодых увлечений, крайностей, но все они прошли, а то, что ценно и нужно, чего добивались,— хорошая живопись осталась...»[19]
В натюрморте «Агава» (1916, ГТГ) все внимание сосредоточено на сопоставлении различных по форме, цвету, фактуре и значению предметов. Несмотря на некоторое заострение геометрической четкости форм и объемов, мы ощущаем, что именно разнообразие реального мира в его предметной конкретности увлекало Кончаловского. В этом его принципиальное отличие от кубистов с характерным для них стремлением к рационалисти ческой отвлеченности и конечному уничтожению предметной целостности. Используя звучность цветовых пятен — зеленого, красного, желтого, синего.- -ритмическую выразительность композиции, а также акцентируя плоскость холста, на которой располагается изображение, художник достигает сильного декоративного эффекта.
В процессе аналитического исследования предметного мира и темпераментного воссоздания его на полотне Кончаловский открывал для себя все новые и новые стороны существования материальных объектов. Мощное жизнелюбие, пафос созидания самой живописной материи, из которой «формуются» все детали изображения, сообщили его «Верстаку» (1917, собственность семьи художника) своеобразный живописный «симфонизм», Выбор точки зрения снизу, особая торжественность в расположении рабочих инструментов и бытовых предметов вокруг верстака, звучность цвета — золотисто-оранжевого, синего, зеленого, голубого, сиреневого — способствуют преображению самой обыденной и прозаической действительности, наделяют ее своеобразной праздничностью.
Художник радостно прославлял жизнь, исполненную смысла и значения в своих, казалось бы, даже самых несложных проявлениях. И это самая сильная сторона творчества молодого Кончаловского. Позже, отмечая именно эту особенность искусства Кончаловского, Луначарский писал: <Нам нужна радость, нужны элементы... ощущения биения здоровых сил — они необходимы для нас и даже, может быть, особенно необходимы именно потому, что мы находимся в жестокой борьбе».[20]
Кончаловский шел путем поисков и открытий, никогда не изменяя своей жадной любви к жизни. Постепенно художник, по собственному признанию, «отошел от сезанновского метода последовательного закрашивания планов, потому что он был окончательно изжит. Им и надо было овладеть для того, чтобы потом отбросить его как школьный урок во имя непосредственной простоты подхода к природе».
Будучи новатором в живописи, Кончаловский ориентировался на высокое классическое искусство, особенно эпохи Возрождения. Это ярко проявилось после Октября, сказавшись, в частности, в его концепции портрета. «Я ...всегда стремлюсь найти стиль изображаемого человека, открыть в нем общечеловеческое, потому что мне дорого не внешнее сходство, а художественность образа. Общечеловеческого и ищу я прежде всего в оригиналах моих портретов. И в этом мне много помогают великие мастера эпохи Возрождения, умевшие создавать вечно притягательные портреты каких-то совершенно неведомых нам людей... Разумеется, форма и цвет всюду существуют по одним и тем же законам, но никак не значит, что к человеку можно относиться в живописи так же, как к бутылке какой-нибудь. И мне очень странно слышать обвинения в на- тюрмортности, предъявляемые... к моим портретам. Они могут быть несовершенны по живописи... но это совсем не потому, что я и теперь подхожу к человеку с точки зрения вещности природы. Это кончилось еще «Скрипачом», в 1918 году. В портретах, написанных до той поры, я действительно искал вещности, натюрмортности, потому что искал ее во всем». Воззрения Кончаловского на искусство приобретали все большую широту, а произведения— полноту отражения жизнерадостного восприятия мира во всем его многообразии и материальной чувственной конкретности.
Жаждой радостного жизнеутверждения было в значительной мере отмечено и творчество Машкова.
Илья Иванович Машков (1881—1944) вышел из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он обладал ярким талантом, наиболее полно раскрывшимся в натюрмортах и отчасти в портретах.
Машков тяготел к преувеличениям, большим масштабам. Плоды и фрукты приобретают на его полотнах гигантские размеры, словно олицетворяя силы земного плодородия. Такому впечатлению в ряде случаев, однако, мешают некоторая отвлеченность от сути предметов, сосредоточенность внимания художника на передаче цвета и формы («Фрукты на блюд е», 1910, ГТГ), объемности и материальности («Натюрморт с камелией», 1 91 3, ГТГ). Машков стремится к еще большей жизненной конкретности, выявлению самой плоти изображаемых предметов, что наметилось уже тогда в его лучших произведениях («Тыква», 1914, ГТГ), однако в портретах ему это не удается.
В портретах в то время он часто использует неожиданные сопоставления изображения человека с предметами антуража, почти уравнивает то и другое в своем значении, что исключает возможность какого-либо психологизма. Подобное явление — следствие общего кризиса буржуазной культуры, начавшегося процесса дегуманизации искусства, оказавших воздействие на творчество бубнововалетцев. Исходя из внешней характеристики облика модели, Машков сознательно заостряет отдельные черты, особенности позы, манеры держаться, порой нарочито огрубляя формы. Иногда это приобретает характер гротеска (портрет дамы с фазанами, 1911, ГРМ). Он стремится к декоративности общего решения и внутренней напряженности художественного образа. Таков, например, портрет мальчика в расписной рубашке (1909, ГРМ). Причем красные цветы фона (очевидно, части узора ковра, вышивки или обоев) неожиданно выступают вперед, споря своей условной, кажущейся жизненностью с жизнью человеческого образа, переданной напряженной позой и взглядом исподлобья.
Порой в портретах Машкова проявляется и увлечение своеобразной мистификацией, граничащей с откровенной буффонадой (портрет Киркальди, 1910, ГТГ). При этом утрачиваются самоценность и в какой-то мере реальность человеческого образа.
После революции искусство Машкова становится значительно строже и объективнее, художник с большой ответственностью следует натуре, работает он в это время главным образом в области натюрморта.
Александр Васильевич Куприн (1880—1960) также был воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он создавал натюрморты, пейзажи. Его увлекала задача выявить своеобразие формы и цвета, передать соотношение объемов и окружающего пространства г1ри изображении обычных бытовых предметов, открыть таящиеся в них поэзию и красоту. Смело компонуя свои натюрморты, художник часто соединял в них сосуды и плоды на фоне расписных подносов («Н атюрморт с синим подносом», 1914, ГТГ, ил. 151), изображал излюбленные бумажные цветы. Он сообщал своим произведениям приподнятое настроение, радуясь звучным цветовым аккордам (красного перца, синего подноса или зеленой и желтой тыкв — «Т ыкв а», 1912, ГТГ) и ритмической выразительности очертаний (не только плодов, но и стройного кофейника, круглой тарелки), раскрывающихся ему в процессе неожиданных сопоставле-ний, казалось бы, привычных, хорошо знакомых предметов.
В ряде случаев он создавал «тематические натюрморты», например вдохновенно повествующие о предметах, находящихся в мастерской художника. Таков большой «И а т ю р- морт с тыквой, вазой и кистями» (1917, ГТГ), отличающийся музыкальностью цветовых отношений изображенных предметов и общего ритмического строя композиции, это произведение — своеобразная лирическая поэма, воспевающая орудия труда живописца.
В пейзажах Куприна преобладают эпические ноты, тенденция к созданию обобщенных, значительных образов («Пейзаж. Метона», 1914; «Подмосковный завод», 1915, оба ГТГ).
Кончаловский, Машков, Куприн в зрелый период творчества отказываются от увлечений сомнительными экспериментами в духе кубизма, использования коллажа и примитивизма, чему порой они отдавали дань в начале своего творчества. Мечта о прекрасном в жизни, тяготение к сильному, духовно цельному и поэтическому искусству — вот то, что прежде всего служит подтекстом творческих исканий названных художников, ставших позже видными мастерами советской живописи. Для них пребывание в «Бубновом валете» было лишь временным, преходящим, отражающим определенный этап творческих поисков.
С «Бубновым валетом» в своих творческих истоках связаны А. В. Лентулов (1882—1943), Р. Р. Фальк (1886—1958), В. В. Рождественский (1884—1963), А. В. Шевченко (1882—1948), А. А. Осмеркин (1892—1953).
К числу художников, имевших прямое отношение к этому объединению, принадлежали М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова. Для них губительным было самодовлеющее увлечение художественной модой дня. Ларионов и Гончарова отдали дань буквально всем современным им эстетическим тенденциям, поочередно переходя от увлечения примитивом к лучизму, кубизму, футуризму и так далее.[21]
Михаил Федорович Ларионов (1881 — 1964) — один из основателей объединения ((Бубновый валет», давший ему это эпатирующее название. Он писал пейзажи, натюрморты, портреты, как театральный художник был участником дягилевских антреприз,
В период 1907—1911 годов Ларионов создает солдатскую серию («Отдыхающий с о л д а т», «Утро в казарме», обе ГТГ; «Сидящий солдат», частное собрание, Париж). В изображении солдат использованы приемы примитивных рисунков, с нарочитой брутальностью, безграмотностью подписей и так далее.
В декларациях эта тенденция провозглашала тяготение к «здоровому варварству».
В 1910-е годы художник увлекся лучиз- мом —разновидностью абстракционизма.
Наталья Сергегвна Гончарова (1881 —1962) писала пейзажи, натюрморты, театральные декорации. Однако центральное место в ее творчестве рассматриваемого периода принадлежит крестьянской теме.
В ранних работах в какой-то мере сказываются реалистические традиции («Р ы б н а я ловля», 1908, ГТГ). В начале 1910-х годов у Гончаровой наметились тенденции к декоративности, яркой красочности, монументализа- > ции образов; усилилось увлечение примитивизмом (картины «Мытье холста», 1910, «Купанье лошадей», 1911, обе ГТГ) — резкими обобщенными и огрубленными формами, искажением пропорций. Подобные приемы в ее представлении должны были служить выражению почти первобытных, не затронутых буржуазной цивилизацией вкусов. Во всем этом было много надуманного, нарочитого, а иногда почти отталкивающего («Крестьяне, собирающие яблоки», 1911, ГТГ).